Тематический зачет «О развитии эволюционных представлений, доказательствах эволюции, механиках эволюционного процесса » 11 класс
тест по биологии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тематический зачет «О развитии эволюционных представлений, доказательствах эволюции, механиках эволюционного процесса . »11 клас
I. Письменная зачетная работа по вариантам.
Вариант 1.
1. Под влиянием каких факторов популяция начнет эволюционировать
2. Перечислите максимум возможных способов защиты от врагов у животных и растений. Существуют ли абсолютно надежные средства защиты?
3. К какому фактору микроэволюции относится нашествие саранчи в некоторые годы?
4. В чем сходство и различие морфофизиологического прогресса и морфофизиологического регресса?
5. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите:
а) Сколько видов рыб живет во втором озере?
б) Сколько популяций рыб живет в первом озере?
в) Сколько видов рыб живет в двух озерах?
г) Сколько популяций рыб живет в двух озерах?
Вариант 2,
1. Как связаны между собой понятия: генотип - генофонд - популяция -эволюция?
2. Сравните морфофизиологический прогресс и биологический прогресс.
3. К дивергенции признаков у организмов приводят:
а) Модификации; б) Комбинации, в) Мутации.
Ответ поясните.
4. Как называется процесс, начинающийся во внутрипопуляционных группах вида «X» от образования в ней нового подвида «У» и завершающийся возникновением из него нового вида «У».
5. К конвенгенции или дивергенции относится сходство или различие
организмов:
а) Рак речной и краб (имеют клешни);
б) Кит и рыба (форма тела);
в) Лютик жестколистный и лютик золотистый (различие в строении);
г) Медведка и крот (сходство форм передних ног).
Вариант 3,
1. Каким образом может повлиять на возникновение географической изоляции деятельность человека? Подтвердите ваш ответ примерами.
2. Почему жгутиковых называют палеонтологическими доказательствами? Какие факторы эволюции, по теории Дарвина, при этом участвовали?
3. Перечислите факторы, направляющие и не направляющие эволюционный процесс
4. Во время размножения самцы чаек имеют яркую окраску: отливают розовым, черным, зеленым цветом. Самка, высиживающая яйца, окрашена скромнее. Какое значение для птиц имеет такая окраска?
5. Объяснить:
а) В чем особенности строения сердца и кровообращения у рыбы, земноводного, пресмыкающегося и млекопитающего;
б) в каком направлении изменялось сердце?
в) в чем заключается приспособительное значение этих изменений?
г) в результате какой главной движущей силы эволюции произошел процесс усложнения сердца и кровообращения у позвоночных?
Вариант 4
1 Зайцы-русаки обитают в степях Зауралья и Предуралья. Они отделены горными лесами (изоляция?), но внешне неотличимы , при встречах дают плодовитое потомство. Почему? Выберите ответы:
А) это одна популяция одного вида заяц-русак
Б) две популяции одного вида заяц-русак
В) две популяции двух разных видов заяц-русак.
2. Тюлень серый, а детеныш его «белек» белый, как это объяснить?
3. Почему изучают такое животное, как ланцетник, не имеющее никакого хозяйственного значения?
4. Какие органы называют аналогичными? Результатом чего они являются? Выберите аналоги волос кошки:
а) Иголки на теле ежа;
б) Волоски на теле бабочки;
в) Иголки ехидны;
г) Волоски на теле тарантула.
5. Каково эволюционное значение популяционных волн («волн жизни»)?
Вариант 5.
1. Внутри вида «А» существует несколько популяций. Из популяции «В», обладающей преимуществами, постепенно возник новый подвид «В».
а) Как называется такой эволюционный процесс?
6) Какие элементарные эволюционные факторы при этом участвуют?
2. Почему археоптерикса считают палеонтологическим доказательством?
3. Каких животных называют альбиносами? Чем объяснить, что среди домашних животных (кролики, морские свинки, крысы) их больше, чем в природе?
4. Сравнить морфофизиологический прогресс и регресс.
5. Что такое гомологичные органы? Результатом чего они являются?
Найдите гомологи легких кошки:
а) Трахеи плавунца,
б) Легкие лягушки,
в) Жабры рака,
г) Легкие голубя.
Вариант 6.
1. Какими изменениями в жизни популяции сопровождается сокращение ее численности?
2. Известно, что большинство организмов размножается в геометрической прогрессии. Насекомые, рыбы, земноводные откладывают сотни тысяч яиц .Почему большинство потомков не доживает до репродуктивного возраста? Приведите как можно больше причин.
3. Вольвокс - колониальная форма одноклеточных животных (тип простейшие, класс жгутиковые), а не многоклеточное, животное;
а) Какое преимущество имеет многоклеточность перед одноклеточностью в жизненном состязании?
б) Какое значение имело возникновение многоклеточности в дальнейшем ходе эволюции жизни?
4. Какая конвергенция признаков наблюдается у:
а) Мыши и зайца;
б) Акулы и кита;
в) Волка и лисицы.
5. Какой тип изменчивости мутационный (наследственный) или модификационный (ненаследственный) становится преобладающим в результате миграции?
Вариант 7.
1. Покрытосеменные растения произошли от голосеменных путем приспособления цветка к образованию плода. Объясните:
а) К какому направлению эволюции относится возникновение плода у покрытосеменных;
б) Какое биологическое значение имеет образование семян внутри плода.
2. Популяции песцов, обитающих на Анадыре и Аляске, разделяет пролив шириной в 120 км. Можно ли получить от представителей этих популяций плодовитое потомство, если препятствие будет устранено? Почему?
3. Какие органы - гомологичные или аналогичные – свидетельствуют об эволюционном родстве их обладателей? Почему? Приведите пример.
4. Какими изменениями в жизни популяции сопровождаются вспышки ее численности?
5. Сравните морфофизиологический регресс и биологический регресс.
П. Письменная тестовая работа:
Главные направления эволюции растений.
Главные направления эволюции животных.
Главные направления эволюции растений
1. Возникновение хлорофилла
2. Возникновение ползучего стебля у земляники.
3. Появление фотосинтеза.
4. Появление органов и тканей.
5. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.
6. Утрата листьев, развитой корневой системы у ряски.
7. Появление семян у голосеменных
8. Появление клубней у дикого картофеля.
9. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики.
10. Утрата тычинок и пестиков в краевых цветках соцветия подсолнечника.
11. Появление плода у покрытосеменных.
12. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).
13. Приспособления к опылению, распространению плодов и семян.
14. Возникновение эпидермиса, устьиц, проводящей системы.
15. Появление псилофитов (первых наземных растений),
Главные направления эволюции животных
1. Возникновение 4-х камерного сердца.
2. Возникновение археоптерикса,
3. Особенности клюва у хищных птиц.
4. Роющие конечности крота.
5. Рудиментарность крыльев у насекомых.
6. Теплокровность и живорождение у млекопитающих.
7. Распространение от тропиков до ледяных пустынь.
8. Редукция у пещерных обитателей органов зрения, снижение пигментации.
9. Покровительственная окраска у насекомых.
10. Развитие отделов головного мозга.
11. Возникновение хорды.
12. Альбинизм (отсутствие пигмента).
13. Донный образ жизни рыб.
14. Отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей.
15. Наличие крючков и присосок у паразитических червей
Правильные ответы расположите в определенные строки:
Араморфозы:
Идеоадаптации:
Дегенерации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....
Развитие эволюционных представлений.
Биология 9,11 класс. Раздел "Эволюционные учения". Ввводный урок по теме....
Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы...
Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.
Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа) и творческой работы....
календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 12 классе
индивидуальная программа обучения развитию слухового восприятия и формирования произношения в 12 классе специальной коррекционной общеобразоательной школы I-II вида....
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока в 9 классе "Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений"
Тема «Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений.»(Урок в модели «Смена рабочих зон»)...