Урок путешествие "Многообразие и значение плодов"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Плод. Особенности строения и многообразие.
Тюрина Ольга Владимировна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Балтай
Балтайского района Саратовской области
Учитель: Здравствуйте ребята.Слайд1
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.
Вы любите путешествовать? Да? Тогда давайте отправимся в путешествие. Но перед путешествием нужно определить куда же ехать, адрес места назначения. Мы отправимся в царство живой природы, которое изучает наука ботаника, что это за царство? ….. правильно - это царство растений. Город, который мы посетим, называется Цветковым.А на какую же улицу нам нужно попасть? Это мы узнаем, вспомнив как называются органы растений, обеспечивающие половое размножение? Правильно - генеративные, вот так и называется улица, где расположен дом, населенный удивительными жителями, с которыми мы встречаемся каждый день и без которых нам не прожить. Кто же они? Давайте подумаем, какие органы растений будут жить на улице генеративной? Верно – генеративные, а именно цветок, плод и семя. О каком органе вам хотелось бы узнать больше? Да, с цветком и семенем мы уже знакомы. а вот встреча с плодами у нас впереди. Именно к ним мы отправимся. Но, чтобы совершить путешествие, нужен билет.Слайд 3 Ребята, билеты ( распечатываются из презентации) у вас на столах, найдите их. Нашли? Но, чтобы отправиться в путешествие мы должны выполнить задания, которые вы видите на бланке билета, итак на выполнение задание у вас есть три минуты, не задерживайте наше отправление.
Итак, поезд отправляется, проверим билеты: у вас должна была получиться следующая комбинация цифр:слайд 4. Поднимите руки у кого так? У кого одна ошибка, две, больше двух? Спасибо. Теперь в путь. Слайд 5. А пока, мы находимся в дороге, давайте вспомним, какие части цветка являются главными? Правильно (пестик и тычинки), а почему (потому, что пестик и тычинки участвуют в образовании плода). После опыления и оплодотворения из стенок завязи пестика развиваются плоды содержащие семена, образовавшиеся из семязачатков.
Ну вот мы и прибыли, давайте посмотрим, кто нас встречает.
Слайд 6 Знакомы мы с ними? Конечно, знакомы, но сегодня наша задача изучить их с новой стороны, потому, что мы с вами находимся на уроке биологии, значит сейчас каждый из вас не просто человек, а биолог.
Плод состоит из околоплодника слайд 7-8 и семян слайд9. Но мы видим, что у разных растений плоды очень разнообразны. Это связано с особенностями развития плодов и способами их размножения. Но для того, чтобы изучать плоды необходимо их классифицировать.
Какие же признаки помогут нам классифицировать плоды? Давайте посмотрим, как можно разделить плоды по особенностям строения околоплодника? Слайд 10 Сухие, сочные. Слайд 11,12,13
А чем отличается плод персика от плода дыни слайд 14, 15– верно – количеством семян: они бывают односемянными и многосемянными.
Так же плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся.
Ну, а сейчас я предлагаю поиграть вам в лото.Слайд 16,17 Найдите на столе карточки ( распечатываются из презентации) и внимательно слушайте мое объяснение, находите соответствующие ячейки куда вы будете вписывать тип плода.
Сочные односемянные плоды называются – костянка. Определите растения с таким типом плодов. ( вишня, слива, персик, абрикос)слайд 18
Сочные многосемянные плоды c тонкой кожицей - называются ягода Определите растения с таким типом плодов (смородина, виноград, томаты).слайд 19 Сочный многосемянной плод ,но наружный слой околоплодника деревянистый будет называться тыквина (арбуз, тыква, огурец)слайд 20 А у яблони и груши плоды называются одинаково – яблоко, давайте вместе определим, чем яблоко отличается от ягоды. Правильно: в яблоке семена находятся в специальной семенной камере.слайд 21
Теперь, я попрошу вас рассмотреть вот эти плоды.слайд 22 Вы узнали их. Да это орехи: грецкий, лещина. Какой у них околоплодник – сухой или сочный? Сухой, а сколько у них семян – правильно - одно. Значит какими будут эти плоды. Сухими, односемянными, обратите внимание на их прочную деревянистую оболочку – такие плоды называются – орех слайд 23. А плод дуба называется желудь, чем отличается от ореха: крышечкой плюской и кожистой оболочкой слайд 24.
Теперь посмотри на эти плоды,слайд 25 чьи они? Да конечно подсолнечника и пшеницы. слайд 26 У подсолнечника плод называется - семянка, а у пшеницы, ржи и других злаковых зерновка. У зерновки околоплодник прилегает к семени плотнее.
Следующее наше знакомство с сухими многосемянными плодами: это боб ( горох, фасоль, бобы) и стручок ( капуста, редька, редис).слайд 27 Я попрошу вас сравнить их, чем они отличаются?слайд 28,29 У боба семена расположены на стенках околоплодника, а у стручка – на особой перегородке .
слайд 30А вот у перца и мака – плод коробочка, он какой – сухой и многосемянной. слайд 31Такой тип плода так же характерен например и для тюльпана.
А сейчас давайте встанем и попросим наши руки помочь нашей голове, итак если называю я называю плод сухой, то вы поднимаете руки вверх, а если сочный разводите их в стороны, если у нег одно семя вы хлопаете один раз, а если много, то два. И начали (костянка, боб, тыквина, стручок, коробочка, яблоко)Спасибо, присаживаемся.
Но почему же плоды такие разные и многоликие? Как выдумаете?
Да, так растения приспосабливались в процессе своего развития и распространения к разным условиям окружающей среды.
Зачем нужен плод растению - для размножения, но плоды участвуют не только в нем, но и в распространении семян. Для этого они вооружены самыми разными приспособлениями и крыльями, и парашютами, и приманками для животных, и крючьями, и воздушными камерами.Итак, плоды приглашают нас посмотреть репортаж из их жизни. Слайды 34 - 39
Распространение ветром. Распространение ветром семечко лианы. Распространение разбрасыванием. Бешеный огурец. Недотрога Распространение животными.
А сейчас проверим как вы запомнили наших хозяев, ну – ка отгадайте загадки Слайды 40 – 47
Он совсем не хрупкий, | С колпачком на голове, | Длинная коморочка, |
Круглое, румяное, |
Видите как много удивительных жителей царства растений встретили мы сегодня. А сейчас нам предстоит помочь найти пропавших детей. В полицию цветочного города обратились обеспокоенные родители – мак, рогоз, бешеный огурец, гравилат, репейник и горох. У них пропали плоды и семена, каким же способом удалось озорникам улизнуть от родителей. Сейчас вы откроете учебник на стр. 68-70 и рассмотрите рис. 81,82,83,84 по изображению хулиганов, определите каким способом они могли распространиться от родительского растения. Выполнение заданий парами, проверка задания.
Ребята скажите, а что остается после приятных встреч: хорошие воспоминания…, и конечно фотографии. Но раз мы находимся в волшебной стране, то и фотография у нас будет волшебной, она проявится только если мы угадаем какие типы плодов имеют изображенные на ней растения. Вы выходите к доске, поворачиваетесь спиной, за вами возникает рисунок плода, вам нужно пользуясь возможностью задавать одноклассникам вопросы и получать ответы «да» или «нет» , назвать тип плода, тогда появится следующее изображение.слайд 48-54
Выполняется задание.
Последней на экран выплывает рожица без эмоции. Слайд55
Учитель: ребята посмотрите, а вот и фото каждого из нас, только здесь не выражено настроение, потому что я его не знаю. Давайте поступим так, если вам было во время урока и не уютно то вы рисуете грусть, если вам был безразличен сегодняшний урок – безразличие, а если вам было на уроке интересно и комфортно , то улыбку. Слайды 56-58
А теперь итог подведу я, ОЦЕНКИ.
Наш поезд отправляется домой, где вы выполните д.з – это параграф 12 и по выбору :- изготовить модели плодов,- нарисовать картину в стиле Джузеппе Арчимбольдо,- найти в дополнительных источниках название плодов цитрусовых растений; необычном использовании плодов,- изучить строение плодов березы, клена и других древесных растенийслайд 60
А еще посмотрите на картины известного итальянского художника, который изображал портреты людей из плодов.слайд 61 Я надеюсь, что и кто – то из вас создаст подобный портрет и принесет его нам к следующему уроку.
Урок окончен. До свидания
Технологическая карта урока. (урок открытие новых знаний)
Тема | Плод. Особенности строения и многообразие. |
Цель
| Сформировать у учащихся представление об особенностях строения плодов, их многообразием и классификацией c учетом образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса, воспитывая экологическое самосознание взаимосвязи всего живого. |
Задачи |
|
Планируемый результат
| Предметные:Знают: классификацию плодов и их названия, способы распространения растенийУмеют: находить характерные черты плодов, приводить примеры растений с разными типами плодов Личностные: Метапредметные: 1.умение работать с таблицами и схемами 2.умение работать с разными источниками информации (текст, видео, презентация и т.д.) 3. умение сравнивать, анализировать и синтезировать 4. умение формулировать вопросы и строить диалог |
Основные понятия | Плод – генеративный орган покрытосеменных растений. Плоды сухие и сочные, одно – и многосемянные. Классификация плодов. Способы распространения растений. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | 1. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под. Ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2013.- 192с.: ил. 2. ЭОР Авторская презентация Плоды http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79183/?interface=pupil&class=48&subject=29 ( распространение плодов морскими течениями) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1e456041-921c-4046-8c95-02149d81116d/view/ (распространение ветром) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61f0c42c-b96a-45e2-aa53-6f3f508ea2f1/view/ (распространение животными) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7eb596b3-51fa-4b20-9679-f7578e30d9a3/view/ (самораспространение) |
Орг.пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность Учителя | |
УУД | |||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствуют учителя , настраиваются на восприятие материала урока. | Поприветствовать учащихся, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
| Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. Регулятивные: элементы волевой самоорганизации Коммуникативные: социальная компетентность и учет позиции других |
II. Актуализация (3 мин) Цели: возбудить интерес учащихся к объекту изучения, сформировать взаимосвязи изученного и изучаемого | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы | Читает стихотворение. Объявляет о нестандартности урока ( приглашает в путешествие), задает вопросы | Личностные: ставить учебную задачу под руководством учителя; составлять план выполнения задачи систематизировать и обобщать разные виды информации; Познавательные: структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата Коммуникативные: планирование способа учебного сотрудничества, умение слушать и вступать в диалог |
III. Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) | Устанавливают тему урока и цель, записывают тему урока в тетрадь. | Задает вопросы, записывает тему на доске | Личностные: мотивация учебной деятельности. Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос. |
IV. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (4 мин) Цели: Установление качества выполнения домашнего задания | Заполняют билеты» - карточки содержащие атериал по строению цветка | Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их. | Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
V. Изучение нового (8 мин) Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Просматривают презентацию высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы . Заполняют таблицу – лото. | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. Демонстрирует презентацию. Предлагает заполнить таблицу - лото | Личностные: действия смыслообразования, реализуемые на основе ценностно – смысловой ориентации учащихся Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с выделением признаков, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации Регулятивные: коррекция ; элементы волевой саморегуляции Коммуникативные: определение способов взаимодействия |
Физминутка (2мин) | Встают и выполняют упражнения. | Координирует выполнение упражнений, оценивает усвоение знаний учащимися | Личностные: формирование потребности в зож Познавательные: умение структурировать знания, анализ Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстн. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с эталоном; оценка |
V. Изучение нового (8 мин)продолжение Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. .
| Просматривают презентацию и видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изучаемому материалу.
| Организует учебную деятельность, Демонстрирует презентацию и видео: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79183/?interface=pupil&class=48&subject=29 ( морскими течениями) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1e456041-921c-4046-8c95-02149d81116d/view/ ветром http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61f0c42c-b96a-45e2-aa53-6f3f508ea2f1/view/ животными) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7eb596b3-51fa-4b20-9679-f7578e30d9a3/view/ (самораспр) | Личностные: нравственно – этическое оценивание, формирование целостной картины морозрения Регулятивные: элементы волевой самоорганизации, Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. |
VI. Закрепление нового материала (5 мин) Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Отгадывают загадки Самостоятельная работа с учебником, закрепление материала и поиск ответов на вопросы, обмениваются мнениями в парах | Постановка вопросов - загадки. Помощь, при формулировке ответов на них. Ставит задачу, работы в парах | Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Регулятивные : мотивировать свои действия. Познавательные: извлечение необходимой информации из послушанных текстов, анализ признаков Личностные: осмысление самоопределение |
VII. Контролирующее задание (7 мин) Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации | Играя, формулируют вопросы к классу,
| Организация игры. Управление выполнением поставленного задания.
| Познавательные: Умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, синтез Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения слушать, продуктивно взаимодействовать со сверстниками; полно и точно выражать мысли Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |
VIII. Рефлексия и оценка учебной деятельности на уроке(2 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию | Высказывают свое мнение об уроке | Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Оценивает работу учащихся. | Познавательные: рефлексия способов и результатов действий, контроль и оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения. Регулятивные: Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. |
IX. Информация о домашнем задании (2 мин) Цель: закрепить полученные знания | Фиксируют домашнее задание. | Объясняет, что следует выучить дома.(дифференцированное д.з.) Дает краткие рекомендации. | Регулятивные: планирование, прогнозирование и оценка Личностные: нравственно – этическое оценивание; личностное самоопределение Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулировать вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."
Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Плоды. Разнообразие и значение плодов урок 6 класс
Проверка домашнего задания: о строение цветка. Какие есть плоды, какое значение они имеют....
Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»
Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...
Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов"
Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...
конспект урока "Плоды. Разнообразие и значение плодов"
Урок на тему "Плоды. Разнообразие плодов" . При изучении нового материала на уроке использован опорный конспект - схема. Путем выполнения заданий учителя обучающиеся изучали новый материал. ...
Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»"
Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» разработатна в соответствии с требованиями ФГ...