Рабочая программа биология 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Шишкина Наталья Николаевна

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9  классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_6_klass.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 6-9  классы (авторы: В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)

Общая характеристика учебного предмета

Изучение курса биологии 6 класса направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Специфика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.  Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место предмета в учебном плане 

Рабочая учебная программа по биологии в 6 классе рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).  По плану – 66 часов, т.к. два урока припадают на праздничные дни: 23 февраля и 9 Мая. Программа будет выполнена за счет сокращения уроков повторения.

Учебно-методическое обеспечение

Печатные издания для учащихся

  1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.  Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 6 кл. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Пасечник В. В. Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 6 класс». – М.: Дрофа, 2013.
  3. Комплект таблиц по курсу биологии 6 класса

Литература для учителя

  1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010

2.  Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2011г

3.  Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

4.  Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учреждений - М. Дрофа, 2010  

5.  Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 кл.: к учебнику Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.6 кл: учебник для общеобразователных учрежден. М.: издательство «Экзамен»,2004

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования
  2. Микроскоп
  3. Микропрепараты
  4. Разборные модели цветков растений
  5. Набор муляжей  плодов различных культурных  растений
  6. Набор муляжей шляпочных грибов
  7. Рельефные таблицы «Размножение сосны»

Натуральные объекты

  1. Комнатные растения
  2. Гербарии
  3. Коллекции насекомых
  4. Коллекция семян растений
  5. Поперечные спилы веток деревьев
  6. Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые»
  7. Шишки голосеменных растений

Предполагаемые результаты освоения учебного предмета

     Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:  внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;  видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:  различать и описывать органы цветковых растений;  объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:  анализировать и сравнивать изучаемые объекты;  осуществлять описание изучаемого объекта;  определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Жизнь растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: основные процессы жизнедеятельности растений; особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений; определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:  анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Классификация растений

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; характерные признаки однодольных и двудольных растений; признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:  делать морфологическую характеристику растений; выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию.

                                           Природные сообщества

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: взаимосвязь растений с другими организмами; растительные сообщества и их типы; закономерности развития и смены растительных сообществ; о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:  устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; определять растительные сообщества и их типы; объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; соблюдать правила поведения в природе;  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; признавать право каждого на собственное мнение; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Содержание учебного предмета

Строение и многообразие покрытосеменных растений (24 часа)

Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение.

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные работы

Строение семян двудольных растений. Строение зерновки пшеницы. Виды корней. Изучение внутреннего и внешнего строения корня. Изучение строение почек. Изучение строения листа. Изучение микростроения стебля. Изучение видоизмененных побегов. Изучение строения цветка. Ознакомление с разными  видами соцветий. Сухие и сочные плоды.

Жизнь растений (17часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Классификация растений (11 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

Природные сообщества (8 часов)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Лабораторные работы

Изучение особенностей  растений различных экологических групп

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Развитие растительного мира (4 часа)

Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Повторение курса 6 класса (4часа)

Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

24

2

Жизнь растений

17

3

Классификация растений

11

4

Природные сообщества

8

5

Развитие растительного мира

4

6

Повторение курса 6 класса

2

Итого

66

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов на изучение

Дата

план

факт

1

Разнообразие растений

1

01.09

2

Покрытосеменные растения

1

06.09

3

Строение семян двудольных растений

1

08.09

4

Строение семян однодольных растений

1

13.09

5

Виды корней и  типы корневых систем

1

15.09

6

Строение корня

1

20.09

7

Видоизменения корней

1

22.09

8

Побеги почки

1

27.09

9

Побеги почки

1

29.09

10

Внешнее строение листа

1

04.10

11

Клеточное строение листа.

1

06.10

12

Видоизменение листьев

1

11.10

13

Осенние явления в жизни растений

1

13.10

14

Строение стебля.

1

18.10

15

Строение стебля

1

20.10

16

Видоизменение побегов

1

25.10

17

Строение  цветка

1

27.10

18

Строение цветка

1

01.11

19

Соцветия

1

10.11

20

Плоды

1

15.11

21

Распространение плодов и семян

1

17.11

22

Повторение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

22.11

23

Контрольная работа  по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

24.11

24

Химический состав растений

1

29.11

25

Минеральное питание растений

1

01.12

26

Фотосинтез

1

06.12

27

Дыхание растений

1

08.12

28

Испарение воды растениями

1

13.12

29

Передвижение воды и питательных веществ в растении

1

15.12

30

Прорастание семян

1

20.12

31

Растительный организм как единое целое

1

23.12

32

Зимние явления в жизни растений.  Экскурсия

1

27.12

33

Способы размножения растений

1

12.01

34

Размножение споровых растений

1

17.01

35

Размножение голосеменных растений

1

19.01

36

Способы опыления  у покрытосеменных  растений

1

24.01

37

Половое размножение покрытосеменных растений

1

26.01

38

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

31.01

39

Повторение по теме «Жизнь растений»

1

02.02

40

Контрольная работа  по теме «Жизнь растений»

1

07.02

41

Основы классификации растений

1

09.02

42

 Семейство Крестоцветные

1

14.02

43

Семейство Розоцветные

1

16.02

44

Семейство Пасленовые

1

21.02

45

Семейство Бобовые

1

28.02

46

Семейство Сложноцветные

1

02.03

47

 Семейство Лилейные

1

07.03

48

Семейство Злаковые

1

09.03

49

Важнейшие сельскохозяйственные растения

1

14.03

50

Повторение   по теме «Классификация растений»

1

16.03

51

Контрольная работа по теме «Классификация растений»

1

21.03

52

Основные экологические факторы

1

04.04

53

Характеристика основных экологических групп растений

1

06.04

54

Растительные сообщества.

1

11.04

55

Взаимосвязи растений в сообществе

1

13.04

56

Экскурсия «Природное сообщество и человек»

1

18.04

57

Природные сообщества и человек

1

20.04

58

Повторение по теме «Природные сообщества»

1

25.04

59

Обобщающий урок  по теме «Природные сообщества»

1

27.04

60

Многообразие растений и их происхождение

1

02.05

61

Основные этапы  развития растительного мира

1

04.05

62

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1

11.05

63

Обобщающий урок по теме «Развитие растительного мира»

1

16.05

64

Итоговая контрольная работа

1

18.05

65

Анализ контрольной работы

1

23.05

66

Итоговое повторение

1

25.05

Лист коррекции и внесения изменений

Класс/ предмет

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...