Мнемотехника
материал по теме

Деганова Вера Викторовна

Конкурс "Мастер-класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx41.12 КБ
Файл na_master_klass.pptx1.94 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

      Здравствуйте! Меня зовут Деганова Вера Викторовна.  Я приехала из Изобильной СОШ имени Героя Советского Союза В.Александрова.

2 слайд.

      Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Попробуйте быстро назвать цвета по порядку.

      Быстро не получается. Почему? Цвета написаны другим цветом. Правое полушарие видит цвет, а левое смотрит на формы, логическую структуру. Происходит  конфликт левого и правого полушария.

3 слайд

Сегодня мы с вами поговорим о мнемотехники на уроках биологии.

4 слайд

         Мнемоника (Мнемотехника) – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций.

Мнемоника не совершенствует память, она лишь облегчает запоминание, но только в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.

Хочу поделиться некоторыми мнемоническими приёмами.

        С детства вы все помните фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По первым буквам легко назвать цвета радуги.

        Рассмотрим   несколько приёмов мнемотехники.

 «Смысловые фразы». Т.е. фиксации информации по начальным буквам.

5 слайд

6 класс.

Растительные ткани

Лист

Имеет

Механическую

Покровную

Образовательную

Проводящую

Основную ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К. Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный материал.

6 слайд

7 кл.

Систематика растений

Цирк, Огромный, Купол, Пёстрый, Словно, Радугу, Вознёс (ты)

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Животные

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить фразу: Царский, Терем, Кто, Откроет, Сразу, Рыцарем, Вернётся.

8кл. 

7 слайд

Функции белков

Каталитическая

Каждая

Двигательная

Девушка

Дыхательная

Должна

Транспортная

Точно

Защитная

Знать

Строительная

Свой

Сигнальная

Счастливый

Энергетическая

Этаж

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днём работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

8 слайд

9-10 кл.  Синтез белка Сложнейшая тема. Если Тимин заменить на Урацил, то Аллигатор становится умным

Молекула ДНК

Молекула И-РНК

А = Т       Аллигатор тупой дважды

А = У      Аллигатор стал умным дважды

Ц Ξ Г       Цыплёнок глупый трижды

Ц Ξ Г      Цыплёнок глупый остался трижды

9 слайд 

Прием рифмизации.

Основные ткани животных.

Эпителиальная

Энтот царь

Нервная

Наглей врага

Соединительная

Снова шлет

Мышечная

Меня в бега

10 слайд 

Прием - слово-ассоциация

Основные этапы в  эмбриональном развитии предлагаются запомнить  в  формате слова - ассоциации

Бластула

Бо

Гаструла

Ги

Нейрула

Н

Я  родился

Я

БОГИНЯ

11 слайд 

Митоз

Чтобы  лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение:

«Поставить МАТ»– Профаза. Метафаза, Анафаза, Телофаза.

Ученики,  часто допускают неточности в терминах « артерия и вена». Делая акцент на первую букву в названии кровеносного сосуда, можно достичь положительного результата.

Вена          -  Сосуды несущие кровь. В сердце

Артерия  –  Сосуды, несущие кровь. От сердца    (При произношении слышится ат).

 Закрыть!!!

С помощью Мнемотехники можно сформировать метапредметные УУД

- Какие у вас возникают образы, услышав слово ученик, дом, школа, технология, урок, перемена.

- Посмотрите в микроскоп. Какое вы видите изображение?

                  (Учителя работают с микроскопами, я через ноутбук проецирую на экран)

- Клетки и ядра. Больше ничего. Так как же детям понять, да ещё запомнить о каких - то органоидах?

 Воспользуемся приёмом «Виртуальная лаборатория»

                  (Рисую на доске цветными мелками)

Оболочка - граница нашей страны.

Ядро – центр нашей родины, столица.

Вакуоли – реки, озера.

Поры – таможня, контроль.

Хлоропласты – зелёные массивы.

Цитоплазма - транспорт.

Рибосома (синтез белка) – подсобные хозяйства.

Митохондрии - электростанции.

Лизосома (перерабатывает) – свалка.

Аппарат Гольджи (накапливает белки, жиры, углеводы)- супермаркеты, прод. склады.

         Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий и открыли для нас неограниченный доступ к информации

Особенно это актуально в школе и  ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности школьников. Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки незабываемыми.  Биология часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И перед педагогом встает задача: найти такие педагогические приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника

 12 слайд 

«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойя.

И в завершении мастер – класса, хочу вам показать опыт, который называется вулкан и чтобы вулкан вашего творчества, вашего успеха в будущем  как прекрасных учителей был вечно действующим как наш вулкан на сегодняшнем мастер-классе.  

              (Демонстрация опыта)  

   13слайд 

У меня всё. Спасибо за внимание!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деганова Вера Викторовна , учитель биологии I кв. категории, МОБУ «Изобильная СОШ»

Слайд 2

Желтый, черный, красный, зеленый Синий, красный, желтый, черный, Черный, желтый, красный, зеленый Фиолетовый, желтый, красный Красный, черный, зеленый, синий Синий, зеленый, желтый, красный Оранжевый, зеленый, черный, синий Желтый, красный, черный, красный

Слайд 3

МОБУ «Изобильная СОШ» Соль - Илецкого городского округа Оренбургской области Тема: Мнемотехника на уроках биологии Конкурсное испытание «Мастер класс » 31.01.2018 год .

Слайд 4

Мнемоника (Мнемотехника)- совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций . ВИКИПЕДИЯ.

Слайд 5

Растительные ткани Л ист И меет М еханическую П окровную О бразовательную П роводящую О сновную ткани ЛИМПОПО

Слайд 6

Систематика растений Ц ирк Ц арство О громный О тдел К упол К ласс П ёстрый П орядок С ловно С емейство Р адугу Р од В ознёс (ты) В ид Систематика животных Ц арский Ц арство Т ерем Т ип К то К ласс О ткроет О тряд С разу С емейство Р ыцарем Р од В ернётся В ид

Слайд 7

К аталитическая К аждая Д вигательная Д евушка Д ыхательная Д олжна Т ранспортная Т очно З ащитная З нать С троительная С вой С игнальная С частливый Э нергетическая Э таж Функции белков

Слайд 8

Синтез белка Молекула ДНК Молекула И-РНК А = Т А ллигатор т упой дважды А = У А ллигатор стал у мным дважды Ц Ξ Г Ц ыплёнок г лупый трижды Ц Ξ Г Ц ыплёнок г лупый остался трижды

Слайд 9

Э пителиальная Э тот царь Н ервная Н аглей врага С оединительная С нова шлет М ышечная М еня в бега Основные ткани животных.

Слайд 10

Б ластула Б о Г аструла Г и Нейрула Н Я родился Я БОГИНЯ Основные этапы в эмбриональном развитии

Слайд 11

Митоз « П оставить МАТ » П рофаза М етафаза А нафаза Т елофаза В ена Сосуды несущие кровь В сердце А ртерия Сосуды, несущие кровь О т сердц а Круги кровообращения ( При произношении слышится ат ).

Слайд 12

« Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойя .

Слайд 13

Спасибо за внимание! 31.01.2018 год. МОБУ «Изобильная СОШ» Соль – Илецкого городского округа Оренбургской области Деганова В.В. Конкурсное испытание «Мастер-класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника - эффективная техника.

Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания  правил) на уроках русского языка....

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Классный час «Мнемотехника.»

Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил

В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...

Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р

Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка

При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...