Рабочая программа биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9 классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_6_klass.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9 классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)
Общая характеристика учебного предмета
Изучение курса биологии 6 класса направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Специфика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по биологии в 6 классе рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). По плану – 66 часов, т.к. два урока припадают на праздничные дни: 23 февраля и 9 Мая. Программа будет выполнена за счет сокращения уроков повторения.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные издания для учащихся
- Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2010.
- Пасечник В. В. Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 6 класс». – М.: Дрофа, 2013.
- Комплект таблиц по курсу биологии 6 класса
Литература для учителя
- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2011г
3. Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.
4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учреждений - М. Дрофа, 2010
5. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 кл.: к учебнику Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учрежден. М.: издательство «Экзамен»,2004
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект лабораторного оборудования
- Микроскоп
- Микропрепараты
- Разборные модели цветков растений
- Набор муляжей плодов различных культурных растений
- Набор муляжей шляпочных грибов
- Рельефные таблицы «Размножение сосны»
Натуральные объекты
- Комнатные растения
- Гербарии
- Коллекции насекомых
- Коллекция семян растений
- Поперечные спилы веток деревьев
- Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые»
- Шишки голосеменных растений
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь: различать и описывать органы цветковых растений; объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь: делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию.
Природные сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Содержание учебного предмета
Строение и многообразие покрытосеменных растений (24 часа)
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы
Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными видами соцветий. Сухие и сочные плоды.
Жизнь растений (17часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Классификация растений (11 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений
Природные сообщества (8 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные работы
Изучение особенностей растений различных экологических групп
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Развитие растительного мира (4 часа)
Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
Повторение курса 6 класса (4часа)
Тематическое планирование
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 24 |
2 | Жизнь растений | 17 |
3 | Классификация растений | 11 |
4 | Природные сообщества | 8 |
5 | Развитие растительного мира | 4 |
6 | Повторение курса 6 класса | 2 |
Итого | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов на изучение | Дата | |
план | факт | |||
1 | Разнообразие растений | 1 | 01.09 | |
2 | Покрытосеменные растения | 1 | 06.09 | |
3 | Строение семян двудольных растений | 1 | 08.09 | |
4 | Строение семян однодольных растений | 1 | 13.09 | |
5 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | 15.09 | |
6 | Строение корня | 1 | 20.09 | |
7 | Видоизменения корней | 1 | 22.09 | |
8 | Побеги почки | 1 | 27.09 | |
9 | Побеги почки | 1 | 29.09 | |
10 | Внешнее строение листа | 1 | 04.10 | |
11 | Клеточное строение листа. | 1 | 06.10 | |
12 | Видоизменение листьев | 1 | 11.10 | |
13 | Осенние явления в жизни растений | 1 | 13.10 | |
14 | Строение стебля. | 1 | 18.10 | |
15 | Строение стебля | 1 | 20.10 | |
16 | Видоизменение побегов | 1 | 25.10 | |
17 | Строение цветка | 1 | 27.10 | |
18 | Строение цветка | 1 | 01.11 | |
19 | Соцветия | 1 | 10.11 | |
20 | Плоды | 1 | 15.11 | |
21 | Распространение плодов и семян | 1 | 17.11 | |
22 | Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | 22.11 | |
23 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | 24.11 | |
24 | Химический состав растений | 1 | 29.11 | |
25 | Минеральное питание растений | 1 | 01.12 | |
26 | Фотосинтез | 1 | 06.12 | |
27 | Дыхание растений | 1 | 08.12 | |
28 | Испарение воды растениями | 1 | 13.12 | |
29 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | 15.12 | |
30 | Прорастание семян | 1 | 20.12 | |
31 | Растительный организм как единое целое | 1 | 23.12 | |
32 | Зимние явления в жизни растений. Экскурсия | 1 | 27.12 | |
33 | Способы размножения растений | 1 | 12.01 | |
34 | Размножение споровых растений | 1 | 17.01 | |
35 | Размножение голосеменных растений | 1 | 19.01 | |
36 | Способы опыления у покрытосеменных растений | 1 | 24.01 | |
37 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | 26.01 | |
38 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | 31.01 | |
39 | Повторение по теме «Жизнь растений» | 1 | 02.02 | |
40 | Контрольная работа по теме «Жизнь растений» | 1 | 07.02 | |
41 | Основы классификации растений | 1 | 09.02 | |
42 | Семейство Крестоцветные | 1 | 14.02 | |
43 | Семейство Розоцветные | 1 | 16.02 | |
44 | Семейство Пасленовые | 1 | 21.02 | |
45 | Семейство Бобовые | 1 | 28.02 | |
46 | Семейство Сложноцветные | 1 | 02.03 | |
47 | Семейство Лилейные | 1 | 07.03 | |
48 | Семейство Злаковые | 1 | 09.03 | |
49 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | 1 | 14.03 | |
50 | Повторение по теме «Классификация растений» | 1 | 16.03 | |
51 | Контрольная работа по теме «Классификация растений» | 1 | 21.03 | |
52 | Основные экологические факторы | 1 | 04.04 | |
53 | Характеристика основных экологических групп растений | 1 | 06.04 | |
54 | Растительные сообщества. | 1 | 11.04 | |
55 | Взаимосвязи растений в сообществе | 1 | 13.04 | |
56 | Экскурсия «Природное сообщество и человек» | 1 | 18.04 | |
57 | Природные сообщества и человек | 1 | 20.04 | |
58 | Повторение по теме «Природные сообщества» | 1 | 25.04 | |
59 | Обобщающий урок по теме «Природные сообщества» | 1 | 27.04 | |
60 | Многообразие растений и их происхождение | 1 | 02.05 | |
61 | Основные этапы развития растительного мира | 1 | 04.05 | |
62 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. | 1 | 11.05 | |
63 | Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира» | 1 | 16.05 | |
64 | Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05 | |
65 | Анализ контрольной работы | 1 | 23.05 | |
66 | Итоговое повторение | 1 | 25.05 |
Лист коррекции и внесения изменений
Класс/ предмет | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...