Рабочая программа внеурочной деятельности «Естествоиспытатели»
рабочая программа по биологии (6, 7 класс) на тему
Рабочая программа «Естествоиспытатели» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова - М: «Просвещение», 2011. Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность. Срок реализации программы – 2 учебных года. Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем.
Основной метод, используемый на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Ребятам даётся возможность самим конструировать вопросы для следующих занятий. Заканчивается темаинтеллектуальной игрой, которая выполняет не только развивающую, но и диагностическую функцию. Занятия моделируются в основном по технологии развития критического мышления и включают три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
Запланированы сезонные экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_estestvoispytateli_17-18.docx | 402.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Естествоиспытатели» разработана на основе следующих нормативных актов и документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №-273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897" (зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. №19993).
- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 377-П «Об утверждении комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе на 2015 - 2018 годы»;
- Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Методические рекомендации «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014.
- Устав школы (утвержден приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 06.08.2015 №269);
- Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (рассмотрена на педагогическом совете школы 30.05.2017 г. протокол №07; согласована Советом школы 30.05.2017 г. протокол №05; утверждена приказом от 30.05.2017 г. №215);
- Положение о порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма» (принято на педагогическом совете от 31.08.2016 г. №01, утверждено приказом от 31.08.2016 г. №238).
Рабочая программа «Естествоиспытатели» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова - М: «Просвещение», 2011. Настоящая программа имеет эколого-биологическую направленность. Срок реализации программы – 2 учебных года.
Планируемы результаты
В качестве ожидаемых результатов реализации и апробации программы внеурочной деятельности экологической направленности «Естествоиспытатели» на ступени основного общего образования рассматриваем:
• личностные результаты:
- сформированность основ экологической культуры, соответствующих экологически безопасной практической деятельности в повседневной жизни;
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;
• метапредметные результаты:
- сформированность экологического мышления, умений выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
• предметные результаты:
1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
- необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. в ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. в сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.
Курс включает теоретические и практические занятия. Каждая тема начинается теоретическим занятием и занимательным уроком. На лабораторных работах ученики ищут ответ на поставленный вопрос с помощью микроскопа и используя научно-популярную литературу. Ответ на вопрос фиксируют в альбомах с помощью биологических рисунков, опорных схем.
Основной метод, используемый на занятии: частично-поисковый и исследовательский. Ребятам даётся возможность самим конструировать вопросы для следующих занятий. Заканчивается темаинтеллектуальной игрой, которая выполняет не только развивающую, но и диагностическую функцию. Занятия моделируются в основном по технологии развития критического мышления и включают три этапа: вызов, осмысление, рефлексия.
Запланированы сезонные экскурсии «Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»
Содержание курса.
Тема 1 . Введение в естественнонаучную исследовательскую деятельность
Введение. Правила работы в лаборатории. История изобретения микроскопа. Строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Правила приготовления микропрепаратов. Значение изобретения микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. А. Левенгук открыл микромир.
Лабораторные работы:
1. Устройство микроскопа.
2. Что такое микропрепарат и как его рассмотреть? Правила работы с микроскопом.
3. Как превратить муху в слона? Определение увеличения микроскопа.
4. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.
5. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.
Осенняя экскурсия: « Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»
Тема 2. В мире невидимок.
Открытие бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий: Куда деваются опавшие листья? Почему мы болеем? Кто живёт в желудке у коровы и нас в кишечнике? Кто зажигает в океане и на болоте огни? Про кефир, силос и квашеную капусту.
Лабораторные работы:
6.Что будет, если чай оставить в заварочном чайнике? Приготовление сенного настоя, рассматривание сенной палочки.
7 Познакомьтесь, картофельная палочка. Рассматривание движения бактерии.
8 Что будет, если оставить молоко в тёплом месте? Рассматривание молочнокислых бактерий.
9 Зачем у гороха на корнях клубеньки? Рассматривание клубеньков на корнях бобовых.
10 Зачем надо чистить зубы? Рассматривание зубного налёта.
Тема 3. В царстве растений.
Тайны растений. Что такое фотосинтез? Пигменты растений. Строение клетки растений. Ткани растений. Микроскопическое строение органов растений.
Многообразие растений. Отделы растений.
Лабораторные работы:
11. Какое самое маленькое цветковое растение может превратить озеро в болото?
12. О чём может рассказать валлиснерия? Изучение строения клетки растений.
13.Почему у герани лист зелёный, а лепестки красные. Изучение пластид под микроскопом.
14.Почему арбуз сладкий, а лимон кислый. Рассматривание вакуолей с клеточным соком.
15.Как обнаружить крахмал? Рассматривание крахмальных зёрен в клетках картофеля.
16.Почему крапива жжётся, а герань пахнет? Рассматривание волосков эпидермиса растений.
17.Почему корни растений всасывают так много воды? Корневые волоски под микроскопом. Зачем корню чехлик?
18.Почему вода способна двигаться по древесине? Изучение микропрепаратов древесины разных растений.
19. Как рубашка в поле выросла и почему изо льна и хлопка можно ткань сделать? Изучение лубяных волокон льна и коробочек хлопка.
20. Кто изобрёл бумагу? Изучение осиных гнёзд и бумаги под микроскопом. Почему карандаш пишет по бумаге?
21.Почему хвоя зимой не замерзает? Изучение строения хвои на микропрепарате.
22.Почему позеленели стенки аквариума и стволы деревьев? Изучение одноклеточных водорослей.
23.Чем образована тина? Спирогира под микроскопом.
24.Почему сфагнум способен поглощать воду? Лист сфагнума под микроскопом
25.Что такое споры и где их можно найти? Рассматривание спороносных колосков, сорусов.
26.Что находится внутри тычинки, а что внутри пестика?
27. Из чего мёд сделан? Определение медоносного растения по пыльце.
28.Где искать зародыш у растений? Изучение строения семян по микропрепаратам.
Зимняя экскурсия: Новогодняя сказка. Снежинки и льдинки под микроскопом. Выращивание и изучение кристаллов под микроскопом.
Тема 4. В царстве грибов.
Тайны грибов. Строение грибов. Многообразие и значение грибов.
Лабораторные работы.
29 Из чего гриб состоит? Рассматривание срезов гриба под лупой и микроскопом.
30 Зачем грибу пластинки и трубочки? Изучение среза шляпки плодового тела гриба.
31 Почему овощи гнить начинают? Когда роса бывает мучнистой? Изучение поражённых грибковыми заболеваниями растений.
32 Что такое плесень? Изучение разных видов плесени.
33 Что происходит с тестом, когда туда дрожжи добавляют? Изучение почкования дрожжей.
34 Почему нельзя вырезать своё имя на дереве? Изучение плодового тела гриба – трутовика, рассматривание его спор под микро
8 класс
Тема 5 Повторение строения микроскопа
Повторение правил работы с микроскопом. Изучение правил: техники безопасности, работы с микроскопом и письменного оформления результатов исследований.
Лабораторная работа
1. Исследование микроскопического строения пищевой поваренной соли, сахара, бумаги и человеческого волоса.
Тема 6. В царстве животных.
Введение
Урок занимательной зоологии. Изучение признаков царства животных. Многообразие животных. Электронная викторина: «Животные – рекордсмены».
Простейшие
Знакомство со строением инфузории туфельки, эвглены зелёной, вольвокса, опалины, амёбы протея, паразитических простейших. Многообразие и значение простейших. Изучение паразитических простейших по микропрепаратам.
Кишечнополостные
Изучение фиксированных препаратов гидры, её поперечного и продольного срезов. Выявление особенностей строения. Изучение кишечнополостных по презентации и видеофрагментам.
Черви
Знакомство с планариями: изучение их строения по микропрепаратам, наблюдение за их поведением, жизнедеятельностью по видеофрагментам. Изучение паразитических червей по микропрепаратам. Строение круглых червей и кольчатых червей.
Членистоногие
Общая характеристика и многообразие членистоногих. Виды ракообразных, их изучение. Виды паукообразных, их изучение. Виды насекомых, особенности их строения.
Моллюски
Многообразие моллюсков. Изучение представителей по электронной презентации и видеофрагментам. Строение и состав раковин моллюсков.
Хордовые.
Строение ланцетника. Занимательная ихтиология. Строение рыб. Многообразие и происхождение земноводных и пресмыкающихся. Адаптации пресмыкающихся к жизни на суше. Многообразие и удивительные факты из жизни птиц. Адаптации птиц к полету. Особенности внешнего строения млекопитающих. Многообразие и удивительные факты из жизни зверей.
Лабораторные работы
1. Повторение строения клетки Рассматривание и узнавание тканей животных
2. Изучение постоянных препаратов простейших
3. Определение названий частей простейших, их систематики и биологических особенностей (на основе литературных источников).
4. Взятие проб из водоёмов и приготовление культуры простейших. Проведение наблюдений за обнаруженными там простейшими: разными видами саркодовых, жгутиконосцев, инфузорий, споровиков.
5.Оределение названий частей гидры, её систематики и биологических особенностей (на основе литературных источников).
6. Выявление принципиальных особенностей строения скелета коралла. Изучение фрагментов коралла под бинокуляром или с лупой. Оформление графической работы в альбоме.
7. Изучение строения трематод по постоянным препаратам.
8. Изучение поперечного среза лошадиной аскариды.
9. Исследование поперечных срезов дождевого червя и пиявки (постоянные препараты).
10. Знакомство со строением ракообразных на примере циклопа и дафнии (по постоянным препаратам).
11. Изучение строения паукообразных на примере клеща собачьего (постоянный препарат). Изучение паутины и строения домового паука.
12. Исследование особенностей строения насекомых (ротовые аппараты разного типа, конечность, крыло, целое насекомое) на примере таракана, комара, мухи, пчелы, блохи, вши и др. (по постоянным препаратам).
13. Проведение опыта по взаимодействию извести и мела с кислотой. Рассматривание коллекций известковых горных пород. Рассматривание строения раковин разных моллюсков.
14. Знакомство со строением ланцетника (постоянные препараты: организма и поперечных срезов в области жаберного отдела и кишки).
15. Знакомство со строением рыб. Рассматривание чешуи разных рыб, определение возраста рыбы. Рассматривание строения жабр и плавательного пузыря.
14. Рассматривание покровов ящерицы под лупой, изучение строения панциря черепахи, скелета змеи.
15. Изучение строения разных типов перьев под микроскопом. Изучение строения куриного яйца, рассматривание под лупой скорлупы яиц.
16. Изучение строение волоса. Рассматривание шерсти разных зверей. Оформление графической работы в альбоме.
Полевой практикум по зоологии
Животные пресных водоёмов. Животные почвы. Животные леса. Синантропные виды.
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п | Количество часов ауд/внеаудит | Тема занятия | Лабораторные работы, | |
Тема 1 Введение в естественнонаучную исследовательскую деятельность (6 часов) | ||||
1 | Введение. Правила работы в лаборатории. | Знакомство с научным оборудованием. | ||
1 | История микроскопирования. | Презентация | ||
1 | Строение микроскопа и правила работы с микроскопом. | Л.р. 1-3 | ||
1 | Р. Гук – первооткрыватель клетки. | Л.Р. 4 | ||
1 | Открытие микромира Левенгуком | Л.р. 5 | ||
1 | Осенняя экскурсия | |||
Тема 2. В мире невидимок (4 часа) | ||||
1 | Путешествие в микрокосмос | видеофильм | ||
1 | Строение и разнообразие бактерий | Л.Р. 6.7. | ||
1 | Значение бактерий в природе | Л.р. 9 | ||
1 | Значение бактерий в жизни человека | Л.Р. 8,10 | ||
Тема 3. В царстве растений. (16 часов) | ||||
1 | Удивительные растения | Презентация Л.р. 11 | ||
1 | Путешествие в клетку растений | Л.р. 12 | ||
1 | Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений? «Почему вкус плодов и ягод разный?» | Л.р.13,14 | ||
1 | Мини – исследование; Определение содержания крахмала в продуктах питания». | Л.р.15 | ||
1 | Тайны листа растений | Л.р. 16 | ||
1 | Фотосинтез | Опыты по фотосинтезу | ||
1 | ||||
Корень | Лр.17 | |||
Транспорт веществ в растении | Лр 18 | |||
1 | Зимняя экскурсия | |||
1 | Значение и многообразие растений | Л.р 19,20 | ||
1 | Путешествие в подводный мир. Водоросли | Л р. 22, 23 | ||
1 | Путешествие в царство Берендея. Мхи и папоротники | Л.р.24,25 | ||
1 | Мини - исследование: « Маленькой елочке холодно зимой?» | Л.р. 21 | ||
1 | В мире цветов | Л.р. 26,27 | ||
1 | Размножение растений | Л.р 28 | ||
1 | 27.Интеллектуальная игра Тайны растений | |||
Тема 4. В царстве грибов. | ||||
1 | 28.Урок занимательной микологии. Тайны грибов | |||
1 | 29.Строение грибов | Л.Р 29, 30 | ||
1 | 30.Многообразие грибов и значение грибов | Л.р. 31-33 | ||
1 | ||||
1 | 31.Тихая охота | Л.р. 34 | ||
1 | 32.Весенняя экскурсия | |||
1 | 33-34 Конференция Защита информационных проектов: « Хочу знать». | |||
1 |
8 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Количество часов ауд/внеаудит | Наименование раздела и темы | Лабораторный практикум | |
Тема 5 Повторение строения микроскопа (2 часа) | ||||
1 | Вводное занятие Правила техники безопасности. Правила работы с микроскопом. | |||
1 | Л/Р 1 | |||
1 | В царстве животных. Урок занимательной зоологии. | |||
1 | Клетки и ткани животных. | Л.Р.1,2 | ||
1 | Изучение постоянных препаратов простейших | Л.Р. 4,5 | ||
1 | Изучение живых простейших | Л.Р. 3 | ||
Кишечнополостные | ||||
1 | Гидра | Л.р. 6 | ||
1 | Многообразие кишечнополостных | |||
Черви | ||||
1 | Плоские черви | Л.р. 7 | ||
1 | Круглые черви и кольчатые черви | Л.Р. 8 | ||
Членистоногие | ||||
1 | Общая характеристика и многообразие членистоногих | Л.р 10 | ||
1 | Ракообразные | Л.р.9 | ||
1 | Паукообразные | Л.р. 11,12 | ||
1 | Урок занимательной энтомологии | |||
1 | Строение насекомых | Л.р. 13-17 | ||
1 | Многообразие и систематика насекомых | Работа с колекц. | ||
Моллюски | ||||
1 | Многообразие моллюсков | |||
1 | Строение и состав раковин моллюсков | Л.р. 5 | ||
Хордовые | ||||
1 | Ланцетник | Л.Р. 18 | ||
1 | Занимательная ихтиология | |||
1 | Строение рыб. | Л.р. 19-21 | ||
1 | Многообразие и происхождение земноводных и пресмыкающихся. | |||
1 | Адаптации пресмыкающихся к жизни на суше. | Л.р.22 | ||
1 | Занимательная орнитология. | |||
1 | Адаптации птиц к полёту | Л.р. 23 | ||
1 | Шёрстный покров млекопитающих | Л.р. 24-25 | ||
1 | Звериные тайны | |||
1 | Интеллектуальная игра | |||
Полевой практикум по зоологии | ||||
1 | 8.1 Животные пресных водоёмов | |||
1 | 8.2 Животные почвы | |||
1 | 8.3 Животные леса | |||
1 | 8.4 Синантропные виды | |||
Итоговые мероприятия | ||||
1 | 9.1 Олимпиада | |||
1 | 9.2 Конференция исследовательских работ | |||
1 | 9.3 Презентация альбома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"
Память связывает поколения. Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы по...
Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"
Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении эк...
Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс
В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...
Рабочая программа деятельности с детьми музыкального руководителя
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 6», адаптированной основной образовательно...
Рабочая программа деятельности классного руководителя МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Акининой Елены Викторовны
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельнос...
Макет проекта внеклассного мероприятия по теме: "Жизнь и деятельность великого русского естествоиспытателя В. И. Вернадского"
Краткое содержание проекта Знание прошлого лежит в основе одного из важнейших физических принципов – причинности. Оно не только позволяет установить взаимосвязи происходящих событий ...