конспект урока "Плоды. Разнообразие и значение плодов"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Немирович Наталия Николаевна

Урок на тему "Плоды. Разнообразие плодов" . При изучении нового материала на уроке использован опорный конспект - схема. Путем выполнения заданий учителя обучающиеся изучали новый материал. Опорный конспект можно использовать для провеки знаний на следующем уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений

Плод      =      _____________________+ _______________

Околоплодник                ____________________________________

                                     

                                       _____________________________________

Семя                             ______________________________________                                  

                                     

Околоплодник  может быть образован из части цветка,

основания тычинок, лепестков, чашелистиков,   цветоложем.

Классификация плодов.

 

С у х и е

С о ч н ы е

Односемянные

  • ___________(лещина, фундук)
  • _________________(подсолнечник)
  • __________________ (пшеница)
  • _________________________(клён)
  • костянка (_________________

___________________________)

Многосемянные

  • боб (фасоль, ____________________)
  • стручок, стручочек (_______________)
  • коробочка (______________________)
  • листовка (__________________)
  • _______________(виноград)
  • _________________ (груша)
  • __________________ (огурец)
  • померанец (лимон)

Сборные

  • сборная семянка (земляника)
  • сборная костянка (малина)
  • соплодие (ананас)

 

  Строение плода

                   1-наружная часть-кожица

                   2-средняя часть - сочная мякоть

                   3- внутренняя часть - косточка; семя

Вывод:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Урок биологии в 6 классе

на тему: "Плод.

Разнообразие и значение плодов".

Выполнила: Немирович. Наталия Николаевна

учитель биологии высшей категории

Сергиев Посад

2016 год

ХОД УРОКА

  1. Организация класса. Проверка д/з параграф 35
  2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?

1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.

2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

Это плод. Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.

Слайд 1    (Ученики записывают в тетради число и тему) Слайд 2   

Актуализация:

А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды?
Слайд  3

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать о плодах все, чтобы получать хорошие урожаи и знать, как лучше использовать плоды.

Постановка познавательной задачи: Слайд 4

Биологические задачи: 

  1. На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете? Слайд 5

  1. Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков. Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику. Слайд 6

Следовательно, для увеличения количества плодов нужно создать условия для лучшего опыления цветков. (Что такое опыление?  Какие виды опыления вам известны?)  Слайд 7.

Что происходит после опыления?

Вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.

Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником)

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.

Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Слайд 8 - 9

Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.

Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи.

Для чего у плода образуется околоплодник? (Беседа о значении околоплодника) Слайд 10.

Моделирование фрагментов конспекта

Плод = околоплодник +  семя

Семязачаток даёт начало  семени.

Стенки завязи это разросшийся и видоизменившийся  околоплодник.

Слайд 11.  Классификация плодов:

Чем определяется разнообразие форм и размеров плодов? Вспомните плоды известных вам растений. На какие группы их можно поделить? Существует несколько классификаций плодов:

  1. По особенностям околоплодника плоды делят на сухие и сочные. Слайд 12
  2. По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, виноград).  Слайд 12
  3. По вскрываемости плода: делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
  4. Учитывают так же, срастается или нет околоплодник с семенем.

Мы возьмём за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику: (таблица в опорном конспекте)

Работа с презентацией: Характеристика сухих плодов: Слайды  13 – 23

Слайд 24 – 28  Задание: Найди лишнее.

Работа с презентацией: Характеристика сочных плодов Слайды  29 – 35

Слайды 36 – 40 Характеристика соплодий

Слайд 41 – 43  Задание: Найди лишнее.

Моделирование фрагментов конспекта.

 Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности учащимся предлагается работа с опорным конспектом:

Впишите пропущенные слова раздел ЛОК Классификация плодов

Эволюция плодов связана с эволюцией животных, которые питаются ими и обеспечивают распространение семян. Слайд 45 - 48 

Например, копытные животные – степные злаки, птицы – ягоды и орехоплодные.

Незрелые плоды – горькие, кислые, ядовитые; зрелые – сладкие, съедобные.

Если на растение плодов образуется очень много, они могут распространяться с помощью ветра или самораспространения. Плоды растений, которые растут у воды, могут распространяться с ее помощью.

IV. Закрепление. Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека, и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией.

1. Моделирование фрагментов конспекта. Распространение плодов

2. Тест «Верю – не верю»

Домашнее задание

Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.

Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.

Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”.

Задание

Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

Карточка-задание

“Верю – не верю”

Фамилия, имя

+/-

1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения, заключенных в нем семян.
2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.
3. Околоплодник – это наружная часть плода, образованная из стенок завязи.
4. Плоды бывают только односемянные.
5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб, стручок, коробочка, орех, семянка.
6. К сочным плодам относят ягоду, костянку, померанец, яблоко, тыквину.
7. Плоды нужны для вегетативного размножения.
8. Боб и стручок – это сочные плоды.
9. В околоплодниках накапливаются питательные вещества для привлечения животных.
10. Плоды образуются только у цветковых растений.

 

Задание проверила:

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)

Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.

Моделирование фрагментов конспекта  Запись вывода.

Домашнее задание

  1. Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.
  2. Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.
  3. Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5

Приложение 1.

Виды плодов

 

С у х и е

С о ч н ы е

Односемянные

Орех – плод, имеющий деревянистый околоплодник (лещина, фундук). 

Семянка – плод с кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем (подсолнечник).

Зерновка – плод, имеющий кожистый околоплодник, сросшийся с семенем (пшеница, рожь).

Крылатка – плод с кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост (клён, берёза).

Желудь - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску (дуб).

Костянка - односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка)

Многосемянные

Боб – удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль). 

Стручок и стручочек - удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

Коробочка – кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой (мак, лилия).

Листовка – одногнёздный многосемянный плод (пион, ветреница) 

Ягода - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника (виноград, томат, смородина).

Яблоко – многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах (яблоко, груша).

Тыквина – многосемянный плод с наружным деревянистым слоем околоплодника (огурец, тыква).

Померанец - многосемянный плод с сочным околоплодником и толстой кожицей, разделён внутри на отдельные дольки (лимон, апельсин).

Сборные

Сборная семянка – многочисленные сухие плоды, лежащие на сочном разросшемся цветоложе (земляника). 

Сборная костянка - многочисленные сочные плоды, лежащие на сухом коническом цветоложе (малина).

Соплодие – несколько сросшихся между собой отдельных плодов (шелковица, ананас).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."

Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Презентация, для открытого урока в 6 классе  по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Плоды. Разнообразие и значение плодов урок 6 класс

Проверка домашнего задания: о строение цветка. Какие есть плоды, какое значение они имеют....

Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»

Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...

Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов"

Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...