Рабочая программа Элективного курса по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Н.А. Самигуллина с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ Гарипова А.И. 27 августа 2016 года | «Согласовано» Руководителем МС __________ Аглиуллина Г.А. от 25 августа 2016 года
| «Утверждено» Директор __________ М.В. Хадиев Введено в действие приказом №116 от 31.08.2016 г. |
Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ» по биологии
для 11 класса среднего общего образования
Автор-составитель рабочей программы: Валиева Сирина Мансуровна, учитель биологии и химии
Год разработки программы 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить Природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне ( масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.
Биология изучается в базовом курсе биологии 10-ого и 11-ого классов общеобразовательной школы 1 час в неделю. Этого времени так мало, что его не хватает даже для прохождения программного материала. А ведь именно в 10-ом, 11-ом классах закладывается база знаний, на которую учащиеся опираются при подготовке сдачи ЕГЭ. Поэтому элективный курс по биологии для учащихся 11-ых классов, во-первых, весьма своевременный, во- вторых, он позволяет учащимся получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ, в-третьих, он позволяет удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания решением биологических задач, подавляющее большинство которых рекомендованы в сборниках ЕГЭ для тренировки. Другой целью курса является выявление детей способных к предмету, и помочь им лучше понять предмет, помочь им в дальнейшем правильно выбрать профессию, свой путь в жизни. Данный курс рассчитан на 34 часов, с расчетом по 1 часу в неделю.
Задачи курса:
Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач, формировать умения и навыки здорового образа жизни, необходимые в повседневной жизни.
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях общей биологии.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллект учащегося, его интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету посредством практических работ.
Цели курса:
1.Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии и экологии.
2.Развитие умения учащихся решать биологические задачи по всему курсу.
3.Развитие познавательных интересов обучающихся.
4.Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся выпускных классов.
Ожидаемые результаты обучения:
1.Расширие и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
2.Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
3.Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, зачет по курсу, защита рефератов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
1.Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
2.Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
3.Естественную классификацию органического мира.
4.Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
5.Закономерности наследственности и изменчивости.
6.Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
1.Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
2.Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
3.Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
4.Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
5.Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
6.Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1.Цитология - наука о клетке (12 часов)
- Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию.
-Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков.
-Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
-Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
2.Размножение и развитие организмов (5 часов)
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Индивидуальное развитие организмов.
-Митоз и мейоз в сравнении.
3.Основы генетики (8 часов)
-Закономерности наследственности. Решение задач по генетике.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
-Закономерности изменчивости.
-Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ |
-Основные направления эволюции. |
-Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека. |
4.Эволюция(3 часа)
-Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
-Основные направления эволюции по Северцову.
-Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека.
5.Основы экологии (6 часов)
-Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы.
-Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем.
-Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов.
-Решение экологических задач.
-Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
-Зачет. Защита рефератов. Итоговое тестирование.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||
Цитология - наука о клетке (12 часов) | ||||
1 | Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. | 9.09 | ||
2 | Структура белков. Реализация генетической информации в клетке. Биосинтез белков. | 15.09 | ||
3 | Решение биологических задач на комплементарность, транскрипцию, трансляцию. | 22.09 | ||
4 | Функции белков. Ферменты - биокатализаторы в клетке. | 29.09 | ||
5 | Структура и функции клетки. | 6.10 | ||
6 | Естественная классификация органического мира. | 13.10 | ||
7 | Прокариоты. Бактерии, археи | 20.10 | ||
8 | Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов. | 27.10 | ||
9 | Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. | 3.11 | ||
10 | Решение биологических задач по цитологии. | 17.11 | ||
11 | Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. | 24.11 | ||
12 | Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. | 1.12 | ||
Размножение и развитие организмов (5 часов). | ||||
13 | Основные свойства живой материи. Размножение и развитие организмов. Бесполое размножение. | 8.12 | ||
14 | Половое размножение. | 15.12 | ||
15 | Индивидуальное развитие организмов. | 22.12 | ||
16 | Митоз и мейоз в сравнении. | 29.12 | ||
17 | Обобщение знаний по теме « Размножение и развитие организмов». Решение биологических задач. | 12.01 | ||
Основы генетики (8 часов) | ||||
18 | Закономерности наследственности. Решение задач по генетике. | 19.01 | ||
19 | Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение. | 26.01 | ||
20 | Закономерности изменчивости. | 2.02 | ||
21 | Генетика как основа для селекции. Новейшие методы селекции. | 9.02 | ||
22 | Решение генетических задач повышенной сложности. | 16.02 | ||
23 | Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину. Движущие силы эволюции согласно СТЭ | 2.03 | ||
24 | Основные направления эволюции. | 9.03 | ||
25 | Этапы эволюции человека. Роль социального фактора в эволюции человека. | 16.03 | ||
Эволюция(3 часа) | ||||
26 | Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину | 23.03 | ||
27 | Основные направления эволюции по Северцову | 6.04 | ||
28 | Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека. | 13.04 | ||
Основы экологии (6 часов) | ||||
29 | Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы | 20.04 | ||
30 | Биоценоз, экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. | 27.04 | ||
31 | Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов. | 4.05 | ||
32 | Решение экологических задач. | 11.05 | ||
33 | Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы. | 18.05 | ||
34 | Итоговое тестирование. | 25.05 |
Список литературы для учителя:
1.Биология. Общая биология. 10-11 классы. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, изд. Дрофа, 2006 год.
2.Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 классы. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, изд. Дрофа, 2006 год.
3.Клетки и ткани. 10-11 классы. Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. Элективные курсы. Д.К.Обухов, В.Н.Кириленкова, изд. Дрофа, 2007 год.
4.Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, изд. Дрофа, 2008 год.
5.Биология. ЕГЭ. 2009. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ФИПИ. Изд. Астрель, Москва, 2009.
6.Раздаточный материал тренировочных тестов, готовимся к практическому экзамену. Биология, ЕГЭ, Е.Л.Жеребцова, Тригон, Санкт- Петербург, 2008
Список литературы для учащихся:
1.Весь ЕГЭ от А до Я. Биология в схемах и таблицах. 11 класс. Ю.Щербатых, Ростов - на –Дону, изд. Феникс, 2009.
2.Биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. 2009- 2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион.
3.Биология. ЕГЭ-2009 -2010, тесты, ФГУ, Москва
4.Учебно-методический комплекс. Биология. ЕГЭ, 2010, А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Подготовка к ЕГЭ-2010, Ростов- на –Дону, изд. Легион, 2009 год.
5.Выпускной экзамен, С.Г.Мамонтов. Биология. Материалы для подготовки к ЕГЭ, изд. Дрофа, Москва-2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-198084-1360205580.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани"
Рабочая программа элективного курса по биологии 10-11 класс "Клетки и ткани" рассчитана на обучающихся старших классов с целью качественной предвузовской подготовки. В данной программе показаны ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350866-1633201035.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945450-1504890191.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2023/07/15/picture-398216-1689410387.jpg)
рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...