Урок на тему: " Тип простейшие".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Федина Анна Александровна

Этот урок применим для повторения и закрепления темы о простейших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_tip_prosteyshie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема урока: Подцарство простейшие.

 Цели: Повторить и обобщить полученные знания о подцарстве  Простейшие; развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию и отвечать на поставленные вопросы; тренировать память; воспитывать интерес к предмету; дух коллективизма, ответственность, трудолюбие.

Оборудование: фотографии простейших; карточки трех цветов ( зеленые, синие, желтые); листы с заданиями теста.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний ( урок- викторина).

 Ход урока.

Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы закончили большой раздел « Подцарство Простейшие», узнали об особенностях строения ,размножения, питания, передвижения интереснейших представителей простейших. Сегодня на уроке мы проверим усвоенные вами знания по этой теме, проведя викторину . Но прежде мне ответьте на ряд вопросов:

Какие типы простейших вы знаете? ( Саркодовые и жгутиконосцы, инфузории. Можно назвать также споровики, апикомплексы, миксоспоридии, микрососпоридии, лабиринтулы и асцетоспоридии)

Почему простейшие получили такое название? ( Их строение простое, а тело состоит из одной клетки).

Простейшие входят в царство Животные. Докажите, что эти крошечные существа все же животные. ( Простейшие обладают всеми признаками животных. Их единственная клетка – организм размножается ,передвигается, дышит, питается, растет, развивается, выделяет во внешнюю среду продукты веществ, умирает. В клетке происходит обмен веществ и энергии. Простейшие получают готовые питательные вещества из пищи.)

Кратко расскажите о строении клетки простейших ( Клетка включает в себя оболочку, цитоплазму,ядро, органы особого назначения).

Скажите, существуют ли отличия в основе строения клеток растений,животных и грибов?

                  Викторина

Учащиеся делятся на несколько команд , придумывают им названия, девизы, эмблемы. За каждый ответ команды получают карточки разных цветов в зависимости от сложности заданий. Зеленая карточка – 3 балла, синяя – 2, желтая  - 1.

Конкурс 1 Анаграммы.

Составь из букв ( на доске ) термины, связанные с темой « Простейшие».За каждый правильный ответ команда получает по желтой карточке ( 1 балл).

БРЕМАНМА ( мембрана);

КОСОЖГУТИНЦЫ ( жгутиконосцы);

КУОВАЛЬ ( вакуоль)

НИСРЕЧНЫЕ ( ресничные )

ДНИТЕЗЕРИЯ ( дизентерия)

МОПЛАЗДИЙ ( плазмодий).

Конкурс 2  Верно – неверно

Ответить « да» или « нет» на мои вопросы , обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по синей карточке ( 2 балла).

Простейшие являются одноклеточными организмами ( да).

Все простейшие незаметны невооруженным взглядом. ( нет, некоторые простейшие достигают до 3 мм).

Амеба имеет два ядра ( нет. У нее одно ядро).

Амеба дышит всей поверхностью тела ( да).

Выделения амебы происходят с помощью пищеварительной вакуоли ( нет. Выделения происходят с помощью сократительной вакуоли).

Раковинные амебы обладают внутренним скелетом ( нет У них наружный скелет)

С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности ( да).

Лямблии – вид паразитических жгутиконосцев ( да ).

Эвглена дышит с помощью дыхательной вакуоли ( нет, она дышит всем телом).

Инфузории – туфельки передвигаются острым концом вперед. ( нет, они передвигаются тупым концом вперед).

Конкурс 3  Вопрос – ответ

За каждый верный ответ команда получает зеленую карточку ( 3 балла).

В честь какого бога названа амеба обыкновенная ( В честь Протея ,бога , меняющего свой облик).

Можно ли назвать колониальных простейших сложными многоклеточными животными ? ( нет, это скопления простейших , у которых особи дочерних поколений остаются соединенными с материнскими организмами).

В какой среде могут жить простейшие? ( больше всего простейших живет в водной среде).

С какой скоростью передвигается амеба ? ( до 0,2 мм в минуту).

Почему из тела амебы выводится избыток воды? ( концентрация солей и органических веществ в теле амебы выше , чем в окружающей среде, поэтому вода постоянно поступает в ее организм. Без процесса выделения излишков воды тело амебы просто бы «лопнуло»).

Почему амеба иногда превращается в цисту? ( Амеба при неблагоприятных условиях покрывается плотной оболочкой , т.к. в этом состоянии животное способно пережить и засуху , и холод )

Для каких целей служит эвглене жгутик? ( Для передвижения).

Что такое автотрофное и гетеротрофное питание эвглены? ( Автотрофное питание – это способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофное питание – способность использовать готовые органические вещества с пищей ).

Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительным и животным царствами? ( Так как они имеют хлоропласты с хлорофиллом, что дает возможность питаться автотрофно. Это свойственно растениям. А также они могут питаться гетеротрофно , а это особенность животных).

Для чего служат большие и малые ядра инфузорий? ( Большое ядро отвечает за все процессы жизнедеятельности организма, а малое участвует в размножении )

 Конкурс 4 Тест.

В конце викторины каждому участнику выдаются вопросы теста. Через 5 минут собираются. Зеленую карточку получает та команда ,у которой больше всего правильных ответов .

1.Амеба передвигается с помощью…

а. ресничек

б.жгутиков

в. ложноножек.

2.Известно около…видов простейших

а. 70 тыс

б. 20 тыс.

в. 5 тыс.

3. Амеба размножается…

а. половым путем

б. бесполым путем

в. половым и бесполым путем.

4. Эвглена делится….

а. вдоль тела

б. поперек тела

в. по диагонали.

5. Эвглена и инфузория – туфелька имеют…

а. клеточный нос

б. клеточный рот

в. клеточное ухо.

6. Коньюгация характерна для…

а. эвглены

б амебы

в.инфузории – туфельки.

7. Не имеют ресничек…

а. хищные сосущие инфузории

б. инфузории – туфельки

в. инфузории паразиты.

Подведение итогов.

 В конце урока учитель просит сделать выводы об особенностях простейших.

Например.

  • Организм простейшего представлен одной клеткой – организмом.
  • Клетки простейших имеют органоиды особого назначения ложноножки, реснички,жгутики,сократительная вакуоль, клеточная воронка,светочувствительный глазок, клеточный рот….
  • Жгутиконосцы имеют черты растений и животных.
  • Размножаются простейшие и половым ,и бесполым  путем.
  • Существуют простейшие – паразиты.

Домашнее задание

Написать сообщение на тему « Многообразие простейших» ( где рассказать про тех простейших, про которых нет материала в учебнике).

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме решение простейших тригонометрических уравнений.

Работая над проблемой повышения эффективности урока с учащимися с разной подготовленностью к работе и с разными возможностями для себя выбрала  индивидуальную методическую тему: дифференцированны...

Конспект урока по теме "Тренировка простого прошедшего времени на основе басни "Волк и ягненок". УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English - 4" "

Разработка данного урока успешно апробирована в 4 классе общеобразовательной школы....

Урок по теме «РЕШЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ» 10класс

Презентация к уроку по темк "Решение простейших тригонометрических уравнений" для 10 класса...

Урок по теме "Будущее простое время" 6 класс

Урок по теме "Будущее простое время" 6 класс, УМК "Happy English.ru" К. И. Кауфман с использование технологии модульного обучения...

План-конспект открытого урока по теме "Прошедшее простое время глаголов"

Урок проводился в 4 классе по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З....

Урок по теме "Многообразие простейших"

Интегрированный урок биология - экология для учащихся 7-х классов....

3. Урок по теме "Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека"

Тема: Разнообразие простейших. Значение простейших в природе и  жизни человека.Цель: познакомить учащихся с разнообразием Простейших: свободноживущих и паразитов, с их ролью в экосистемах и значе...