Урок по теме: «Эволюционное учение».
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок по теме: «Эволюционное учение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 546 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Эволюционное учение».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Эволюционное учение».
Задачи урока:
обучающие:
- закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, результатах эволюционного процесса;
- расширить и углубить знания о макроэволюции, способах её достижения, направлениях и путях развития;
- продолжить обучение навыкам работы с текстом, ЭОР;
развивающие:
- продолжить формирование навыков сравнения;
- продолжить формирование основных компетенций, в том числе информационной;
- создать условия для развития форм сотрудничества «учитель-ученик»;
- продолжить формирование умения применять свои знания на практике;
воспитательные:
- формирование интереса к интеллектуальному труду;
- воспитание потребности самоорганизации собственной познавательной деятельности.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Методы:
- репродуктивные,
- словесные (беседа),
- наглядные (использование презентации Power Point),
- частично-поисковые,
- работа в группах.
Ход урока:
- Организационный момент /2 мин./
- Приветствие
/Распределение учащихся по группам происходит заранее. Принцип деления – по усмотрению учителя: по интересам, по силе и т.п. В нашем случае - смешанные группы, в составе которых “сильные”, “средние” и “слабые” учащиеся/
- Выбор спикера в группах
- Индивидуальные оценочные листы.
- Актуализация знаний /3 мин./
Работа со слайдами презентации. /слайды 4, 5/
«Какова цель нашего последнего урока в теме?» /слайды 6, 7/
Организация работы в группах методом кластера: на листе бумаги записать все термины и понятия по теме “Эволюция”, установив между ними смысловые связи
/Работа в группах – 3 мин., затем выступления при условии, что уже названное не повторяется/.
Получилось ли выстроить много связей?
/Уточняем и конкретизируем цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Эволюционное учение»/
- Организация деятельности /33 мин./
/5 мин./ Вернувшись из пятилетнего кругосветного путешествия убежденным сторонником изменяемости видов, Ч.Дарвин задался вопросом:
Почему в природе так много видов, а в сельском хозяйстве пород и сортов? /слайд 8/
Изучив практику работы английских фермеров, Дарвин сформулировал принцип искусственного отбора. /слайд 9/
Искусственный отбор- процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического отбора и размножения особей с определёнными ценными для человека признаками и свойствами.
Почему же многим особям не удаётся выжить и оставить потомство? /слайд 10, 11/
/Ограниченность жизненных ресурсов. Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов/.
- Что такое борьба за существование? /слайд 12/
/Борьба за существование— один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды/
- Виды борьбы за существование?
/Внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды/
Внутривидовая борьба — которая протекает наиболее остро, так как у всех особей вида совпадает экологическая ниша. В ходе внутривидовой борьбы организмы конкурируют за ограниченные ресурсы — пищевые, территориальные, самцы некоторых животных конкурируют между собой за оплодотворение самки, а также другие ресурсы. Для снижения остроты внутривидовой борьбы организмы вырабатывают различные приспособления — разграничение индивидуальных участков, сложные иерархические отношения.
Межвидовая борьба — борьба за существование между разными видами. Как правило, межвидовая борьба протекает особенно остро, если у видов сильно перекрываются экологические ниши (часто у представителей одного рода или семейства). В ходе межвидовой борьбы организмы также конкурируют за одни и те же ресурсы — пищевые, территориальные. Межвидовая борьба за существование включает в себя отношения типа хищник — жертва, паразит — хозяин, растение — травоядное животное.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды — также усиливает внутривидовую борьбу-состязание, так как, кроме борьбы между особями одного вида, появляется также конкуренция за факторы неживой природы — например, минеральные вещества, свет и другие. Наследственная изменчивость, повышающая приспособленность вида к факторам окружающей среды, приводит к биологическому прогрессу.
Задание 1. Определите «Виды борьбы за существование» /слайд 13/ /3 мин./
Учащиеся отмечают правильность своего ответа в оценочном листе.
Что такое «естественный отбор?» /слайд 14, 15/ /3 мин./
/Естественный отбор — процесс, посредством которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается. В свете современной синтетической теории эволюции естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов. Естественный отбор — единственная известная причина адаптаций, но не единственная причина эволюции. К числу неадаптивных причин относятся генетический дрейф, поток генов и мутации/.
Работа с текстом /слайда 8/. Ответы на вопросы учителя:
- Движущие силы эволюционного процесса?
/Движущий, стабилизирующий, половой/
- Что является результатом эволюции?
Какие формы приспособленности изображены на слайде? /слайд 16/ /2 мин./
Работа в группах, обсуждение.
Задание2. Определите формы приспосабливаемости у животных /слайд 17/ /3 мин./
Кузнечик; Белая сова; Камбала; Осьминог; Насекомое палочник | Осы, шмели; Божья коровка; Гремучие змеи | Жук-бомбардир Скунс, или американская вонючка | Муха- журчалка похожа на пчелу; Безобидные тропические ужи похожи на ядовитых змей |
Задание 3. Определите формы приспосабливаемости у растений /слайд 18/ /3 мин./
Опушенность цветка; Накопление влаги в стебле (кактус) Превращение листьев в иголки | Большая поверхность листа Много устьиц Повышение интенсивности испарения | Яркая, привлекающая окраска цветка; Наличие нектара | Мелкая, лёгкая пыльца; Пестик сильно опушен; Лепестки и чашелистики не развиты; не мешают опылению других частей цветка. |
ФИЗМИНУТКА /2 мин./
Эволюция происходит на двух уровнях: первый – микроэволюция (видообразование) /слайд 19/ Работа с терминами и вопросом слайда /4 мин./
- Вид -
- Критерии вида -
- Ареал -
- Популяция –
Почему популяция- элементарная единица эволюции?
Второй уровень – макроэволюция - образование надвидовых систематических групп /слайд 20, 21/ Обсуждение, беседа.
ДИВЕРГЕНЦИЯ — расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного или искусственного отбора.
КОНВЕРГЕНЦИЯ — эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, то есть относящихся к одной экологической гильдии.
Вспомним, каковы главные направления эволюции /слайд 22/.
Работа с материалом слайда
Задание 4. «Пути достижения прогрессивной эволюции» /слайд 23/ /3 мин./
1.Ароморфоз | А.“Прилаживание, «приноравливание» | Б. Упрощение общей организации организма |
2.Дегенерация | В. «Вырождаться» | Г. Совершенствование форм организма, способствующее повышению общей организации, обеспечивающее преимущества в разной среде обитания |
3.Идиоадаптация | Д. «Поднимаю» + «форма» | Е. Приспособления к специальным условиям, но не изменяющие уровень организации |
Проверка: ответы появляются на слайде
Каковы результаты и причины биологического регресса? /слайд 24/. Беседа.
Задание 5. «Главные направления эволюции» /слайд 25/. /3 мин./
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ
Приспособительные признаки, возникшие в ходе эволюции | Направления эволюции |
1. Возникновение полового процесса. | А |
2.Образование позвоночника. | А |
3.Образование пятипалых конечностей. | А |
4.Возникновение теплокровности. | А |
5.Образование хобота у слона. | И |
6.Утрата органов пищеварения и кровообращения (у цепня) | Д |
7.Утрата конечностей у китов. | И |
8. Усложнение головного мозга | А |
9. Возникновение фотосинтеза. | А |
10.Дифференциация тела растения на органы. | А |
11.Возникновение ползучего стебля у земляники. | И |
12.Утрата листьев и превращение их в колючки у кактуса. | И |
13.Появление цветка у покрытосеменных. | А |
14.Появление зацепок на плодах лопуха и череды. | И |
15. Утрата листьев и стебля у повилики. | Д |
16.Появление семян у голосеменных. | А |
Проверка: ответы появляются на слайде
Какие примеры путей достижения прогрессивной эволюции вы видите на экране? /слайд 26/. Обсуждение, беседа. /2 мин./
Учитель комментирует итоговую схему. /слайд 28/. /2 мин./
Распечатка схемы выдаётся учащимся
- Рефлексивный момент /слайд 29/. /1 мин./
Учащимся предлагается оценить своё настроение и степень удовлетворённости работой на уроке.
На доску помещается схема “Соотношение путей эволюции”: при помощи любого символа (красный круг, фигурка животного, человека и т.п.) отметить своё местонахождение.
- Получение конкретного результата, подведение итогов урока /слайд 30/. /1 мин./
Учащиеся сдают учителю индивидуальные оценочные листы.
Оценка на данном уроке не обязательна, важнее самооценка учащимися результатов своего труда, коррекция знаний на этапе подготовки к контрольной работе по теме.
Индивидуальный оценочный лист (Ф.И.)____________________________
Тема урока: «Эволюционное учение»
Критерии самооценки: Я справился(ась)
- «Виды борьбы за существование»
____полностью ____частично _____затрудняюсь
- «Пути достижения прогрессивной эволюции»
____полностью ____частично _____затрудняюсь
- «Главные направления эволюции»
____полностью ____частично _____затрудняюсь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс
Контрольная работа по теме"Эволюционное учение" 11 класс для базового уровня, составлена по 2образу" материалов КИМов ЕГЭ....

контрольная работа по теме "Эволюционное учение" 11 класс
Контрольная работа по теме "Эволюционное учение" для 11 класса. Предложены два варианта разноуровневых заданий типа АВС. Ответы прилагаются....

Разработка урока по теме "Эволюционное учение" с использованием презентации
Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала используется используется презентация Microsoft Office PowerPoint...
Открытый урок по теме "Эволюционное учение" в 11 классе.
Данный урок является обобщением знаний учащихся по разделу «Эволюционное учение». Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель к...
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ"
Данный тест служит для проверке знаний по теме "Макро- и микроэволюция" (биологии 11 класс). может служить как тренеровочный тест для подготовке к егэ...

Тематический контроль по теме "Эволюционное учение"
Данная работа предложена на 2 варианта. Работа содержит тестовую часть, задание на оценку правильности суждений и теоретические вопросы. Эту работу можно проводить на завершающем этапе изучения раздел...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»
ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...