«Общие признаки хордовых животных. Подтип: Бесчерепные».
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Общие признаки хордовых животных. Подтип: Бесчерепные»
Класс:7
Цель урока: раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся знания об эволюции животных как о процессе усложнения их организации от беспозвоночных к хордовым; особенностях строения ланцетника и его приспособленности к среде обитания;
- способствовать развитию понятий “хордовые”, “бесчерепные”.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и творческого подхода к изученной теме через реализацию самостоятельного поиска знаний;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию критического мышления.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления знаний.
Методы: рассказ, беседа, сингапурская методика
Оборудование: раздаточный материал, рисунки, проектор, презентация
Ход урока:
1.Организационный момент
(приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале)
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос по типу Членистоногие.- Послушайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд и скажите мне о ком идет речь.
В те далёкие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада,…
Я предрекаю, и речённое скоро свершится,
Скоро я вытку ковёр, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твоё мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда! От имени Арахны произошло название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. Давайте вспомним все, что мы знаем про членистоногих. (ответ)
III. Изучение нового материала.
СИ-ФИНК-УАНДЭ (слайд 1)
Просмотр учебного фильма про ланцетника (1 минута). –Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на следующие вопросы (они есть у вас на столах): 1.Что вы видите?
2.Что вы об этом думаете? 3. Задайтесь вопросом. (ответы учащихся)
-Я предлагаю вам отгадать кроссворд
Заполнение кроссворда
Отвечая на задания кроссворда, при правильном заполнении в выделенных клетках должна получиться тема урока (слайд 2)
Задания к кроссворду:
- Животное, которое охотится на других животных.
- Отдел тела большинства многоклеточных животных.
- Симметрия тела кишечнополостных животных
- Сердце, состоящее из предсердия и желудочка.
- Клоп, бегающий по воде.
- Полость тела моллюсков
- Процесс поступления в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
- Способ размножения простейших.
Ответы: 1.хищник, 2-голова,3-радиальная,4-двукамерное,5-водомерка,6-вторичная,7-дыхание, 8-деление. (слайд 3)
В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по происхождению, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Черного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал « ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения он скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощенной формы.
Через 60 лет после этого открытия знаменитый русский ученый А. О. Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Благодаря работам А. О. Ковалевского это животное стало одним из популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих ученых – биологов и философов. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределенным.
- Как называется это животное?
- Что значит занимать промежуточное положение?
- Почему животное привлекало и привлекает к себе внимание до сих пор? (ответы учащихся)
- Сегодня мы с вами будем знакомиться с животным, которое носит интересное название "ланцетник" (слайд 4)
-Знакомо ли вам это животное?
-Где встречали его?
-Давайте выясним, какие задачи нам придется решать на этом уроке? (учащиеся формулируют цель урока) (слайд 5)
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (слайд 6)
-Сейчас мы с вами познакомимся с внутренним строением ланцетника. Для этого мы поработаем в группах; у каждой группы на столе лежит листочек, на котором написана определенная система. Вам необходимо сначала каждому самостоятельно подумать записать на листочек, а потом обсудить в группе. У вас 5 минут. Слайд с изображением внутреннего строения ланцетника.
МИКС-ФРИЗ-ГРУПП
(физкультминутка)
Под музыку танцуют и прослушав вопрос учителя объединяются в группы (ответ на вопрос-цифра)
- Сколько ног у таракана?
- Сколько глаз у паука?
- Сколько крыльев у мухи?
- Сколько крыльев у стрекозы?
-А сейчас давайте запишем в тетрадь систематику ланцетника. (слайд 7)
СИСТЕМАТИКА ЛАНЦЕТНИКА
Империя – Клеточные (эукариоты)
Царство - Животные
Подцарство– Многоклеточные (Metazoa)
Тип – Хордовые (Chordata)
Подтип– Бесчерепные ( Acrania)
Класс– Головохордовые
Отряд – Трубкосердечные( Leptocardii)
Семейство – Ланцетниковые( Branchiostomidae)
Род – Ланцетник (Branchiostoma)
Вид – Ланцетник (Br.Lanceolatum)
-Сейчас я предлагаю вам прослушать небольшое сообщение
В мифологии
Ланцетники фигурируют в китайской мифологии. Первые письменные упоминания об этих животных относятся ко времени правления династии Тан (с VII по X век).
Согласно легенде, бог литературы Вэньчан и его слуги путешествовали по небесам верхом на огромном крокодиле. Когда рептилия умерла и стала разлагаться, из неё вышло великое множество ланцетников, которым дали название — вэньчанъюй буквально «рыба бога литературы»). В различных вариантах легенда записывалась и при последующих династиях.
В кулинарии
Ланцетники имеют чисто практическое применение — в ряде стран их употребляют в пищу. Азиатский ланцетник (B. belcheri) уже около 300 лет служит объектом специального промысла в юго-западной части Восточно-Китайского моря. Поздним летом и зимой, с августа по январь, ланцетника вылавливают с лодок — зачерпывают вместе с песком особой лопатой на бамбуковом шесте в течение первых 2—3 часов после отлива. Одна лодка может добыть примерно 5 кг ланцетников в день. Ежегодно вылавливают около 35 т.
IV. Закрепление знаний
Ваш билетик на выход
1) вставьте нужные цифры:
1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______.
1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными . 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов.
2) Выпишите номера правильных утверждений
1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет.
2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела
3) Хордовые – двусторонне-симметричные животные.
4)Кровеносная система у хордовых замкнутая.
5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая.
6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая.
8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела.
9)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков.
РАФТ (слайд 7)
Сейчас поработаем в группе, небольшой проект по охране ланцетника.
V. Рефлексия
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что не понравилось?
-В чем возникали трудности?
VI. Домашнее задание. (слайд 8)
Прочитать п.20,*сообщение «Миноги.Миксины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии для 7 класса на тему: "Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные" (с использованием ИКТ).
Тема урока: Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: изучить общие признаки хордовых животных.Задачи:1) сформиро...
Урок биологии в 7 классе "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные".
Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные»Цели урока:Ø Образовательная. Расширить представлени...
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)
ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)...
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные)
Урок биологии в 7 классе: "Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные Подтип Черепные (Позвоночные)". К учебнику: Биология, 7 класс, Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др./ Под ред. Пасеч...
Презентация: "Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные".
Презентация по биологии в 7 классе: "Тип Хордовые.Подтип Бесчерепные". К учебнику: Биология, 7 класс, Пасечник В.В., Суматохин С.В. и др./ Под ред. Пасечника В.В., Изд. «Прос...
Конспект урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", 7 класс
Методическая разработка конспекта урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные"...
Технологическая карта открытого урока по биологии 7класс Тема: Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные (Позвоночные).
Основные понятия: Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классовРесурсы урока: учебник В.В. Пасечник и др. Биология 7 класс., компьютер, проектор, презентация, рабочая тетрад...