Рабочая программа элективного курса по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Кунаева Елена Николаевна

    Предлагаемая программа элективного курса направлена на подготовку одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также  закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kunaeva_elektiv_8.docx323.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\дом\Desktop\Рисунок (24)2.jpg

Пояснительная записка 

    Предлагаемая программа элективного курса направлена на подготовку одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также  закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему, рассчитана на 34 часа в год (час в неделю), в её содержание включены основы различных областей биологии. Особое внимание в программе обращено на изложение тех тем курса биологии, которые обычно вызывают у школьников наибольшие затруднения. Прослеживаются основные этапы эволюции органического мира,  эволюционные изменения в строении и функциях организмов. В ходе обучения обучающиеся добывают необходимый материал из учебных пособий и дополнительной литературы и используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков, творческих работ. На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрены вопросы для самоконтроля.  

   Цель программы:   углубление и расширение знаний по курсу биологии; развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, интереса к биологии как науке.

    Задачи: 

  • Углубление знаний по разделам биологии;
  • Закрепление основных биологических понятий;
  • Формирование специальных биологических умений и навыков;
  • Развитие умений и навыков самостоятельной деятельности

    Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.

Результаты освоения курса

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Предметные:

  • формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса биологии

Часть 1 Микробиология. Микология. Лихенология (3часа)

      Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

        Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

       Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Часть 2 Ботаника (10 часов)   

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.

Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Часть 3 Зоология (10 часов)

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Часть 3 Анатомия и физиология растений (10 часов)

        Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

        Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

        Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

        Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

       Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

       Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

      Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

       Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

       Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

       Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

       Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

      Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние

на состояние здоровья.

Календарно-тематическое планирование

 

№ занятия

Дата

Тема занятий

Домашнее задание

Примечание

По плану

По факту

Часть 1 Микробиология. Микология. Лихенология (3часа)

1/1

Царство Бактерии: морфология, физиология и значение. Болезни, вызываемые микроорганизмами.

Вопросы для повторения

2/2

Царство Грибы: общая характеристика, значение.

Вопросы для повторения

3/3

Лишайники: морфология, физиология и значение.

Вопросы для повторения

Часть 2 Ботаника (10 часов)

4/1

Особенности строения растительных клеток: морфология и анатомия растений.

Вопросы для повторения

5/2

Растительные ткани. Лабораторная работа «Рассматривание растительных тканей под микроскопом»

Вопросы для повторения

6/3

Вегетативные органы растений: корень и корневые системы, побег и системы побегов.

Вопросы для повторения

7/4

Размножение растений

Вопросы для повторения

8/5

Генеративные органы: цветок, семя, плод.

Вопросы для повторения

9/6

Систематика растений. Низшие растения, или Водоросли

Вопросы для повторения

10/7

Высшие споровые растения. Отделы Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные

Вопросы для повторения

11/8

Особенности жизненных циклов растений.  Чередование поколений споровых растений.

Вопросы для повторения

12/9

Семенные растения. Отделы Голосеменные и Покрытосеменные

Вопросы для повторения

13/10

Решение олимпиадных задач

Вопросы для повторения

Часть 3 Зоология (10 часов)

14/1

Подцарство Простейшие. Тип Корнежгутиковые. Тип Инфузории. Тип Споровики.

Вопросы для повторения

15/2

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви.

Вопросы для повторения

16/3

Тип Членистоногие

Вопросы для повторения

17/4

Тип Хордовые.  Класс Рыбы

Вопросы для повторения

18/5

Классы Земноводные

Вопросы для повторения

19/6

Класс Пресмыкающиеся

Вопросы для повторения

20/7

Класс Птицы

Вопросы для повторения

21/8

Класс Млекопитающие

Вопросы для повторения

22/9

Эволюция строения и функций органов и их систем

Вопросы для повторения

23/10

Решение олимпиадных задач

Часть 3 Анатомия и физиология растений (10 часов)

24/1

Общее знакомство с организмом человека

Вопросы для повторения

25/2

Опорно - двигательная система.

Вопросы для повторения

26/3

Кровь и кровообращение.

Вопросы для повторения

27/4

Дыхательная система.

Вопросы для повторения

28/5

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии.

Вопросы для повторения

29/6

Эндокринная система

Вопросы для повторения

30/7

Нервная система. Органы чувств.

Вопросы для повторения

31/8

Высшая нервная деятельность

Вопросы для повторения

32/9

Размножение и развитие человека

Вопросы для повторения

33/10

Решение олимпиадных задач

34

Заключительный урок

C:\Users\дом\Desktop\Рисунок (26).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Решение задач по генетике"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Решение задач по генетике"...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса  "Экология животных"...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса  "Социальная экология "...

Рабочая программа элективного курса по биологии 9 класс

Рабочая программа элективного курса по биологии для 9 класса...

Рабочая программа Элективного курса по биологии 11 класс

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, от...