Мнемотехника
материал по теме
Конкурс "Мастер-класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 41.12 КБ |
na_master_klass.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Здравствуйте! Меня зовут Деганова Вера Викторовна. Я приехала из Изобильной СОШ имени Героя Советского Союза В.Александрова.
2 слайд.
Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Попробуйте быстро назвать цвета по порядку.
Быстро не получается. Почему? Цвета написаны другим цветом. Правое полушарие видит цвет, а левое смотрит на формы, логическую структуру. Происходит конфликт левого и правого полушария.
3 слайд
Сегодня мы с вами поговорим о мнемотехники на уроках биологии.
4 слайд
Мнемоника (Мнемотехника) – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.
Мнемоника не совершенствует память, она лишь облегчает запоминание, но только в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.
Хочу поделиться некоторыми мнемоническими приёмами.
С детства вы все помните фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По первым буквам легко назвать цвета радуги.
Рассмотрим несколько приёмов мнемотехники.
«Смысловые фразы». Т.е. фиксации информации по начальным буквам.
5 слайд
6 класс.
Растительные ткани
Лист
Имеет
Механическую
Покровную
Образовательную
Проводящую
Основную ткани
Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К. Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный материал.
6 слайд
7 кл.
Систематика растений
Цирк, Огромный, Купол, Пёстрый, Словно, Радугу, Вознёс (ты)
По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.
Животные
Систематика животных
Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить фразу: Царский, Терем, Кто, Откроет, Сразу, Рыцарем, Вернётся.
8кл.
7 слайд
Функции белков
Каталитическая | Каждая |
Двигательная | Девушка |
Дыхательная | Должна |
Транспортная | Точно |
Защитная | Знать |
Строительная | Свой |
Сигнальная | Счастливый |
Энергетическая | Этаж |
Зрительный анализатор. Фоторецепторы
Днём работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
8 слайд
9-10 кл. Синтез белка Сложнейшая тема. Если Тимин заменить на Урацил, то Аллигатор становится умным
Молекула ДНК | Молекула И-РНК |
А = Т Аллигатор тупой дважды | А = У Аллигатор стал умным дважды |
Ц Ξ Г Цыплёнок глупый трижды | Ц Ξ Г Цыплёнок глупый остался трижды |
9 слайд
Прием рифмизации.
Основные ткани животных.
Эпителиальная | Энтот царь |
Нервная | Наглей врага |
Соединительная | Снова шлет |
Мышечная | Меня в бега |
10 слайд
Прием - слово-ассоциация
Основные этапы в эмбриональном развитии предлагаются запомнить в формате слова - ассоциации
Бластула | Бо |
Гаструла | Ги |
Нейрула | Н |
Я родился | Я |
БОГИНЯ |
11 слайд
Митоз
Чтобы лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение:
«Поставить МАТ»– Профаза. Метафаза, Анафаза, Телофаза.
Ученики, часто допускают неточности в терминах « артерия и вена». Делая акцент на первую букву в названии кровеносного сосуда, можно достичь положительного результата.
Вена - Сосуды несущие кровь. В сердце
Артерия – Сосуды, несущие кровь. От сердца (При произношении слышится ат).
Закрыть!!!
С помощью Мнемотехники можно сформировать метапредметные УУД
- Какие у вас возникают образы, услышав слово ученик, дом, школа, технология, урок, перемена.
- Посмотрите в микроскоп. Какое вы видите изображение?
(Учителя работают с микроскопами, я через ноутбук проецирую на экран)
- Клетки и ядра. Больше ничего. Так как же детям понять, да ещё запомнить о каких - то органоидах?
Воспользуемся приёмом «Виртуальная лаборатория»
(Рисую на доске цветными мелками)
Оболочка - граница нашей страны.
Ядро – центр нашей родины, столица.
Вакуоли – реки, озера.
Поры – таможня, контроль.
Хлоропласты – зелёные массивы.
Цитоплазма - транспорт.
Рибосома (синтез белка) – подсобные хозяйства.
Митохондрии - электростанции.
Лизосома (перерабатывает) – свалка.
Аппарат Гольджи (накапливает белки, жиры, углеводы)- супермаркеты, прод. склады.
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий и открыли для нас неограниченный доступ к информации
Особенно это актуально в школе и ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности школьников. Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки незабываемыми. Биология часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника
12 слайд
«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойя.
И в завершении мастер – класса, хочу вам показать опыт, который называется вулкан и чтобы вулкан вашего творчества, вашего успеха в будущем как прекрасных учителей был вечно действующим как наш вулкан на сегодняшнем мастер-классе.
(Демонстрация опыта)
13слайд
У меня всё. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желтый, черный, красный, зеленый Синий, красный, желтый, черный, Черный, желтый, красный, зеленый Фиолетовый, желтый, красный Красный, черный, зеленый, синий Синий, зеленый, желтый, красный Оранжевый, зеленый, черный, синий Желтый, красный, черный, красный
МОБУ «Изобильная СОШ» Соль - Илецкого городского округа Оренбургской области Тема: Мнемотехника на уроках биологии Конкурсное испытание «Мастер класс » 31.01.2018 год .
Мнемоника (Мнемотехника)- совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций . ВИКИПЕДИЯ.
Растительные ткани Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани ЛИМПОПО
Систематика растений Ц ирк Ц арство О громный О тдел К упол К ласс П ёстрый П орядок С ловно С емейство Р адугу Р од В ознёс (ты) В ид Систематика животных Ц арский Ц арство Т ерем Т ип К то К ласс О ткроет О тряд С разу С емейство Р ыцарем Р од В ернётся В ид
К аталитическая К аждая Д вигательная Д евушка Д ыхательная Д олжна Т ранспортная Т очно З ащитная З нать С троительная С вой С игнальная С частливый Э нергетическая Э таж Функции белков
Синтез белка Молекула ДНК Молекула И-РНК А = Т А ллигатор т упой дважды А = У А ллигатор стал у мным дважды Ц Ξ Г Ц ыплёнок г лупый трижды Ц Ξ Г Ц ыплёнок г лупый остался трижды
Э пителиальная Э тот царь Н ервная Н аглей врага С оединительная С нова шлет М ышечная М еня в бега Основные ткани животных.
Б ластула Б о Г аструла Г и Нейрула Н Я родился Я БОГИНЯ Основные этапы в эмбриональном развитии
Митоз « П оставить МАТ » П рофаза М етафаза А нафаза Т елофаза В ена Сосуды несущие кровь В сердце А ртерия Сосуды, несущие кровь О т сердц а Круги кровообращения ( При произношении слышится ат ).
« Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойя .
Спасибо за внимание! 31.01.2018 год. МОБУ «Изобильная СОШ» Соль – Илецкого городского округа Оренбургской области Деганова В.В. Конкурсное испытание «Мастер-класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника - эффективная техника.
Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания правил) на уроках русского языка....
Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
Классный час «Мнемотехника.»
Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...
Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...
Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р
Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...
Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка
При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...