Методическая разработка лекции для преподавателей «Хирургические заболевания головы, лица и полости рта» Ч.2. ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело
методическая разработка ( класс) по теме

Сафонова Наталья Николаевна

 

В настоящее время проблема пациентов с хирургическими заболеваниями головы, лица и полости рта стоит достаточно остро. Возможно, это обусловлено повышенным травматизмом, связанным с техническим прогрессом (ДТП, травмы на производстве и др.), социальной, криминогенной обстановкой. Не исключается влияние неблагоприятных наследственных, генетических факторов, а также воздействия окружающей среды (врожденные заболевания). Нельзя отрицать и влияние невнимательного отношения к своему здоровью самих пациентов.
В последние годы отмечается рост травм челюстно-лицевой области, они составляют 3,2 – 3,8% от всех повреждений костей, среди всех заболеваний данной области они составляют от 20% до 40% по разным источникам. Ведущее место среди травм челюстно-лицевой области занимают: бытовая (83%), транспортная (12%), производственная (4,5%), спортивная (0,5%). 
Поэтому медицинский работник должен владеть научно-обоснованной информацией в этой области для осуществления лечебной деятельности, для проведения  профилактической работы среди населения и оказания неотложной помощи.
На занятии формируются профессиональные компетенции:
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента;
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства;
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chlh_2ch.docx449.99 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ № 2

Н. Н. Сафонова

ТЕМА: «Хирургические заболевания головы, лица и полости рта» Ч.2.

Методическая разработка лекции для преподавателей

ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ

Специальность 31.02.01  Лечебное дело

Санкт-Петербург

2016 год


УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено на заседании

Зам. директора о УР

хирургической ЦМК

______________ И. Г. Максимова

Протокол №__ от _______ 201__г.

Председатель ЦМК ____________ Н. Н. Сафонова

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________________ О. А. Дятковская


Пояснительная записка.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует уровню подготовки по специальности «Лечебное дело» 31.02.01  ПМ.02. МДК.02.02. Р.02.02.01 Хирургия.

В методической разработке лекции по теме «Хирургические  заболевания головы, лица и полости рта» представлены все элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, вопросы теоретического и практического освоения материала, оснащение, схема интегральных связей, план проведения занятия, словарь терминов, конспект лекции, список литературы, а также контролирующие задания: вопросы для блиц - опроса, тесты.

В методической разработке представлены  элементы проблемной лекции, а также современные педагогические приемы, стимулирующие клиническое мышление, память, внимание,  в том числе активные и интерактивные методы: мозговой штурм, опрос-дискуссия, проблемные задания.


Обоснование темы.

В настоящее время проблема пациентов с хирургическими заболеваниями головы, лица и полости рта стоит достаточно остро. Возможно, это обусловлено повышенным травматизмом, связанным с техническим прогрессом (ДТП, травмы на производстве и др.), социальной, криминогенной обстановкой. Не исключается влияние неблагоприятных наследственных, генетических факторов, а также воздействия окружающей среды (врожденные заболевания). Нельзя отрицать и влияние невнимательного отношения к своему здоровью самих пациентов.

В последние годы отмечается рост травм челюстно-лицевой области, они составляют 3,2 – 3,8% от всех повреждений костей, среди всех заболеваний данной области они составляют от 20% до 40% по разным источникам. Ведущее место среди травм челюстно-лицевой области занимают: бытовая (83%), транспортная (12%), производственная (4,5%), спортивная (0,5%). 

Поэтому медицинский работник должен владеть научно-обоснованной информацией в этой области для осуществления лечебной деятельности, для проведения  профилактической работы среди населения и оказания неотложной помощи.

На занятии формируются профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента;

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства;

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.


Технологическая карта

По специальности: лечебное дело 31.02.01

По профессиональному модулю:  ПМ.02 Лечебная деятельность. МДК 02.02. Лечение пациентов хирургического профиля Р.02.02.01. Хирургия

Тема занятия: «Хирургические заболевания головы, лица, полости рта Ч2» 

Продолжительность: 90 мин.

Вид занятия: теоретическое (лекция).

Тип занятия: комбинированное

Место проведения: лекционный зал колледжа.

Цель занятия: сформировать основные понятия о методах обследования, оказания неотложной помощи и лечения пациентов с травмами челюстно-лицевой области.

Задачи: 

Учебная: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об анатомических особенностях головы, лица и полости рта. Дать основные понятия о методах обследования больных с травмами челюстно-лицевой области, оказании неотложной помощи, принципах лечения

Развивающая: развить элементы клинического мышления.

Воспитательная: Воспитывать чувство профессионального долга, ответственности и сострадания у пациентов с заболеваниями органов головы, лица, полости рта. Воспитание вежливости, культуры общения, терпения, тактичности.

Студенты должны знать: 

  1. методы обследования больных с хирургической патологией головы, лица, полости рта;
  2. основные виды травм челюстно-лицевой области, особенности их диагностики, оказания неотложной помощи, лечения.

Студенты должны уметь:

  1. проводить дифференциальную диагностику заболеваний;
  2. определять тактику ведения пациента;
  3.  определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение; 
  4. проводить лечебно-диагностические манипуляции.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ.

Номер и название и компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

Клинические проявления, методы диагностики различных травм головы, лица, полости рта

- проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

- определять тактику ведения пациента;

- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

- определять показания к госпитализации пациента и организовывать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства

Принципы оказания неотложной помощи, методы лечения различных видов травм. Фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов

- определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;

- применять лекарственные средства;

- проводить лечебно-диагностические манипуляции

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

Возможные осложнения травм челюстно-лицевой области

- проводить контроль эффективности лечения


Схема интегральных связей.

Истоки

Тема

Выход

ОП.07

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Хирургические заболевания головы, лица и полости рта (Ч. 2 Травмы челюстно-лицевой области).

ПМ.04 МДК 04.01

Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения

ОП.03

Анатомия и физиология человека

ПМ.03 МДК.03.01

Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе

ОП.08

Основы патологии

ПМ.05 МДК 05.01

Медико-социальная реабилитация

ПМ.07

Младшая медицинская сестра по уходу за пациентом

ПМ.02 МДК 02.04

Лечение пациентов детского возраста

ПМ.01

Диагностическая деятельность

УП.00

Учебная практика

ОП.04

Фармакология

ПП.00

Производственная практика


План проведения занятия.

№п/

п

Этап занятия

Цель этапа

Содержание и метод проведения

Время

Обеспечение этапа

1.

Организация занятия

Сконцентрировать внимание студентов, мобилизовать их на работу

Приветствие. Проверка присутствующих, установка общей дисциплины, проверка внешнего вида.

5 мин.

Групповой журнал, рабочие тетради

2.

Формулирование темы и ее обоснование

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности

Подчеркнуть роль знаний по данной теме в будущей профессиональной деятельности

5 мин.

Мультимедийная аппаратура

3.

Определение целей занятия

Представить учебный материал, определить конечную цель занятия

Цель объявляется и записывается.

5 мин.

Мультимедийная аппаратура

4.

Предварительный контроль знаний

Выявить исходный контроль знаний студентов по этой теме

Блиц-опрос

Мозговой штурм

10 мин.

Приложение 1

5.

Изложение нового материала

Реализация цели занятия

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием технического и методического оснащения

40 мин.

Мультимедийная аппаратура

6.

Закрепление нового материала

Контроль выполнения целей занятия

Закрепление материала путем демонстрации снимков с ответом на вопросы

5 мин.

Мультимедийная аппаратура

7.

Контроль усвоения лекционного материала

Реализация целей занятия

Решение тестов по теме лекции

10 мин.

Приложение 2

8.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Сформулировать конечные результаты на занятии

Преподаватель оценивает дисциплину на лекции, познавательную работу группы в целом. Объявляет тему следующего занятия.

5мин.


Словарь терминов.

Вывих – нарушение конгруэнтности (формы) суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе.

Гематома – скопление крови в ограниченном пространстве.

Имбибиция – пропитывание тканей кровью.

Диплопия – двоение в глазах.

Кровоподтек – диффузное пропитывание тканей кровью.

Перелом – нарушение целостности костной ткани.

Рана – открытое повреждение покровных тканей, характеризующееся болью, кровотечением, зиянием.

Симптом очков – имбибиция кровью параорбитальной клетчатки.


Приложение.

  1. Вопросы для блиц - опроса. Приложение 1.
  2. Мозговой штурм. Приложение 2.
  3. Конспект лекции. Приложение 3.
  4. Фотографии для контроля выполнения цели занятия. Приложение 4.
  5. Тесты для контроля усвоения материала лекции. Приложение 5.
  6. Обеспечение лекции. Приложение 6. (Презентация на диске)

Приложение 1.

Блиц - опрос.

№п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какие отделы черепа Вы знаете?

Лицевой череп и мозговой череп

3.

Каким нервом осуществляется чувствительная иннервация лица?

Тройничным нервом

4.

Каким нервом осуществляется двигательная иннервация лица?

Лицевым нервом

5.

Какие две основные группы мышц лица вы знаете?

Жевательные и мимические

6.

Из бассейна какой артерии осуществляется кровоснабжение лица и полости рта

Наружной сонной артерии

7.

Назовите основные методы обследования пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области

  • выяснение жалоб
  • анамнез заболевания
  • анамнез жизни
  • объективное исследование (осмотр, пальпация)
  • лабораторные методы (клинический анализ крови, общий анализ мочи)
  • рентгенологические методы (КТ, рентгенография)
  • УЗИ мягких тканей ЧЛО
  • МРТ


Приложение 2.

Мозговой штурм.

Задачи:

  • Собрать как можно больше идей от участников, не критикуя и не оценивая их в процессе генерации.

Последовательность проведения:

  • Определить вопрос и сформулировать цель (Что Вы понимаете под словом травма?)
  • Провести этап генерирования идей
  • Выписать идеи на доске
  • Обсудить идеи


Приложение 3.

Конспект лекции.

Хирургические заболевания головы, лица, полости рта. Ч.2.

Травмы челюстно-лицевой области..

Ушибы лица – следствие падений и ударов, проявляются кровоподтеками и припухлостью. Рассасывание кровоизлияний происходит довольно быстро, за исключением спинки носа, лба, скуловой области, где наблюдаются ограниченные и долго сохраняющиеся в жидком состоянии подкожные гематомы. Неотложная помощь: обезболивание, холод на место ушиба, давящая повязка, ссадины обработать антисептиком. Обязателен осмотр невролога в условиях стационара при больших кровоподтеках, так как почти все травмы лица и мозгового черепа сопровождаются сотрясением головного мозга.

Раны лица. Раны – это открытые повреждения, сопровождающиеся нарушением целостности кожи. Могут быть колотыми, резаными, ушибленными, рвано-ушибленными, колотыми, рубленными, укушенными, огнестрельными; проникающими (в полость рта, носа, придаточные пазухи носа) и непроникающими. Также раны могут быть сквозными. Диагностика ран, как правило, не вызывает затруднений. Клинически раны проявляются болью, зиянием, кровотечением.

 Опасность ран лица состоит в возможном повреждении крупных сосудов и развитии кровотечения, повреждении околоушной слюнной железы, пересечении ветвей лицевого нерва.

Неотложная помощь на месте, как правило, включает в себя наложение тугой давящей повязки, обезболивание, госпитализации в профильный стационар. В стационаре выполняется первичная хирургическая обработка раны с окончательной остановкой кровотечения. Особенностью ПХО ран на лице является то, что необходимо очень бережное и экономное иссечение краев ран, необходимо ушивать раны в соответствии с силовыми линиями и при необходимости с применением приемов первичной пластики.

Повреждение костей лица. Размеры и тяжесть повреждений отдельных частей лицевого черепа зависят от характера и силы механического воздействия. Очень часто переломы комбинируются с различной тяжести повреждениями мягких тканей лица.

Перелом костей носа. Довольно частая травма. Среди всех травм лица она встречается в 40% случаев. Причина – прямая травма (спортивные равмы, драки, падения, дорожные аварии.

Классификация переломов костей носа (Ю. Н. Волков.)

  • Переломы костей носа без смещения костных отломков и без деформации наружного носа (открытые и закрытые).
  • Переломы костей носа со смещением костных отломков и деформацией наружного носа (открытые и закрытые).
  • Повреждения носовой перегородки.

Чаще повреждаются носовые кости, реже – лобные отростки верхней челюсти. Возможно повреждение носовых раковин и сошника, стенок орбиты, основания черепа в передней черепной ямке.

 Клинически переломы костей носа проявляются отеком, кровоподтеками области носа и под глазами, изменением конфигурации носа (искривлением), кровотечением из носа различной интенсивности, затруднением носового дыхания. Первая помощь при подозрении на перелом костей носа: тампонада переднего одела носовых ходов для остановки кровотечения, обезболивание, приложение холода, доставка в специализированный стационар. В стационаре выполняется рентгенологическое исследование и после подтверждения диагноза репозиция костей носа. Оптимальный срок репозиции костей носа составляет первые 5 часов после травмы или 3 – 5 сутки спустя после нее, когда спадет отек мягких тканей, затрудняющих определение правильность стояния отломков после репозиции. При более позднем обращении пациента репозиция может быть затруднена, так как начинается процесс образования костной мозоли. После репозиции выполняется иммобилизация гипсом и тампонированием носовых ходов.

Переломы скуловой кости и дуги. Переломы скуловой кости и дуги составляют от 6 до 20% от общего числа больных с повреждениями костей лица. Причинами переломов этой локализации могут быть: удар по лицу, падение, транспортная, производственная и спортивная травмы. Как правило, сопровождаются смещением костных отломков. Чаще всего переломы происходят в местах соединения отростков скуловой кости с другими костями, то есть в области скуло-лобного, скуло-альвеолярного сочленения, нижнеглазничного края и скуловой дуги.

Классификация, Р.Ф. Низовой:

1 группа.

Переломы скуловой кости:

- без смещения,

- со смещением,

- с повреждением стенок верхнечелюстной пазухи.

2 группа.

Переломы скуловой дуги:

- без смещения,

- со смещением.

3 группа.

Одновременные переломы скуловой кости и дуги:

- без смещения,

- со смещением,

- с повреждением стенок верхнечелюстной пазухи.

Переломы скуловой кости и дуги могут быть открытыми, закрытыми, линейными, оскольчатыми.

Также переломы делят на свежие (до 10 суток после перелома) и застарелые (более 10 суток после травмы).

Клинические признаки перелома зависят от его локализации, характера и степени смещения отломка. При переломе скуловой кости больные предъявляют жалобы на болезненное, иногда - ограниченное, открывание рта, онемение кожи в подглазничной области, верхней губы, крыла носа, кровотечение из носа (при повреждении стенок верхнечелюстной пазухи), иногда - диплопию (двоение в глазах). Может определяться деформация лица (западение тканей) за счет смещения отломка, кровоизлияние в ткани подглазничной области верхне-наружного угла глазницы, нижнее веко и конъюнктиву, иногда - хемоз. Может пальпироваться костный выступ (симптом «ступеньки») в области подглазничного края и верхне-наружного угла глазницы, в зоне височного отростка скуловой кости. Болевая чувствительность кожи подглазничной области, нижнего века, крыла и кожной части перегородки носа, иногда скуловой и височной областей снижена, реже - отсутствует. На рентгенограмме лицевых костей (носо-подбородочная укладка) определяется снижение прозрачности верхнечелюстной пазухи на стороне перелома, а также нарушение непрерывности нижнего и наружного краев глазницы, целости височного отростка скуловой кости и скулоальвеолярного гребня. Перелом скуловой дуги. Возможны переломы собственно скуловой дуги, не распространяющиеся на тело скуловой кости и другие ее отростки. Они могут быть двойными и тройными. Больные с переломом скуловой дуги жалуются на деформацию в боковом отделе лица, ограниченное и болезненное открывание рта, затруднения или невозможность пережевывания пищи. На месте западения мягких тканей лица, которое иногда маскируется быстро развивающимся отеком, можно пропальпировать костные выступы в области скуловой дуги. Открывание рта ограничено, болезненно. Боковые движения нижней челюсти затруднены. Врачу не удается свободно провести палец между наружной поверхностью ветви нижней челюсти и скуловой дугой.

Первая помощь на месте: обезболивание, холод, госпитализация в специализированный стационар. В стационаре выполняется рентгенологическое исследование для подтверждения диагноза. При свежих переломах скуловой кости и дуги без смещения отломков возможно консервативное лечение: покой, холод на область перелома в первые 2 дня после травмы (прикладывание пузыря со льдом на 10-15 мин 5 - 6 раз в день). Рекомендуется жидкая по консистенции пища, исключение давления на скуловую область, ограничение открывания рта в течение 10-12 дней. При смещении отломков выполняется репозиция крючком Лимберга. При невозможности репозиции, после небольшой подготовки выполняется остеосинтез скуловой кости с применением минипластин и минишурупов.

Вывихи нижней челюсти. Чаще всего происходят передние вывихи за счет чрезмерного увеличении объема физиологических движений в суставе. Клинически это проявляется невозможностью закрыть рот, слюнотечением. Первая помощь – вправление вывиха по методу Гиппократа с дальнейшим наложением пращевидной повязки.

Переломы нижней челюсти.

Классификация переломов нижней челюсти.

А. По локализации:

I. Переломы тела челюсти: а) с наличием зуба в щели перелома, б) при отсутствии зуба в щели перелома.

II. Переломы ветви челюсти: а) собственно ветви, б) венечного отростка, в) мыщелкового отростка: основания, шейки, головки.

Б. По характеру перелома: а) без смещения отломков, б) со смещением отломков, в) линейные, г) оскольчатые.

Переломы тела нижней челюсти подразделяют на: - переломы подбородочного отдела (в пределах от клыка до клыка), - переломы бокового отдела (в пределах от клыка до второго моляра), - переломы в области угла (участок межзубного промежутка между вторым и третьим молярами и лункой третьего моляра).

Механизмы переломов нижней челюсти. Выделяют четыре механизма перелома нижней челюсти: перегиб, сдвиг, сжатие, отрыв

1 – Перегиб нижняя челюсть, имея дугообразную форму, в случае механического воздействия испытывает повышенное напряжение в наиболее изогнутых или тонких ее участках. Таковыми в пределах нижней челюсти являются: основание и шейка мыщелкового отростка, угол, область подбородочного отверстия и клыка, реже - подбородочный отдел. Именно в этих уязвимых «слабых» местах ломается нижняя челюсть вследствие ее перегиба.

2 – Сдвиг Механизм сдвига реализуется в случае, когда сила приложена к участку кости, не имеющему опоры, то есть противодействия силе, и он смещается (сдвигается) относительно другого участка этой кости, имеющего опору. Вследствие сдвига происходит продольный перелом ветви нижней челюсти, если сила, направленная снизу вверх, приложена к основанию нижней челюсти кпереди от ее угла на узком участке (в проекции венечного отростка)

3 – Сжатие Механизм сжатия может проявиться, если действующая и противодействующая силы направлены навстречу друг другу. При нанесении удара снизу вверх по основанию тела нижней челюсти в области угла на широкой площади ветвь нижней челюсти, фиксированная в суставной впадине, подвергается сжатию, вследствие чего она ломается в поперечном направлении - чаще в среднем отделе.

4 – Отрыв Механизм отрыва может проявиться, когда сила удара направлена сверху вниз на область подбородка и при этом зубы пострадавшего плотно сжаты. В этом случае происходит рефлекторное сокращение всех жевательных мышц. Мощная височная мышца, будучи прикрепленной к тонкому венечному отростку на значительной площади, отрывает его от ветви челюсти.

Причины смещения отломков. Смещение отломков нижней челюсти происходит вследствие:

- сокращения прикрепленных к отломкам жевательных мышц. Этот фактор является определяющим,

 - продолжающегося действия приложенной силы,

- собственной тяжести отломка.

Все переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда являются открытыми, так как всегда идет повреждение слизистой оболочки.

Клинически переломы нижней челюсти проявляются болезненностью, нарушением прикуса, подвижностью отломков, разрывом слизистой оболочки. Подтверждаются рентгенологически нарушением целостности костной ткани в местах перелома. Неотложная помощь – создание неподвижности и покоя нижней челюсти путем наложения пращевидной повязки, холод, анальгетики. В случае затруднения дыхания, вызванного западением корня языка и надгортанника необходимо вытянуть вперед и закрепить передний отломок. В стационаре выполняется двучелюстное шинирование и наложение межзубных эластических тяг. При невозможности удовлетворительного сопоставления отломков выполняется после небольшой подготовки пациента остеосинтез нижней челюсти.

Переломы верхней челюсти наблюдаются реже переломов нижней челюсти. Удельный вес переломов верхней челюсти в быту составляет в среднем 2,6%. Линии переломов верхней челюсти располагаются соответственно типичным линиям слабого сопротивления. Их три.

Верхняя (Ле Фор I) проходит через носовые кости, слезную кость, дно глазницы и заканчивается в крыловидном отростке клиновидной кости.

Жалобы: двоение в глазах, болезненное глотание, наличие инородного тела в горле, плохое открывание рта. Объективно: лицо одутловатое, симптом очков, в вертикальном положении лицо удлинено, глазные яблоки смещены книзу, глазная щель расширена, экзофтальм. Отмечается крепитация в области корня носа и верхненаружного угла глазницы; имеется костный выступ; открывание рта ограничено, болезненность увеличивается. Рентгенографически: нарушение непрерывности костной ткани, снижение прозрачности верхнечелюстных пазух. При переломах основания черепа возможна ликворея: скрытая либо ликвор поступает в нос, стекает по задней стенке глотки. 

Средняя ( Ле Фор II) линия начинается и кончается так же как и верхняя, но средняя часть ее проходит ниже скуловой кости.

Жалобы: двоение в глазах, болезненное глотание, наличие инородного тела в горле, плохое открывание рта; онемение кожи подглазничной области, верхней губы, крыла носа; слезотечение (при повреждении носослезного канала), снижение обоняния. Объективно: конфигурация лица изменена, кровоподтеки в области нижнего века, кровоизлияния под конъюнктиву, возможна подкожная эмфизема лица; нарушение чувствительности кожи в подглазничной области. На подглазничном крае определяется костная «ступенька». В области носолобного шва определяется крепитация. Может быть кровотечение из носа, рта, носоглотки, по переходной складке. Рентгенологически: в аксиальной проекции — нарушение непрерывности кости в области переносицы, нижнего края глаза; снижение прозрачности верхнечелюстной пазухи. Обнаружение ступеньки в области турецкого седла говорит о переломе основания черепа.

Нижняя (Ле Фор III) линия слабости проходит от нижней части грушевидного отверстия горизонтально назад к крыловидному отростку. Жалобы: боль в области верхней челюсти, нарушение жевания, речи; затруднено открывание рта, кровотечение. Объективно: изменение конфигурации лица, припухлость верхней губы, сглаженность носогубных складок; ссадины, кровоподтеки. Наблюдается кровоизлияние по переходной складке, разрывы слизистой оболочки альвеолярного отростка. Нарушение прикуса; симптом непрямой нагрузки положительный; определяется неподвижность отлома. Рентгенологически: нарушение целостности кости в области скулоальвеолярного гребня в аскальной проекции; снижение прозрачности верхнечелюстных пазух.

Неотложная помощь

1) Устранить дыхательную недостаточность в случае нарушения дыхания, для чего при необходимости освободить полость рта от мешающих дыханию инородных тел;

2) Обездвижить челюсть с помощью пращевидной повязки;

3) Остановить возможное кровотечение;

4) Наложить холодный компресс на место травмы;

5) По возможности провести обезболивание с помощью доступных препаратов; 

6) Обеспечить состояние покоя для будущей транспортировке пострадавшего в больницу;

После получения первой помощи пострадавший с переломом верхней челюсти должен быть как можно быстрее транспортирован в ближайшую больницу, где он получит квалифицированную медицинскую помощь. Транспортировка пострадавшего производится либо лежа на боку, либо лицом вниз. Переломы верхней челюсти, впрочем как и любых костей лицевого черепа, как правило, сопровождаются мозговой травмой – сотрясением, ушибом головного мозга. Поэтому очень важно не пропустить ухудшение состояния пациента и обязательно неврологическое обследование. Лечение пациентов с переломом верхней челюсти заключается в репозиции отломков и фиксации их двучелюстным шинированеим, либо при неудаче остеосинтезом.

Особенности ухода за больными с повреждениями и заболеваниями головы, лица и ротовой полости

Уход за больными с повреждениями и заболеваниями ротовой полости. В связи с тем что у этой категории больных нарушается акт жевания и затрудняется самоочищение ротовой полости, уход за ними имеет ряд особенностей.
Во избежание проглатывания и аспирации слизи, крови и некротических масс следует с первых дней придавать больным полусидячее положение. Рекомендуется частое поворачивание для предупреждения застойных явлений в легких и развития пневмонии. Больные должны быть обеспечены специальными резиновыми мешочками или слюноприемниками, а грудь закрывать клеенкой.

Кроме обычных перевязок, необходимо систематическое промывание полости рта слабыми растворами дезинфицирующих средств. Промывание может быть осуществлено из шприца, резинового баллона или кружки Эсмарха, снабженной резиновой трубкой и стерильным стеклянным наконечником. При промывании полости рта под подбородок подставляют лоток или тазик, угол рта оттягивают шпателем и струей жидкости под умеренным давлением промывают сначала преддверие рта, а затем собственно полость рта. Особенно тщательно надо промывать складки, углубления и ниши полости рта. Промывание производят 4—5 раз в день до и после приема пищи. Кроме того, марлевыми шариками, пропитанными раствором перекиси водорода, следует по возможности очищать межзубные промежутки.

Особое внимание уделяют больным после шинирования. Наряду с уходом за полостью рта необходимо обеспечить наблюдение за состоянием проволочных шин. После обработки рта струей жидкости следует тщательно очистить шины и шейки зубов от застрявших между ними, а также между шиной и лигатурами пищевых частиц. Удобнее всего делать это деревянными палочками с ватой на конце, пропитанной раствором перекиси, водорода.
Больным назначают жидкую, полужидкую и сливкообразную высококалорийную пищу с достаточным количеством витаминов. Необходимо стремиться, чтобы больные принимали пищу через рот. Для этой цели используют специальные поильники, снабженные длинным носиком. На носик надевают резиновую трубку длиной 20—25 см. При кормлении голова больного должна быть несколько приподнята. Резиновую трубку вводят в рот и по спинке языка подводят к корню языка и зеву. Периодически сжимая резиновую трубку, регулируют поступление жидкой пищи небольшими порциями, чтобы больной не захлебнулся. При двухчелюстном шинировании, когда обе челюсти находятся в сомкнутом состоянии, резиновую трубку проводят через дефект в зубном ряду или позади последнего коренного зуба в ротовую полость.
Только очень тяжело больных кормят через зонд, введенный через носовой ход в верхний отдел пищевода.


Приложение 4.

Фотографии для контроля выполнения цели занятия.


Приложение 5

Тесты.

Выберите один правильный ответ

  1. «Волчья пасть» – это:

а) незаращение верхней губы

б) незаращение неба

в) водянка головного мозга

г) спинномозговая грыжа

  1. При вывихе нижней челюсти накладывается повязка:

а) пращевидная

б) «чепец»

в) крестообразная

г) колосовидная

  1. Репозиция скуловой кости выполняется:

а) крючком Лимберга

б) Зажимом Бильрота

в) расширителем Труссо

г) распатором Фарабефа

  1. При переломе нижней челюсти выполняется:

а) ПХО раны

б) иммобилизация гипсом

в) двучелюстное шинирование

г) иммобилизация шиной Крамера

  1. Кровоснабжение тканей челюстно-лицевой области осуществляется:

а) ветвями брюшной аорты

б) из бассейна внутренней сонной артерии

в) из бассейна легочной артерии

г) из бассейна наружной сонной артерии.

  1. Абсолютный признак перелома верхней челюсти:

а) нарушение прикуса

б) кровоподтеки

в) патологическая подвижность

г) отеки

Ответы:

№ задания

Ответ

1.

б

2.

а

3.

а

4.

в

5.

г

6.

в


Литература для преподавателей.

  1. Хирургическая стоматология: Учебник Автор: под ред. T.Г. Робустовой Издательство: Медицина Год: 1996 Страниц: 688
  2. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия Автор: Александров Н.М. Издательство: Ленинград: «МЕДИЦИНА» Год: 1985
  3. Хирургия: Учебник автор: под ред. Жукова Б. Н. Издательский центр «Академия», 2014. – 384 стр.

Литература для студентов.

  1. Хирургия: Учебник автор: под ред. Жукова Б. Н. Издательский центр «Академия», 2014. – 384 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка лекции по теме : "Хирургические заболевания органов шеи" ПМ.02 ЛЕЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДК 02.02. ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Р.02.02.01. ХИРУРГИЯ Специальность 31.02.01 Лечебное дело

Несмотря на успехи в диагностике и лечении, проблема хирургических заболеваний органов шеи не утратила своей актуальности. В настоящее время заболевания щитовидной железы являются одними из самых расп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекция «Решение задач по теме «Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания»»

Проблемная лекция по теме "Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания" для обучающихся 10 класса с использованием ИКТ....

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Методическая разработка урока ИЗО на тему "Конструкция головы человека" (6 класс)

Методическая работа «Теория и методика преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения ФГОС общего образования»Фамилия Имя Отчество: Генова Татьяна НиколаевнаТема з...

Методическая разработка лекции для учащихся 10-11 классов «Серьезный разговор (профилактика заболевания ВИЧ/ СПИДа)».

Профилактика заболевания ВИЧ очень актуальна в наши дни. У подростков необходимо формировать ценностное отношение к своему здоровью. В разработке дается информация о вирусе иммунодефицита, путях ...

Методическая разработка для тренеров-преподавателей по теме: «Эффективность тренировочных занятий с использованием ИКТ».

Методическая разработка для тренеров-преподавателейпо теме: «Эффективность тренировочных занятий с использованием ИКТ».Состоит из введения, методика применения ИКТ материалов при про...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «У войны не женское лицо».

Обусловлена необходимостью сохранять память о Великой Отечественной войне, о творцах ее победы. Так же актуальность связана с юбилейной датой – 75летие Победы в ВОВ, которая отмечается  в э...