Игра- путешествие "Удивительный мир природы"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Методическая разработка«Удивительный мир природы» – игра-путешествие на биологическую тему. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия или в рамках недели биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра - путешествие "Удивительный мир природы" | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - путешествие «Удивительный мир природы»
Перевезенцева Екатерина Сергеевна
учитель химии и биологии
филиала МБОУ Барминской средней школы – Белозерихинская основная школа
Пояснительная записка
Методическая разработка«Удивительный мир природы» – игра-путешествие на биологическую тему. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия или в рамках недели биологии.
Краткая аннотация: игра-путешествие «Удивительный мир природы»рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-9 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же пяти конкурсов с использованием звукового, музыкального и мультимедийного сопровождения. Конкурсы представлены как станции путешествия, расположенные автономно в различных помещениях учреждения и снабженные набором необходимого оборудования. Все станции путешествия нанесены на индивидуальную карту команды участников (см. приложения). Конкурсные материалы соответствуют возрасту участников. Для поддержания интереса участников игровой программы автором предусмотрено красочное оформление зала и станций путешествия насоответствующую тематику.
Цель мероприятия:формированиеинтереса к биологии;создание условий, обеспечивающих взаимодействие учащихся разных возрастных категорий; организация интересного досуга обучающихся.
Задачи: повысить уровень знаний учащихся о живой природе, разделах биологии, воспитывать бережное отношение к природе, формировать творческие способности детей, навыки работы в коллективе, содействовать воспитанию исследовательских способностей.
Приобретаемые навыки детей: при реализации целей и задач мероприятия дети учатся навыкам работы в коллективе, самостоятельности, ответственности за принимаемые решения.
Технологические особенности.
Оборудование: мультимедийная установка (2), компьютер (2), усилитель звука, колонки, декорации, указатели станций путешествия, таблички на двери кабинетов, где будут находиться станции.
Реквизит: составляющие жеребьевки, карандаши, кисти, краски, цветная бумага, клей, чистый лист формата А1, большое количество (не менее 150) жетонов в виде листьев, рыбок, бабочек (баллы), бланки маршрутных листов (по числу команд), призы.
Организация работы на мероприятии:
Команды-участницы встречаются в общем игровом зале, где их приветствует ведущий с информацией о целях и задачах мероприятия, объясняет правила игры, раздает маршрутные листы (см. приложения) и провожает в путешествие.
В маршрутных листах команд содержится информация о местоположении очередности станций. Станции путешествия расположены по различным помещениям учреждения, в котором проводится мероприятие и имеют своих ведущих. Содержание станции, состоит из теоретического материала и заданий, выполняя которые, участники получают жетоны (баллы).
После прохождения всех станций, команды снова собираются в игровом зале, где ведущим производится подсчет баллов и награждения команд-победителей.
Возраст участников: 10-15 лет.
Продолжительность:40-45 минут.
Действующие лица:
- Ведущий игры-путешествия (1);
- Ведущие станций (10).
Требования к месту проведения: Актовый зал и классные комнаты.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения игры – путешествия «Удивительный мир природы»
1-й ч т е ц .
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
2- й чтец.
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у березки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
3-й чтец.
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
4-й чтец.
И мы пройдем, а через годы - внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
А. Каныкин
Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.
Ребята обсуждают услышанные строки, высказывают своё мнение о значимости и ранимости природы, необходимости её сохранения.
Ведущий.Впрочем, дорогие ребята я просто хочу пригласить вас в путешествие, чтобы узнать что-то новое об удивительном мире живой природы. Согласны? Я думаю, что путешествовать любят все без исключения. А для начала, давайте-ка придумаем названия вашим командам в соответствии с нашей темой.
Участникам предлагается назвать свои команды и выбрать капитана.
Ведущий: Итак, названия командам даны, команды к путешествию готовы. Но какое же путешествие без маршрутного листа? Попрошу капитанов подойти, для получения маршрутных листов.
Участникам мероприятия раздаются маршрутные листы, в которых прописаны станции и карта путешествия. Станции в маршрутных листах прописаны таким образом, что ни одна команда не должна пересечься.
Итак, наши путешественники готовы, теперь в добрый путь!
Участники уходят и выполняют задание на каждой станции (см. приложения 1,2,3,4,5) и получают баллы – жетоны – листочки, рыбки и т.д. . Время пребывания на станции строго регламентируется (5 минут). Последняя станция находится в актовом зале или рекреации, где все и собираются.
Ведущий: Ну что ж, дорогие путешественники, вот мы и снова встретились. Вы многое узнали, путешествуя по станциям, и вернулись, как я вижу, не с пустыми руками. В ваших руках заработанные вами жетоны.
Пока жюри подводит итоги проведём блицтурнир (поможет, если баллы у команд совпали)
1. Какое животное было царевной?
2. Пёс, который жил в деревне у дяди Фёдора.
3. Медведь, обучавший Маугли Закону Джунглей.
4. Кенгуру из повести А.Милна «Винни –Пух и все-все-все».
5. Крыса старухи Шапокляк.
6. Лев из сказочной повести Э.Успенс-кого «Крокодил Гена и его друзья».
7. Зверёк, который пытался пробраться в хижину Элли во время ночлега в Волшебной стране.
8. Кто проглотил злого Бармалея .
9. Пудель Мальвины.
10. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик.
11. Вожак стаи волков, приютивших Маугли.
12. Пёсик, которому крокодил Гена и Чебурашка помогли найти друга.
13.Пёсик Элли.
14. Сова доктора Айболита.
15. Корова, которую купил кот Матроскин.
16. Крокодильчики из сказки К. Чуковс-кого «Мойдодыр».
17. Кто сказал «мяу»?
18. Шакал, враг Маугли.
19. Утка доктора Айболита.
20. Мальчик – луковка.
Ответы на вопросы блицтурнира
1. Лягушка 11. Акела
2. Шарик 12. Тобик
3. Балу 13. Тотошка
4. Кенга 14. Бумба
5. Лариска 15. Мурка
6. Чандр 16. Тотоша и Кокоша
7. Барсук 17. Кошка
8. Крокодил 18. Табаки
9. Артемон 19. Кики
10. Тортила 20. Чиполино
Подведение итогов. Счёт. Награждение.
Ведущий: Вот и закончилась наша чудесная игра. Проигравших нет! Все победители! Как много вы узнали и вспомнили! Но главное, вы не должны забывать, что все мы дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ее богатствами.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка, в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Приложение № 1
Станция «Ох, уж эти растения»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей станции. Растения в жизни человека и природы играют важную роль. Это, пища и лекарство, масло и одежда, дом и бумага. Давайте сегодня разгадывая загадки вспомним о значении растений. За каждый правильный ответ вы будете получать по жетону – листочку.
(ведущий показывает мультимедийную презентацию)
Ответы детей
1. Дерево – символ нашей Родины (берёза)
2. С каким деревом люди связывают похолодание в мае? (черёмуха)
3. Из какого дерева делают спички? (осина)
4. Как называется национальный цветок японцев? (хризантема)
5. Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
6. Кудри в речку опустила
И о чём – то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит (ива)
7. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, а другая чернеет
(красная и чёрная смородина)
8. Это растение называют «кормильцем Востока» (рис)
9. Кустарник от сорока болезней? (боярышник)
10. Это растение является хищником для насекомых? (росянка)
Ведущий выставляет в маршрутный лист количество заработанных баллов.
Приложение № 2
Станция «Тёзки животных»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей станции. Наши вопросы будут связаны с названиями животных. Часто произнося какое-то слово, мы затрудняемся ответить о ком идёт речь. Не потому что не знаем, а потому что, некоторые слова имеют разное значение. Например: Лилия, Роза – это и цветок и женское имя, лимон – это растение и название количества денег. В животном мире таких слов много. Давайте разгадаем эти слова. За каждый правильный ответ вы будете получать по жетону – рыбке.
(ведущий показывает мультимедийную презентацию)
Ответы детей
1. Птица и парусный корабль (фрегат)
2. Бабочка и воинское звание (адмирал)
3. Домашнее животное и шахматная фигур (конь)
4. Птица и каша (овсянка)
5. Утка, гнездившаяся в дуплах и фамилия известного русского писателя
(Гоголь)
6. Птица и бывшая денежная единица Италии (лира)
7. Лесной жаворонок и детская игрушка (юла)
8. Рыба и город в Липецкой области (елец)
9. Рыба и спутник Земли (луна)
10. Парнокопытное млекопитающее животное и буддийский монах (лама)
Ведущий выставляет в маршрутный лист количество заработанных баллов.
Приложение № 3
Станция «От мухи до слона»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей станции. Все мы любим и знаем сказки и мультфильмы. Героями многих сказок являются животные. Им даются имена. Наша с вами задача дополнить имена сказочным героям и заработать как можно больше очков.
(ребятам выдаются карточки – задания)
Ответы детей
- Муха –
- Удав –
- Ослик –
- Братец –
- Обезьяна –
- Пудель –
- Сивка –
- Лиса –
- Змей –
- Пчела –
- Курочка –
- Черепаха –
- Оленёнок –
- Конёк –
- Поросёнок –
- Вини –
- Крокодил –
- Акула –
- Крыса –
- Кот –
За каждое угаданное задание жетон – птичка
1. Цокотуха 8. Алиса 15. Пятачок
2. Каа 9. Горыныч 16. Пух
3. Иа-Иа 10. Майя 17. Гена
4. Кролик 11. Ряба 18. Каракула
5. Чичи 12. Тортила 19. Лариска
6. Артемон 13. Бемби 20. Матроскин
7. Бурка 14. Горбунок
Ведущий выставляет в маршрутный лист количество заработанных баллов.
Приложение № 4
Станция «Найди животное»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей станции.Все мы любим шарады, головоломки. У нас перепутались слоги, и мы не можем отыскать животных. Помогите нам пожалуйста!
ЛИМАН
НАВАР
СКАЛА
БАНКА
ТИК
БАРК
ТОПОТ
СИЛА
ПИРАТ
Ответы детей
(налим, варан, ласка, кабан, кит, краб, потто, лиса, тапир)
За каждый правильный ответ по жетону – рыбке
Ведущий выставляет в маршрутный лист количество заработанных баллов.
Приложение № 5
Станция «Творческая»
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей станции.Вижу ваши усталые лица! Хорошо же заставили вас поработать на предыдущей станции. А наша станция самая легкая и самая веселая! Надеюсь, вам очень понравится… За каждое хорошо выполненное задание – жетон - листочек!
1. Ведущий станции: А вот и первое задание. Вы знаете, дорогие ребята, что много поэтов воспело природу в своих стихах. А помните ли вы хоть один из них? Расскажите мне, пожалуйста, какое-нибудь красивое стихотворение о природе.
Дети вспоминают и рассказывают стихи о природе, растениях, животных
2. Ведущий станции: Молодцы, порадовали. А песни о природе вы знаете? Спойте, пожалуйста, только хором!
Дети исполняют песни о природе,растениях, животных
3. Ведущий станции: Третье задание. Сколько пословиц о растениях и животных сложено русским народом! А вы знаете, хоть одну из них?
Дети называют пословицы об растениях и животных
4. Ведущий станции: А попробуйте-ка теперь нарисовать: «С чем у Вас ассоциируется живая природа?»
На чистом листе ватмана команды рисуют.
5. Ведущий станции: А пока ваш участник рисует, назовите-ка мне какие удивительные объекты живой природы вы знаете?
Дети называют удивительные растения или животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-игра "В мире природы"
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего ...
Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)
Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН: Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...
Зачет-игра по теме «Природа России»
Цель: обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9 по географии.Основные ЗУН: Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и ...
Познавательная игра "Человек и природа"
Внеклассное мероприятие по предметам естественного цикла для 8 класса.Цель: формирование интереса к естестенным наукам; развитие внимание, находчивости, воспитание стремлений к совершенствованию своих...
Экологическая игра "Войди в природу другом"
Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...
Своя игра "Войди в природу другом"
Для производства 1т бумаги требуется 900М3 воды, а для производства 1т резины – 1500М3воды. Какую часть объем воды для производства резины составляет от объема воды для производства бумаги?...
Игра "Тайные загадки природы"
Проводила игру на неделе естественных наук для учащихся 8-11 классов, основная тема "ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ"...
- Мне нравится (1)