Урок биологии в 7 классе "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные".
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему
Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»
Цели урока:
Ø Образовательная. Расширить представление учащихся о многообразии животного мира; познакомить с общей характеристикой и отличительными особенностями животных типа хордовых, подтипов бесчерепных и черепных, классов ланцетников и круглоротых.
Ø Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении заданий в тетради и работе с микропрепаратами.
Ø Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы; продолжить формирование умения работать с учебником и рабочей тетрадью, находить в тексте необходимые сведения для ответов на вопросы, составлять таблицы и схемы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, репродуктивный.
Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме.
Оборудование урока:
- Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе Power Point;
- микропрепарат «Ланцетник», влажный препарат «Ланцетник», чучела различных позвоночных, лупы;
- таблица «Внутреннее строение ланцетника», схема «Тип Хордовые» (составлена на магнитной доске из рисунков животных разных классов типа хордовых), портреты П.С. Палласа и А.О. Ковалевского.
Хронометраж урока:
I. Организационный момент – 1 мин
II. Актуализация знаний – 3 мин
III. Изучение нового материала
1. Мотивационный этап – 2 мин
2. Задачи урока – 2 мин
3. Исполнительная часть – 29 мин
а) Общая характеристика типа хордовых – 8 мин
б) Многообразие хордовых – 4 мин
в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников – 7 мин
г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных – 4 мин
д) Общая характеристика класса круглоротых – 6 мин
IV. Закрепление знаний – 5 мин
V. Домашнее задание – 2 мин
VI. Итог урока – 1 мин
Оформление доски: тема урока, дата, новые термины, домашнее задание.
План-конспект урока:
Содержание и основные этапы урока, номер слайда презентации № | Деятельность учителя | Ожидаемая деятельность учащихся |
I. Организационный момент (номер слайда презентации № 2) | Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе. | Полная готовность класса к работе. |
II. Актуализация знаний. Многообразие животного мира — Какие типы животных мы изучили? — Почему животных этих типов относят к беспозвоночным? (№ 3, 4) |
Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний. |
Активно отвечают на поставленные вопросы.
|
III. Изучение нового материала.
— А знаете ли вы, к какому типу относятся человек и ваши любимые домашние животные: кошки, собаки, черепахи, попугаи, рыбки? Я уверен, что вам будет интересно узнать побольше о строении и поведении своих питомцев и их диких сородичей. Этому мы посвятим несколько последующих уроков. — Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых? (№ 5)
— Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа (№ 6, 7)
а) Общая характеристика типа хордовых. — Ребята, чтобы вы могли определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Затем заполните таблицу «Общая характеристика типа хордовых» (№ 8, 9) — А теперь в качестве обобщения и закрепления, вновь полученных знаний, рассмотрим схему строения хордовых животных и зарисуем её в тетради (№ 10)
б) Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.
в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников: — Первооткрыватель ланцетника П.С. Паллас назвал его ланцетовидным слизнем и отнес к типу моллюсков. Как вы думаете, почему? (№ 11-14)
Особенности внешнего строения ланцетника в связи со средой обитания: ланцетовидная форма тела, спинной и хвостовой плавник, нет головы, ротовое отверстие окружено щупальцами, тело покрыто слизью(№ 15)
Особенности внутреннего строения ланцетника как низшего хордового животного: нет черепа, внутренний скелет — хорда, нервная система — нервная трубка над хордой, головной мозг не сформирован, пищеварительная система: рот — глотка — кишечник; дыхательная система — жаберные щели в глотке, кровеносная система замкнутая, сердца нет, органы чувств развиты слабо (№ 16, 17)
Значение ланцетников.
г) Общая характеристика подтипа черепных, или позвоночных: — Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные? — Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделите в ней основные признаки подтипа черепных.
д) Общая характеристика класса круглоротых: Среда обитания и образ жизни; особенности строения примитивных позвоночных: осевой скелет – хорда и хрящевые зачатки позвонков, череп – хрящевой, рот круглый в форме присасывательной воронки, челюсти отсутствуют, мозг – примитивный (№ 18-20) Сообщение «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины» (№ 21-24; см. Приложение 5)
|
Обеспечение мотивации деятельности учащихся.
Создание проблемной ситуации. Сообщив об изучении животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...)
Постановка задачи и запись темы урока на доске.
Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в заполнении таблицы.
Обобщение учителем результатов самостоятельной работы. Демонстрация на схеме хорды, нервной трубки, пищеварительной трубки с жаберными щелями. Ещё раз обращается внимание на то, что у большинства хордовых эти органы в таком виде имеются только в зародышевом состоянии.
Рассказ с элементами беседы, демонстрация влажных препаратов, чучел, схемы «Тип Хордовые» (см. Приложение 1)
Создание проблемной ситуации. Рассказ о принадлежности к типу Хордовых своеобразных животных — ланцетников, систематическое положение которых около ста лет было неопределенным. В 1774 г. впервые был описан П.С. Палласом как моллюск. А.О. Ковалевский доказал, что ланцетник — хордовое животное (см. Приложение 2, 3)
Рассказ с использованием влажного препарата и рисунка 79 на с. 93 учебника.
Беседа с использованием таблицы (см. Приложение 4), микропрепарата.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Создание проблемной ситуации.
Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания.
Рассказ и объяснение учителя с использованием рисунков 80 и 81 учебника.
Подготовка класса к прослушиванию сообщения. Оценка работы ученика.
|
Проявление интереса к изучению новой темы.
Затрудняются ответить на эти вопросы.
Восприятие задачи урока и запись темы урока в тетради.
Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение таблицы.
Рисуют в тетради
Участвуют в беседе. Выполняют задания 1 на с. 45 и 15 на с. 47 рабочей тетради, активно усваивают новый материал.
Пытаются при помощи учителя ответить на вопрос.
Слушают учителя, рассматривают микропрепарат ланцетника при помощи лупы.
Участвуют в беседе, вспоминая схему строения хордовых животных, находят на микропрепарате органы, которые учитель показывает на таблице.
Проявление интереса, участие в беседе.
Отвечают на вопрос.
Самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию. Один из учащихся называет основные черты подтипа, остальные при необходимости дополняют ответ.
Слушают учителя, задают вопросы.
Один из учащихся выступает с заранее подготовленным сообщением. Обсуждение сообщения.
|
IV. Закрепление знаний. — Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение (№ 25-28)
Вопросы для беседы:
|
Проверка и закрепление умения пользоваться указателем терминов.
Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока. Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз.
|
Самостоятельная работа учащихся по заданию.
Активное участие в беседе. |
V. Домашнее задание. (№ 29) § 20, Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46; 11 и 12 на с. 47
|
Поясняет, как выполнять домашнее задание. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
VI. Итог урока. Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые животные (№ 30)
|
Подведение итогов урока: обобщающее слово учителя по теме урока, оценка результатов работы учащихся на уроке. |
Слушают учителя. Получают чувство удовлетворения работой на уроке. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_hordovye._bescherepnye_i_cherepnye.ppt | 2.4 МБ |
tip_hordovye._podtipy_bescherepnye_i_cherepnye.doc | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
— Почему животных этих типов относят к беспозвоночным?
— Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых?
Узнать об особенностях строения хордовых и познакомиться с простейшими представителями этого типа. Задачи урока :
Тема урока : «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»
Прочитайте статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Задание : Определите основные признаки типа хордовых.
Система органов Строение и особенности Скелет Центральная нервная система Пищеварительная система Жаберный аппарат Кровеносная система Симметрия тела Общая характеристика типа хордовых У низших хордовых прочный осевой стержень – хорда, у высших – хрящевой или костный позвоночник Нервная трубка, у высших появляется головной мозг Пищеварительная трубка Жаберные щели в передней части пищеварительной трубки Замкнутая Двусторонняя
Нервная трубка Схема строения хордовых животных Хорда Пищеварительная трубка с жаберными щелями
Подтип Бесчерепных. Класс Ланцетников.
Л А Н Ц Е Т Н И К И
П.С. Паллас (1714–1811)
А.О. Ковалевский (1840–1901)
Ланцетник почти все время проводит, зарывшись в песок, так что наружу высовывается только острый передний конец тела.
Подтип Черепных, или Позвоночных. Класс Круглоротых.
Миноги
Минога ручьевая
Присасы-вательные воронки миног
Паразитический способ питания круглоротых
Миксины
Миксина, завязав-шаяся узлом
Минога Какие классы объединены в тип хордовых?
Каковы отличительные признаки типа хордовых?
На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?
В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?
§ 20, Выполнить в рабочей тетради задания 5 на с. 46, 11 и 12 на с. 47 Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Подтип Бесчерепные. Ланцетник"
Урок биологии в 7 классе "Подтип Бесчерепные. Ланцетник" включает в себя конспект урока с использованием опорного сигнала и презентацию...
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)...
«Общие признаки хордовых животных. Подтип: Бесчерепные».
Урок по биологии...
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные)
Урок биологии в 7 классе: "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные)". К учебнику: Биология, 7 класс, Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др./ Под ред. Пасеч...
Презентация: "Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные".
Презентация по биологии в 7 классе: "Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные". К учебнику: Биология, 7 класс, Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др./ Под ред. Пасечника В.В., Изд. «Прос...
Конспект урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", 7 класс
Методическая разработка конспекта урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные"...
Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...