Рабочая программа элективного курса по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предлагаемая программа элективного курса направлена на подготовку одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 323.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса направлена на подготовку одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 34 часа в год (час в неделю), в её содержание включены основы различных областей биологии. Особое внимание в программе обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира, эволюционные изменения в строении и функциях организмов. В ходе обучения обучающиеся добывают необходимый материал из учебных пособий и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрены вопросы для самоконтроля.
Цель программы: углубление и расширение знаний по курсу биологии; развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, интереса к биологии как науке.
Задачи:
- Углубление знаний по разделам биологии;
- Закрепление основных биологических понятий;
- Формирование специальных биологических умений и навыков;
- Развитие умений и навыков самостоятельной деятельности
Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.
Результаты освоения курса
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса биологии
Часть 1 Микробиология. Микология. Лихенология (3часа)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Часть 2 Ботаника (10 часов)
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.
Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Часть 3 Зоология (10 часов)
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Часть 3 Анатомия и физиология растений (10 часов)
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние
на состояние здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата | Тема занятий | Домашнее задание | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Часть 1 Микробиология. Микология. Лихенология (3часа) | |||||
1/1 | Царство Бактерии: морфология, физиология и значение. Болезни, вызываемые микроорганизмами. | Вопросы для повторения | |||
2/2 | Царство Грибы: общая характеристика, значение. | Вопросы для повторения | |||
3/3 | Лишайники: морфология, физиология и значение. | Вопросы для повторения | |||
Часть 2 Ботаника (10 часов) | |||||
4/1 | Особенности строения растительных клеток: морфология и анатомия растений. | Вопросы для повторения | |||
5/2 | Растительные ткани. Лабораторная работа «Рассматривание растительных тканей под микроскопом» | Вопросы для повторения | |||
6/3 | Вегетативные органы растений: корень и корневые системы, побег и системы побегов. | Вопросы для повторения | |||
7/4 | Размножение растений | Вопросы для повторения | |||
8/5 | Генеративные органы: цветок, семя, плод. | Вопросы для повторения | |||
9/6 | Систематика растений. Низшие растения, или Водоросли | Вопросы для повторения | |||
10/7 | Высшие споровые растения. Отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | Вопросы для повторения | |||
11/8 | Особенности жизненных циклов растений. Чередование поколений споровых растений. | Вопросы для повторения | |||
12/9 | Семенные растения. Отделы Голосеменные и Покрытосеменные | Вопросы для повторения | |||
13/10 | Решение олимпиадных задач | Вопросы для повторения | |||
Часть 3 Зоология (10 часов) | |||||
14/1 | Подцарство Простейшие. Тип Корнежгутиковые. Тип Инфузории. Тип Споровики. | Вопросы для повторения | |||
15/2 | Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. | Вопросы для повторения | |||
16/3 | Тип Членистоногие | Вопросы для повторения | |||
17/4 | Тип Хордовые. Класс Рыбы | Вопросы для повторения | |||
18/5 | Классы Земноводные | Вопросы для повторения | |||
19/6 | Класс Пресмыкающиеся | Вопросы для повторения | |||
20/7 | Класс Птицы | Вопросы для повторения | |||
21/8 | Класс Млекопитающие | Вопросы для повторения | |||
22/9 | Эволюция строения и функций органов и их систем | Вопросы для повторения | |||
23/10 | Решение олимпиадных задач | ||||
Часть 3 Анатомия и физиология растений (10 часов) | |||||
24/1 | Общее знакомство с организмом человека | Вопросы для повторения | |||
25/2 | Опорно - двигательная система. | Вопросы для повторения | |||
26/3 | Кровь и кровообращение. | Вопросы для повторения | |||
27/4 | Дыхательная система. | Вопросы для повторения | |||
28/5 | Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. | Вопросы для повторения | |||
29/6 | Эндокринная система | Вопросы для повторения | |||
30/7 | Нервная система. Органы чувств. | Вопросы для повторения | |||
31/8 | Высшая нервная деятельность | Вопросы для повторения | |||
32/9 | Размножение и развитие человека | Вопросы для повторения | |||
33/10 | Решение олимпиадных задач | ||||
34 | Заключительный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Решение задач по генетике"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159491-1354850452.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Социальная экология "...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372374-1387810978.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс
Рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-871790-1483637410.jpg)
Рабочая программа Элективного курса по биологии 11 класс
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, от...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945450-1504890191.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....