Технологическая карта урока биологии 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Покровский Борис Николаевич

Пример технологической карты урока биологии 5 класс. Исследовательский проект "Строение клетки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №506

Покровский Борис Николаевич

учитель биологии и химии

  Технологическая карта

 Биология 5 класс

Тема: Строение клетки растения

Тип урока: Исследовательский проект

УМЦ: ПасечникВ.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. -  М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

Оборудование и материалы: материал учебника §7, микроскопы (15 шт), комплекты объективов *7 и *20, микроемкость с йодом, микроскоп цифровой, предметные стекла 16 шт, стаканы с водой 16 шт, пипетка 16 шт, препаровальные иглы 32 шт, лабораторные подносы 16 шт, луковица 1шт, интерактивная доска, проектор, компьютер.

Цель урока: Составить схему строения растительной клетки, указав части видимые в световой микроскоп части клетки.

Задачи:

  1. Актуализация темы урока
  2. Ознакомиться с материалом учебника. Составить схему будущего кластера «Строение клетки».
  3. Подготовить рисунок «Схема строения клетки». Составить кластеры «Строение клетки».
  4. Актуализация знаний о строении светового микроскопа. Изучить карточку для проведения лабораторной работы. Подготовить микропрепарат кожицы лука.
  5. Изучить строение клетки индивидуально при помощи световой микроскопа. Изучить строение клетки фронтально при помощи цифрового микроскопа. Составить схему строения клетки на основании собственного образца. Сравнить две схемы.
  6. Представить созданные схемы для анализа в парах.

Перед началом урока учитель готовит вопросы на интерактивной доске. Каждый этап  оформляется в виде отдельного слайда доски.

Этап урока

Д-ть учителя

Д-тя учеников

Актуальные УУД

1

Актуализация темы урока

Предлагает вспомнить учащихся все, что они знают о строении живых организмов. Выводит на понятие «клетка». Озвучивает тему и цель урока.

Называют части живых организмов. Вспоминают информацию из научно-популярных фильмов, книг, рассказов, материалы начальной школы.

Л. – личностные смыслы поисковой активности

П. – актуализация и отбор информации

К. – высказываться в группе

Р. – координация своих действий с действиями класса

2

Работа с материалом учебника с.34 – 36

Рис. 19.

Учебные вопросы:

1. Из каких элементов состоит клетка

2. Строение клетки

3. Значение отдельных элементов

Выписать элементы клетки в столбик с интервалом 4 клетки

Читают учебник. Ищут ответы на поставленные вопросы.

Л. – переживание полноты личного знания

П. – смысловое чтение

К. – работа с текстовой информацией

Р.- работа по плану учебника.

3

Работа с тетрадью. Составление схемы строения клетки.

Рис. 19.

Учебные вопросы:

1. Изобразить на доске и тетради элементы строения клетки.

2. Назвать.

3. Указать особенности строения и функции.

4. Строение и функции записать в кластер.

Отвечают на поставленные вопросы.

Ответы  фиксируются на доске и тетрадях

Учащиеся поочередно рисуют на доске схему строения клетки.

Выполняют аналогичный рисунок в тетради.

Л. – переживают радость узнавания.

П. – построение связного ответа по заданному вопросу

К. – представление собственной информации перед группой. Использование специальных семантических конструкций.

Р.- работа в группе.

4

Подготовка оборудования к проведению исследоваиня.

Учебные вопросы:

1. Правила работы с микроскопом. (материал прошлого урока)

2. Правила охраны труда

Изучить план работы с. 35-36.

Получить оборудование и материалы

Подготовить препарат к работе.

1. Вспоминают правила работы с микроскопом.

2. Отвечают на вопросы об охране труда.

3. Знакомятся с ходом работы

4. Получают оборудование и материалы.

5. Готовят препарат.

Л. – переживают предвкушение познания

П. – работа с лабораторным оборудованием. Охрана труда.

К. – обсуждают друг с другом план выполнения работы.

Р.- распределение ролей. Выполнение деятельности по плану.

Знакомство с критериями оценки выполнения лабораторной работы

Критерии оценки работ:

Наличие элементов и их обозначение.

Аккуратность работы

Качество рецензирования.

Знакомятся с критериями

Л. – переживают ответственности за деятельность

П. – понимание значимых критериев оценки

К. – обсуждение существенных вопросов с руководителем.

Р.- значимости оценки деятельности.

5

Изучение строения клетки на образцах.

Учебные вопросы.

Выделить и узнать элементы клетки.

Обозначить на рисунке в тетради  названия элементов.

Учитель выводит на экран изображение с цифрового микроскопа. Копирует и переносит в слайд интерактивной доски.

Работает с учащимися на слайде с фотографией клетки. Выделяя существенные элементы на фотографии.

Составляется схема строения клетки. После составления схемы фотография удаляется и остается только схема.

1. Знакомятся с собственным образцом.

2. Сверяют его со схемой в  тетради.

3. Выделяют значимые элементы.

4. Подписывают название элементов.

5. Знакомятся с фотографией на доске.

6. Выделяют элементы. Составляют схему.

7. Сравнивают схему на доске с рисунком в тетради.

Л. – переживают радость открытия. Построение личностных смыслов познания

П. – работа со схемами

К. – обсуждение в паре полученных результатов. Работа с группой.

Р.- распределение ролей. Выполнение деятельности по плану. Работа в паре и группе.

6

Работа с полученной схемой в паре

Учебное задание

Коллеги!

Обменяйтесь тетрадями.

Изучите схему коллеги.

Согласны ли Вы с ней.

Напишите Вашу резолюцию под схемой:

«Согласен(на) полностью»

«Согласен(на) частично. Не согласен с….(укажите, с чем не согласны)»

«Полностью не согласен.»

Поставьте Вашу фамилию и число.

1. Меняются тетрадями

2. Знакомятся с работой соседа

3. Обсуждают свои работы.

4. Оценивают работа

5. Составляют резолюцию

Л. – переживание личной ответственности за оценку чужой работы.

П. – работа со схемами

К. – обсуждение в паре полученных результатов.

Р.- оценивание работы в соответствии с заданием. Корректировка собственного мнения в соответствии результатами обсуждения.

7

Проверка работ

Сдайте  Ваши работы для ознакомления руководителю проекта.

Используемые сокращения

УУД – универсальные учебные действия

Л. - Личностные

П. - Познавательные

К. - Коммуникативные

Р. – Регуляторные

Критерии оценки работ:

  1. Наличие всех значимых элементов и их обозначение.
  2. Аккуратность работы
  3. Качество рецензирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...