Эффективно-исцеляющее общение с пациентами и их родственниками
элективный курс по биологии (10 класс)
Профессия врача, как никакая другая, основывается, изначально, на общении с пациентом, его родными. И уметь эффективно взаимодействовать, выстраивать положительную коммуникацию – это навык, которому нужно учиться еще со школьной скамьи. Причем ведущая роль должна принадлежать не теоретическим догмам, а практическим занятиям в форме тренингов. Благодаря таким тренингам у обучающихся появляется возможность «примерить» на себя различные по значимости и содержанию личностные позиции и выйти из привычных социально-ролевых стереотипов.
Цель курса: расширение социально-психологической и коммуникативной компетенции будущих выпускников медицинских классов, в повышении уровня их этического взаимодействия с окружающими их людьми, в формировании позитивной направленности коммуникации, эмпатии и рефлексии.
Задачи курса:
- Развивать у обучающихся умение программировать свое поведение в ситуации общения с другими.
- Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании различных контактов с партнерами по общению.
- Способствовать формированию позитивно направленного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_dlya_med.klassov.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Эффективно-исцеляющее общение»
Профессия врача, как никакая другая, основывается, изначально, на общении с пациентом, его родными. И уметь эффективно взаимодействовать, выстраивать положительную коммуникацию – это навык, которому нужно учиться еще со школьной скамьи. Причем ведущая роль должна принадлежать не теоретическим догмам, а практическим занятиям в форме тренингов. Благодаря таким тренингам у обучающихся появляется возможность «примерить» на себя различные по значимости и содержанию личностные позиции и выйти из привычных социально-ролевых стереотипов.
Цель курса: расширение социально-психологической и коммуникативной компетенции будущих выпускников медицинских классов, в повышении уровня их этического взаимодействия с окружающими их людьми, в формировании позитивной направленности коммуникации, эмпатии и рефлексии.
Задачи курса:
- Развивать у обучающихся умение программировать свое поведение в ситуации общения с другими.
- Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании различных контактов с партнерами по общению.
- Способствовать формированию позитивно направленного общения.
Тематический план курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов семинарских занятий | Кол-во часов практических занятий | Итого |
1 | Общение как процесс установления и развития контактов между людьми | 1 | 1 | |
2 | Коммуникация как акт общения | 2 | 2 | |
3 | Трансактный анализ (анализ взаимодействий) | 2 | 2 | |
4 | Значение тренинга и методика построения тренингового занятия | 2 | 2 | |
5 | Тренинг «Готовность к общению» | 4 | 4 | |
6 | Тренинг «Совершенствованиесвоих коммуникативных навыков» | 4 | 4 | |
7 | Тренинг «Искусство слушать и быть внимательным к собеседникам» | 4 | 4 | |
8 | Тренинг «Я и моё восприятие другого человека» | 4 | 4 | |
9 | Тренинг «Как вести себя во время публичного выступления» | 4 | 4 | |
10 | Тренинг «Диалоговое взаимодействие. Организация дискуссии» | 4 | 4 | |
11 | Тренинг «Общение окончено, общение продолжается» | 4 | 4 | |
Всего | 7 | 28 | 35 |
Содержание курса
- Общение как процесс установления и развития контактов между людьми
Общие представления об общении. Предпосылки общения. Технология активного слушания. Типы собеседников. Уровни общения. Стили общения. Стороны общения. Конфликт. Сущность конфликта.
- Коммуникация как акт общения
Понятие коммуникации. Коммуникативная компетентность личности. Стратегия психологической и этической защиты личности в общении.
- Трансактный анализ (анализ взаимодействий)
Понятие трансакции. Трансакции со взаимодополнением. Трансакции без взаимодополнения. Скрытые трансакции. Манипуляции. Защита от манипуляций. Пассивная защита. Активная защита.
- Значение тренинга и методика построения тренингового занятия
Понятие тренинга. Виды тренинга. Групповая форма работы. Нормы и принципы работы группы. Групповая динамика. Методы работы в тренинге. Организация тренингового занятия.
- Тренинг «Готовность к общению»
Освоение приемов позитивного налаживания контактов и поиска активного стиля общения. Выявление степени готовности участников тренинга к взаимодействию в ситуации общения.
- Тренинг «Совершенствование своих коммуникативных навыков»
Совершенствование участниками тренинга своих коммуникативных умений и навыков в разных ситуациях общения.
- Тренинг «Искусство слушать и быть внимательным к собеседникам»
Формирование культуры внимательного слушателя
- Тренинг «Я и моё восприятие другого человека»
Создание условий для рефлексии каждым участником собственного поведения в ситуациях общения и положительного восприятия других участников тренинга через выражение своих эмоций. Развитие способностей разбираться в своих чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.
- Тренинг «Как вести себя во время публичного выступления»
Отработка техники действий во время публичного выступления.
- Тренинг «Диалоговое взаимодействие. Организация дискуссии»
Выработка умений диалогового взаимодействия при проведении учебной дискуссии.
- Тренинг «Общение окончено, общение продолжается»
Закрепление коммуникативных умений и навыков участниками тренинга и настройка их на активное и продуктивное общение в будущем. Рефлексия совместной работы. Осмысление результатов личной работы в тренинге. Обсуждение перспектив переноса того, чему научились участниками в группе, в повседневную жизнь.
Список литературы к курсу
- Волков В. Б. Тренинг социальной активности/ В. Б. Волков. – СПб.: Речь, 2005. – 184 с.
- Быков А. К. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие/ А. К. Быков. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Егидес А. П. Лабиринты общения/ А. П. Егидес. – М.: Филинъ; Рилант, 2001. – 392 с.
- Морева Н. А. тренинг педагогического общения6 учеб.пособие для вузов/ Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения/ А. С. Прутченков. – М.: Знание, 1991. – 48 с.
- Тарасенко Н. Н. Учебно-методический комплекс к курсу «Психодиагностика»/ Н. Н. Тарасенко. – Коломна: КПИ, 2000. – 50 с.
- Шейнов В. П. Как управлять другими. Как управлять собой/ В. П. Шейнов. – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 1997. – 368 с. – (Искусство менеджера)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновации в уходе за пациентами"
Информатизация учебного процесса....
Методическая разработка лекции для преподавателей «Хирургические заболевания головы, лица и полости рта» Ч.2. ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело
В настоящее время проблема пациентов с хирургическими заболеваниями головы, лица и полости рта стоит достаточно остро. Возможно, это обусловлено повышенным травматизмом, связанным с техническим ...
«Общение с пациентом - основа сестринского процесса»
Развернутый план занятия по дисциплинам: «Английский язык» и «Сестринское дело в терапии»....
Методическая разработка лекции по теме : "Хирургические заболевания органов шеи" ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых расп...
Методическая разработка для преподавателя по теме: "Прием пациента в стационар"
Методическая разработка по модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг», тема «Прием пациента в стационар» сос...
методическая разработка к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при нарушении удовлетворении потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены".
Изучение данной темы имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение. Методическая разработка практического занятия по предмету "Основы сестринского дела" предназначена для помощи препод...
Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...