рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass.docx60.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Рабочая программа

по биологии

степень обучения 9 класс

количество часов 68

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 9 класс   по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. 

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов,  2 часа в неделю.

Учебник: Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко  – М.: Просвещение, 2015. -143 с.

Цели и задачи: биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков.

Образовательные цели:

- познакомить с основными проблемами, которые призван решать курс;

-подчеркнуть жизнепригодность содержания курса, значимость полученных при его изучении знаний за пределами школьного образования;

-дать представление о системности как ведущем принципе научного познания, раскрыть сущность основных методов естественных наук.

Развивающие:

-способствовать развитию мотивации, интереса к новому разделу «Биология. Живые системы и экосистемы».;

-продолжить формирование  учебно-познавательной и информационной компетенности.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к живому, чувство эмпатии к инакомыслию;

-формировать аккуратность, бережное отношение к учебнику, лабораторному оборудованию.

Организационные:

-познакомить с рубриками учебника, приёмами работы с электронным приложением, тетрадью-практикумом, тетрадью-тренажёром, тетрадью-экзаменатором.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 2 часа в неделю 68 часов

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Практические работы

Лабораторные работы

Контроль

знаний

1

Введение. Особенности биологического познания

2

2

Организм

20

1

1. Обобщающий урок по теме «Организм».

2. Котрольно-обобщающий урок по теме «Организм – целостная саморегулирующаяся система.»

3

Вид. Популяция. Эволюция видов

25

2

5

 

Обобщение знаний по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов»

4

Биоценоз. Экосистема

14

Обобщение знаний  по теме

« Биоценоз. Экосистема»

5

Биосфера

7

Обобщающий урок.

Итоговая проверка знаний.

6

Всего

68

2

6

5



В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.


Содержание раздела «Живые системы и экосистемы»

Введение. Особенности биологического познания (2 ч)

Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.

Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.

Организм (20 ч)

Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость — свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.

Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция — единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений — результат эволюции. Видообразование — результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция — эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова — сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание — высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний.

Чувство любви — основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.

Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.

Биоценоз. Экосистема (14 ч)

Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

Биосфера (7 ч)

Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ — основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».

Проектная деятельность:

  1. Актуальные экологические проблемы региона.

Обобщение №5 по теме «Биосфера»


Планируемые  результаты обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с

учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения биологии:

 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и

отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере

6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы


На основании «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» возникла необходимость включения национально-регионального компонента в курс школьной биологии. Так, в 9 классе предусмотрено 7 часов:

Национально-региональный компонент.

  1. Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. Уровни организации живой природы (1 ч).
  2. История живой природы местного региона (1 ч).
  3. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи.

Приспособленность организмов к среде обитания на территории РА. Борьба за существование в природе (1 ч).

  1. Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение (1 ч).
  2. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (1 ч).
  3. Оценка загрязненности местных водоемов. Оценка запыленности воздуха (1 ч).
  4. Общая экологическая обстановка на территории РА (1 ч).


Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухорукова Л. Н. Биология. Живые системы и экосистемы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-практикум. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Власова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
  2. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.Е. Матюшенко; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 79. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
  3. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, А.П.Ошмарин; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
  4. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Поурочные методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2010. – 112. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).

Цифровые образовательные ресурсы

  1. / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ООО «Новый диск», 2004]Электронный ресурс[Анатомия 8-9 классы: электронный атлас для школьника.
  2. / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ИЦ «Большая Российская Энциклопедия», 2006]Электронный ресурс[Биологический энциклопедический словарь
  3. / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: МОРФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003]Электронный ресурс[Биология 6-9. Библиотека электронных наглядных пособий
  4. / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: «Республиканский мультимедиа центр», 2004]Электронный ресурс[Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум: учебное электронное издание.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования


Календарно-тематическое    планирование

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Дата проведения

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Практическая часть

Д/З.

9 класс

Введение

 Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать.

2

1

Называть живые системы и экосистемы, значение наук, изучающих живые системы;

Определять понятия по теме урока;

§1

Методы биологического познания. Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. (НРК)

1

Объяснять : устанавливать иерархию живых систем;

§2

Глава 1. Организм

Организм – целостная саморегулирующаяся система.

20

1

Называть основные свойства организма как биосистемы; Определять понятия по теме урока;

Описывать механизмы взаимосвязи организма с внешней средой

§3

 Размножение и развитие организмов.

1

Называть виды размножения организма и лежащие в их основе процессы;

Определять понятия по теме урока;

Давать краткую характеристику этапов эмбрионального и постэмбрионального развития;

Сравнивать виды размножения, оплодотворения, делать выводы.

§4

 

Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека

1

Называть основные возрастные периоды развития человека;

Определять понятия по теме урока;

Сравнивать механизм хромосомного определения пола человека и животных.

§5

стр. 18

 Возрастные периоды развития детей.

1

Называть возрастные периоды развития детей;

Определять понятия по теме урока;

Описывать характерные особенности , присущие организму ребёнка в разные возрастные периоды

§5

стр.19-21

 

Наследственность и изменчивость – свойства организма.

1

Называть виды изменчивости  и иллюстрировать их примерами;

Определять понятия по теме урока;

§6

Наследственность и изменчивость – свойства организма.

1

Описывать механизм передачи наследственной информации, роль ДНК;

Объяснять наследование признаков организма.

§6

 

Основные законы наследования признаков

1

Называть вклад Г. Менделя в развитие генетики; Описывать сущность основных закономерностей наследования.

§7

Основные законы наследования признаков

1

Называть вклад Г. Менделя в развитие генетики; Описывать сущность основных закономерностей наследования.

§7

Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание.

( анализирующее скрещивание)

1

Урок- тренинг. Уметь решать генетические задачи.

§7

 

Закономерности наследственной изменчивости.

1

Называть виды наследственной изменчивости, их основные источники;

Определять понятия по теме урока;

§8

Обобщающий урок  по теме: «Организм»

1

Называть свойства организма, способы размножения, виды изменчивости, возрастные периоды развития человека;

Описывать механизмы хромосомного определения пола;

Объяснять наследование признаков организма.

 

Экологические факторы и их действие на организм.

1

Называть виды экологических факторов  и иллюстрировать их примерами;

Определять понятия по теме урока;

Прогнозировать последствия воздействия экологических факторов на организмы.

Л/Р.№1 «Оценка температурного режима учебных помещений»

§9

 

Адаптация организмов к условиям среды.

1

Называть виды активной и пассивной адаптаций;

Определять понятия по теме урока;

Описывать сущность адаптаций разных типов.

§10

Влияние природных факторов на организм человека.

1

Называть основные расы, географические группы людей;

Определять понятия по теме урока;

Описывать характерные особенности внешнего вида людей разных рас и географических групп.

§11

Ритмичная деятельность организма.

1

Называть виды биологических ритмов ;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять важность знаний  о ритмичной деятельности организма человека.

§12

 

Ритмы сна и бодрствования. Значение сна.

1

Объяснять важность знаний  о ритмичной деятельности организма человека.

§13

 

Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс.

1

Называть виды стресса, стадии стресса, меры по профилактике стресса;

Определять понятия по теме урока;

Описывать сущность процессов , протекающих на разных стадиях дистресса.

§14

Влияние курения, употребления алкоголя.

1

Называть распространённые вредные привычки;Определять понятия по теме урока;Описывать воздействие курения, алкоголизма, наркомании на организм и системы органов;

§15

Влияние  наркотиков на организм человека

1

Описывать воздействие курения, алкоголизма, наркомании на организм и системы органов;

Котрольно-обобщающий урок по теме «Организм – целостная саморегулирующаяся система»

1

Описывать основные закономерности действий экологических факторов, сущность адаптаций разных типов, процессов, протекающих в организме  во время сна, разных стадиях дистресса;

Гигиенические рекомендации  по продолжительности и условиям сна.

§18

Глава 2. Вид. Популяция. Эволюция видов

Вид и его критерии.

25

1

Называть  и определять критерии вида;

Сравнивать особей близких видов, используя видовые критерии.

Определять понятия по теме урока;

л.р.2 «Изучение критериев вида»

§17

Популяционная структура вида.

1

Называть структурные компоненты вида;

Определять понятия по теме урока;

Описывать вид и популяцию как сложные, целостные системы.

§18

 Динамика численности популяций.

1

Называть основные свойства популяции;

Определять понятия по теме урока;

Описывать основные процессы , влияющие на численность и плотность популяции;

§19

 

Саморегуляция численности популяций.

1

Объяснять вспышки численности популяций, популяционные циклы

§20

 Структура популяций.

1

Называть виды структур популяции;

Определять понятия по теме урока;

Описывать популяции с простой и сложной возрастной структурой, возрастную структуру популяций.

§21

 Учение Ч. Дарвина об эволюции видов.

1

Называть учёных , утверждающих идею исторического развития органического мира, основные движущие силы  и результаты эволюции по Ч. Дарвину;

Определять понятия по теме урока.

§22

 Современная эволюционная теория.

1

Называть факторы эволюции с позиции современной теории эволюции; Определять понятия по теме урока;

§23

Современная эволюционная теория.

1

Объяснять формирование приспособлений, явление видообразования.

§23

 

Формирование приспособлений – результат эволюции.

1

Называть виды приспособлений организмов  к среде обитания. Определять понятия по теме урока. Описывать конкретные приспособления организмов к среде обитания.

л.р.3 «Объяснение возникновения приспособлености к среде обитания»

§24

 

Видообразование – результат действия факторов эволюции.

1

Называть виды изоляции, способы видообразования

Определять понятия по теме урока;

Описывать сущность географического и экологического видообразования;

§25

 Селекция – эволюция направляемая человеком

1

Называть учёных , внёсших вклад в развитие отечественной селекции, основные методы селекции. Определять понятия по теме урока;

Описывать сущность основных методов селекции.

л.р.4 «искусственный отбор и его результаты»

§26

 Систематика и эволюция.

1

Называть принципы современной классификации.

Воспроизводить информацию о вкладе К. Линнея в развитие систематики;

Определять понятия по теме урока;

§27

 

Доказательства и основные этапы антропогенеза.

1

Называть доказательства происхождения человека от животных, родства человека и человекообразных обезьян;

Определять понятия по теме урока;

Описывать сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека на разных этапах его эволюции.

§28

Доказательства и основные этапы антропогенеза.

1

§28

 

Биологические и социальные факторы эволюции человека.

1

Называть факторы эволюции человека;

Определять понятия по теме урока;

Описывать и сравнивать этапы антропогенеза.

Л.р.5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности»

§29

 

Высшая нервная деятельность.

1

Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга;

§30

Высшая нервная деятельность.

1

Определять понятия по теме урока;

§30

 Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга;

Определять понятия по теме урока;

л.р.6 «Устойчивость внимания»

§31

 

Мышление и воображение

1

Называть виды мышления , стадии творческого мышления;

Определять понятия по теме урока;

Сравнивать особенности мышления у человека и животных.

§32

 

Речь

1

Называть виды речи , органы речи;

Определять понятия по теме урока;

§33

 

Память.

1

Называть виды памяти. Определять понятия по теме урока. Описывать особенности и значение разных видов памяти; Объяснять необходимость развития памяти.

п.р.1

«Выявление объёма смысловой памяти»

§34

 

Эмоции

1

Называть виды эмоций;

Определять понятия по теме урока;

Описывать особенности и значение разных типов эмоций;

§35

 

Чувство любви – основа брака и семьи.

1

Знать , что такое семья, называть ее функции

§36

 

Типы высшей нервной деятельности.

1

Называть  типы ВНД по Павлову;

Определять понятия по теме урока;

Сравнивать классификации Павлова и Гиппократа.

п.р.2 «Определение типа темперамента»

§37

 

Обобщение знаний по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов»

1

Описывать вид и популяцию как сложные, целостные системы;

Формулировать положения эволюционной теории, рефлекторной теории Сеченова- Павлова;

Устанавливать особенности процессов мышления , воображения, памяти, речи.

Глава 3.Биоценоз. Экосистема .

Биоценоз. Видовая и пространственная структура.

14

1

Называть виды структуры биоценоза, формы пространственной структуры;

Описывать видовую и пространственную структуру;

§38

 

Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза.

1

Называть виды конкурентных отношений, приводить примеры видов , занимающих в биоценозе экологические ниши.

§39

 

Неконкурентные взаимодействия между видами.

1

Называть основные виды неконкурентных отношений между видами;

Описывать черты приспособления хищников  и их жертв, паразитов к образу жизни.

§40

Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение (НРК)

1

Организация и разнообразие экосистем.

1

Называть функциональные группы организмов в экосистеме, виды экосистем;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять значение функциональных групп организмов в экосистеме.

§41

 

Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.

1

Называть трофические уровни в пищевых сетях;

Определять понятия по теме урока;

Описывать экосистему как открытую систему.

§42

 

Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.

1

Называть виды естественных биогеоценозов. Описывать особенности лесных и травянистых биогеоценозов. Объяснять значение естественных биогеоценозов суши.

§43

Разнообразие и ценность естественных водных экосистем.

1

Называть виды естественных водных экосистем;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять значение естественных водных экосистем.

§44

Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи. (НРК)

1

Знать, что такое Красная книга Адыгеи, уметь пользоваться ей

 

Развитие и смена сообществ и экосистем.

1

Приводить примеры молодых и зрелых сообществ. Определять понятия по теме урока;

§45

 

Агроценоз. Агроэкосистема.

1

Приводить примеры различных агроэкосистем;

Определять понятия по теме урока. Объяснять : устанавливать взаимосвязь между высокой продуктивностью и неустойчивостью экосистем.

§46

История живой природы местного региона (НРК)

1

 

Биологическое разнообразие и пути его сохранения.

1

Называть особо охраняемые территории разного ранга. Определять понятия по теме урока;

§47

Обобщение знаний  по теме

« Биоценоз. Экосистема»

1

Глава 4. Биосфера

 Среды жизни. Биосфера и её границы.

7

1

Называть геосферы, среды жизни;

Описывать характерные особенности сред жизни, пределы распространения биосферы, вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере.

§48

 

Живое вещество биосферы его функции.

1

Называть составные компоненты биосферы, функции живого вещества;

Определять понятия по теме урока;

Воспроизводить информацию о свойствах живого вещества.

§49

Промежуточная аттестация

1

 

Средообразующая деятельность живого вещества.

Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (НРК)

1

Приводить примеры средообразующей деятельности живого вещества;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять и прогнозировать последствия воздействия организмов на окружающую среду.

§50

 

Круговорот веществ – основа целостности биосферы.

1

Называть виды круговорота веществ;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять значение живого вещества в геологическом круговороте веществ, опасность возникновения парникового эффекта.

§51

Биосфера и здоровье человека.

Общая экологическая обстановка на территории РА (НРК)

1

Называть вещества , вызывающие заболевания функциональных систем организма;

Определять понятия по теме урока;

Объяснять : устанавливать взаимосвязь между состоянием среды обитания и состоянием здоровья человека.

§52

Обобщающий урок.

  Итоговая проверка знаний.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...