Пищеварение в ротовой полости.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок биологии. 8а класс. 30.01.2018 год.
Тема: «Пищеварение в ротовой полости»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.
Оборудование: компьютер, презентация, видео; толковые словари; песочные часы; таблицы «Схема строения органов пищеварения», макет «Зуб»; накрахмаленный бинт, стаканчики со слабым раствором йода, ватные палочки, пинцеты, кусочки хлеба, лимон на блюдце;
Цель урока:
Образовательная: обеспечить усвоение знаний о:
- механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
- свойствах ферментов;
- рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;
- строении и типах зубов.
Развивающая: продолжить работу над формированием у учащихся:
- навыков частично-поисковой деятельности;
- умение применять полученные знания в собственной жизни;
- развитие познавательного интереса к предмету
Воспитательная:
- воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
Задачи урока:
Образовательные:
- научить применять полученные знания в повседневной жизни;
- систематизировать знания о пищеварении в ротовой полости;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
- развивать практические навыки и умение делать выводы;
- научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
- развивать интерес к знаниям;
- развивать культуру общения;
- создавать условия для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников;
- показать значимость биологических знаний;
- развивать познавательную активность , формирование информационной культуры;
- создавать на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов;
- формировать коммуникативную компетентность и толерантность;
- создавать психологически комфортную среду: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Ход урока:
Организационный момент:
Слайд 2
- Здравствуйте, дорогие учащиеся, уважаемые члены жюри! Меня зовут Вера Викторовна. Я учитель биологии, приехала к вам с Изобильной общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза В.Александрова. Очень рада всех видеть. Пожалуйста, садитесь.
Сегодня мы будем работать в парах, в группах и поэтому вы сидите так: стол №1, №2, №3. Сегодня очень важно, чтобы мы с вами установили некую обратную связь. Давайте сделаем так: я сделаю хлопок, а вы данный хлопок должны повторить синхронно. Нужно сделать паузу и всем вместе хлопнуть. Это важно, потому что после хлопка для вас будет какая - то информация.
Мотивация
-Итак, начинаем!
Слайд 3
-Хотелось бы начать урок со слов Теодора Эустона: «Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…»
Актуализация знаний
Слайд 4
-Съедая бутерброд или вкусное пирожное, мы даже не подозреваем, какой длительный и долгий путь проделывает пища в организме.
-Скажите, пожалуйста: с чего начинается путь пищи? (Ротовая полость).
Работа со словарями
(Найти термин «Пищеварение»)
-Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Пищеварение в ротовой полости).
-Запишем тему урока в маршрутный лист.
-Давайте вспомним, какие органы ротовой полости мы знаем.
(Язык, зубы, губы, щеки, слюнные железы, нёбо)
-Проверим, правильно ли вы назвали органы, просмотрев фильм. И ещё из фильма нужно узнать, каковы функции органов.
Просмотр фильма «Ротовая полость».
Один учащийся работает у доски.
-Сопоставить органы и функции. (1идет к доске)
Зубы – измельчают (пищу)
Слюнные железы - выделяют (слюну)
Щёки – ограничивают (ротовую полость)
Губы – ощущают (температуру)
Язык – распознаёт (пищу)
Нёбо – разделяет (носовую и ротовую полость)
Записываем всё в маршрутный лист
-Давайте подумаем! Из всех ротовых органов есть органы, которые выполняют основную нагрузку пищеварения в ротовой полости. Этих органов большинство. (Зубы)
-Что им помогает выполнять основную нагрузку? (Мышцы, строение зубов).
-Давайте посмотрим, какое строение имеет зуб.
-Объяснение «Строение зуба» (3мин.)
-В опорном листе есть задание «Строение зуба» - выполняем. Обмениваемся с соседом, открываем учебник с.175, взяли карандаш в руки и проверяем. Поднимите указатель у кого 1 ошибка, у кого 2.
-Возвращаемся к нашей схеме! Из всех органов, которые мы перечислили, есть орган, который выделен другим цветом. Что это за орган? Как вы думаете, почему его выделили другим цветом? Подсказка: наша цель была перечислить органы ротовой полости. (Слюнные железы расположены за пределами ротовой полости)
-А зачем мы их тогда назвали, и сделали это совершенно верно? (Секрет слюнных желёз выделяется в ротовую полость)
- Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен.
-Для чего выделяется слюна? (делает пищу мягкой, проходимой)
-Давайте посмотрим состав слюны.
Слайд 5
98%-вода и 2% слизи - смесь муцина (обеззараживает пищу) и амилазы.
-Какие вещества называются и имеют окончание аза. (Ферменты)
-Какую может выполнять функцию амилаза? Подсказка: амилаз – крахмал. (Расщепление крахмала).
-А крахмал - это сложный углевод.
- Давайте подумаем, какие 2 вида обработки претерпевает пища (измельчение, пережевывание, смачивание). А если сгруппировать в 2 группы то получится… (механическая и химическая обработка пищи)
-Т.е. наша ротовая полость – это лаборатория. Что бы подтвердить это. Я предлагаю вам и уважаемому жюри провести лабораторную работу.
-Скажите, пожалуйста, чему будет посвящена лабораторная работа «Действие слюны на крахмал». У вас на столах инструктажи. Цель этой работы? Что значит накрахмаленный бинт?
-Вывод л.работы: реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.
Работа в парах. Задание по карточкам: составить схему, которая характеризует пищеварение в ротовой полости.
- Скажите, пожалуйста, для чего я вам раздаю кусочки хлеба? (Для опыта)
-Проверим, как все это происходит в действительности, в ротовой полости. Возьмите в рот кусочек хлеба и жуйте его, долго, не проглатывая. Почувствуйте, как меняется структура хлеба, вкус. (Становится не таким структурированным и слаще, потому что глюкоза выделяется из крахмала)
Сделайте вывод. Насколько важен процесс пищеварения в ротовой полости? (Для безопасности, во – вторых, углеводы расщепляются только в ротовой полости, а углеводы нужны для энергии нашего организма).
Слайд 6
-Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему такое количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет"
Выставление оценок: Хотелось бы отметить следующих учащихся:______________5, с мизерными недочётами____________-4
Слайд 7
Домашнее задание:
1. Прочитать текст учебника с. 174-177
2. Ответить на вопрос: почему во время еды не рекомендуется разговаривать?
3. Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов (Уход за зубами)
4. Напишите мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna, что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.
-Знать строение человека очень нужно, так эволюционно сложилось, что нет ничего лишнего. Всё работает как единое целое, что бы это знать и понимать, вам нужно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, вести правильный образ жизни, вести правильное питание, доброе отношение к людям. Помните об этом каждый день, каждый час, каждую минуту.
Слайд 8
Спасибо за урок!
Лабораторная работа: «Действие слюны на углевод крахмал»
Оборудование: Кусочки накрахмаленного бинта, йодная вода в стакане
Цель: Показать, что фермент слюны амилаза способен расщеплять крахмал.
Пояснение: Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он расщепляется до глюкозы, которая не дает синей окраски при соединении с йодом.
Ход работы:
1.На накрахмаленный бинт нанесите любой рисунок (точка, звёздочка, галочка) с помощи ватной палочки, смочённой в слюне.
2. Держа пинцетом, согрейте своим дыханием, ваш рисунок.
3. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми. Под действием фермента слюны амилазы произошло расщепление крахмала до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок биологии. 8а класс. 30.01.2018 год.
Маршрутный лист по биологии
Ф.И.______________________________________________________________________
Тема урока:_______________________________________________________________
«Органы ротовой полости»
«Строение зуба»
1.эмаль | 4.Дентин | 7. Нерв |
2.Корень | 5. Коронка | 8. Кровеносные сосуды |
3. Пульпа | 6.Десна |
Домашнее задание:
1. Прочитать текст с. 174-177
2. Ответить на вопрос: почему во время еды не рекомендуется разговаривать?
3. Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов (Уход за зубами)
4. Напишите мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna, что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деганова Вера Викторовна , учитель биологии I кв. категории, МОБУ «Изобильная СОШ»
«Мы живем в мире, где люди хорошо знают устройство автомобиля и компьютера, но плохо знают об устройстве своего организма…» Теодор Эустон
Состав слюны ( 98-99% ) 2% Вода Муцин Лизоцим Ферменты
Старинная индийская притча «Бог при рождении каждого человека отмеряет ему такое количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрёт»
Домашнее задание: 1.Прочитать текст учебника с. 174-177 2 . Ответить на вопрос : почему во время еды не рекомендуется разговаривать? 3 . Составить в паре с другом памятку о гигиене зубов. 4 . Напи сать мне сообщение на сайт https://nsportal.ru/deganova-vera-viktorovna , что означают в теме: «Пищеварение в ротовой полости» цифры: 4, 6, 2, 4, 32, 6-7,7-8 ,98-99, 9000.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока "Пищеварение в ротовой полости"
План- конспект урока " Пищеварение в ротовой полости" биология 8 класс...
Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"
Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....
Пищеварение в ротовой полости
В данный урок входят: - презентация (4 слайда); - тренинги (для самостоятельной работы учащихся, а так же для проверки знаний); - тесты....
конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".
Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...
Методическая разработка урока биологии для обучающихся 8 класса по теме «Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости»
Методическая разработка урока биологии предназначена для учащихся 8 класса, изучающих курс биологии по линии Н.И. Сонина.Цели урока:Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:механической и химичес...