рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа с пояснительной запиской , тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_fgos.docx | 54.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»
Рабочая программа
по биологии
степень обучения 5 класс
количество часов 34
уровень базовый
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2017 – 2018 уч. год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии 5 класс по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Учебник: Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2014. -143 с.
Целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носители ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки.
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями; учебно-познавательными, информационными, ценностно - смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Для достижения поставленной цели изучения биологии в 5 классе решаются следующие задачи:
- Подготовка к предмету биология в старших классах
- Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.
- Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала5 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.
- Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.
- Овладение некоторыми ключевыми компетенциями:
коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.
- Формирование познавательной культуры учащихся
Результаты обучения
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Тематическое планирование
№ п./п. | Содержательные блоки | Кол-во часов | Лабораторные работы | Cсамостоятельные работы | Проекты |
1 | Живой организм | 4 | |||
2 | Разнообразие живых организмов. Среды жизни | 12 | 1 | Обобщение и систематизация знаний: Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | Проект по теме Вирусы |
3 | Клеточное строение живых организмов | 9 | 4 | Обобщение и систематизация знаний: Клеточное строение живых организмов. | |
4 | Ткани живых организмов | 9 | 3 | Обобщение и систематизация знаний: Ткани живых организмов. | |
Всего | 34 | 8 | 3 | 1 |
Содержание курса
Введение (3 ч.)
Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Тверского края. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Тверского края. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания.
Глава 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч.)
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факт Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности.
Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Жив Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. Природные сообщества Самарской области. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества.
Глава 2. Сторение клетки (10 ч.)
Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказ Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы.ательство родства и единства живой природы. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. С Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Сходство и различия ядерных клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы роста и развития организма.
Глава 3. Ткани живых организмов (8 ч.)
Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование). Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции.
Цели и задачи, организация лабораторной работы. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы
Итоговое занятие (1ч).
Планируемые результаты обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
На реализацию НРК в данной рабочей программе предусмотрено проведение 3 часов
1.Осенние явления в жизни растений родного края (1).
2.Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия (1).
3.Природные сообщества Адыгеи(1).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Глава, тема | Кол- во часов |
Дата проведения | Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Практическая часть | Д/З. | ||
5 а | 5 б | |||||||
Введение. Биология — наука о живых организмах. | 3 1 | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | §1 | |||||
Условия жизни организмов. | 1 | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. | §2 | |||||
Осенние явления в жизни растений родного края. (НРК). | 1 | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада | Отчет об экскурсии | |||||
Глава 1. Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Царства живой природы. Признаки живых организмов. | 12 1 | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных Царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. | §3 | |||||
Деление царств на группы. | 1 | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. | §4 | |||||
Среда обитания. Экологические факторы. | 1 | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | §5 | |||||
Вода как среда жизни. Гидросфера. | 1 | Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов. | ЛР №1 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | §6 | ||||
Наземно-воздушная среда жизни. | 1 | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. | §7 | |||||
Свет в жизни растений и животных. | 1 | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. | 1 | §7 | ||||
Почва как среда жизни. | 1 | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. | §8 | |||||
Организменная среда жизни. | 1 | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. | §9 | |||||
Сообщество живых организмов | 1 | Объяснять ведущую роль растений в сообществе Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных | §10 | |||||
Роль животных, грибов и бактерий. | 1 | Приводить примеры грибов и бактерий пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | §11 | |||||
Отношения организмов в сообществе. | 1 | Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для со общества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. |
| §12 | ||||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». | 1 | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. | ||||||
Глава 2. Сторение клетки. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | 10 1 | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | §13 | |||||
Работа с лупой и микроскопом . | 1 | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы увеличительных приборов. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы с микроскопом. | ЛР №2 «Устройство увеличительных приборов». ЛР №3 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | §14 | ||||
Состав и строение клеток. | 1 | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Приводить примеры белков, углеводов, жиров. Описывать значение органических и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки и организма. | ЛР №4 «Состав клеток растений». | §15 | ||||
Строение бактериальной клетки. | 1 | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. | §16 | |||||
Строение растительной, животной и грибной клеток. | 1 | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. | Начало проекта «Вирусы среди нас». | §17 | ||||
Образование новых клеток. | 1 | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. | 1 | §18 | ||||
Одноклеточные растения, животные и грибы. | 1 | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. | ЛР №5 «Строение животной клетки». | §19 | ||||
Колониальные и многоклеточные организмы. | 1 | Уметь объяснять в чем преимущества колониальных организмов в сравнении с одноклеточными. Знать как устроены многоклеточные растения. | §20 | |||||
Обобщение и систематизация знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» | 1 | Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. | ||||||
Весенние явления в жизни растений родного края. (НРК). Экскурсия. | 1 | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. | Отчет об экскурсии. | |||||
Глава 3. Ткани живых организмов. Ткани. Покровные ткани растений и животных. | 8 1 | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. | §21 | |||||
Строение покровной ткани листа. | 1 | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа сих функциями. Применять умения работать с микроскопом. | ЛР №6 «Строение покровной ткани листа». | §21 | ||||
Механические и проводящие ткани растений | 1 | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями | §22 | |||||
Основные и образовательные ткани растений. | 1 | образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. | §23 | |||||
Соединительные ткани животных. | 1 | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. | ЛР № 7 «Строение соединительных тканей животных». | §24 | ||||
Мышечная и нервная ткани животных. | 1 | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. | ЛР №8 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | §25 | ||||
Обобщение и систематизация знаний по теме и«Ткани живых организмов». | 1 | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. | ||||||
Промежуточная аттестация | 1 | |||||||
Природные сообщества Адыгеи (НРК). | 1 | Подготовить сообщения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...