Урок по теме "Многообразие простейших"
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Интегрированный урок биология - экология для учащихся 7-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_prosteyshikh.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Многообразие простейших»
Интегрированный урок (биология – экология) для учащихся 7 класса.
Цели урока: рассмотреть многообразие простейших организмов; обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся, познакомить с экологической характеристикой рассматриваемых на уроке одноклеточных организмов; углубить знания учащихся об экологии; продолжить работу по формированию и развитию интереса к биологии.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
1. Работа на доске.
А) Трое учащихся рисуют амебу обыкновенную, эвглену зеленую и инфузорию туфельку, указывают все органоиды. (В процессе опроса возможны дополнительные вопросы о функциях, которые выполняют органоиды).
Б) Работа с терминами
Гетеротрофы
Автотрофы
Раздражимость
Классификация
Конъюгация
2. Работа на местах по карточкам.
Карточка № 1
Вопросы предполагают краткую форму ответа.
1.Внутреннее жидкое содержимое клеток (цитоплазма)
2.Пузырек, где происходит пищеварение амебы (пищеварительная вакуоль).
3.Органоид, с помощью которого у амебы происходит выделение избытка воды в окружающую среду (сократительная вакуоль).
4.Плотная защитная оболочка (циста)
5.Орган движения (ложноножка).
6. Простейшее, вызывающее заболевание дизентерию (дизентерийная амеба).
7.Класс, к которому относится амеба обыкновенная (Саркодовые).
Карточка № 2
Вопросы предполагают краткую форму ответа.
1. Простейший одноклеточный организм, занимающий промежуточное положение между растениями и животными (эвглена).
2. Колониальный организм (вольвокс).
3. Орган движения эвглены зеленой (жгутик).
4. Пигмент зеленого цвета, участвующий в процессе фотосинтеза (хлорофилл).
5. Животный способ питания (гетеротрофный).
6. Светочувствительный глазок (стигма).
7. Способ питания эвглены зеленой (миксотрофный).
Карточка № 3
Вопросы с краткой формой ответа.
1. Цвет хлоропластов (зеленый).
2. Половой процесс у инфузорий (конъюгация).
3. Функция микронуклеуса (передача наследственной информации).
4. Орган выделения у инфузорий (порошица).
5. Органы движения инфузорий (реснички).
6. Способ питания инфузорий (гетеротрофный).
7. Свойство организма реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде (раздражимость).
3. Фронтальный опрос.
1) Что изучает наука зоология?
2) Чем животные отличаются от растений?
3) С каким типом и классами мы познакомились на предыдущем уроке?
4) Что изучает экология?
5) С какими науками непосредственным образом связана экология? (Пояснить на примерах).
3. Вступительные слова учителя.
-Вопросы, изучаемые биологией и экологией, неразрывно связаны между собой. Нельзя рассматривать какой – либо живой объект вне окружающей среды, не учитывая его взаимосвязь с другими организмами. Экология, как наука, развивалась параллельно биологии. Подробнее о становлении экологии как науки мы узнаем, послушав следующее сообщение.
Сообщение ученика.
Термин «экология» был предложен в 18666 году Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде».
Предыстория Э. восходит к трудам многих натуралистов и географов 18-19 веков. Для развития экологии в России большое значение имели работы Рулье и Северцова. В конце 19- начале 20 веков исследователи обращали внимание на то, как отдельные факторы, преимущественно климатические, влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах (биоценозах) как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов. Быстро развивалась экология в 20-30 годы 20 века, когда были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ, предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий, проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей. В гидробиологии началось в это время строгое количественное изучение превращений вещества и энергии живыми организмами, причем водоемы трактовались как целостные системы. Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой, нашло свое отражение и в появлении таких понятий как «экосистема» и «биогеоценоз». К 50-м годам формируется общая экология. Основное внимание исследователей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается эволюционная экология. В 70-х годах 20 века формируется экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели.
Во второй половине 20 века, в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (т. н. «экологическим кризисом»), необходимостью проведения широкомасштабных природоохранных мероприятий резко возрастает практическое значение экологии, происходит «экологизация» многих естественных наук. Экологический подход становится необходимым при решении производственных, научно – технических, демографических и других задач.
Слова учителя:
-Итак, тема нашего урока «Многообразие простейших».
Известно около 70 000 простейших. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга по строению, размножению, особенностям жизнедеятельности, все простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма. Основу клетки простейших составляют ядро и цитоплазма с различными выростами и включения.
Представители класса Саркодовые, в основном обитают в водной среде. Это могут быть как пресные водоемы, так и водоемы с соленой водой. Некоторые обитают в организмах животных, то есть ведут паразитический образ жизни. Познакомимся с некоторыми из них.
Сообщение ученика.
Радиолярии, лучевики, подкласс саркодовых. Размеры от 40 мкм до 1 мм. Свыше 7000 современных и ископаемых видов. Имеют минеральный скелет (формы скелета чрезвычайно разнообразны). Снаружи тела выдаются нитевидные псевдоподии. Проследить весь жизненный цикл радиолярий ученым пока не удалось. Скелеты их, опускаясь на дно, сохраняются, образую радиоляриевый ил, входят в состав осадочных пород. Так называемая инфузорная земля, или трепел, целиком состоит из скелетов радиолярий.
Сообщение ученика.
Фораминиферы – отряд простейших подкласса корненожек. Размеры обычно 0,1 – 1 мм, реже до 20 см. наружный скелет в виде раковинок, у большинства известковых, изредка хитиноидных. Раковинки однокамерные и многокамерные, расположены в один или два ряда, по спирали, иногда ветвящиеся. Через устье и поры раковинок выдаются тончайшие ветвящиеся псевдоподии.
Известно свыше 1000 современных видов. Все фораминиферы – морские, преимущественно бентосные организмы. Раковины фораминифер образует значительную часть океанических илов, морских осадков и осадочных пород.
Сообщение ученика.
Дизентерийная амеба – простейший организм, вызывающий заболевание – дизентерию амебную. Это заболевание приводит к язвенным поражением толстой кишки.
В цикле развития дизентерийной амебы имеется вегетативная стадия и стадия покоя, циста. Циста устойчива к воздействию факторов среды. Заболевание широко распространено на территориях с жарким климатом. Заражение происходит при проглатывании цист амеб с загрязненной пищей, с немытыми овощами, и водой (при употреблении воды из открытых водоемов, купании в них). На продукты питания цисты амеб заносятся загрязненными руками и мухами.
Болезнь сопровождается слабостью, недомоганием, снижением аппетита, нередки боли в животе.
Лечение проводится обязательно в больнице.
Слова учителя:
- Среди представителей класса Инфузории, насчитывающих около 7000 видов, тоже много интересных представителей. Инфузории, как и амебы занимают как водную среду обитания, так и могут обитать в организме другого животного.
По нитям водорослей и по другим подводным предметам передвигается сравнительно крупная хищная щетинорожка, или стилонихия, поедающая других инфузорий. Тело у нее имеет приплюснутую форму, и на ее брюшной поверхности, где расположено ротовое отверстие, реснички видоизменены в довольно толстые щетинки, при помощи которых стилонихия ползает, точно на коротких «ножках». Среда обитания щетинорожки – водная.
А вот сентор (трубач) ведет сидячий образ жизни. Это крупная инфузория, получившая свое название за сходство с трубой из духового инструмента. Среда обитания – водная.
Сувойки так же ведут прикрепленный образ жизни. На подводных предметах в пресноводных водоемах они образуют целые заросли. Тело сувойки имеет форму колокольчика, сидящего на длинном стебельке. Реснички у сувойки имеются только по краю колокольчика, и движение их вызывает маленький водоворот, пригоняющий к ротовому отверстию разные мелкие частицы, которые могут служить пищей. Время от времени стебельки сувоек быстро сокращаются, принимая форму спирали, а затем выпрямляются снова. Таким движением сувойка, во – первых, может избавиться от опасности, и, во – вторых, размешивает и обновляет вокруг себя воду.
Следует добавить, что кроме водоемов, инфузории в большом количестве были обнаружены и во влажных почвах.
Немало среди инфузорий и паразитических форм, живущих в теле других животных. Есть инфузории, паразитирующие в кишечнике человека и вызывающие опасные заболевания. Особенно много инфузорий живет в пищеварительных органах травоядных млекопитающих, так, общий вес инфузорий, населяющих рубец быка, то есть тот отдел его желудка, где корм подвергается брожению, достигает 3 кг. Однако эти инфузории не только не причиняют вреда здоровью травоядных животных, но, по-видимому, способствуют перевариванию грубых растительных кормов.
Итак, мы познакомились с некоторыми представителями из класса инфузорий. Все они, как и инфузория – туфелька, во взрослом или молодом состоянии имеют многочисленные реснички, расположенные на поверхности тела, а также обладают своеобразным аппаратом – большим и малым ядром.
К простейшим животным относятся представители класса Споровики. Послушайте сообщение об одном представителе этого класса – малярийном плазмодии.
Сообщение ученика.
С давних пор человечеству были известны изнурительные болотные или перемежающиеся лихорадки, приуроченные к местностям, изобилующим стоячей водой, и особенно свирепствовавшие в странах с теплым климатом. «Перемежающимися» эти болотные лихорадки были названы потому, что обычно они выражаются отдельными приступами, которые повторяются через два или три дня, а в промежутках сменяются безлихорадочным состоянием.
Почти до конца 19 века распространение болезни приписывалось «нездоровому климату» сырых, «лихорадочных» местностей. Отсюда возникло название малярия, то есть «вредный воздух».
В таких, стяжавших себе дурную славу местностях малярия годами мучила людей, доводя их до полного истощения и преждевременной смерти. В Индии в конце 19 века на долю малярии приходилось до 40% всех смертных случаев. Старинная медицина была бессильна перед малярией, и в средние века испуганному воображению людей лихорадки представлялись в образе двенадцати или девяти сестер – крылатых дев с распущенными волосами, а избавления от них искали в магических заговорах или в небесной помощи архангела Михаила.
Только в 17 веке испанские завоеватели узнали от туземцев Южной Америки о целебных противолихорадочных свойствах горькой коры хинного дерева. Из хинной корки стали вырабатывать лекарственный препарат – хинин, хотя до конца прошлого столетия у врачей не было ясного представления о природе лихорадок и о причинах заболевания.
В 1879 году возбудителя малярии описал доктор В. И. Афанасьев. Вскоре, в 1881 году, французский врач Лаверан дал более подробное описание малярийного паразита и развитие его в крови человека.
Итак, возбудитель был найден, но пути заражения все еще оставались не выясненными в течение целого ряда лет. Предполагалось, что больной мог получить возбудителя болезни либо через носящиеся в воздухе испарения, либо через питьевую воду.
Итальянскому ученому Грасен удалось выяснить, что переносчиками малярии являются комары из рода Анофелес, и притом только в тех случаях, если такой комар сам был заражен малярийным паразитом, насосавшись, где ни будь крови малярийного больного.
В организм человека возбудители малярии попадают вместе со слюной зараженного комара и попадают в эритроциты, разрушая их.
Борьба с малярией ведется по двум линиям: 1) путем лечения больных малярией; 2) путем борьбы с комарами, которые могут оказаться передатчиками малярии. Самое древнее средство для борьбы с малярией – это осушка болот и засыпка ненужных прудов, в которых развиваются личинки комаров.
В странах с теплым климатом для уничтожения комаров в прудах и озерах поселяют маленькую тропическую рыбку гамбузию.
Познакомившись с некоторыми представителями простейших, ответьте на вопрос взаимодействия их с окружающей средой (беседа).
4.Самостоятельная работа (на несколько минут):
-На доске и в рабочих тетрадях постарайтесь составить цепи питания, куда бы обязательно входили простейшие организмы.
Слова учителя:
-Среди факторов среды, оказывающих большое влияние на любые организмы, в последнее время выделяют как самый мощный антропогенный фактор. Давайте послушаем, как деятельность человека влияет на состояние водоемов, в которых обитает большинство простейших.
Сообщение ученика.
Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов. Расширенное производство (без очистных сооружений) и применение ядохимикатов на полях привело к сильнейшему загрязнению водоемов вредными соединениями. Кроме того, большое количество органических соединений, соединений азота и фосфора, попадают со стоками от животноводческих ферм, а также с канализационными стоками.
Вначале в таком водоеме резко увеличивается количество микроскопических водорослей. С увеличением кормовой базы возрастает количество ракообразных, рыб и других водных организмов. Затем происходит отмирание огромного количество организмов. Оно приводит к расходованию всех запасов кислорода, содержащегося в воде, и накоплению сероводорода. Водоем становится непригодным для существования любых форм организмов. Он постепенно «умирает». В таком водоеме постепенно погибают все организмы, в том числе и простейшие.
5. Закрепление:
1. С какими представителями мы познакомились сегодня на уроке?
2. Какие среды обитания занимают простейшие?
3. Какие простейшие ведут сидячий образ жизни?
Задание:
Из перечисленных терминов выделить биологические термины и экологические. Пояснить их.
1.Среда обитания.
2.Паразитизм.
3.Циста.
4.Раздражимость.
5.Цепь питания.
6.Реснички.
7.Антропогенный фактор.
8.Сократительная вакуоль.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок.
7. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство PastSimpleTense»
Разработка урока по теме: Простое прошедшее время. «Путешествие в королевство Past Simple Tense»...
Конспект урока по теме: Простые растворы.
Конспект урока по теме: Простые растворы.Тип урока: комбинированный.Цели урока:Дидактическая: уточнить и закрепить знания учащихся о растворах, отработать прием приготовления цементного раствора.Корре...
урок по теме "Простые и составные числа"
Урок изучения нового материала. Объяснение материала происходит в игровой форме, что значительно облегчает восприятие материала....
Урок по теме "Простые механизмы" 7 класс
Урок представлен в рамках существующей образовательной программы по физике. (Физика 7 класс, автор программы: Пёрышкин А.В, раздел – «Работа. Мощность. Энергия») В вышеназванном разделе этот урок явля...
Задания к уроку по теме "Простые механизмы. Условие равновесия рычага"
Задания для самостоятельного изучения темы "Простые механизмы. Условия равновесия рычага". Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении заданий используется учебник: А.В. Перышкин Фи...
Урок по теме "Простые и составные числа" с использованием ЭОР
Конспект урока математики с использованием электронных ресурсов( даны все ссылки)...
Открытый урок по теме Простые и составные числа 6 класс
Урок с использованием ЭОР...