КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
конторльная работа включет 5 заданий в 4 вариантах, сходных с материалом, который предлагают в ЭГЕ: сопоставление, выбор правильного, определение и исправление предложений, развернутый ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Р. “Учение об эволюции»
I Вариант
- Дать определение: Микроэволюция, ароморфоз.
- Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
3 . Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.
4. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР |
| ОСОБЕННОСТЬ |
А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки |
| 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
5. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки
К.Р. “Учение об эволюции»
II Вариант
- Дать определение: Макроэволюция, идиоадаптация.
- Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.
2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.
3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.
4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.
5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.
6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.
4. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР |
| ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы |
| 1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические |
5. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.
К.Р. “Учение об эволюции»
III вариант
1. Дать определение: Конвергенция, популяция.
2. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Однолетнее травянистое растение 30-150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.
4. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР |
| ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека |
| 1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические |
5. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?
К.Р. “Учение об эволюции»
IV вариант
- Дать определение: Дивергенция, вид.
- Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
- Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства
4. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР |
| ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны |
| 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
5.В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа для 11 класса по теме "эволюция"
вопросы по темам : вид, критерии вида, движущие силы эволюции....
Контрольная работа по биологии на тему « Эволюция живого мира на Земле» 9 класс.
Контрольная работа по биологии на тему "Эволюция животного мира" 9 класс. Дает возможность проверить знания обучающихся по теме и качественно подготовиться к ГА -9 по биологии....
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция.
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция....
Разноуровневая контрольная работа по теме "Эволюция органического мира"
Данная контрольная работа позволяет проводить контроль знаний по основным материалам уроков по теме "Эволюция"...
Контрольная работа по теме "Эволюция органического мира"
Данная контрольная работа позволяет проверить знания по основным вопросам по теме"Эволюция". Даны ответы на задания контрольной работы. После скачивания немного неправильно отображаются ...
Контрольная работа по биологии "Эволюция строения, функций органов и их систем". УМК В.В. Пасечник. 7 класс.
Контрольная работа составлена для двух вариантов. Представляет собой задания разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам по биологии....
Мониторинговая контрольная работа по биологи 11 класс по теме "Эволюция"
УМК – Н. И. Сонин.Предполагает проверку ЗУН по теме: «Эволюционное учение».Работа составлена на основе открытого банка заданий ЕГЭ по биологии....