Технологическая карта урока биологии. 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Глазкова Юлия Анатольевна

Конспект урока в форме технологической карты. Тема урока:" Скелет человека, значение,строение, состав и типы соединения костей."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.

Тема урока «Скелет человека. Значение, строение, состав и  типы соединения костей»

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: Организовать индивидуальную и парную познавательную деятельность учащихся на уроке для

изучения сущности скелета его значения, строения, состава и типов соединения костей.

 Развивающие: Создать условия для формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развить  умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета; развивать наблюдательность и речь учащихся.

Воспитывающие: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, расширению кругозора учащихся, воспитание мотивации к  учению, интереса к предмету и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в парах.

 Оборудование: экран, компьютер, проектор,  карточки-задания к лабораторной работе, презентация к уроку, учебник, тетрадь, скелет, карта оценки деятельности.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в парах,

моделирование.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- частично-проблемное обучение

Межпредметные связи: связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ожидаемые результаты:

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний  при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами.

Этапы  урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся, их настрой на работу.

Приветствие учеников. Организация  контроля начала работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального настроя учеников на урок.

Стоя приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Настраиваются  на восприятие материала  урока.

2

Определение темы урока. Целеполагание.

Подведение детей к формулировке темы и постановке целей урока, составление плана работы.

Учитель задаёт вопросы.

1Вспомните все системы органов в организме человека и назовите их.

Ребята, мы не просто так вспомнили и перечислили все системы органов, а нам необходимо определить тему нашего сегодняшнего урока.

Для всех живых организмов характерно движение. “Движение – это жизнь”, -  заметил Вольтер.

2 Человек тоже совершает различные движения. Какие?

3Какая система обеспечивает движение тела?

4А что составляет опорно-двигательную систему, почему ещё эту систему называют костно-мышечной?

5Как называется   совокупность  всех костей в организме человека?

.

Таким образом,  какая  тема нашего сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей(слайд 1), просит записать в тетрадь.

А теперь сформулируем цель сегодняшнего урока, исходя из нашей темы.

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Перечисляют все системы органов человека (половая, нервная опорно-двигательная и т. д.)

Он ходит, бегает, прыгает, выполняет упражнения, занимается спортом. Без движений невозможна трудовая деятельность. Движение способствует физическому развитию человека, укрепляет и поддерживает его здоровье.

опорно-двигательная система

Потому что ее составляют мышцы и кости. Мышцы, которые прикреплены к костям.

Скелет.

Скелет. Значение, строение, состав и типы соединение костей

Записывают в рабочих тетрадях тему

Изучить отделы скелета, его значение,  строение, состав и типы соединения костей.

3

Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы.

Скелет представляет собой единое прочное образование. Помимо костей в него входят хрящи  и связки, состоящие из прочной соединительной ткани. В скелете человека насчитывается более 200 костей (например: в ноге 26 косточек, в черепе 29) вес которых 10-15 кг. Кости человека крепкие как сталь, но в 3 раза легче ее.

Рекорды в скелете: молоточек, стремя, наковальня - самые маленькие косточки длиной 3 мм и весом менее 1 грамма - находятся в среднем ухе. Самая длинная кость – бедренная,  она может иметь  длину 50 см и выдерживать нагрузку до 1,5 тонн.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения.(слайд 2)

1Сформулируйте функции скелета (слайд3)

Ознакомить учащихся с типами костей и их расположением  в скелете. (слайд 4)

Задание 1:

1. Предлагает  учащимся найти в учебнике на стр. 100-101 типы костей и подобрать примеры к каждому типу. Найти эти кости на рисунке в учебнике и показать на скелете.

Задание 2:

1. Предлагает учащимся вспомнить какие типы тканей существуют, и какая ткань образует скелет.

2. Описать строение костей, опираясь на текст учебника, рисунок на стр 105 «Строение трубчатой кости».(слайд5)

Задание 3:

Предлагает  учащимся выполнить самостоятельно лабораторную работу: «Строение трубчатой кости» (слайд5,6) и проверить работу товарища.

Постановка вопросов, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия  для выявления «Что мы ещё не знаем?»)

Демонстрация скелета. Предложить учащимся, пользуясь рисунком из учебника «Скелет человека спереди» на стр. 101 (слайд 7) самим выделить и записать в тетрадь отделы скелета человека.

Задание 4:

Предлагает  учащимся показать на скелете все отделы.

Дополнительная информация: Возраст окончания роста у каждого человека индивидуален, но среднее значение возраста, в котором человек завершает стадию роста и развития организма – это 25 лет. У разных людей он может варьироваться от 22 до 27, реже – от 20 до 30 лет.

Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

 Выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям уникальные свойства.

Задание 5:

1. Предлагает учащимся выяснить состав кости. Записать какие вещества составляют химический состав кости и какую функцию они выполняют.(слайд8)

2. Ответьте на вопрос: Как изменяется состав костей с возрастом? Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

 

Задание 6:

3. Предлагает учащимся прослушать сообщение товарища   о трех типах соединения костей и  найти данные примеры на скелете.

Задание 7:

3. Предлагает учащимся прослушать сообщение товарища  о  суставе (строение и состав) (слайд9,10)

Определяет форму тела, обеспечивает опорную, защитную и двигательную функцию

Учащиеся находят типы костей и подбирают примеры по каждому типу

( Длинные (трубчатые) – кости плеча, предплечья, бедра, голени; короткие – кости кисти и стопы, плоские – кости черепа, лопатки, смешанные кости-позвонки в позвоночнике)

Показывают кости на скелете.

Перечисляют типы тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Сообщение от учащегося:

Кости образованы соединительной костной тканью. Снаружи кости покрыты– надкостницей, а места, где кости сочленяются друг с другом суставным хрящом. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину и её срастание при переломе. Надкостница пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями, поэтому её повреждение очень болезненно. Надкостница прилегает к компактному веществу кости. оно пронизано мельчайшими костными канальцами, по которым проходят сосуды и нервы.. Компактное вещество, образует наружный слой кости. За ним следует губчатое вещество. Оно заполняет головки длинных костей. Губчатое вещество состоит костных перекладин, между которыми  виден красным костным мозгом. Он вырабатывает клетки крови. Внутри между головками длинных костей имеется костномозговая полость. Она заполнена жёлтым костным мозгом, богатым жировой тканью. В жёлтом костном мозге  тоже образуются клетки крови. Около головок длинных костей у детей имеются хрящевые прослойки, где происходит формирование костной ткани. За счёт этих участков кость растёт в длину.

Выполняют лабораторную работу, затем осуществляют обмен работами и выставляют оценку товарищу.    

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают, выполняют необходимые задания.

Сравнивают скелет с рисунком в учебнике и рисунком на слайде, находят основные отделы скелета и записывают (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет верхней конечности, скелет нижней конечности.

Работа со скелетом у доски.

Сообщение учащегося:

Кости состоят из органических (белки, жиры, углеводы) и неорганических веществ (кальций, фосфор, магний). Органические вещества придают гибкость и упругость кости, неорганические – твёрдость.

Состав костей меняется в течение всей жизни человека. У детей в костях процент органических веществ больше, поэтому они более гибкие и упругие, менее ломкие, но легче поддаются искривлению. С возрастом кости становятся более хрупкими, т.к. в них

Увеличивается процентное содержание минеральных солей

Сообщение учащегося:

Соединение костей в скелете может быть неподвижным (шов) – кости черепа, кроме нижней челюсти, подвижным - суставы и полуподвижным – соединение с помощью хрящей – позвонки, 10 пар рёбер с грудиной.

Суставы позволяют человеку производить различные движения. Сустав образуют две или несколько костей, соединённых друг с другом прочными тяжами – связками из соединительной ткани. Одна из костей образует суставную головку, другая суставную впадину. Головка и впадина покрыты гладким суставным хрящом. Это облегчает движение костей. Сустав находится в суставной сумке. Её стенки выделяют суставную жидкость, уменьшающую трение костей при движении и осуществляющую питание суставного хряща, в котором нет кровеносных капилляров.

4

Закрепление учебного материала.

Закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала.

Задание 1:

Предлагает заполнить таблицу на слайде 12.

Критерии оценивания – «5» - ни одной ошибки,

                                          «4» - 1 ошибка,

                                          «3» - 2 ошибки,

                                          «2» - 4-5 ошибок

Находят термины, которых не хватает в каждой колонке таблицы.

5

Домашнее задание

Сообщить учащимся о д/з и разъяснить методы его выполнения.

Проинструктировать о выполнении дом.задания.

На стр.100-106, изучить текст учебника, ответить на вопросы на стр. 107. Сделать рисунок сустава с надписями (слайд13)

Применить полученные знания на уроке при самостоятельном выполнении домашнего задания.

6

Итоги урока.

Рефлексия.

Подвести итоги урока, оценить работу учащихся, создать условия для самооценки учебной деятельности,  закрепить положительные эмоции от познания нового.

Цель учителя:

Развивать умения соотносить цель и результат.

Деятельность  учителя:

Организует  беседу с классом по вопросам:

-Какие затруднения у вас возникли на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что было интересно?

-Чему научились?

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

Оцени свою работу.

«5» - выполнил все данные мне задания.

«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался.

«3» - часто ошибался, выполнил только половину.

«2» - ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...