Урок по теме "Вирусы"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Невидимые клетки .Что они несут в себе? Почему иммунитет часто бессилен против них?
Их строение и значие раскрывает материал урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_biologii_2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
На тему: Вирусы
Подготовила: Арчакова Милана Адамовна
Лицей №1 г.Назрань
3. Объяснение новой темы
План:
1. Общее знакомство с царством вирусов
2. История открытия вирусов
3. Многообразие вирусов, наука их изучающая.
4. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.
5. Строение бактериофага.
6. Пути проникновения вируса в организм
7. Меры борьбы с вирусами.
8. Выводы по теме.
9. Сообщение «Вирусы растений»
10. Сообщение «Вирус Спида»
1. На этом уроке мы с вами познакомимся поближе с этими организмами, изучим их строение , познакомимся со значением вирусов, их «повадками», способами их существования, с вредом, который они приносят всему живому на Земле.
Записали число, тему урока.
В науке Биологии различают 4 царства живых организмов: царство растений, животных, бактерий,вирусов. Нас окружают три видимых царства и одно невидимое царство. О первых царствах люди знают давно, царство вирусов открыто сравнительно недавно.
2. Вирусы были впервые открыты в 1892г рус ученым –биологом Д.И. Ивановским, который стал основателем новой биологической науки – вирусологии. Дмитрий Иосифович, изучая мозаичную болезнь табака, растер листья больного растения и пропустил полученную массу через фильтры, непроходимые для всех известных микроорганизмов. Когда же ученый ввел этот фильтрат в листья здоровых растений табака, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, т.е. фильтрат сохранил инфекционные (заразные свойства). Это инфицирующее начало назвали вирусом. В переводе с латинского языка «вирус» означает «яд». Увидеть вирус удалось лишь с появлением электронного микроскопа в середине нашего столетия.
3. Сейчас открыто более 500 различных вирусов, каждый из которых вызывает определенное заразное заболевание. Наука, занимающая изучением вирусов называется вирусологией (показываю карточку, как правильно пишется это слово)
Вирусы вызывают такие болезни, как корь, ветряная и натуральная оспа, полиомелит, эпидемический паротит (свинка), ОРЗ, в том числе грипп, гепатит, ящур, энцефалит, желтая лихорадка, бешенство, СПИД и многие другие. Около 75% всех инфекционных заболеваний вызывается вирусами. Более 200 разных вирусных инфекций поражают человека. перечисление только болезней, вызываемых вирусами заняло бы 6 страниц книги обычного формата. Около 500 болезнетворных вирусов выделено, и число их нарастает с каждым днем за счет обнаружения все новых и новых разновидностей.
Считается, что при средней продолжительности жизни человека в 70 лет, из них 7 лет он болеет вирусным заболеванием. Для того, чтобы успешно бороться с врагом нужно хорошо знать его особенности строения- сильные и слабые стороны. Познакомимся со строением вирусов.
Вирусы не имеют клеточного строения и представляют неклеточные формы жизни. Это мельчайшие организмы, их размеры колеблются от 12 до 500 мкм (1 миллимикрометр= 0,0000001мм).
4. Для того чтобы успешно бороться с вирусами, необходимо знать его сильные и слабые стороны, т.е. знать его строение.
Рассмотрим строение вируса на примере вируса табачной мозаики и бактериофагов.
Вирус табачной мозаики существует в форме отдельных частиц, каждая из которых имеет палочковидную форму и представляет собой цилиндр с полостью внутри. Стенка цилиндра образована молекулами белка, а внутри под этой белковой оболочкой располагается тяж РНК, свернутый в форме спирали. В листьях табака частицы вируса, соединяясь вместе, образуют скопление в виде кристаллов шестигранной формы, которые видны в световой микроскоп.
Зарисуйте в тетради схему строения вируса табачной мозаики, обозначили молекулу РНК, белковую оболочку.
Вирус состоит из 2 основных частей6 1) содержит генетический материал, которым служит РНК или ДНК (отсюда классификация вирусов на ДНК-содержащие и РНК-содержащие)
2) нуклеиновую кислоту прикрывают оболочки: внутренняя, состоящая из белков и внешняя –белково-липидная.
Вирусы стойкие, годами могут хранится при температуре -40град.
5. А есть ли полезные вирусы?
Есть вирусы, которые поселяясь в клетке бактерий, разрушают бактериальные клетки и могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например, дизентерии, брюшного тифа, холеры. Такие вирусы называют бактериофагами (от греческого «фагос» -«пожирающий»), - показываю карточку как правильно пишется это слово..
Рассмотрим строение бактериофага, который поселяется в клетках кишечной палочки. Такой бактериофаг по форме напоминает головастика. Тело бактериофага состоит из головки, хвостика и нескольких хвостовых отростков. Снаружи головка и хвостик покрыты белковой оболочкой. внутри головки находится ДНК, а внутри хвостика проходит канал. Бактериофаг проникает в клетку кишечной палочки; сначала он прикрепляется к ее поверхности и растворяет в этом месте оболочку бактерии. Затем ДНК бактериофага впрыскивается в клетку бактерии. Дальше у кишечной палочки, зараженной бактериофагом, начинает синтезироваться ДНК бактериофага, а не собственная ДНК бактерии, и в конечном итоге бактерия погибает. Бактериофаги очень устойчивы, выдерживают кипячение в воде, замораживание до -185град, высушивание, давление в 3-6 атм; на них не действуют яды: формалин, сулема, цианистый калий.
Зарисуйте схему строения бактериофага кишечной палочки, обозначьте его составные части.. Лишь 20-30мин проходит от начала заражения бактерии до их гибели.
6. Как, какими путями вирус может проникнуть в организм человека?
- при дыхании
-с пищей
-при укусе кровососущими насекомыми, животными
-половой путь
7. Зная пути проникновения вирусной инфекции в организм человека можно разработать меры борьбы с вирусом:
- личная гигиена
-чистота воздуха в помещении, проветривание помещений
-очищение продуктов от вредных веществ, употребление в пищу только чистых продуктов
- уничтожение кровососущих насекомых
-профилактика бешенства у животных (собак, кошек, лис…)
-здоровый образ жизни
Вирус может передаваться из поколения в поколение. Может показаться, что такой вирус не представляет опасности для клеток. Но это не так. как только организм ослабевает вирус готов к бою- он начинает быстро размножаться и убивает клетку. Вирусы герпеса, полиомелита, энцефалита, гриппа могут очень долго, иногда всю жизнь оставаться в организме, не обнаруживать своего присутствия. Но при попадании организма в неблагоприятные условия (охлаждение, длительное освещение солнцем, рентген лучи, эмоциональные потрясения, другие заболевания, действие канцерогенных веществ) вирусы могут активироваться и проявить свое болезнетворное действие. Т.е. неблагоприятные условия являются тем самым провоцирующим фактором, который переводит скрытую бессимптомную вирусную инфекцию в явное заболевание.
При вирусных инфекциях в клетках образуется особое противовирусное вещество- белок интерферон. Он защищает окружающие клетки от безнаказанного распространения вирусов. Производить интерферон способны клетки всех позвоночных, от рыб до человека. Программа его образования закодирована в клеточном ядре, но она начинает осуществляться лишь после заражения клеток вирусом. Интерферон быстро обрывает начавшуюся инфекцию, борется с вирусами, уже проникшими внутрь клетки. Интерферон играет важную роль в течении заболевания гриппом у человека. При гриппозной инфекции уже вскоре после заражения в крови человека можно заметить заметные количества интерферона. исследования показывают, что тяжесть течения гриппа у человека зависит от способности его организма продуцировать интерферон. Перефразируя известную поговорку можно сказать, что в здоровом теле – активный интерферон. Способность образовывать интерферон колеблется в зависимости от общего состояния организма человека. Охлаждение, нервные потрясения, недоедание, переутомления, алкоголь –снижают устойчивость организма к действию болезнетворных вирусов, отсутствие витаминов в пище и др. неблагоприятные влияния приводят к утрате способности организма вырабатывать интерферон.
8. Какие выводы мы можем сделать?
1. Вирусы- паразиты клеток, вне клеток жить не могут.
2. Вирусы – неклеточные структуры, не имеют клеточного строения.
3. Подобно живым организмам вирусам свойственны размеры, форма, размножение, приспособляемость, изменчивость, но у них в отличие от живых организмов отсутствует обмен веществ (используют обмен веществ хозяина, его ферменты), подвижность, раздражимость.
Сообщение «Вирусы растений» -3-5 мин.
Сообщение «Вирус СПИДа» -3-5 мин.
4. Закрепление пройденного материала: Проводится в форме буквенного диктанта
На доске:
А-алкоголизм Б-бешенство
Г- грипп М- малярия
Н- наркомания Р.л.- рак легких
Р.п.- рак печени С- сифилис
В – Вич, Спид Э- энцефалит
Под цифрами диктую вопросы, учащиеся записывают номер вопроса и ответ к нему (указывают только букву):
1. Какие болезни заразны и вызываются вирусами?
2. Какие болезни неизлечимы, смертельны, от них не спасают никакие предохранительные прививки?
3. При какой болезни человек лишается иммунитета, быстро поддается любой инфекционной болезни и обречен на гибель?
4. Какие инфекционные болезни передаются через половой контакт?
5. Каким болезням в большей степени подвержены курящие, чем некурящие?
6. Вирусы какой заразной болезни передаются через кровь матери ребенку и обрекают его на смерть?
7. Какие опасные болезни возникают под влиянием алкоголя и наркотиков?
8. какая смертельно опасная болезнь не передается через кожу, пищеварительную и дыхательную системы?
9. При каких болезнях поражается головной мозг, нарушается психика и поведение человека, у него теряется воля, работоспособность и сокращается жизнь?
10. Какие инфекционные болезни передаются через пищеварительную и дыхательную системы?
11. какая болезнь передается через укусы клещей?
12. Какмие болезни опасны не только для самого больного, но и для общества, ведут к росту преступности?
13. Какие болезни передаются через укусы комаров, вшей, блох и других кровососущих насекомых7
14. какие болезни отрицательно влияют на наследственность?
Ответы:
1. Б,Г,В,Э 8. В
2. В 9. А,Н
3. В 10. Г
4. В, С 11. Э
5. Р.л, 12. А,Н
6.В 13. М
7. А,Н,Р.л 14. А,Н,Э
5. Задание на дом. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...