Рабочая программа по биологии 7 класс.В.Б.Захаров,Н.И.Сонин.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии, концентрический курс В.Б.Захаров, Н.Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass_rab.programma.docx | 169.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Особенности живых организмов. Отличия их от тел неживой природы. Уровни организации живой природы.
- Особенности строения прокариот. Их роль в природе и жизни человека
- Особенности организации грибов.
- Характерные признаки Царства Растений. Особенности строения и жизнедеятельности представителей царства растений. Многообразие видов. Приспособления растений к жизни в различных условиях среды. Роль в природе и жизни человека.
- Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
- Особенности строения и жизнедеятельности вирусов как неклеточных форм жизни, их роль в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
- логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
- находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,
- различать группы растений и животных, их принадлежность отдельных растений к определенной систематической группе.
В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
результатами изучения курса «Биология» в 7 классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
-Использование дополнительных источников информации.
-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Содержание учебного предмета
Введение.
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.
Часть1. Царство прокариоты
Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.
Часть 2. Царство грибы
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).
Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам. Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жиз недеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.
Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
Часть 3. Царство растения
1. Общая характеристика царства растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
2.Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки. Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе. Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение. Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.
3.Высшие растения
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений. Особенности их строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое значение. Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Часть 4. Царство животные
Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе. Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.
Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль природных сообществ.
Тип Плоские черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение. Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.
Тип Моллюски
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Членистоногие
Особенности организации членистоногих. Происхождение членистоногих. Многообразие пилон. Основные классы. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности
строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.
Класс Рыбы. Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.
Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,Настоящие звери.
Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, хищные звери, гидробионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.
Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.
Часть5. Царство вирусы
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.
Календарно-тематический план
№/№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | |||
Планир. | Фактич. | ||||||
Контр. работы | Развитие речи | Лабор.и практич. работы | |||||
I | Введение | 3 | |||||
1 | Мир живых организмов | 1 | |||||
2 | Ч.Дарвин о происхождении видов. | 1 | |||||
3 | Многообразие организмов и их классификация | 1 | |||||
II | Царство Прокариоты | 3 | |||||
4 | Общая характеристика и происхождение прокариот | 1 | |||||
5 | Подцарство оксифотобактерии: особенности организации, роль в природе и жизни человека | 1 | |||||
6 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
III | Царство Грибы | 3 | |||||
7 | Царство Грибы, особенности организации. | 1 | |||||
8 | Отдел Настоящие Грибы | 1 | |||||
9 | Отдел Лишайники. | 1 | |||||
IV | Царство Растения | 17 | |||||
10 | Общая характеристика Царства растений Общая характеристика водорослей. | 1 | |||||
11 | Размножение и развитие водорослей. | 1 | |||||
12 | Многообразие водорослей, их роль в природе. | 1 | |||||
13 | Общая характеристика подцарства .Высшие растения. | 1 | |||||
14 | Отдел Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | |||||
15 | Отдел Плауновидные, Хвощевидные. | 1 | |||||
16 | Отдел Папоротниковидные. | 1 | |||||
17 | Отдел Голосеменные растения. Многообразие Голосеменных, роль в природе. | 1 | |||||
18 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
19 | Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение. | 1 | |||||
20 | Размножение покрытосеменных. | 1 | |||||
21 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные . | 1 | |||||
22 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. | 1 | |||||
23 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. | 1 | |||||
24 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные | 1 | |||||
25 | Класс Однодольные. Семейство Злаки и Лилейные. | 1 | |||||
26 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
V | Царство Животные | 36 | |||||
27 | Общая характеристика Царства Животные. | 1 | |||||
28 | Особенности организации простейших, их классификация. | 1 | |||||
29 | Многообразие Одноклеточных, их значение. | 1 | |||||
30 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
31 | Подцарство Многоклеточные, особенности организации. | 1 | |||||
32 | Особенности организации Кишечнополостных. | 1 | |||||
33 | Многообразие кишечнополостных. | 1 | |||||
34 | Особенности организации Плоских червей. | 1 | |||||
35 | Плоские черви-паразиты. | 1 | |||||
36 | Тип Круглые черви | 1 | |||||
37 | Кольчатые черви. | 1 | |||||
38 | Класс Многощетинковые и Малощетинковые. | 1 | |||||
39 | Особенности организации Моллюсков. | 1 | |||||
40 | Особенности организации Членистоногих. | 1 | |||||
41 | Ракообразные, их многообразие. | 1 | |||||
42 | Класс Паукообразные, их многообразие. | 1 | |||||
43 | Класс Насекомые, особенности их строения и жизнедеятельности | 1 | |||||
44 | Размножение и развитие насекомых. | 1 | |||||
45 | Многообразие насекомых, их значение в природе и для человека. | 1 | |||||
46 | Особенности организации Хордовых. Бесчерепные животные. | 1 | |||||
47 | Подтип Позвоночные. Класс Рыбы. | 1 | |||||
48 | Основные группы рыб, их роль в природе. | 1 | |||||
49 | Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | |||||
50 | Размножение и развитие земноводных | 1 | |||||
51 | Контрольный тест | 1 | 1 | ||||
52 | Класс Пресмыкающиеся. | 1 | |||||
53 | Многообразие пресмыкающихся. | 1 | |||||
54 | Класс Птицы. | 1 | |||||
55 | Особенности организации птиц, связанные с полетом | 1 | |||||
56 | Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. | 1 | |||||
57 | Класс млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных животных. | 1 | |||||
58 | Класс Млекопитающие | 1 | |||||
59 | Класс Млекопитающие | 1 | |||||
60 | Класс Млекопитающие | 1 | |||||
61 | Обобщающий урок | 1 | |||||
62 | Вирусы | 1 | |||||
Повторение и обобщение курса | 8 | ||||||
63 | Повторение. Прокариоты. | 1 |
| ||||
64 | Повторение. Грибы. | 1 | |||||
65 | Повторение. Лишайники. | 1 |
| ||||
66 | Повторение. Растения. | 1 | |||||
67 | Повторение. Позвоночные | 1 | |||||
68 | Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
69 | Обобщающий урок | 1 | |||||
70 | Летние задания | 1 | |||||
Итого | 70 | 5 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
Сонин, Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – (УМК «Сфера жизни»).
Сонин, Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина. « Биология. Многообразие живых организмов» / Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...