Эффективно-исцеляющее общение с пациентами и их родственниками
элективный курс по биологии (10 класс)

Гордеева Елена Владимировна

Профессия врача, как никакая другая, основывается,   изначально, на общении с пациентом, его родными. И уметь эффективно взаимодействовать, выстраивать положительную коммуникацию – это навык, которому нужно учиться еще со школьной скамьи. Причем ведущая роль должна принадлежать не теоретическим догмам, а практическим занятиям в форме тренингов. Благодаря таким   тренингам у обучающихся появляется возможность «примерить» на себя различные по значимости и содержанию личностные позиции и выйти из привычных социально-ролевых стереотипов.

Цель курса: расширение социально-психологической и коммуникативной компетенции будущих выпускников медицинских классов, в повышении уровня их этического взаимодействия с окружающими их людьми, в формировании позитивной направленности коммуникации, эмпатии и рефлексии.

Задачи курса:

  1. Развивать у обучающихся умение программировать свое поведение в ситуации общения с другими.
  2. Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании различных контактов с партнерами по общению.
  3. Способствовать формированию позитивно направленного  общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_dlya_med.klassov.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Эффективно-исцеляющее общение»

Профессия врача, как никакая другая, основывается,   изначально, на общении с пациентом, его родными.  И уметь эффективно взаимодействовать, выстраивать положительную коммуникацию – это навык, которому нужно учиться еще со школьной скамьи. Причем ведущая роль должна принадлежать не теоретическим догмам, а практическим занятиям в форме тренингов. Благодаря таким   тренингам у обучающихся появляется возможность «примерить» на себя различные по значимости и содержанию личностные позиции и выйти из привычных социально-ролевых стереотипов.

Цель курса: расширение социально-психологической и коммуникативной компетенции будущих выпускников медицинских классов, в повышении уровня их этического взаимодействия с окружающими их людьми, в формировании позитивной направленности коммуникации, эмпатии и рефлексии.

Задачи курса:

  1. Развивать у обучающихся умение программировать свое поведение в ситуации общения с другими.
  2. Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании различных контактов с партнерами по общению.
  3. Способствовать формированию позитивно направленного  общения.

Тематический план курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов семинарских занятий

Кол-во часов практических занятий

Итого

1

Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

1

1

2

Коммуникация как акт общения

2

2

3

Трансактный анализ (анализ взаимодействий)

2

2

4

Значение тренинга и методика построения тренингового занятия

2

2

5

Тренинг «Готовность к общению»

4

4

6

Тренинг «Совершенствованиесвоих коммуникативных навыков»

4

4

7

Тренинг «Искусство слушать и быть внимательным к собеседникам»

4

4

8

Тренинг «Я и моё восприятие другого человека»

4

4

9

Тренинг «Как вести себя во время публичного выступления»

4

4

10

Тренинг «Диалоговое взаимодействие. Организация дискуссии»

4

4

11

Тренинг «Общение окончено, общение продолжается»

4

4

Всего

7

28

35

Содержание курса

  1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми

Общие представления об общении. Предпосылки общения. Технология активного слушания. Типы собеседников. Уровни общения. Стили общения. Стороны общения. Конфликт. Сущность конфликта.

  1. Коммуникация как акт общения

Понятие коммуникации. Коммуникативная компетентность личности. Стратегия психологической и этической защиты личности в общении.

  1. Трансактный анализ (анализ взаимодействий)

Понятие трансакции. Трансакции со взаимодополнением. Трансакции без взаимодополнения. Скрытые трансакции. Манипуляции. Защита от манипуляций. Пассивная защита. Активная защита.

  1. Значение тренинга и методика построения тренингового занятия

Понятие тренинга. Виды тренинга. Групповая форма работы. Нормы и принципы работы группы. Групповая динамика. Методы работы в тренинге. Организация тренингового занятия.  

  1. Тренинг «Готовность к общению»

Освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения.

  1. Тренинг «Совершенствование своих коммуникативных навыков»

Совершенствование участниками тренинга своих коммуникативных умений и навыков в разных ситуациях общения.

  1. Тренинг «Искусство слушать и быть внимательным к собеседникам»

Формирование культуры внимательного слушателя

  1. Тренинг «Я и моё восприятие другого человека»

Создание условий для рефлексии каждым участником собственного поведения в ситуациях общения и положительного восприятия других участников тренинга через выражение своих эмоций. Развитие способностей разбираться в своих чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.

  1. Тренинг «Как вести себя во время публичного выступления»

Отработка техники действий во время публичного выступления.

  1. Тренинг «Диалоговое взаимодействие. Организация дискуссии»

Выработка умений диалогового взаимодействия при проведении учебной дискуссии.

  1. Тренинг «Общение окончено, общение продолжается»

Закрепление коммуникативных умений и навыков участниками тренинга и настройка их на активное и продуктивное общение в будущем. Рефлексия совместной работы. Осмысление результатов личной работы в тренинге. Обсуждение перспектив переноса того, чему научились участниками в группе, в повседневную жизнь.

Список литературы к курсу

  1. Волков В. Б. Тренинг социальной активности/ В. Б. Волков. – СПб.: Речь, 2005. – 184 с.
  2. Быков А. К. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие/ А. К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  3. Егидес А. П. Лабиринты общения/ А. П. Егидес. – М.: Филинъ; Рилант, 2001. – 392 с.
  4. Морева Н. А. тренинг педагогического общения6 учеб.пособие для вузов/ Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
  5. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения/ А. С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
  6. Тарасенко Н. Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Психодиагностика»/ Н. Н. Тарасенко. – Коломна: КПИ, 2000. – 50 с.
  7. Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой/ В. П. Шейнов. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 1997. – 368 с. – (Искусство менеджера)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновации в уходе за пациентами"

Информатизация учебного процесса....

Методическая разработка лекции для преподавателей «Хирургические заболевания головы, лица и полости рта» Ч.2. ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело

В настоящее время проблема пациентов с хирургическими заболеваниями головы, лица и полости рта стоит достаточно остро. Возможно, это обусловлено повышенным травматизмом, связанным с техническим ...

«Общение с пациентом - основа сестринского процесса»

Развернутый план занятия по дисциплинам:  «Английский язык» и «Сестринское дело в терапии»....

Методическая разработка лекции по теме : "Хирургические заболевания органов шеи" ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых расп...

Методическая разработка для преподавателя по теме: "Прием пациента в стационар"

Методическая разработка по модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг», тема «Прием пациента в стационар» сос...

методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".

Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи препод...

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...