Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Приветствие. Организационный момент.
| Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в этот чудесный зимний день, и, думаю, что мы с вами хорошо поработаем! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы.
| Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками
|
2. Актуализация знаний.
| 1. Какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно. 2.Какой тип питания характерен для растений? Автотрофное – создание питательных веществ в процессе фотосинтеза. 3.Что такое симбиоз? Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам, или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания.
|
3. Постановка проблемы.
Составление плана решения проблемы. | Учитель создаёт для учеников проблемную ситуацию противоречие. Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с другими организмами, а с какими – это нам предстоит сегодня узнать В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев (очень известная личность широким кругам общественности) приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Слушателей собралось много…. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! (6-7 слайд) Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”. Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники». Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.
Мы выяснили, что это лишайники, но мы не обладаем полнотой знаний о строении и жизнедеятельности этой группы живых организмов.
Какие вопросы необходимо изучить, чтобы ответить на главный вопрос? Что мы уже знаем? (версии фиксируем на доске) Цель: изучение особенностей строения и жизнедеятельности лишайников. | Слушают рассказ учителя. Записывают тему урока. Формулируют цели урока. Чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? - Как они питаются, размножаются? (1группа) - Какие группы и формы лишайников бывают? (2 группа) - Какую роль играют в природе и жизни человека? (3 группа) | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Формирование умения составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
|
4. Поиск решения проблемы. Работа в малых группах.
| Учитель поясняет задачу каждой группе Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Предлагаю вам побывать в роли исследователей. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения. 1 группа: «Строение лишайников» будут исследовать среду обитания, скорость роста, размеры, возраст, форму. 2 группа «Жизнедеятельность лишайников» выяснит, как размножаются, питаются лишайники. 3 Группа «Экологические особенности лишайников» изучат особенности их мест расселения, значение в природе. 4 группа «»Практическое значение лишайников» изучают информацию о практическом применении лишайников человеком. - Где можно получить информацию по данной теме? Если задания понятны, можно приступать к работе. | Группы по 5-6 человека, обсуждают правила работы. Получают рабочие листы и начинают работать. (Тексты см. в приложении)
- В параграфе учебника, доп.материале. | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Наблюдать, анализировать и делать выводы по результатам наблюдений. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. |
5. Обсуждение результатов экспериментов.
| Выслушаем представителей каждой группы (что делали, результаты, выводы) Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде схемы, опорного конспекта. - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Почему же лишайники Тимирязев назвал растениями-сфинксами? Животное сфинкс-это животное сочетающее в себе черты нескольких организмов (голова женщины, туловище льва, крылья птицы) Растениями-сфинксами назвал советский ученый К. А. Тимирязев лишайники, потому что только во второй половине XIX века ученым удалось разгадать тайну их природы и выяснить, что лишайники — это симбиоз грибов и водорослей. | Отчет 1, 2, 3 и 4 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и рисунки (фото), делают сообщения. Зачитывают выводы
Повторяют вопрос и отвечают на него. - Лишайники – особая группа симбиотических организмов. В составе лишайников грибы и водоросли (или цианобактерии). | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассни-ков, задавать и отвечать на вопросы.
Анализировать полученную информацию, делать вывод. |
Закрепление нового материала: А) определения типов лишайников Б) нахождение ошибок в тексте | 1.Вставьте в текст пропущенные термины: Главный отличительный признак лишайников – это симбиоз __________________ гриба и _____________ водоросли. ______________ обеспечивают друг другу наилучшие условия для существования. Тело лишайника представлено _____________. Слоевище представляет собой множество переплетенных грибных нитей – _________. гетеротрофного | симбионты | гиф | корень | тело | автотрофной | симбиотического | слоевищем |
Тест. 1. Почему лишайники не относят ни к одному из царств живой природы 1) они совмещают в себе признаки растений и животных 2) по типу питания они сходны с бактериями и животными 3) это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли 4) они поглощают воду всей поверхностью тела 2. Ягель или олений мох по своей сути является: 1) зеленым мхом 2) торфяным мхом 3) листовым лишайником 4) кустистым лишайником 3. Лишайники, обитающие на камнях, относятся к 1) кустистым лишайникам 2) листовым лишайникам 3) накипным лишайникам 4) торфяным мхам 4. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника? 1) паразитирует на грибе 2) обеспечивает гриб органическими веществами 3) обеспечивает гриб водой 4) защищает гриб от паразитов 5. Лишайники редко встречаются в городах, потому что 1) очень чувствительны к загрязнению воздуха 2) очень чувствительны к недостатку света 3) им не хватает влаги 4) для посадки обычно выбирают деревья без лишайников. | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы заданий. Затем проводится проверка. |
УУД Коммуникативные: умение вести диалог с учётом позиции напарника, планировать сотрудничество. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
|
Домашнее задание | § 15 № 1-4 (устно). Творческое задание : составить ребусы по теме «Лишайники» | Записывают задание в дневник. |
|
Рефексия
| Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.
| Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|