Тема урока: Становление и развитие эволюционных взглядов
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему

Cхаляхо (Хеж) Сусанна Азиковна

Тема: Становление и развитие эволюционных взглядов.

Задачи:

1.Образовательные – сформировать представление у учащихся о развитии биологии в разные периоды истории, познакомить с деятельностью ученых, которые внесли большой вклад в развитие эволюционных представлений, добиться усвоения новых понятий.

2.Развивающие – развивать умение выделять верное среди положений об эволюции, сопоставлять и сравнивать результаты деятельности ученых.

3.Воспитательные – воспитывать материалистическое понимание мира, положительное отношение к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyutsionnoe_stanovlenie_9_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Становление и развитие эволюционных взглядов.

Задачи:

1.Образовательные – сформировать представление у учащихся о развитии биологии в разные периоды истории, познакомить с деятельностью  ученых, которые внесли большой вклад в развитие эволюционных представлений, добиться усвоения новых понятий.

2.Развивающие – развивать умение выделять верное среди положений об эволюции, сопоставлять и сравнивать результаты деятельности ученых.

3.Воспитательные – воспитывать материалистическое понимание мира, положительное отношение к знаниям.

Оборудование: плакат, портреты ученых эволюционистов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: рассказ, объяснение нового материала, показ плакатов, схем, работа с книгой.

Ход урока:

I.Орг.момент: приветствие, создание эмоционального настроя.

II. Фронтальный опрос:                                                                                                                                                                 На карточках даны животные и растения в произвольном порядке.

Необходимо установить их в порядке усложнения особей.                                                                                                                                                                         1) мхи, покрытосеменные, папоротники, водоросли, голосеменные.                                                                                                        2) сосна, ландыш, кукушкин лен, папоротник мужской, ламинария.

3) дождевой червь, кролик, амеба, лягушка, гидра, воробей, бабочка, карась, змея

III.Усвоение новых знаний:

Понятие эволюции.

Существует несколько определений эволюции:

-Процесс исторического развития орг.мира;

-Процесс совершенствования биологических систем;

-Процесс изменения живых организмов от простых к сложным.

Жизнь на Земле не всегда была такой как сейчас.

- Как же она возникла? (мнение учащихся).

Нужно помнить, что эволюция идет не всегда одинаково, н/р: одни организмы эволюционируют быстрее на определенном этапе времени, потом эволюция может затормозиться в своем развитии. В основе эволюционного процесса выделяют 2 понятия:

1 – биологический прогресс – увеличение численности особей, систематическое разнообразие;

2 - биологический регресс – явление противоположное прогрессу, уменьшение численности особей и сужение их ареала.

Группы живых организмов в разные отрезки времени могут проживать как биологич. прогресс  так и регресс. Одни организмы совершенствуются и становятся сложными (птицы, млекопитающие), другие наоборот, упрощаются теряя важные органы, становясь паразитами.

Мы не знаем, как будет выглядеть мир через 5-6млн. лет и сохраниться ли он вообще.

Заслуги ученых в становлении эволюции.                                                                                                         Карл Линней                                                                                                                                                  Важным этапом развития биологической науки стал период поиска системы в мире живого. В конце XVIII века возникла необходимость систематизировать накопленный фактический материал о живых организмах, появилась потребность в классификации живых существ. Становление систематики связано с именем шведского ученого Карла Линнея (1707 – 1778).

Жизненный путь Карла Линнея был необычен. Его отец был бедным сельским пастором. В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников, потому что его мысли были далеки от душного класса. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.

Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов.

“Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть, он попадет в климат благоприятный его развитию”.                                                                                                Карл поступает в университет, но ему катастрофически не хватает денег. Вскоре умирает мать, тяжело болеет отец. Карл собирается бросать обучение, но помогла женитьба. Карл просит у будущего тестя денег взаймы и едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук. По возвращении на родину Линней опять испытывает безденежье. Он издает книгу “Система природы” на деньги друзей. В дальнейшем Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство.

До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей. В его завещании было несколько пунктов. Не выполнен был только один из них – не присылать соболезнований …”

Основные итоги его деятельности изложены в работах “Система живой природы” и “Философия ботаники”. Он осуществил деление животных и растений на соподчиненные группы, ввел бинарную (двойную) систему названий биологических видов.

Установил реальность видов и выявил их признаки:

1-Вид является объединением множества особей.

2-Особи вида имеют морфологическое и физиологическое сходство.

3-Способность особей вида к совместному размножению и воспроизведению потомства, сохраняющего признаки родительских форм.

 Т. е.  К. Линей не только установил   реальность существования видов в природе, но и выделил главный признак – нескрещиваемость особей разных видов.

Линней искал только сходство, но не родство между видами, так как не верил в возможность эволюции. В основу классификации животных Линней положил строение кровеносной и дыхательной систем. Он выделил 6 классов животных: млекопитающие, птицы, гады (в современной трактовке – земноводные и пресмыкающиеся), рыбы, насекомые, черви. К классу червей Линней ошибочно отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих.

Ошибки допущенные К.Линнеем:

-К. Линней разделял метафизические взгляды о божественном творении видов. Считал, что видов столько, сколько их создал Бог.

 «Видов столько, сколько их создало изначальное, бесконечное Существо». 

-Классифицировал организмы  по 1 – 2 признакам сходства. Стоило поменять признак, как вся классификация разрушалась (поэтому его классификацию называют искусственной).

При классификации по 1-2 признакам неродственные организмы оказались  в одной группе, а родственные – в разных.

Например:

Класс амфибий включал пресмыкающихся и земноводных, а класс черви – одноклеточных, губок, кищечнополостных, червей, моллюсков, иглокожих.

Курица и страус попали в один отряд, хотя они относятся даже к разным подклассам.

Несмотря на ошибки, допущенные Карлом Линнеем, очевиден его гигантский вклад в развитие биологической науки. Он упорядочил представления о многообразии животного и растительного мира, вызвал своими работами интерес к систематике в научном мире, лично впервые описал около 10000 видов растений и 4200 видов животных, внес много нового в концепцию биологического вида.

Жан Батист Ламарк

Важнейшим итогом развития биологической науки явилось осознание исследователями идеи исторического развития органического мира. Уже в конце XVIII века наблюдается ломка метафизических представлений, высказываются идеи о происхождении современных организмов от далеких предков.

Неоценимый вклад в развитие эволюционного учения внес Жан Батист Ламарк (1744 – 1829).

К 50 годам Ламарк приобрел заслуженную славу одного из крупнейших ботаников Франции. В 1809 году он выпустил в свет трактат “Философия зоологии”, в котором изложил основные принципы эволюционной теории. За десять лет до смерти ученый совсем ослеп. Последние свои годы он провел в страшной бедности, а новые идеи диктовал своей дочери. К сожалению, гениальная идея о развитии организмов не нашла признания у современников. Истинные заслуги Ламарка перед наукой были оценены с большим опозданием. Только через 80 лет после смерти Жана Батиста Ламарка, в 1909 году, в Париже, ему был воздвигнут памятник. На нем – барельеф с изображением слепого Ламарка с дочерью Корненилией. Под барельефом слова Корнели: “Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за вас, отец!” так необычно и трагически сложилась судьба ученого-эволюциониста Жана Батиста Ламарка.

К основным заслугам Ламарка перед биологической наукой относятся следующие.

  1. Он впервые вел термин “биология”, который впоследствии использовался повсеместно.
  2. Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.
  3. Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных.
  4. Пытался определить основные причины эволюционного процесса.
  5. Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Многие идеи Ламарка носили ярко выраженный эволюционный характер. При этом он допускал, что природа создана творцом, однако все ее дальнейшее развитие, по мнению Ламарка, осуществляется под действием естественных закономерностей.

Ошибки теории Ламарка:

-Неверно определил движущие силы эволюции.

-Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении. Необходимость приспособиться к условиям среды требует от живых существ “упражнять” свои органы, в результате чего органы и части организма становятся более развитыми, мощными, увеличиваются в размерах. Не работающие органы, лишенные постоянной нагрузки, уменьшаются в размерах и впоследствии могут совсем исчезнуть. Именно в результате “упражнения”, по мнению Ламарка, сформировались рога у оленя, длинная шея у жирафа, плавательная перепонка между пальцами у уток.

-Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

IV.Закрепление знаний:

1.Оценочная таблица деятельности ученых-биологов:        

Карл Линней                                                                                                                  Жан Батист Ламарк

2-Задание: даны верные и неверные утверждения – выбрать верные и по ним дать характеристику эволюционному процессу.

  1. Эволюция подобна плавному движению эскалатора, где все ступени – группы организмов развиваются плавно, с одинаковой скоростью. (-)
  2. Скорость эволюционных процессов не всегда одинакова в разных группах.(+)
  3. На развитие разных систематических групп не оказывает влияния окружающая среда. (-)
  4. В процессе эволюции наблюдается только эволюционный прогресс. (-)
  5. Уменьшение численности особей и их систематических групп, а также сужение ареала – это биологический регресс.(+)
  6. В эволюции можно выделить два направления – биологический прогресс и биологический регресс.(+)
  7. На развитие, становление и совершенствование систематических групп оказывает влияние сотни факторов. (+)
  8. Увеличение численности особей, их систематических групп и расширение ареала – это биологический прогресс? (+)
  9. Многообразие систематических групп пресмыкающихся (динозавров) в мезозое – это эволюционный регресс? (-)
  10. Господство насекомых и птиц в наше время – это биологический прогресс? (+)
  11. Биологический регресс – это полное вымирание организмов какой-то систематической группы?(-)
  12. Многообразие отрядов, семейств, родов птиц и млекопитающих в наше время говорит об их прогрессе?(+)
  13. Прогресс – это обязательно усложнение организации организмов? (+)
  14. Эволюция как исторический процесс идет не всегда одинаково и плавно.(+)
  15. В наше время пресмыкающихся гораздо меньше, чем их было в мезозое – для них это регресс?(-)

V.Итог урока:

-Что нового вы узнали?

   -Все ли было понятно?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Выставление оценок.

VI.Д/з стр. _____________ п. _____

? 1-4 письменно

с. _____ задание

КАРТА УРОКА

1.Оценочная таблица деятельности ученых-биологов:        

Карл Линней                                                                                                                  Жан Батист Ламарк

2-Задание: даны верные и неверные утверждения – выбрать верные и по ним дать характеристику эволюционному процессу.

  1. Эволюция подобна плавному движению эскалатора, где все ступени – группы организмов развиваются плавно, с одинаковой скоростью.
  2. Скорость эволюционных процессов не всегда одинакова в разных группах.
  3. На развитие разных систематических групп не оказывает влияния окружающая среда.
  4. В процессе эволюции наблюдается только эволюционный прогресс.
  5. Уменьшение численности особей и их систематических групп, а также сужение ареала – это биологический регресс.
  6. В эволюции можно выделить два направления – биологический прогресс и биологический регресс.
  7. На развитие, становление и совершенствование систематических групп оказывает влияние сотни факторов.
  8. Увеличение численности особей, их систематических групп и расширение ареала – это биологический прогресс?
  9. Многообразие систематических групп пресмыкающихся (динозавров) в мезозое – это эволюционный регресс?
  10. Господство насекомых и птиц в наше время – это биологический прогресс?
  11. Биологический регресс – это полное вымирание организмов какой-то систематической группы?
  12. Многообразие отрядов, семейств, родов птиц и млекопитающих в наше время говорит об их прогрессе?
  13. Прогресс – это обязательно усложнение организации организмов?
  14. Эволюция как исторический процесс идет не всегда одинаково и плавно.
  15. В наше время пресмыкающихся гораздо меньше, чем их было в мезозое – для них это регресс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Развитие эволюционных взглядов до Дарвина».

Это пособие для преподавателя медицинского училища. Составлена с использование технологии критического мышления   через чтение и письмо....

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Тема урока «Становление Древнерусского государства»

Технологическая карта урока истории...

Презентация к уроку Биологии по теме "Развитие эволюционного учения. Дарвинизм"

Данная презентация поможет преподавателю интересно и доступно объяснить материал по теме "Развитие эволюционного учения. Дарвинизм". В конце предлагается небольшое задание для обучающихся, к...