Урок на тему: " Тип простейшие".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Этот урок применим для повторения и закрепления темы о простейших.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_tip_prosteyshie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Подцарство простейшие.
Цели: Повторить и обобщить полученные знания о подцарстве Простейшие; развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы; тренировать память; воспитывать интерес к предмету; дух коллективизма, ответственность, трудолюбие.
Оборудование: фотографии простейших; карточки трех цветов ( зеленые, синие, желтые); листы с заданиями теста.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний ( урок- викторина).
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
На прошлом уроке мы закончили большой раздел « Подцарство Простейшие», узнали об особенностях строения ,размножения, питания, передвижения интереснейших представителей простейших. Сегодня на уроке мы проверим усвоенные вами знания по этой теме, проведя викторину . Но прежде мне ответьте на ряд вопросов:
Какие типы простейших вы знаете? ( Саркодовые и жгутиконосцы, инфузории. Можно назвать также споровики, апикомплексы, миксоспоридии, микрососпоридии, лабиринтулы и асцетоспоридии)
Почему простейшие получили такое название? ( Их строение простое, а тело состоит из одной клетки).
Простейшие входят в царство Животные. Докажите, что эти крошечные существа все же животные. ( Простейшие обладают всеми признаками животных. Их единственная клетка – организм размножается ,передвигается, дышит, питается, растет, развивается, выделяет во внешнюю среду продукты веществ, умирает. В клетке происходит обмен веществ и энергии. Простейшие получают готовые питательные вещества из пищи.)
Кратко расскажите о строении клетки простейших ( Клетка включает в себя оболочку, цитоплазму,ядро, органы особого назначения).
Скажите, существуют ли отличия в основе строения клеток растений,животных и грибов?
Викторина
Учащиеся делятся на несколько команд , придумывают им названия, девизы, эмблемы. За каждый ответ команды получают карточки разных цветов в зависимости от сложности заданий. Зеленая карточка – 3 балла, синяя – 2, желтая - 1.
Конкурс 1 Анаграммы.
Составь из букв ( на доске ) термины, связанные с темой « Простейшие».За каждый правильный ответ команда получает по желтой карточке ( 1 балл).
БРЕМАНМА ( мембрана);
КОСОЖГУТИНЦЫ ( жгутиконосцы);
КУОВАЛЬ ( вакуоль)
НИСРЕЧНЫЕ ( ресничные )
ДНИТЕЗЕРИЯ ( дизентерия)
МОПЛАЗДИЙ ( плазмодий).
Конкурс 2 Верно – неверно
Ответить « да» или « нет» на мои вопросы , обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по синей карточке ( 2 балла).
Простейшие являются одноклеточными организмами ( да).
Все простейшие незаметны невооруженным взглядом. ( нет, некоторые простейшие достигают до 3 мм).
Амеба имеет два ядра ( нет. У нее одно ядро).
Амеба дышит всей поверхностью тела ( да).
Выделения амебы происходят с помощью пищеварительной вакуоли ( нет. Выделения происходят с помощью сократительной вакуоли).
Раковинные амебы обладают внутренним скелетом ( нет У них наружный скелет)
С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности ( да).
Лямблии – вид паразитических жгутиконосцев ( да ).
Эвглена дышит с помощью дыхательной вакуоли ( нет, она дышит всем телом).
Инфузории – туфельки передвигаются острым концом вперед. ( нет, они передвигаются тупым концом вперед).
Конкурс 3 Вопрос – ответ
За каждый верный ответ команда получает зеленую карточку ( 3 балла).
В честь какого бога названа амеба обыкновенная ( В честь Протея ,бога , меняющего свой облик).
Можно ли назвать колониальных простейших сложными многоклеточными животными ? ( нет, это скопления простейших , у которых особи дочерних поколений остаются соединенными с материнскими организмами).
В какой среде могут жить простейшие? ( больше всего простейших живет в водной среде).
С какой скоростью передвигается амеба ? ( до 0,2 мм в минуту).
Почему из тела амебы выводится избыток воды? ( концентрация солей и органических веществ в теле амебы выше , чем в окружающей среде, поэтому вода постоянно поступает в ее организм. Без процесса выделения излишков воды тело амебы просто бы «лопнуло»).
Почему амеба иногда превращается в цисту? ( Амеба при неблагоприятных условиях покрывается плотной оболочкой , т.к. в этом состоянии животное способно пережить и засуху , и холод )
Для каких целей служит эвглене жгутик? ( Для передвижения).
Что такое автотрофное и гетеротрофное питание эвглены? ( Автотрофное питание – это способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофное питание – способность использовать готовые органические вещества с пищей ).
Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительным и животным царствами? ( Так как они имеют хлоропласты с хлорофиллом, что дает возможность питаться автотрофно. Это свойственно растениям. А также они могут питаться гетеротрофно , а это особенность животных).
Для чего служат большие и малые ядра инфузорий? ( Большое ядро отвечает за все процессы жизнедеятельности организма, а малое участвует в размножении )
Конкурс 4 Тест.
В конце викторины каждому участнику выдаются вопросы теста. Через 5 минут собираются. Зеленую карточку получает та команда ,у которой больше всего правильных ответов .
1.Амеба передвигается с помощью…
а. ресничек
б.жгутиков
в. ложноножек.
2.Известно около…видов простейших
а. 70 тыс
б. 20 тыс.
в. 5 тыс.
3. Амеба размножается…
а. половым путем
б. бесполым путем
в. половым и бесполым путем.
4. Эвглена делится….
а. вдоль тела
б. поперек тела
в. по диагонали.
5. Эвглена и инфузория – туфелька имеют…
а. клеточный нос
б. клеточный рот
в. клеточное ухо.
6. Коньюгация характерна для…
а. эвглены
б амебы
в.инфузории – туфельки.
7. Не имеют ресничек…
а. хищные сосущие инфузории
б. инфузории – туфельки
в. инфузории паразиты.
Подведение итогов.
В конце урока учитель просит сделать выводы об особенностях простейших.
Например.
- Организм простейшего представлен одной клеткой – организмом.
- Клетки простейших имеют органоиды особого назначения ложноножки, реснички,жгутики,сократительная вакуоль, клеточная воронка,светочувствительный глазок, клеточный рот….
- Жгутиконосцы имеют черты растений и животных.
- Размножаются простейшие и половым ,и бесполым путем.
- Существуют простейшие – паразиты.
Домашнее задание
Написать сообщение на тему « Многообразие простейших» ( где рассказать про тех простейших, про которых нет материала в учебнике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме решение простейших тригонометрических уравнений.
Работая над проблемой повышения эффективности урока с учащимися с разной подготовленностью к работе и с разными возможностями для себя выбрала индивидуальную методическую тему: дифференцированны...
Конспект урока по теме "Тренировка простого прошедшего времени на основе басни "Волк и ягненок". УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English - 4" "
Разработка данного урока успешно апробирована в 4 классе общеобразовательной школы....
Урок по теме «РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» 10класс
Презентация к уроку по темк "Решение простейших тригонометрических уравнений" для 10 класса...
Урок по теме "Будущее простое время" 6 класс
Урок по теме "Будущее простое время" 6 класс, УМК "Happy English.ru" К. И. Кауфман с использование технологии модульного обучения...
План-конспект открытого урока по теме "Прошедшее простое время глаголов"
Урок проводился в 4 классе по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З....
Урок по теме "Многообразие простейших"
Интегрированный урок биология - экология для учащихся 7-х классов....
3. Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"
Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистемах и значе...