рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx61.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

        Рабочая программа

по биологии

степень обучения 6 класс

количество часов 34

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 6 класс   по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. 

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа,  1 час в неделю.

Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2014. -143 с.

Цели изучения предмета

        Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Тематическое планирование

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Лабораторные работы

Контроль знаний

Тестовая работа

1

Введение

1

2

Органы и системы органов живых организмов

12

5

Обобщение и систематизация знаний

«Органы и системы органов живых организмов»

3

Строение и жизнедеятельность организмов

21

3

Обобщение и систематизация знаний

«Строение и жизнедеятельность организмов»

3

Всего

34

8

2

3


Содержание курса биологии в 6 классе

        В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

        В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

        Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии 7 класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

        Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

        Часть обозначенных в программе лабораторных работ не требует специальных учебных часов, т.к. выполняется в ходе урока при изучении новой темы.

1. Введение (1 час)

Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы.

Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.

Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов, демонстрирующих роль света в жизни растений.

2. Органы и системы органов живых организмов (12 часов)

Орган. Системы органов.

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.

Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.

Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.

Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

Лабораторные работы:

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.

Строение стебля.

Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.

Строение корневого волоска. Корневые системы.

 Видоизменения подземных побегов.

3 Строение и жизнедеятельность организмов (21час)

        Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.

Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений.         Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.

        Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.

        Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза.         Значение деятельности разрушителей в природе.

Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии.

        Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.

        Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.

        Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ.         Строение и функции сердца.

        Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.

        Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие.

Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.

Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевый, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие.

        Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.

Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Историческая связь человека и живой природы.

        Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.

Лабораторные работы:

Строение цветка.

Строение яйца птицы.

Определение плодов


Планируемые результаты обучения:

  1. В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1.8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

II. В метапредметном направлении:

2.1. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. Использование различных источников для получения биологической  информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия  в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.

III. В познавательной сфере  

3.1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

3.2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3.3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

3.4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

3.5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

3.6. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родстве общности эволюции растений и животных;

3.7. Овладение методами биологической науки ; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

3.8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

3.9. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

         Компетентностно -ориентированная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

- личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

На данной ступени образования происходит освоение следующих общепредметных компетенций:

   

   Учебно-познавательная компетенция, которая включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях.

   В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

        1.Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

        2.Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

        3.Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, опыт, эксперимент).

         4.Творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

      Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, модем, принтер, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире:

     1.Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций, учебных электронных изданий.

     2.Умение готовить и делать сообщение.

     3.Умение пользоваться интернетом для поиска учебной информации.

     4.Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартами:

     1. Умение передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

       2. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

       3. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров.

    4. Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

      Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик.

     В рамках данной компетенции выделяются следующие умения и навыки, определяемые стандартом:

     1. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

       2. Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

  3. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

     4. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

            В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.

        В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

        Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, подготавливают к изучению курса биологии следующего класса, в котором многообразие живых организмов рассматривается в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

        Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

        Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания:       лабораторных  работ.

       Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.                                    

        Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.                           Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

         В программе дается  распределение материала по разделам и темам.

         Предусмотрено выполнение лабораторных работ.

        Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Результатами изучения курса биологии в 6 классе являются:

- знание основных признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-  сущности биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

- умение объяснить роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- умение самостоятельно изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 - распознавание и описание органов цветкового растения и органов  и систем органов животных на живых объектах и таблицах;

- сравнивание биологических объектов (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и формулирование выводов на основе сравнения;

 - анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на живые организмы;

- проведение самостоятельного поиска биологической информации: нахождение в тексте учебника отличительных признаков живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Национально-региональный компонент.

        На основании «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» возникла необходимость включения национально-регионального компонента в курс школьной биологии. Так, в 7 классе предусмотрено 5,5 часов:

  1. Экскурсия: «Мир растений вокруг нас. Охраняемые растения в Адыгее» (1 ч)
  2. Цветение и опыление растений. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения (0,5 ч)
  3. Отдел папоротникообразные, общая характеристика, значение и охрана. Растения Красной книги Адыгеи (0,5 ч)
  4. Отдел Голосеменные, общая характеристика, значение в природе и жизни человека. Охрана леса. Хвойные растения Красной книги РА (0,5 ч)
  5. Отдел Покрытосеменные. Семейство двудольные цветковых растений. Зеленая аптека(лекарственные растения Адыгеи) (0,5 ч)
  6. Семейство однодольные цветковых растений. Опасные растения (ядовитые растения) в Адыгее (0,5 ч)
  7. Растения Красной книги Адыгеи (0,5 ч)
  8. Многообразие и значение шляпочных грибов. Грибы Красной книги РА (0,5 ч)
  9. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Лишайники Красной книги РА (0,5 ч)
  10. Многообразие природных сообществ. Природные сообщества РА, лес (0,5 ч)

        


        Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол- во

часов

Дата

проведе

ния

6 класс

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Практи

ческая часть

Д/З.

Введение

Инструктаж по ТБ.

Биология – наука о живых организмах.

1

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Глава 1. Органы и системы органов живых организмов.

Организм – единое целое

12

1

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

§ 26

Органы и системы органов растений. Побег.

1

Анализируют условия и требования задачи. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Умеют заменять термины определениями. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Л/ р  №1.

Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

§ 27

Строение и функции стебля.

Отдел папоротникообразные, Растения Красной книги Адыгеи (НРК)

1

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

§ 28

Строение и функции стебля.

1

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Л/р  №2.

Строение стебля

Экскурсия: «Мир растений вокруг нас. Охраняемые растения в Адыгее» (НРК)

1

Внешнее строение листа.

1

Анализируют условия и требования задачи. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат. Умеют слушать и слышать друг друга.  Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Л/ р № 3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

§ 29

Клеточное строение листа.

Отдел Голосеменные, Хвойные растения Красной книги РА (НРК)

1

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Общаются и взаимодействуют с партнерами по обмену информацией

§ 30

Корень. Корневые системы растений.

1

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурируют знания. Выделяют и формулируют познавательную цель. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий.Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

Л/ р № 4. Строение корневого волоска.

§ 31

Видоизменения надземных побегов.

1

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений.  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Определяют последовательность промежуточных целей.

§ 32

Видоизменения подземных побегов и корней.

1

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической  деятельности.

Л/ р  №5. Видоизменения подземных побегов.

§ 33

Органы и системы органов животных.

Отдел Покрытосеменные. Семейство двудольные цветковых растений. Зеленая аптека(лекарственные растения Адыгеи) (НРК)

1

Определяют основную и второстепенную информацию. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают временные харак-теристики достижения результата. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия.

§ 34

Обобщение и систематизация знаний

«Органы и системы органов живых организмов»

1

II. Строение и жизнедеятельность организмов

Движение живых организмов.

1

Анализируют условия и требования задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень условия (какой будет результат?)

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

§ 35

Почвенное питание растений.

Семейство однодольные цветковых растений. Опасные растения (ядовитые растения) в Адыгее (НРК)

1

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Структурируют знания.

§ 36

Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений.

1

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Проявляют уважительное отношение к партнерам, адекватное межличностное восприятие

§ 37

Испарение воды растениями. Листопад.

1

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют и формулируют проблему. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга.

тест

§ 38

Питание животных.

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Устанавливают причинно-следственные связи. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения..

§ 39

Питание бактерий и грибов.

Многообразие и значение шляпочных грибов. Грибы Красной книги РА (НРК)

1

Строят логические цепи рассуждений. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

§ 40

Дыхание растений, бактерий и грибов.

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Составляют план и последовательность действий. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

тест

§ 41

Дыхание и кровообращение животных.

1

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Выделяют и формулируют проблему. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

§ 42

Транспорт веществ.

Растения Красной книги Адыгеи (НРК)

1

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

§ 43

Выделение. Обмен веществ

1

Определяют основную и второстепенную информацию. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.  Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

§ 44

Размножение организмов. Бесполое размножение

1

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

§ 45

Половое размножение цветковых растений

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Л/ р  №6. Строение цветка

§ 46

Опыление.

Цветение и опыление растений. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения (НРК)

1

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

§ 47

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.

1

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Выбирают основания и критерии для  классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Составляют план и последовательность действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической  деятельности.

Л/  р  №7 Определение плодов

§ 48

Размножение многоклеточных животных.

1

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения.  Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

тест

§ 49

Индивидуальное развитие растений.

Лишайники Красной книги РА (НРК)

1

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Определяют основную и второстепенную информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат.

§ 50

Индивидуальное развитие животных.

1

 Анализируют условия и требования задачи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения.  Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

§ 51

Промежуточная аттестация

1

Расселение и распространение живых организмов.

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельности организмов

1

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют  с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

§ 52

§ 53

Обобщение и систематизация знаний

«Строение и жизнедеятельность организмов»

1

Повторение и обобщение.

Многообразие природных сообществ. Природные сообщества РА, лес (НРК)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...