рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»
Рабочая программа
по биологии
степень обучения 8 класс
количество часов 34
уровень базовый
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2017 – 2018 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 8 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Учебник: Биология. Человек. Культкра здоровья. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.А.Цехмистренко – М.: Просвещение, 2015. -159 с.
Цели изучения предмета:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ –инфекции.
Задачи:
- Изучение всех разделов биологии, их экологизация;
- Гигиеническое воспитание учащихся;
- Формирование знаний о предмете биологии;
- Теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека;
- Рациональное природопользование
В результате изучения курса 8 класса
знать/понимать:
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
определять положение человека в системе органического мира (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
проводить самостоятельный поиск биологической информации;
находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Требования к результатам обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Содержание программы
Введение (1 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды.
Культура здоровья- основа полноценной жизни: Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Глава 1. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (8 ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и здоровье.
Глава 2. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение. Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Глава 3. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Глава 4. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения. Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.
Глава 5. Репродуктивная система и здоровье (2 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка,. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Глава 6. Системы регуляции жизнедеятельности (6ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.
Глава 7. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (8ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира. Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
1. Учебник «Человек» Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф Год изд:2011
2. Программ основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2011
3. «Биология. Человек» -поурочные планы по учебнику Р.Д. Маша, автор составители Г.В. Чередникова, Издательство «Учитель», 2011г
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.
2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
4. «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В., Санкт- Петербург,2012г.
5. «Экология человека. Культура здоровья» В.С.Кучменко. Издательство: Вентана- Граф
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач. Олимпиады по биологии 8 класс, с 2006 года, школьный муниципальный уровень. Материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических НПК.
Тематическое планирование
№ п./п. | Содержательные блоки | Кол-во часов | Практическая часть | Обобщение знаний |
1 | Введение | 2 | ||
2 | Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья | 7 | ||
3 | Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности | 7 | Л.р -2 | Контрольно – обобщающий урок «Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности» |
4 | Опорно-двигательная система. Физическое здоровье | 7 | Л.р -3 | Контрольно – обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» |
5 | Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья | 28 | Л.р -3 П. р - 3 | 1. Повторительно-обобщающий урок по теме «кровеносная и дыхательная система.» 2. Повторительно-обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение.» 3. Повторительно-обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи» |
6 | Репродуктивная система и здоровье | 3 | ||
7 | Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье | 7 | Л.р - 1 | Повторительно - обощающий урок по теме «Системы Регуляции жизнедеятельности» |
8 | Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы | 6 | Итоговый контроль знаний. | |
Всего | 68 | 12 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Практическая часть | Виды деятельности ученика | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Введение (2 часа) | ||||||||
Инструктаж по ТБ. Науки об организме человека | 1 | Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека. Характеризовать основные методы медицины. Описывать вклад ведущих ученых в развитие наук об организме человека. Использовать различные источники информации для подготовки проектов | §1 | |||||
Культура здоровья – основа полноценной жизни | 1 | Характеризовать основные типы здоровья человека. Выполнять правила поведения, направленные на сохранение здоровья. Проводить самонаблюдения. Анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдения. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §2 | |||||
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья – (7 часов) | ||||||||
Клетка – структурная единица организма. | 1 | Называть основные структурные компоненты клетки. Описывать строение и функции клеточных компонентов. Определять основные органоиды клетки на таблицах. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов. Формулировать выводы о причинах сходства и различия клеток.Использовать ресурсы электронного приложения для иллюстрации материалов по теме урока | §3 | |||||
Соматические и половые клетки | 1 | Характеризовать стадии митоза и мейоза. Описывать основные процессы, протекающие на различных стадиях деления соматических и половых клеток. Сравнивать половые и соматические клетки. Раскрывать биологический смысл митоза и мейоза. Формировать представление о материальных основах наследственности. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §4 | |||||
Наследственность и здоровье | 1 | Характеризовать доминантные и рецессивные признаки человека. Раскрывать характерные закономерности наследования основных признаков человека. Объяснять связь генов и хромосом. Аргументировать представления о наследственной информации как общем всех живых организмов. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §5 | |||||
Наследственная и ненаследственная изменчивость. | 1 | Характеризовать виды изменчивости.Приводить примеры мутаций и модификаций.Описывать основные методы изучения изменчивости человека.Объяснять причины изменчивости.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §6 | |||||
Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование | 1 | Характеризовать основные заболевания, связанные с изменениями генов и хромосом.Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека.Развивать представление о наследственной изменчивости человека.Объяснять наследственную предрасположенность к отдельным заболеваниям.Характеризовать методы исследования наследственных болезней.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §7 | |||||
Факторы окружающей среды и здоровье | 1 | Называть экологические факторы и иллюстрировать их примерами.Классифицировать экологические факторы.Объяснять влияния состояния среды на здоровье человека.Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений | §8 | |||||
Образ жизни и здоровье | 1 | Называть основные условия, влияющие на здоровье человека.Объяснять и прогнозировать влияние здорового и рискованного образа жизни на состояние организма человека.Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.Действовать в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих.Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о главных факторах сохранения здоровья. | §9 | |||||
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 часов) | ||||||||
Компоненты организма человека | 1 | Лаб. раб.№1 Ткани организма человека | Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами. Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные ресурсы.Объяснять взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов.Определять ткани в процессе лабораторной работы.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | §10 | ||||
Строение и принципы работы нервной системы | 1 | Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы внс.Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и отделами нервной системы.Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям.Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе. | §11 | |||||
Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция. | 1 | Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов.Приводить примеры биологически активных веществ, осуществляющих гуморальную регуляцию.Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки.Сравнивать нервную и гуморальную регуляцию.Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова | §12 | |||||
Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь. | 1 | Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови. Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма. Объяснять взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями. | §13 | |||||
Форменные элементы крови. Кроветворение. | 1 | Л.Р.№2 Строение крови лягушки и человека. | Называть основные форменные элементы крови. Кроветворные органы. Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свертывания крови. Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки. Выполнять лабораторную и практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | §13 | ||||
Иммунитет. | 1 | Характеризовать виды иммунитета, влияющие на иммунитет факторы, способа заражения ВИЧ. Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по профилактике заражения ВИЧ. Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношению к ВИЧ-инфецированным людям. Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные информационные ресурсы. | §14 | |||||
Иммунология и здоровье. | 1 | Характеризовать виды естественного и искусственного иммунитета. Описывать особенности переливания крови, вклад ученых в развитие иммунологии. Объяснять значение прививок для профилактики инфекционных заболеваний. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | §15 | |||||
Контрольно – обобщающий урок «Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности» | ||||||||
Опорно – двигательная система. Физическое здоровье (7 часов) | ||||||||
Значение опорно-двигательной системы. | 1 | Л.р. № 3. Химический состав костей. | Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей. Их виды. Описывать особенности химического состава костей. Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химического состава костей и их функциями. Выполнять лабораторную работу «Химический состав костей». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Отрабатывать навыки ведения зксперемента. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о вкладе Пирогова в развитие отечественной науки. | §16 | ||||
Общее строение скелета. Осевой скелет. | 1 | Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы позвоночника. Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека. Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных. Объяснять взаимосвязь строения костей с их функциями. | §17 | |||||
Добавочный скелет. Соединение костей. | 1 | Л.р.4 «Строение и функции суставов» | Характеризовать компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей. Описывать особенности строения поясов конечностей, свободных конечностей. Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями. Выполнять лабораторную работу «Строение и функции суставов». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | §18 | ||||
Мышечная система. Строение и функции мышц. | 1 | Л.р. № 5 «утомление мышц» | Называть структурные компоненты мышц, виды мышц. Описывать особенности работы мышечной системы. Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок, используя самонаблюдения. Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда. Выполнять лабораторную работу. Проводить самонаблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Развивать умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений | §19 | ||||
Основные группы скелетных мышц | 1 | Называть основные группы мышц, описывать их работу. Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц. Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц. Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма. | §20 | |||||
Осанка. Первая помощь при травмах скелета. | 1 | Называть условия формирования правильной осанки. Объяснять причины нарушения осанки и формирования плоскостопия. Описывать основные травмы скелета. Оказывать доврачебную помощь при травмах ОДС. Проводить самонаблюдение. | §21 | |||||
Контрольно – обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | |||||||
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 часов) | ||||||||
Строение сердечно – сосудистой системы | 1 | Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов. Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями. | §22 | |||||
Работа сердца | 1 | Л.Р. №6 «Саморегуляция сердечной деятельности» | Называть фазы сердечного цикла. Объяснять механизм протекания сердечного цикла, явление автоматии сердца. Работать с различными источниками информации. Выполнять лабораторную работу «Саморегуляция сердечной деятельности». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | §23 | ||||
Движение крови по сосудам | 1 | Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно -сосудистой системы. Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам. Характеризовать меры профилактики сердечно -сосудистых заболеваний. Уметь подсчитывать пульс, измерять кровяное давление. | §24 | |||||
Регуляция кровообращения. | 1 | Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения. Объяснять приспособительные особенности работы сердца в различных условиях.Обосновывать ведения здорового образа жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта «Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.» | §2 | |||||
Первая помощь при обмороках и кровотечениях. | 1 | Описывать кровотечения разных типов. Объяснять причины обмороков и кровотечений. Определять виды кровотечений по таблицам. Применять знания при оказании первой помощи при обмороках и кровотечениях. | §26 | |||||
Лимфатическая система. | 1 | Называть структурные компоненты лимфатической системы. Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, ее связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам. Сравнивать состав лимфы и плазмы, их значение. | §27 | |||||
Строение и функции органов дыхания. | 1 | Называть органы дыхания, выполняемые ими функции. Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ. Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения. | §28 | |||||
Этапы дыхания. Легочные объемы. | 1 | Описывать и сравнивать механизмы вдоха и выдоха. Объяснять механизмы вдоха и выдоха. Определять легочные объемы, жизненную емкость легких. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта, о значении физической активности, занятий спортом для увеличения ж.ё.л. | §29 | |||||
Регуляция дыхания. | 1 | Лаб.раб. № 7 «Функциональные возможности дыхательной системы.» | Описывать и объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов. Выполнять лабораторную работу «Функциональные возможности дыхательной системы». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | §30 | ||||
Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания. | 1 | Называть основные источники загрязнения, наиболее опасные болезни дыхательной системы. Объяснять необходимость проветривания помещений, последствий загрязнения воздуха для организма человека. Владеть основными приемами оказания первой помощи при нарушения дыхания. | §31 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «кровеносная и дыхательная система.» | 1 | |||||||
Обмен веществ. Питание. Пищеварение. | 1 | Называть этапы пищеварения, обмена веществ. Описывать и объяснять процессы, протекающие в ходе обмена веществ, связь белкового, углеводного, жирового обменов, роль ферментов в реакциях обмена. Извлекать дополнительную информацию о закономерностях обмена веществ из различных источников. | §32 | |||||
Органы пищеварительной системы. | 1 | Характеризовать органы пищеварительной системы. Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы. Подготавливать сообщения о результатах воздействия факторов среды на пищеварительную систему. | §33 | |||||
Пищеварение в полости рта. | 1 | Лаб. р. № 8 Расщепление веществ в ротовой полости. | Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами. Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Выполнять лабораторную работу «Расщепление веществ в ротовой полости.» | §34 | ||||
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи. Объяснять процесс пищеварения в желудке, двенадцатиперстной кишке. Использовать различные информационных ресурсов для изучения процесса пищеварения. | §35 | |||||
Пищеварение в тонкой и толстой кишке. Барьерная роль печени. | 1 | Называть отделы кишечника, симптомы аппендицита. Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли печени в организме человека. | §36 | |||||
Регуляция пищеварения. | 1 | Называть и описывать основные методы исследования пищеварительной системы. Объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения.Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанные с изучением процесса пищеварения. | §37 | |||||
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ. | 1 | Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества. Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ.Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма. | §38 | |||||
Витамины. Их значение для организма. | 1 | Называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся.Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо и авитаминоза. Объяснять и прогнозировать последствия гипо и авитаминозов. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли витаминов в жизнедеятельности организма. | §39 | |||||
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. | 1 | Прак.раб.№1 «Составление суточного пищевого рациона» | Называть среднесуточные энергетические затраты, правила питания детей и подростков. Составлять суточный рацион питания.Объяснять важность сбалансированного питания для здоровья человека. Извлекать необходимую информацию о рациональном питании из различных источников. Выполнять практическую работу. | §40 | ||||
Пищевые отравления и их профилактика. | 1 | Пр.р.№2 «Определение качества пищевых продуктов» | Называть и описывать основные виды пищевых отравлений, симптомы и меры по их профилактике. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. Объяснять необходимость гигиены и правил приготовления пищи. Выполнять практическую работу «Определение качества пищевых продуктов». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. | §41 | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Пищеварение.» | 1 | |||||||
Строение и функции мочевыделительной системы. | 1 | Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем, структурные компоненты почек. Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и функций почек. | §42 | |||||
Мочеобразование и его регуляция. | 1 | Описывать фазы мочеобразования. Сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи. Объяснять механизмы мочеобразования, правила гигиены. Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек. | §42 | |||||
Строение и функции кожи. | 1 | Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, личной гигиене в подростковой моде. | §43 | |||||
Культура ухода за кожей. Болезни кожи. | 1 | Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи. Применять в повседневной жизни гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами и ногтями. Устанавливать причины кожных заболеваний. | §44 | |||||
Роль кожи в регуляции температуры тела. закаливание | 1 | Пр.р №3 «Измерение температуры тела» | Объяснять роль кожи в обеспечении терморегуляции организма. Аргументировать значение закаливания для физического здоровья. Оказывать первую помощь при основных повреждениях кожи. Применять знания в повседневной жизни. Проводить самонаблюдения | §45 | ||||
Повторительно-обобщающий урок по теме «Мочевыделительная система. Строение кожи» | 1 | |||||||
Репродуктивная система и здоровье (3 часа) | ||||||||
Строение и функции репродуктивной системы. | 1 | Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими функции.Описывать процессы: овуляции, менструации, поллюции, этапы эмбрионального развития человека.Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о значении репродуктивного здоровья. | §46 | |||||
Внутриутробное развитие и рождение ребенка. | 1 | Описывать основные периоды внутриутробного развития человека. Обосновывать правила гигиены при беременности и кормлении ребенка.Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о влияние образа жизни матери на рождение и развитие ребенка. | §47 | |||||
Репродуктивное здоровье. | 1 | Описывать основные этапы внутриутробного развития человека. Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека. Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли. | §48 | |||||
Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 часов) | ||||||||
Центральная нервная система. Спинной мозг. | 1 | Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции. Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга.Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного мозга. | §49 | |||||
Головной мозг: задний и средний мозг. | 1 | Называть отделы головного мозга. Обосновывать функции изучаемых отделов. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах электронного приложения. Устанавливать взаимосвязь строения и функции заднего и среднего мозга, значение отделов головного мозга в рефлекторной деятельности организма. | §50 | |||||
Промежуточный мозг. Конечный мозг. | 1 | Л.р.№ 9 строение головного мозга человека. | Называть функции отделов головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника. Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий. Применять знания в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | §51 | ||||
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. | 1 | Выявлять особенности работы соматического и вегетативного отделов нервной системы. Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем. Делать выводы о значении связей отделов нервной системы для обеспечения целостности организма. | §52 | |||||
Эндокринная система. Гуморальная регуляция. | 1 | Называть железы внутренней и смешенной секреции. Объяснять работу желез внутренней секреции.Прогнозировать последствия нарушения деятельности желез внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции. Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку. | §53 | |||||
Строение и функции желез внутренней секреции. | 1 | Устанавливать особенности строения и основные функции желез внутренней секреции. Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желез внутренней секреции. Обосновывать связь нервной системы с железами внутренней секреции. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта об исследованиях российского ученого Н.И. Гранщенкова. | §54 | |||||
Повторительно - обощающий урок по теме «Системы Регуляции жизнедеятельности» | 1 | |||||||
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы. (6 часов) | ||||||||
Органы чувств. Анализаторы. | 1 | Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов. Сравнивать понятия органы чувств и анализаторы. Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебного проекта об исследованиях И.П.Павлова. | §55 | |||||
Зрительный анализатор | 1 | Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора. Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения. Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения. | §56 | |||||
Слуховой и вестибулярный анализаторы | 1 | Называть отделы в органе слуха. Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализатора. Обосновывать правила гигиены слуха. Проводить самонаблюдение. | §57 | |||||
Промежуточная аттестация | 1 | |||||||
Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор. Гигиена органов чувств. | 1 | Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Объяснять механизм работы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимосвязи различных анализаторов в организме.Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с внешней средой.Называть основные заболевания органов слуха и зрения. Выполнять правила гигиены органов слуха и зрения. Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов чувств для организма. Оказывать первую помощь при травмах. | 58 §59 | |||||
Итоговый контроль знаний. | 1 | Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях. Проявлять компетентность здоровье-сбережения. Делать выбор в пользу собственного здоровья и здоровья окружающих людей в ситуациях выбора и принятия решений. Доказывать сформированность информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы с различными источниками информации, общение в режиме диалога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...