Рабочая программа биология 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Шишкина Наталья Николаевна

              Рабочая программа по биологии в 11 классе  составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала.  Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.biologiya_11_kl.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Рабочая программа по биологии в 11 классе  составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала.  Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Цели учебного предмета

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Специфика учебного предмета

Учебный курс  включает  теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.                 

 Место учебного предмета в учебном плане                 

        В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 68 часов, 2 часа  в неделю, по плану – 67 часов, т.к. один урок припадает на праздничный день – 8 Марта, программа будет выполнена за счет сокращения уроков повторения.      

Учебно-методическое обеспечение

Общая биология: Учебник для учащихся 10 - 11 класса общеобразовательной школы, Д.К.Беляев, М.: «Просвещение» 2010

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие  «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244

Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать /понимать

 •         Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

 •         Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

 •         Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

 •         Биологическую терминологию и символику.

Уметь

 •         Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование  современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;

 •         Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме; •         Описывать особей вида по морфологическому критерию;

 •         Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

 •         Сравнивать:  биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

 •         Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

 •         Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;

Содержание учебного предмета

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (9 ч.) Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция – структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

 Механизмы эволюционного процесса (10ч.) Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция – эволюционный фактор. Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

 Возникновение жизни на Земле (4ч.)Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

 Развитие жизни на Земле (13 ч.) Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

               Происхождение человека (12 ч.)Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

 Экосистемы (11 ч.) Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

 Биосфера. Охрана биосферы (3 ч.) Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Влияние деятельности человека на биосферу  (5 ч.) Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Тематическое планирование

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные, практические  работы, экскурсии

Контрольные работы

1

Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

7

Лабораторная  работа .№1  Морфологические особенности растений различных видов.

2

Механизм  эволюционно процесса.

12

Лабораторная  работа №2 Изменчивость организмов.

Лабораторная  работа №3 Изучение  приспособленности  к  среде  обитания

Лабораторная работа №4. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных.

Контрольная работа по теме «Механизмы эволюционного процесса»

3

Возникновение жизни на Земле.

2

4

Развитие  жизни  на Земле.

8

5

Происхождение человека.

7

Контрольная работа по теме  « Развитие жизни. Происхождение  человека»

6

Основы  экологии. Экосистемы.

10

Экскурсия. Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них.

7

Биосфера. Охрана биосферы.

3

8

Влияние деятельности человека на биосферу.

5

Экскурсия. Влияние С/Х производства на окружающую среду.

Контрольная работа по теме   «Основы экологии»

9

Повторение.

13

Итоговая контрольная работа

Всего:

67

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов на изучение

Дата

план

факт

1

Возникновение эволюционных представлений.

1

02.09

2

Эволюционная  теория  Ж. Б. Ламарка

1

07.09

3

 Ч. Дарвин  и его теория происхождения видов

1

09.09

4

Доказательства эволюции.

1

14.09

5

Вид. Критерии вида.

1

16.09

6

Лабораторная  работа .№1  

1

21.09

7

Обобщающий урок по теме « Эволюция»

1

23.09

8

Роль изменчивости в эволюции

1

28.09

9

Лабораторная  работа №2

1

30.09

10

Естественный отбор

1

05.10

11

Формы естественного отбора

1

07.10

12

Дрейф генов

1

12.10

13

Изоляция – эволюционный фактор.

1

14.10

14

Приспособленность, ее виды

1

19.10

15

Лабораторная  работа №3

1

21.10

16

Видообразование

1

26.10

17

Основные  направления эволюции  

1

28.10

18

Лабораторная работа №4.

1

02.11

19

 Контрольная работа по теме «Механизмы эволюционного процесса»

1

11.11

20

Возникновение жизни на Земле.

1

16.11

21

Современные взгляды на возникновение жизни.

1

18.11

22

Развитие  жизни  в  криптозое

1

23.11

23

Развитие  жизни  в раннем палеозое.

1

25.11

24

Развитие  жизни  в позднем палеозое.

1

30.11

25

Развитие  жизни  в  мезозое.

1

02.12

26

 Развитие  жизни  в                    кайнозое.

1

07.12

27

Многообразие органического мира.

1

09.12

28

Классификация организмов.

1

14.12

29

Семинар: «Развитие жизни на Земле».

1

16.12

30

Положение человека в системе животного мира..

1

21.12

31

Основные этапы эволюции приматов.

1

23.12

32

Стадии  эволюции  человека.

1

28.12

33

Древние люди.

1

11.01

34

Первые современные люди.

1

13.01

35

Факторы эволюции человека.

1

18.01

36

Контрольная работа по теме  « Развитие жизни. Происхождение  человека»

1

20.01

37

Предмет экологии. Экологические факторы.

1

25.01

38

Взаимодействие популяций

1

27.01

39

Сообщества. Экосистемы.

1

01.02

40

Свойства экосистем.

1

03.02

41

Смена  экосистем.

1

08.02

42

Агроценозы.

1

10.02

43

Применение экологических знаний

1

15.02

44

Экскурсия.

1

17.02

45

Обобщение тем «Основы  экологии. Экосистемы».

1

22.02

 46

  Состав и функции биосферы

1

24.02

47

Круговорот химических элементов.

1

01.03

48

Биогеохимические процессы в биосфере.

1

03.03

49

Глобальные экологические проблемы.

1

10.03

50

Общество и окружающая среда.

1

15.03

51

Контрольная работа по теме   «Основы экологии»

1

17.03

52

Экскурсия в дендропарк

1

22.03

53

Бионика.

1

05.04

54

Клеточное строение растений

1

07.04

55

Царства бактерии, грибы.

1

12.04

56

Царство растений

2

14.04

57

Классификация цветковых растений

1

19.04

58

Беспозвоночные животные.

1

21.04

59

Тип Кишечнополостные.

1

26.04

60

Классы Рыбы ,Земноводные, Пресмыкающиеся,

1

28.04

61

Классы Птицы, Млекопитающие.

1

03.05

62

Организм человека и его строение.

1

05.05

63

Нейрогуморальная регуляция

1

10.05

64

Дыхание.  Пищеварение.

1

12.05

65

Итоговая контрольная работа

1

17.05

66

Анализ контрольной работы

1

19.05

67

Обобщающее повторение

24.09

Лист коррекции и внесения изменений

Класс/ предмет

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...