Бесчерепные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетник».
Цель урока: Создать условия для понимания учащимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными, через сравнение беспозвоночных с ланцетником.
Задачи:
- Обучающая - раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника
- Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и бережного отношения к окружающей природе.
- Развивающая - развивать умения самостоятельной деятельности: работы с живыми объектами; с дополнительной литературой.
Тип урока: комбинированный
Учащиеся должны знать:
Признаки строения характерные для класса ланцетников, их образ жизни. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности ланцетников.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснить внешнее строение ланцетника
- Объяснить внутреннее строение ланцетника
- Отвечать на вопросы учителя емко и лаконично
Методы обучения: Объяснения учителя, конспектирование материала по ходу объяснения.
Средства обучения: ТСО (ноутбук, видеопроектор), компьютерная презентация фотографий класса ланцетников.
Ход урока:
- Организационный момент. Приветственное слово учителя. (1-2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Объяснение нового материала (25 мин).
- Закрепление знаний. Подведение итогов урока (5-7 мин.)
- Выставление оценок, инструктаж по выполнению домашнего задания (2-3 мин.)
- Рефлексия
1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодняшний урок мы с вами начнем с проверки ранее изученного материала . (Приложение 1)
- Актуализация знаний
Учащимся предлагается перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.
А1. Хитиновый покров Членистоногих не позволяет им:
- Быстро передвигаться
- Расти
- Активно питаться
А2. У Членистоногих кровеносная система:
- Замкнутая
- Незамкнутая
- Не развита
АЗ. У большинства ракообразных тело:
- Поделено на головогрудь и брюшко
- Поделено на голову, грудь и брюшко
- Не подразделяется на отделы
А4. Среди ракообразных неподвижный образ жизни ведут:
- Креветки и лангусты
- Омары и крабы
- Морские уточки и морские желуди
А5. У речного рака ... пар ходильных ног:
1.3
- 4
- 5
А6. Среди паукообразных в водной среде обитает:
- Скорпион
- Клещ
- Паук-серебрянка
А7. По способу питания паукообразные относятся к :
- Хищникам
- Растительноядным
- Всеядным
А8. Дыхание паукообразных осуществляется с помощью:
- Трахей и легочных мешков
- Жабр
- Трахей
А9. Не наносят вред человеку:
- Скорпионы
- Сенокосцы
- Клещи
А10. Таежный клещ является переносчиком:
- Сыпного тифа
- Чумы
- Энцефалита
- Объяснение нового материала
Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучение типа Хордовые. К хордовым относятся ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Каковы же особенности строения Хордовых животных? (Просмотр видеофильма)
Низшей формой хордовых является ланцетник. (Презентация) Ланцетники имеют внутренний скелет в виде хорды, располагающейся над кишкой. Нервная система имеет вид трубки, располагающейся над хордой. Кровеносная система замкнутая, состоит из спинного и брюшного сосудов. Питаются ланцетники мелкими животными и водорослями.
Сейчас мы будем работать в командах. В классе 3 ряда, каждому ряду дается определенное задание.
Задание 1. Пакет с вопросами. В течение 3 минут командам требуется ответить правильно на максимальное количество вопросов, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Та команда, которая не отвечает на поставленный вопрос, вопрос переходит другой команде.
Пакет вопросов.
- Кровеносная система хордовых (Замкнутая)
- Пищей для ланцетника служат (мелкие животные и водоросли)
- Кровеносная система ланцетника состоит из ( спинного и брюшного сосудов)
- Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла (Молот)
- К хордовым животным относятся (Ланцетники, Рыбы млекопитающие)
- Какой город носит название хищной птицы? (Орел)
- Аквариумная рыбка и оптический прибор для наблюдения небесных светил (Тглескоп)
- Опасный морской хищник (Акула)
- Осевым скелетом у ланцетника является (Хорда)
Задание 2. “Черный ящик”.
В “черном ящике” находятся фотографии животных. Дается небольшая характеристика животного. Следует отгадать, какой зверек изображен на фотографии.
/.Большинство видов этого класса приспособлено к быстрому плаванию. Кожа покрыта небольшими костными чешуями. Они хорошо защищают от механических повреждений и обеспечивают достаточную гибкость тела в плавании.
Ответ: Рыба
- Личинка живет в водной среде, передвигается при помощи хвоста. Взрослая особь ведет земноводный образ жизни, передвигается прыжками, в воде - плавает, отталкиваясь задними ногами, снабженными перепонками Ответ: Лягушка
- Питаются мелкими животными, которые попадают через рот в глотку вместе с током воды. Дышат растворенным в воде кислородом, нервная трубка находится над хордой.
Ответ: Ланцетник
Задание 3.
Каждой команде раздаются карточки с изображением внутреннего строения ланцетника. Команды на карточке должны найти и подписать рот, хорду, жаберные щели, кишку, анальное отверстие у ланцетника.
Команда, которая правильно и быстро выполнит задание, получает балл.
Учитель подводит итоги соревнования, команда, которая набрала наибольшее количество баллов побеждает.
Значение ланцетника в природе и в жизни человека
Каково же значение ланцетника в природе и в жизни человека? Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, а также мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды.
Ученик делает мини доклад на тему азиатского ланцетника.
Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира. Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе.
4.3акрепление знаний.
Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.
1 .Что представляет собой хорда?
А) полая трубка; Б) эластичный тяж; В) узловая цепочка.
- Какого типа кровеносная система у ланцетника?
А) замкнутая; Б) незамкнутая; В) смешанная.
- Какая пищеварительная железа имеется у ланцетника?
А) желудок; Б) печень; В) поджелудочная железа.
- Чем представлена центральная нервная система у хордовых?
А) сетчатая система; Б) нервная трубка; В) узловая цепочка.
- В какой части тела расположены жаберные щели?
А) череп; Б) глотка; В) грудь; В) брюхо.
- Какие признаки появились у бесчерепных впервые в процессе эволюции?
А) замкнутая кровеносная система; Б) пищеварительные железы; В) внутренний скелет; Г) нервная трубка; Д) теплокровность.
- Близость Ланцетников к позвоночным животным доказал:
А) А.О. Ковалевский; б) Симон Паллас; в) Ч. Дарвин
- Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание: выучить конспект урока, подготовить сообщение о любом представителе класса Ланцетники.
- Рефлексия.
- сегодня я узнал...
- было интересно...
- было трудно...
- я выполнял задания...
- я научипся...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Тип Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник.". 7 класс (В двух частях)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Тип Хордовые. Бесчерепные. Ланцетник.". 7 класс (В двух частях)...
Урок по теме "Общая характеристика типа Хордовые. Подпит бесчерепные"
Разработка учебного модуля по биологии животных на тему "Общая характеристика типа Хордовые. Тип бесчерепные". Урок подразумевает самостоятельную работу учащихся по знакомству с особенностями строения...
Урок "Подтип Бесчерепные. Ланцетник"
Урок биологии в 7 классе "Подтип Бесчерепные. Ланцетник" включает в себя конспект урока с использованием опорного сигнала и презентацию...
Урок биологии в 7 классе "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные".
Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»Цели урока:Ø Образовательная. Расширить представлени...
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)...
«Общие признаки хордовых животных. Подтип: Бесчерепные».
Урок по биологии...