Рабочая программа биология 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 5-9 классы (авторы:В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_5_klass_.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутейниковская средняя общеобразовательная школа
Соласовано Утверждаю
Зам. директора по УР Директор МБОУ Кутейниковской СОШ
Г.Н. Коршунова Приказ от №
__________/ В.П. Матвеева/
Рассмотрено
на заседании методического совета
МБОУ Кутейниковской СОШ
Протокол от №
Г.Н. Коршунова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5 класса
на 2017- 2018 учебный год
Учитель Шишкина Наталья Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, с учётом Примерной программы основного общего образования по биологии, с учётом учебного плана МБОУ Кутейниковской СОШ и программы основного общего образования по биологии 5-9 классы (авторы:В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова)
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Цели изучения биологии в 5 классе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.
Глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Специфика учебного предмета
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным, практическим работам и экскурсиям. Программой предусмотрено изучение на уроках национально-регионального компонента – материала о местных наиболее типичных и интересных в биологическом отношении растений, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования .Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 5 классе –34 часа в год, 1 час в неделю из инвариативной части федерального компонента.
Учебно-методическое обеспечения
Печатные издания для учащихся
1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Учебник для общеобразовательных учреждений. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. . 5 кл. - М.: Дрофа, 2014.
2. Пасечник В. В. . Биология: бактерии, грибы, растения. 5кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. 5 класс». – М.: Дрофа, 2014.
3. Комплект таблиц по курсу биологии 5 класса
4. Геохронологическая таблица
5. Определительные карточки для определения растений
Литература для учителя
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных.учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2010
2. Пасечник В.В. Биология 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2011г
3. Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2012.
4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл: учебник для общеобразователных учреждений - М. Дрофа, 2010
5. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 6 кл.: к учебнику Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения.5кл: учебник для общеобразователных учрежден. М.: издательство «Экзамен»,2004
Мультимедиа поддержка курса «Биология» • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), 2004
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Комплект лабораторного оборудования. Микроскопы. Микропрепараты. Разборные модели цветков растений. Набор муляжей плодов различных культурных растений. Набор муляжей шляпочных грибов. Рельефные таблицы «Размножение сосны»
Натуральные объекты Комнатные растения. Гербарии. Коллекции насекомых. Коллекция семян растений. Поперечные спилы веток деревьев. Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые». Шишки голосеменных растений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. осознание роли жизни: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2. – 2.рассмотрение биологических процессов в развитии: приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3. использование биологических знаний в быту: объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4. объяснять мир с точки зрения биологии: перечислять отличительные свойства живого; различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки); объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); 5. понимать смысл биологических терминов; характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. 6. оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета, курса
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (11 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (10 часов)Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений..Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во | В том числе | |||
часов | теория | лабораторные работы | экскурсии | контрольные работы | ||
1 | Введение | 6 | 5 | 1 | ||
2 | Клеточное строение организмов | 10 | 4 | 5 | 1 | |
3 | Царство Бактерии | 2 | 2 | |||
4 | Царство Грибы | 5 | 3 | 1 | 1 | |
5 | Царство Растения | 11 | 8 | 5 | 1 | 1 |
ИТОГО | 34+1ч. резерв | 11 | 2 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№П/П | Тема урока | Содержание | Кол-во часов на изучение темы | Дата | |
план | факт | ||||
Введение (6 часов) | |||||
1 | Биология - наука о живой природе | Биология как наука. Значение биологии. | 1 ч. | 07.09 | |
2 | Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение. Т/б в кабинете биологии. | 1 ч. | 14.09 | |
3 | Царства живых орга-низмов. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого. | 1 ч. | 21.09 | |
4 | Среды обитания живых организмов. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | 1 ч. | 28.09 | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. | 1 ч. | 05.10 | |
6 | Обобщающий урок. | Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.» Экскурсия.№1 «Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 ч. | 12.10 | |
Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||
7 | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа» | 1 ч. | 19.10 | |
8 | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | 1 ч. | 26.10 | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | 1 ч. | 02.11 | |
10 | Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Л.р.№4 «Приготовление м/п и рассматривание под микроскопом пластид в клетках плодов томатов, шиповника | 1 ч. | 16.11 | |
11- 12 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в клетке. | 2 ч. | 23.11 | |
13 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | 1 ч. | 30.11 | |
14 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Рост и развитие клеток. Демонстрация. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | 1 ч. | 07.12 | |
15 | Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация. Схемы и видеоматериалы о делении клетки | 1 ч. | 14.12 | |
16 | Понятие «ткань» | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | 1 ч. | 21.12 | |
17 | Контрольная работа №1 | Контроль знаний | 1 ч. | 28.12 | |
Царство Бактерии (2 часа) | |||||
18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | 1 ч. | 18.01 | |
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | 1 ч. | 25.01 | |
Царство Грибы (5 часов) | |||||
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | 1 ч. | 01.02 | |
21 | Шляпочные грибы. | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 1 ч. | 08.02 | |
22 | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей». | 1 ч. | 15.02 | |
23 | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация. Муляжи плодовых тел грибов-паразитов. | 1 ч. | 22.02 | |
24 | Контрольная работа №2 | Контроль знаний. | 1 ч. | 01.03 | |
Царство Растения (11 часов) | |||||
25 | Ботаника — наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы | 1 ч. | 15.03 | |
26 | Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания | Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение, зеленых, бурых и красных водорослей. Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.». | 1 ч. | 22.03 | |
27 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | 1 ч. | 05.04 | |
28 | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайник. | 1 ч. | 12.04 | |
29 | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Л.р.№9 «Строение мха». | 1 ч. | 19.04 | |
30 | Папоротники, хвощи, плауны | Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, охрана .Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща.» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника.» | 1 ч. | 26.04 | |
31 | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение их роль в природе. Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных» | 1 ч. | 03.05 | |
32 | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.р.№13 «Строение цветкового растения». | 1 ч. | 10.05 | |
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | 1 ч. | 17.05 | |
34- | Обобщающий урок | Систематизация и обобщение понятий раздела. | 1 ч. | 24.05 | |
35 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний. | 1 ч. | З1.05 |
Лист коррекции и внесения изменений
Класс/ предмет | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...
Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника
разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...
Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...
Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина
Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...