конспект урока "Плоды. Разнообразие и значение плодов"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок на тему "Плоды. Разнообразие плодов" . При изучении нового материала на уроке использован опорный конспект - схема. Путем выполнения заданий учителя обучающиеся изучали новый материал. Опорный конспект можно использовать для провеки знаний на следующем уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornyy_konspekt_k_uroku_plody.doc | 45 КБ |
plod._raznoobrazie_i_znachenie_plodov.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений
Плод = _____________________+ _______________
Околоплодник ____________________________________
_____________________________________
Семя ______________________________________
Околоплодник может быть образован из части цветка,
основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложем.
Классификация плодов.
| С у х и е | С о ч н ы е |
Односемянные |
|
___________________________) |
Многосемянные |
|
|
Сборные |
|
Строение плода
1-наружная часть-кожица
2-средняя часть - сочная мякоть
3- внутренняя часть - косточка; семя
Вывод:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Урок биологии в 6 классе
на тему: "Плод.
Разнообразие и значение плодов".
Выполнила: Немирович. Наталия Николаевна
учитель биологии высшей категории
Сергиев Посад
2016 год
ХОД УРОКА
- Организация класса. Проверка д/з параграф 35
- Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?
1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.
4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.
Это плод. Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.
Слайд 1 (Ученики записывают в тетради число и тему) Слайд 2
Актуализация:
А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? Как и где человек использует плоды? Слайд 3
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать о плодах все, чтобы получать хорошие урожаи и знать, как лучше использовать плоды.
Постановка познавательной задачи: Слайд 4
Биологические задачи:
- На новом участке неопытный садовод посадил кусты облепихи. Прошло несколько лет, а он так ни разу не собрал урожай, хотя у соседа облепиха каждый год была усыпана плодами. Почему у горе-садовода не было урожая? И что вы ему посоветуете? Слайд 5
- Один огородник на огуречной грядке обрывал цветы – пустоцветы, объясняя свои поступки тем, что все равно цветки без огурчиков. Как, по-вашему, правильно ли он делал? Объясните, почему и дайте совет огороднику. Слайд 6
Следовательно, для увеличения количества плодов нужно создать условия для лучшего опыления цветков. (Что такое опыление? Какие виды опыления вам известны?) Слайд 7.
Что происходит после опыления?
Вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.
Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником)
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.
Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника. Слайд 8 - 9
Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.
Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи.
Для чего у плода образуется околоплодник? (Беседа о значении околоплодника) Слайд 10.
Моделирование фрагментов конспекта
Плод = околоплодник + семя
Семязачаток даёт начало семени.
Стенки завязи это разросшийся и видоизменившийся околоплодник.
Слайд 11. Классификация плодов:
Чем определяется разнообразие форм и размеров плодов? Вспомните плоды известных вам растений. На какие группы их можно поделить? Существует несколько классификаций плодов:
- По особенностям околоплодника плоды делят на сухие и сочные. Слайд 12
- По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, виноград). Слайд 12
- По вскрываемости плода: делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
- Учитывают так же, срастается или нет околоплодник с семенем.
Мы возьмём за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику: (таблица в опорном конспекте)
Работа с презентацией: Характеристика сухих плодов: Слайды 13 – 23
Слайд 24 – 28 Задание: Найди лишнее.
Работа с презентацией: Характеристика сочных плодов Слайды 29 – 35
Слайды 36 – 40 Характеристика соплодий
Слайд 41 – 43 Задание: Найди лишнее.
Моделирование фрагментов конспекта.
Для закрепления блока полученных знаний и смены деятельности учащимся предлагается работа с опорным конспектом:
Впишите пропущенные слова раздел ЛОК Классификация плодов
Эволюция плодов связана с эволюцией животных, которые питаются ими и обеспечивают распространение семян. Слайд 45 - 48
Например, копытные животные – степные злаки, птицы – ягоды и орехоплодные.
Незрелые плоды – горькие, кислые, ядовитые; зрелые – сладкие, съедобные.
Если на растение плодов образуется очень много, они могут распространяться с помощью ветра или самораспространения. Плоды растений, которые растут у воды, могут распространяться с ее помощью.
IV. Закрепление. Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека, и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией.
1. Моделирование фрагментов конспекта. Распространение плодов
2. Тест «Верю – не верю»
Домашнее задание
Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.
Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.
Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”.
Задание
Прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
Карточка-задание
“Верю – не верю”
Фамилия, имя | +/- |
1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования, защиты и распространения, заключенных в нем семян. |
|
Задание проверила: | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)
Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.
Моделирование фрагментов конспекта Запись вывода.
Домашнее задание
- Прочитай материал в учебнике стр. 96 – 97, параграф 37.
- Практикум Л/Р № 16 стр 38. Сравни два-три реальных плода, которые у тебя найдутся дома.
- Тренажер стр 65 № 8, стр 55 № 5
Приложение 1.
Виды плодов
| С у х и е | С о ч н ы е |
Односемянные | Орех – плод, имеющий деревянистый околоплодник (лещина, фундук). Семянка – плод с кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем (подсолнечник). Зерновка – плод, имеющий кожистый околоплодник, сросшийся с семенем (пшеница, рожь). Крылатка – плод с кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост (клён, берёза). Желудь - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску (дуб). | Костянка - односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) |
Многосемянные | Боб – удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль). Стручок и стручочек - удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка). Коробочка – кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой (мак, лилия). Листовка – одногнёздный многосемянный плод (пион, ветреница) | Ягода - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника (виноград, томат, смородина). Яблоко – многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах (яблоко, груша). Тыквина – многосемянный плод с наружным деревянистым слоем околоплодника (огурец, тыква). Померанец - многосемянный плод с сочным околоплодником и толстой кожицей, разделён внутри на отдельные дольки (лимон, апельсин). |
Сборные | Сборная семянка – многочисленные сухие плоды, лежащие на сочном разросшемся цветоложе (земляника). Сборная костянка - многочисленные сочные плоды, лежащие на сухом коническом цветоложе (малина). Соплодие – несколько сросшихся между собой отдельных плодов (шелковица, ананас). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Плод. Разнообразие и значение плодов."
Данный урок применим в 6 классе при изучении темы "Органы цветковых растений". Достоинство: в плане имеются активные гиперссылки на электронные образовательные ресурсы, которые не надо искать дополнит...
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Презентация, для открытого урока в 6 классе по изучению плодов (сухих и сочных), их значение для человека и живых организмов....
«Плод . Разнообразие и значение плодов».
ПЛОД.ЗНАЧЕНИЕ...
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Плоды. Разнообразие и значение плодов урок 6 класс
Проверка домашнего задания: о строение цветка. Какие есть плоды, какое значение они имеют....
Урок по биологии «Плод. Разнообразие и значение плодов»
Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...
Технологическая карта урока "Плод. Разнообразие и значение плодов"
Учебник: Биология, авторская линия под редакцией И. Н. ПономаревойКласс: 6Ф. И. О.: Солодова Елена АлексеевнаТема урока: Плод. Разнообразие и значение плодовТип урока: комбинированный урокЦелевы...