рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 60.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»
Рабочая программа
по биологии
степень обучения 9 класс
количество часов 68
уровень базовый
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 9 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебник: Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко – М.: Просвещение, 2015. -143 с.
Цели и задачи: биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков.
Образовательные цели:
- познакомить с основными проблемами, которые призван решать курс;
-подчеркнуть жизнепригодность содержания курса, значимость полученных при его изучении знаний за пределами школьного образования;
-дать представление о системности как ведущем принципе научного познания, раскрыть сущность основных методов естественных наук.
Развивающие:
-способствовать развитию мотивации, интереса к новому разделу «Биология. Живые системы и экосистемы».;
-продолжить формирование учебно-познавательной и информационной компетенности.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к живому, чувство эмпатии к инакомыслию;
-формировать аккуратность, бережное отношение к учебнику, лабораторному оборудованию.
Организационные:
-познакомить с рубриками учебника, приёмами работы с электронным приложением, тетрадью-практикумом, тетрадью-тренажёром, тетрадью-экзаменатором.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 часа в неделю 68 часов
№ | Наименование темы/раздела | Всего часов | В том числе | ||
Практические работы | Лабораторные работы | Контроль знаний | |||
1 | Введение. Особенности биологического познания | 2 | |||
2 | Организм | 20 | 1 | 1. Обобщающий урок по теме «Организм». 2. Котрольно-обобщающий урок по теме «Организм – целостная саморегулирующаяся система.» | |
3 | Вид. Популяция. Эволюция видов | 25 | 2 | 5 |
Обобщение знаний по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» |
4 | Биоценоз. Экосистема | 14 | Обобщение знаний по теме « Биоценоз. Экосистема» | ||
5 | Биосфера | 7 | Обобщающий урок. Итоговая проверка знаний. | ||
6 | Всего | 68 | 2 | 6 | 5 |
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание раздела «Живые системы и экосистемы»
Введение. Особенности биологического познания (2 ч)
Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.
Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.
Организм (20 ч)
Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость — свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция — единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений — результат эволюции. Видообразование — результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция — эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова — сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание — высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний.
Чувство любви — основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.
Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.
Биоценоз. Экосистема (14 ч)
Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Биосфера (7 ч)
Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ — основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Проектная деятельность:
- Актуальные экологические проблемы региона.
Обобщение №5 по теме «Биосфера»
Планируемые результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
На основании «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» возникла необходимость включения национально-регионального компонента в курс школьной биологии. Так, в 9 классе предусмотрено 7 часов:
Национально-региональный компонент.
- Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. Уровни организации живой природы (1 ч).
- История живой природы местного региона (1 ч).
- Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи.
Приспособленность организмов к среде обитания на территории РА. Борьба за существование в природе (1 ч).
- Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение (1 ч).
- Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (1 ч).
- Оценка загрязненности местных водоемов. Оценка запыленности воздуха (1 ч).
- Общая экологическая обстановка на территории РА (1 ч).
Учебно-методическое и материально-техническое обепечение образовательного процесса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Сухорукова Л. Н. Биология. Живые системы и экосистемы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
- Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-практикум. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Власова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
- Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.Е. Матюшенко; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 79. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
- Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, А.П.Ошмарин; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2011. – 48. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
- Сухорукова, Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. Поурочные методические рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А.Дмитриева; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во Просвещение. – М.:Просвещение, 2010. – 112. – ( Академический школьный учебник) (Сферы).
Цифровые образовательные ресурсы
- / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ООО «Новый диск», 2004]Электронный ресурс[Анатомия 8-9 классы: электронный атлас для школьника.
- / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: ИЦ «Большая Российская Энциклопедия», 2006]Электронный ресурс[Биологический энциклопедический словарь
- / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: МОРФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003]Электронный ресурс[Биология 6-9. Библиотека электронных наглядных пособий
- / 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – М: «Республиканский мультимедиа центр», 2004]Электронный ресурс[Биология 6-11 класс. Лабораторный практикум: учебное электронное издание.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Глава, тема | Кол- во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Практическая часть | Д/З. |
9 класс | ||||||
Введение Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать. | 2 1 | Называть живые системы и экосистемы, значение наук, изучающих живые системы; Определять понятия по теме урока; | §1 | |||
Методы биологического познания. Биологическое разнообразие вокруг нас. Многообразие жизненных форм, их роль в природе. (НРК) | 1 | Объяснять : устанавливать иерархию живых систем; | §2 | |||
Глава 1. Организм Организм – целостная саморегулирующаяся система. | 20 1 | Называть основные свойства организма как биосистемы; Определять понятия по теме урока; Описывать механизмы взаимосвязи организма с внешней средой | §3 | |||
Размножение и развитие организмов. | 1 | Называть виды размножения организма и лежащие в их основе процессы; Определять понятия по теме урока; Давать краткую характеристику этапов эмбрионального и постэмбрионального развития; Сравнивать виды размножения, оплодотворения, делать выводы. | §4 | |||
Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека | 1 | Называть основные возрастные периоды развития человека; Определять понятия по теме урока; Сравнивать механизм хромосомного определения пола человека и животных. | §5 стр. 18 | |||
Возрастные периоды развития детей. | 1 | Называть возрастные периоды развития детей; Определять понятия по теме урока; Описывать характерные особенности , присущие организму ребёнка в разные возрастные периоды | §5 стр.19-21 | |||
Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 1 | Называть виды изменчивости и иллюстрировать их примерами; Определять понятия по теме урока; | §6 | |||
Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 1 | Описывать механизм передачи наследственной информации, роль ДНК; Объяснять наследование признаков организма. | §6 | |||
Основные законы наследования признаков | 1 | Называть вклад Г. Менделя в развитие генетики; Описывать сущность основных закономерностей наследования. | §7 | |||
Основные законы наследования признаков | 1 | Называть вклад Г. Менделя в развитие генетики; Описывать сущность основных закономерностей наследования. | §7 | |||
Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание. ( анализирующее скрещивание) | 1 | Урок- тренинг. Уметь решать генетические задачи. | §7 | |||
Закономерности наследственной изменчивости. | 1 | Называть виды наследственной изменчивости, их основные источники; Определять понятия по теме урока; | §8 | |||
Обобщающий урок по теме: «Организм» | 1 | Называть свойства организма, способы размножения, виды изменчивости, возрастные периоды развития человека; Описывать механизмы хромосомного определения пола; Объяснять наследование признаков организма. | ||||
Экологические факторы и их действие на организм. | 1 | Называть виды экологических факторов и иллюстрировать их примерами; Определять понятия по теме урока; Прогнозировать последствия воздействия экологических факторов на организмы. | Л/Р.№1 «Оценка температурного режима учебных помещений» | §9 | ||
Адаптация организмов к условиям среды. | 1 | Называть виды активной и пассивной адаптаций; Определять понятия по теме урока; Описывать сущность адаптаций разных типов. | §10 | |||
Влияние природных факторов на организм человека. | 1 | Называть основные расы, географические группы людей; Определять понятия по теме урока; Описывать характерные особенности внешнего вида людей разных рас и географических групп. | §11 | |||
Ритмичная деятельность организма. | 1 | Называть виды биологических ритмов ; Определять понятия по теме урока; Объяснять важность знаний о ритмичной деятельности организма человека. | §12 | |||
Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | 1 | Объяснять важность знаний о ритмичной деятельности организма человека. | §13 | |||
Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | 1 | Называть виды стресса, стадии стресса, меры по профилактике стресса; Определять понятия по теме урока; Описывать сущность процессов , протекающих на разных стадиях дистресса. | §14 | |||
Влияние курения, употребления алкоголя. | 1 | Называть распространённые вредные привычки;Определять понятия по теме урока;Описывать воздействие курения, алкоголизма, наркомании на организм и системы органов; | §15 | |||
Влияние наркотиков на организм человека | 1 | Описывать воздействие курения, алкоголизма, наркомании на организм и системы органов; | ||||
Котрольно-обобщающий урок по теме «Организм – целостная саморегулирующаяся система» | 1 | Описывать основные закономерности действий экологических факторов, сущность адаптаций разных типов, процессов, протекающих в организме во время сна, разных стадиях дистресса; Гигиенические рекомендации по продолжительности и условиям сна. | §18 | |||
Глава 2. Вид. Популяция. Эволюция видов Вид и его критерии. | 25 1 | Называть и определять критерии вида; Сравнивать особей близких видов, используя видовые критерии. Определять понятия по теме урока; | л.р.2 «Изучение критериев вида» | §17 | ||
Популяционная структура вида. | 1 | Называть структурные компоненты вида; Определять понятия по теме урока; Описывать вид и популяцию как сложные, целостные системы. | §18 | |||
Динамика численности популяций. | 1 | Называть основные свойства популяции; Определять понятия по теме урока; Описывать основные процессы , влияющие на численность и плотность популяции; | §19 | |||
Саморегуляция численности популяций. | 1 | Объяснять вспышки численности популяций, популяционные циклы | §20 | |||
Структура популяций. | 1 | Называть виды структур популяции; Определять понятия по теме урока; Описывать популяции с простой и сложной возрастной структурой, возрастную структуру популяций. | §21 | |||
Учение Ч. Дарвина об эволюции видов. | 1 | Называть учёных , утверждающих идею исторического развития органического мира, основные движущие силы и результаты эволюции по Ч. Дарвину; Определять понятия по теме урока. | §22 | |||
Современная эволюционная теория. | 1 | Называть факторы эволюции с позиции современной теории эволюции; Определять понятия по теме урока; | §23 | |||
Современная эволюционная теория. | 1 | Объяснять формирование приспособлений, явление видообразования. | §23 | |||
Формирование приспособлений – результат эволюции. | 1 | Называть виды приспособлений организмов к среде обитания. Определять понятия по теме урока. Описывать конкретные приспособления организмов к среде обитания. | л.р.3 «Объяснение возникновения приспособлености к среде обитания» | §24 | ||
Видообразование – результат действия факторов эволюции. | 1 | Называть виды изоляции, способы видообразования Определять понятия по теме урока; Описывать сущность географического и экологического видообразования; | §25 | |||
Селекция – эволюция направляемая человеком | 1 | Называть учёных , внёсших вклад в развитие отечественной селекции, основные методы селекции. Определять понятия по теме урока; Описывать сущность основных методов селекции. | л.р.4 «искусственный отбор и его результаты» | §26 | ||
Систематика и эволюция. | 1 | Называть принципы современной классификации. Воспроизводить информацию о вкладе К. Линнея в развитие систематики; Определять понятия по теме урока; | §27 | |||
Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | Называть доказательства происхождения человека от животных, родства человека и человекообразных обезьян; Определять понятия по теме урока; Описывать сущность симиальной теории, характерные особенности предковых форм человека на разных этапах его эволюции. | §28 | |||
Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 1 | §28 | ||||
Биологические и социальные факторы эволюции человека. | 1 | Называть факторы эволюции человека; Определять понятия по теме урока; Описывать и сравнивать этапы антропогенеза. | Л.р.5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» | §29 | ||
Высшая нервная деятельность. | 1 | Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга; | §30 | |||
Высшая нервная деятельность. | 1 | Определять понятия по теме урока; | §30 | |||
Особенности высшей нервной деятельности человека. | 1 | Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга; Определять понятия по теме урока; | л.р.6 «Устойчивость внимания» | §31 | ||
Мышление и воображение | 1 | Называть виды мышления , стадии творческого мышления; Определять понятия по теме урока; Сравнивать особенности мышления у человека и животных. | §32 | |||
Речь | 1 | Называть виды речи , органы речи; Определять понятия по теме урока; | §33 | |||
Память. | 1 | Называть виды памяти. Определять понятия по теме урока. Описывать особенности и значение разных видов памяти; Объяснять необходимость развития памяти. | п.р.1 «Выявление объёма смысловой памяти» | §34 | ||
Эмоции | 1 | Называть виды эмоций; Определять понятия по теме урока; Описывать особенности и значение разных типов эмоций; | §35 | |||
Чувство любви – основа брака и семьи. | 1 | Знать , что такое семья, называть ее функции | §36 | |||
Типы высшей нервной деятельности. | 1 | Называть типы ВНД по Павлову; Определять понятия по теме урока; Сравнивать классификации Павлова и Гиппократа. | п.р.2 «Определение типа темперамента» | §37 | ||
Обобщение знаний по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» | 1 | Описывать вид и популяцию как сложные, целостные системы; Формулировать положения эволюционной теории, рефлекторной теории Сеченова- Павлова; Устанавливать особенности процессов мышления , воображения, памяти, речи. | ||||
Глава 3.Биоценоз. Экосистема . Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | 14 1 | Называть виды структуры биоценоза, формы пространственной структуры; Описывать видовую и пространственную структуру; | §38 | |||
Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. | 1 | Называть виды конкурентных отношений, приводить примеры видов , занимающих в биоценозе экологические ниши. | §39 | |||
Неконкурентные взаимодействия между видами. | 1 | Называть основные виды неконкурентных отношений между видами; Описывать черты приспособления хищников и их жертв, паразитов к образу жизни. | §40 | |||
Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение (НРК) | 1 | |||||
Организация и разнообразие экосистем. | 1 | Называть функциональные группы организмов в экосистеме, виды экосистем; Определять понятия по теме урока; Объяснять значение функциональных групп организмов в экосистеме. | §41 | |||
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | 1 | Называть трофические уровни в пищевых сетях; Определять понятия по теме урока; Описывать экосистему как открытую систему. | §42 | |||
Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | 1 | Называть виды естественных биогеоценозов. Описывать особенности лесных и травянистых биогеоценозов. Объяснять значение естественных биогеоценозов суши. | §43 | |||
Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | 1 | Называть виды естественных водных экосистем; Определять понятия по теме урока; Объяснять значение естественных водных экосистем. | §44 | |||
Проблемы вымирания и сохранения редких видов на территории РА. Красная книга Адыгеи. (НРК) | 1 | Знать, что такое Красная книга Адыгеи, уметь пользоваться ей | ||||
Развитие и смена сообществ и экосистем. | 1 | Приводить примеры молодых и зрелых сообществ. Определять понятия по теме урока; | §45 | |||
Агроценоз. Агроэкосистема. | 1 | Приводить примеры различных агроэкосистем; Определять понятия по теме урока. Объяснять : устанавливать взаимосвязь между высокой продуктивностью и неустойчивостью экосистем. | §46 | |||
История живой природы местного региона (НРК) | 1 | |||||
Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | 1 | Называть особо охраняемые территории разного ранга. Определять понятия по теме урока; | §47 | |||
Обобщение знаний по теме « Биоценоз. Экосистема» | 1 | |||||
Глава 4. Биосфера Среды жизни. Биосфера и её границы. | 7 1 | Называть геосферы, среды жизни; Описывать характерные особенности сред жизни, пределы распространения биосферы, вклад В.И. Вернадского в развитие знаний о биосфере. | §48 | |||
Живое вещество биосферы его функции. | 1 | Называть составные компоненты биосферы, функции живого вещества; Определять понятия по теме урока; Воспроизводить информацию о свойствах живого вещества. | §49 | |||
Промежуточная аттестация | 1 | |||||
Средообразующая деятельность живого вещества. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (НРК) | 1 | Приводить примеры средообразующей деятельности живого вещества; Определять понятия по теме урока; Объяснять и прогнозировать последствия воздействия организмов на окружающую среду. | §50 | |||
Круговорот веществ – основа целостности биосферы. | 1 | Называть виды круговорота веществ; Определять понятия по теме урока; Объяснять значение живого вещества в геологическом круговороте веществ, опасность возникновения парникового эффекта. | §51 | |||
Биосфера и здоровье человека. Общая экологическая обстановка на территории РА (НРК) | 1 | Называть вещества , вызывающие заболевания функциональных систем организма; Определять понятия по теме урока; Объяснять : устанавливать взаимосвязь между состоянием среды обитания и состоянием здоровья человека. | §52 | |||
Обобщающий урок. Итоговая проверка знаний. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...