Тема урока «Становление Древнерусского государства»
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Технологическая карта урока истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_stanovlenie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ
Тема урока: «Становление Древнерусского государства» | |||
Класс: | 6 | ||
Тип урока: | комбинированный, урок-исследование. | ||
Цель урока: | Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства у восточных славян; сформировать представление о закономерности образования государства | ||
План урока: |
| ||
Личностнозначимая проблема: | Какие перемены в жизни восточных славян произошли со становлением Древнерусского государства? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. | ||
Основные понятия: | государство, полюдье, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки». Персоналии: Рюрик, Аскольд, Дир, Олег, Кий, Щек, Хорив, древляне, история, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организа-ции взаимодей-ствия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контро-ля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Беседа по изученному материалу. | 1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения
Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках. - Объясните, как было создано самое древнее государство на нашей территории. - Какие теории образования государства на Руси существуют в науке?
| 1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают. Карточка 1. Используя карту, определите влияние климата на быт и хозяйственные занятия финно-угорских племён Карточка 2. Покажите на карте и расскажите о развитии Тюркского каганата. Карточка 3. Покажите на карте и расскажите о развитии Аварского каганата. Карточка 4. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Карточка 5. Покажите на карте и расскажите о развитии Волжской Булгарии. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа Работа с текстом Работа с текстом Просмотр иллюстрации Беседа с учащимися Работа с терминами Работа с историческим документом и картой Заполнение таблицы Работа с историческим документом | 1. Опираясь на знания, полученные в 5-м классе, скажите: как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки: 1) Правитель; 2) Законы; 3) Территория; 4) Армия; 5) Население; 6) Налоги? 2. Используя задание, ученики вставляют пропущенные слова: Государство - это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых __, осуществляется охрана __ регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __. На доске учитель рисует логическую цепочку: Экономический подъем Увеличение производительности труда и накопление богатств Социальное расслоение в племени и выделение знати Появление аппарата управление Возникновение государства 1. Каковы были экономические предпосылки создания государства у славян? 2. Покажите на карте славянские города, ставшие центрами племенных союзов. 3. Вспомните, какой была система управления у славянских племен? 4. Чем были недовольны богатые славянские соплеменники? 5. Какую роль в создании государства играли ремесло и торговля? Чтение документа и ответы на вопросы к нему - с какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам, везшим свой товар в Византию? Задание: Прочитайте «Повесть временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы. Используя текст учебника с.40-41, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства и ответ заполните в виде схемы. | Отвечают на вопросы Государство Работают с текстом Работают с логической цепочкой. Обобщая ответы учащихся на последний вопрос, учитель предлагает познакомиться с документом и обратиться к карте. Используя карту и текст учебника на с. 47, учащиеся рассказывают о продвижении купцов, с помощью иллюстрации на с. 44 рассказывают о торговле Заполняют таблицу. Читают текст и находят цитаты. Так же ученные утверждают, что Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Расставляют в последовательности этапы возникновения. Древнерусского государства. Используя схему как подсказку. | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное. | Устные ответы. Устные ответы. Устное задание Устные ответы. Записи в тетради Записи в тетради |
IV. Первич-ное осмысление и закре-пление изучен-ного. | 7 | Работа в парах | Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. А теперь выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю вам выполнить следующее задание. Задание: Используя опорные слова и текст учебника на с.44-45, составьте схему «Отношения Древнерусского государства с соседями» Задание. Работа с заданием «История в лицах». На с. 46 прочитайте о том, кто был современником Святослава. | 1. Выполнение заданий в тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы Заполняют схему Самостоятельно работают с учебником | 1.Индивидуальная работа. 2.Фронтальная работа 3. Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и тетради | Проверка выполнения заданий в тетради |
V. Итоги урока. Рефлек-сия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства? Кто участвовал в походе Олега на Киев? Покажите два исторических центра восточных славян. Какие выводы из этого следуют? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домаш-нее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание § 5, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 49. Используя иллюстрацию (с. 41), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега. | Записывают домашнее. Задания. | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку истории 6 класса по теме "Становление Древнерусского государства"
тесты...
Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"
Конспект урока истории в 6 классе по теме: "Становление Древнерусского государства"...
Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства"
Открытый урок в 6 классе по теме "Становление Древнерусского государства" составлен в соответствии с ФГОС по линейной системе. Основные образовательные технологии: технология про...
Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)
Тема "Становление Древнерусского государства.» Продолжение. (2 урок)Цель урока: Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства.Задачи...
Презентация к уроку "Становление Древнерусского государства".
Презентация к уроку "Становление Древнерусского государства".Данная презентация составлена к технологической карте по теме "Становление Древнерусского государства". Урок 1-2....
Урок по истории на тему «Становление древнерусского государства» 6 класс
В данном файле представлен конспект урока на заявлению тему...
Тест по теме "Становление Древнерусского государства"
тест разработан с учетом поурочного планирования по истории 6 класс. ФГОС Учебник под редакцией академика РАН А.В.Токунова...