Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | Паспорт программы учебной дисциплины | 3 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3 | Условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14 |
1 Паспорт программы учебной дисциплины «Биология»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
Учебная дисциплина «Биология» относится к общеобразовательному циклу.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 39 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
- изучение главы учебника, работа с конспектом лекции, выполнение заданий из учебника; - решение задач по генетике; - выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; - выявление последствий влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. - анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни; - написание эссе по направлениям: 1 «Оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)»; 2 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальные экологические проблемы и путей их решения | 25 4 2 2 2 2 2 |
Аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
3 Условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа дисциплины реализуется в учебном кабинете биологии и лабораторного помещения. Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания или химии. В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.
Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой, подведена вода.
В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для преподавателя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.
В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы: микроскопы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты).
В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.
Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
Организация кабинета биологии предусматривает его оснащение полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «Перечнями учебного оборудования по биологии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
Учебное оборудование кабинета биологии должно включать:
- натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);
- приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ: оптические приборы - микроскопы, препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) и ручные лупы;
- муляжи, модели, рельефные таблицы;
- пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- проекционная аппаратура;
- литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).
Технические средства обучения:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- учебные мультимедийные диски,
- открытая общеобразовательная модульная мультимедийная система (ОМС) Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М.: 2012
- Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. Биология. Общая биология : учеб. для ссузов – М. : Дрофа, 2014
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл., – М.: 2013
4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать: - основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина), учение В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; уметь: - объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; - правил поведения в природной среде; | Тестирование при входном, итогом контроле, устном опросе.
Оценка лабораторных работ. Устный опрос и тестовый контроль в ходе уроков. Выявляется при использовании приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Оценка устных сообщений, презентаций,. Устные опросы, тестирование. Оценка лабораторных Оценка лабораторных, работ и тестировании. Оценка внеаудиторной самостоятельной работы Оценка лабораторных работ, анализа устных сообщений, презентаций Оценка лабораторных работ, эссе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...