Рабочая образовательная программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая образовательная программа по биологии для 7 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»рассчитана на 2 часа и составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии
-Основной образовательной программой ООО(НОО) БОУг.Омска « СОШ№ 108»
-Рабочей программой биология 5-9 классы: авт.сост. И.Н.Пономарёва , В.С Кучменко. О.А Корнилова А.Г. Драгомилов Т.С Сухова системы «Алгоритм успеха» ,- Москва: издательского центра «Вентана-Граф» 2016
-Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М Констанинов, В.Г Бабенко, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_7_klass_rabochaya_programmad.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Биологию» 7 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
(концентрический курс)
Рабочая образовательная программа по биологии для 7 класса БОУ г.Омска «СОШ№ 108»рассчитана на 2 часа и составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по биологии
-Основной образовательной программой ООО(НОО) БОУг.Омска « СОШ№ 108»
-Рабочей программой биология 5-9 классы: авт.сост. И.Н.Пономарёва , В.С Кучменко. О.А Корнилова А.Г. Драгомилов Т.С Сухова системы «Алгоритм успеха» ,- Москва: издательского центра «Вентана-Граф» 2016
-Учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М Констанинов, В.Г Бабенко, В.С. Кучменко; под ред. проф. Пономарёвой И.Н. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Планируемые предметные результаты
Общие сведения о мире животных( 5 ч) | |
Научится: Называть предмет изучения зоологии. Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Описывать признаки животных. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разумные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. |
Строение тела животных( 2 ч) | |
Научится: Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей, системы органов Отличать клетки животных от клеток растений. Давать определение терминам орган, система органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказывать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Подцарство Простейшие или Одноклеточные(4 чл\р-1) | |
Научится: Называть среду обитания и способ передвижения простейших. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы, по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что инфузории - более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. | Получит возможность научится: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет |
Подцарство Многоклеточные( 2 ч) | |
Научится: Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.( 6ч) | |
Научится: Называть функции систем внутренних органов, меры защиты от паразитических червей. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов, по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Распознавать животных типа Плоские черви, животных, принадлежащих к типу Круглые черви, представителей типа Кольчатые черви. Объяснять поведение белой планарии, роль плоских червей в природе и в жизни человека. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии , строение органов кольчатых и круглых червей Характеризовать по плану тип Плоские черви, по плану тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
|
Тип Моллюски( 4ч) | |
Научится: Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности строения и функций моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Тип Членистоногие( 7ч) | |
Научится: Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни, особенности развития насекомых. Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко), стадии развития насекомых. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных. Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Перечислять признаки отрядов. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
|
Тип Хордовые ( 7ч) | |
Научится Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника и рыб для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника и рыб. Доказывать усложнение в строении ланцетника рыб по сравнению с кольчатыми червями. Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Приводить примеры проходных рыб. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч.) | |
Научится: Узнавать отделы скелета земноводных. Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Называть: места обитания земноводных, основные отряды Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе Оценка и коррекция знаний учащихся. | Получит возможность научится: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч.) | |
Научится: Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни Объяснять название класса – «Пресмыкающиеся». Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона. Перечислять усложнения в строении систем органов, общие признаки класса Пресмыкающиеся. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся, роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе, необходимость охраны пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. | Получит возможность научится: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Класс Птицы ( 7ч.) | |
Научится: Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц. Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; |
Класс Млекопитающие, или Звери( 9ч) | |
Называть общие признаки млекопитающих. Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. Перечислять основные экологические группы животных. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. | Получит возможность научиться: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; |
Развитие животного мира на Земле.(4ч) | |
Научится: Называть факторы эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных | Получит возможность научится: проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию; организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности; использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала; работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет. |
Содержание учебного предмета
Содержание | Основные виды учебной деятельности |
Общие сведения о мире животных( 5 ч) | |
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. . | Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животных. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Описывать формы влияния человека на животных. Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщения о сокращении численности отдельных видов животных. |
Строение тела животных( 2 ч) | |
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма. | Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. |
Подцарство Простейшие или Одноклеточные(4 чл\р-1) | |
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. | Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Устанавливать взаимосвязь строения и функции организма на примере амебы- протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах. Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Объяснять происхождении простейших. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простешими. |
Подцарство Многоклеточные( 2 ч) | |
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные.Называть представителей типа Кишечнополостных.Выделять общие черты строения Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах. |
Типы Плоские черви, круглые черви, Кольчатые черви.( 6 ч л\р-2) | |
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека. Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира. | Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть основных представителей класса Ресничные черви. Называть харакерные черты сосальщиков и ленточных червей. Устанавливать взаимосвязь строения червей –паразитов и среды обитания. Описывать характерные черты строения круглых червей. Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации учебного проекта о роли кольчатых червей в почвообразовании.Обобщать и сестематизировать знания по материалам данной темы,делать выводы. |
Тип Моллюски (4 ч л\р-1) | |
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины. Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение. Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. | Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков. Называть основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. Различать и определять брюхоногих и двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях , натуральных объектах. Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков.Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и жизни человека. |
Тип Членистоногие( 7ч л/р-1) | |
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах. Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека | Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям. Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Характеризовать типы развития насекомых. Объяснять принципы классификации насекомых. Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчел, муравьев Называть насекомых , приносящих вред сельскохозяйственным культурам. |
Тип Хордовые (7 ч., л/р - 2) | |
Краткая характеристика типа хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство | Выделять основные признаки хордовых. Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Характеризовать особенности внешнего строении рыб в связи со средой обитания. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов. Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде. Оценивать роль миграций в жизни рыб. Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Объяснять принципы классификации рыб. Различать основные группы промысловых рыб. Обосновывать роль рыб в экосистемах. Объяснять причины разнообразия рыб, усложнения их организации с точки зрения эволюции животного мира. |
Класс Земноводные, или Амфибии (5 ч.) | |
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных. | Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям , натуральным объектам. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных. |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч.) | |
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных | Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Использовать информационные ресурсы для создания презентаций и проектов. Определять и классифицировать пресмыкающихся.Характеризовать роль рептилий в биоценозах их значении в жизни человека. Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей. |
Класс Птицы (7 ч., л/р - 2) | |
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц. Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
| Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью полету. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету. Изучать и описывать внешнее строение и строение скелета птиц в процессе выполнения лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения. Характеризовать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям. Объяснять принципы классификации птиц. Называть признаки выделения экологических групп птиц. Использовать информационные ресурсы для подготовки проектов и презентаций. Наблюдать и описывать поведение птиц в природе. Соблюдать правила поведения в природе. |
Класс Млекопитающие, или Звери (9 ч., л/р - 1) | |
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих. | Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие. Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов. Характеризовать функции и роль желез млекопитающих. Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы использую примеры животных разных сред обитания. Характеризовать особенности строения систем внутренних органов млекопитающих по сравнению с рептилиями. Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми. Объяснять причины наличия высокого уровня обмен веществ и теплокровности у млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия. Объяснять принципы классификации млекопитающих. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и проектов. |
Развитие животного мира на Земле.(4ч) | |
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества. Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | Приводить примеры разнообразия животных в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры. Характеризовать основные уровни организации жизни на Земле. Использовать информационные ресурсы для подготовки итоговых проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...