Познавательная игра "Человек и природа"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по предметам естественного цикла для 8 класса.
Цель: формирование интереса к естестенным наукам; развитие внимание, находчивости, воспитание стремлений к совершенствованию своих знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная игра
«Человек и природа»
Добрый день, дорогие друзья!
Вступление
Сегодня мы снова в этом зале, продолжаем серию наших встреч. Наша игра посвящена сезонным явлениям в природе.
Какой палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа!
Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё? Единство человека и природы…. Не всем раскрывается она, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует её.
Свои знания о явлениях в природе вы сможете оценить на игре, и не только оценить, но и узнать, что-то новое, показать смекалку, характер, уверенность, лучше узнать друг друга.
Представление команд
В нашей игре принимают участие 2 команды. Я прошу занять игровые места команду 8 в класса. Встречайте команду!
Капитан команды.
Приглашаю ваших соперников – сборную команду 8 а и 8 б классов.
Приветствуем команду! Аплодисменты.
Капитан команды.
Есть команды, будет соревнование. А значит должно быть жюри.
Помогают нам играть консультанты:
1). Дубровина М.Ф.;
2). Зыликова Н.П.;
3). Столярова И.С.;
4). Ярус А.А.
Внимание всех сидящих я хочу обратить вот на эти деревья. Это – наше табло. По мере того, как команды будут зарабатывать очки, деревья будут распускаться.
Правила игры.
Теперь о правилах.
Наша игра состоит из четырёх основных туров. В каждом туре правила будут меняться. Работаем 45 минут. Но вначале традиционная разминка.
РАЗМИНКА – 1 б
Вы хорошо разбираетесь в народных приметах? Сейчас посмотрим. Мы подготовили приметы, а вы должны определить, к чему они. За правильно угаданную примету – 1 б.
I команда | II команда |
1. Ясное небо зимой – (к морозу) | 1. Дым из трубы столбом зимой – (к морозу) |
2. Солнце за тучу садится летом – (к дождю) | 2. Надвигается гроза, однако пчёлы не прячутся в улей – (значит, дождя не будет) |
3. Лягушка днём квачет – (дождь зовёт) | 3. Большая роса утром – (к хорошей погоде) |
4. Солнце при восходе красноватое – (к ветру, и на метель) | 4. Копыта у лошадей потеют – (к теплу) |
Разминка закончена. Жюри подводит итоги. Счёт команд.
I ТУР – ЗИМА
Подготовились к игре, размялись.
Переходим к I туру.
Я вижу, все в боевой готовности и я объявляю начало I тура.
Создавать эмоциональный настрой будет музыка итальянского композитора Вивальди «Времена года».
Музыка….
Стихи: «А мир вдруг становится сказкой,
Лишь первый появится снег,
Вокруг только белые краски,
Как будто других вовсе нет!»
Вы уже догадались, что это Зима – самое суровое время года, но вместе с тем – это новогодняя ёлка, каникулы, лыжи и, конечно, игра в снежки!
1 КОНКУРС – «СНЕЖКИ».
Перед вами снежная крепость, на которой вы видите много снежных бросков, в которых зашифрованы вопросы. Чем выше бросок, тем больше баллов, а значит сложнее задание. Каждая команда имеет право выбрать 3 броска.
Команда _____ делает первый бросок (наш бросок в 3 балла).
Прошу, выбирайте!
Совершенно верно!
5 – Почему зимой озона в природе образуется меньше, чем в другие времена года? (озон образуется во время грозы, а гроз зимой не бывает).
1). Совершенно верно!
2). Поздравляю, вы правильно ответили!
5 – Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя беспокойно, показывает то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? (магнитная аномалия, залежи железных руд, близко к компасу металлический предмет, не исправен компас).
1). Неправильно, но ничего страшного.
2). Соберитесь, не волнуйтесь.
3 – Какие птицы ночуют в снегу? (рябчики, глухари, куропатки).
Какую ягоду можно собирать зимой, весной, осенью? (клюква)
3 – Чтобы плодовые деревья не вымерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Почему? (опилки обладают плохой теплопроводностью).
4 – С какими веществами связано образование кислорода в природе? (углекислый газ, вода, хлорофилл).
3 – Куда зайцу удобнее бежать, с горы или на гору? Почему? (на гору, т.к. передние ноги короткие, а задние длинные).
3 – Когда температура тела у воробья ниже, зимой или летом? (одинакова).
4 – В последние годы на Смоленщине зимой часто бывают оттепели. Почему? (т.к. у нас преобладает западный ветер, приходят циклоны с Атлантики, т.е. тёплый воздух).
2 – Почему в мороз снег скрипит под ногами? (ломаются сотни тысяч снежинок-кристалликов).
2 – Что ест зимой жаба? (ничего).
2 – Каких птиц можно встретить зимой на Смоленщине? (голуби, воробьи, синицы, снегири, чечётки, дятлы, клести, свиристели).
2 – Можно ли принести воду в решете? (да, заморозить, кусок льда).
Ребята, на этом первый тур закончился.
У вас прекрасное настроение, но немного волнуетесь. У вас всё получится!
Переходим ко II туру.
II ТУР – ВЕСНА
Музыка…..
«Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелётных кочевья,
В трубы весны затрубят».
Весна –время пробуждения природы от долгого зимнего сна. Это пробуждение вдохновляет на творчество поэтов, музыкантов, художников.
Следующий конкурс – творческий.
Перед вами портреты поэтов, хорошо всем знакомых.
№ 1 – Александр Сергеевич Пушкин,
№ 2 – Николай Алексеевич Некрасов,
№ 3 – Михаил Юрьевич Лермонтов,
№ 4 – Александр Блок,
№ 5 – Сергей Александрович Есенин.
Этот конкурс мне поможет провести………..
Правила:
У каждой команды в табличках.
Лена читает строки из стихотворений о весне одновременно для двух команд, а вы определяете автора этих строк. Но, как только я скажу: «Внимание, таблички!», на слово «таблички» одновременно должны поднять таблички. Команда, которая поднимет правильную табличку, получит 1 балл.
Готовы? Начинаем.
1). Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга. № 1
(А.С. Пушкин)
2). Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По глазури весело играя. № 3
(М.Ю. Лермонтов)
3). Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила. № 5
(С.А. Есенин)
4). Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом. № 0
(Ф.И. Тютчев)
5). Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой
Качнёт кусты ольховые
Подымет пыль цветочную
Как облако, всё, зелено –
И воздух, и вода! № 2
(Н.А. Некрасов)
6). Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса. № 4
(А. Блок)
Ваши ответы показали, что вы хорошо знаете стихи о природе.
Закончился II тур, слово жюри.
Со счётом ….. переходим к III туру. Я попрошу не отставать. Не расстраивайтесь, у вас ещё не всё потеряно.
III ТУР – ЛЕТО
Музыка…..
«Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней, какою негой веет
От каждой ветки и листа!»
Лето – время путешествий, походов. Может в этом году вы, закончив учебный год, пойдёте в поход. А умеете ли вы собирать рюкзак?
Следующий конкурс – «РЮКЗАК».
Прошу выйти по одному человеку от команды.
За 2 минуты вы должны собрать рюкзак.
Этот конкурс оценивается в 3 б.
Внимание! Время пошло.
Оценивается правильность укладки, правильный отбор вещей и время.
Рассказ – мистиорикация.
Мы провели конкурс впечатлений о летнем походе в нашей школе и предлагаем вам отрывок. Задача команд найти неточности и ошибки за 1 минуту. За правильно найденную ошибку – 1 б.
Из дневника. 14 июля 1997 г. (не является ошибкой).
Озеро Пржевальское
Такого удивительного утра я ещё не видел. Солнце стояло высоко над головой. Ленивый ветерок играл листьями камыша. Волны набегали на песчаный берег и оставляли полосу белой пены. Кувшинки и лилии закрыли свои головки и плавно покачивались на лёгкой ряби. У южного, затенённого берега озера собрались цапли и фламинго, укрываясь от солнца. Окружающие озеро леса дышали свежестью.
Время пошло….
Кто от команды будет отвечать?
Начинает та команда, которая меньше нашла ошибок.
ИТОГ: Ошибки нашли правильно, но команда…… была более внимательной.
Итак, итоги III тура, слово жюри.
На этом III тур заканчивается.
IV ТУР – ОСЕНЬ
Музыка……
В журавлином небе
Ветер тучи носит
Шепчет верба вербе
Осень, снова осень.
Есть возможность отыграться.
Наступает IV тур – «Осенний марафон».
И вновь у нас меняются правила.
В этом туре мы предлагаем вам и вашим болельщикам назвать как можно больше осенних явлений в природе в течение 1 минуты. В случае затруднения команды помогают болельщики. Этот конкурс оценивается в …… баллов. Получает баллы та команда, которая говорит последний признак.
Время пошло…..
Закончили, ручки положили.
Начинает команда, у которой больше баллов, при ответе повторы исключаются.
Подведём итоги.
ИТОГИ IV тура.
А теперь заключительный, музыкальный конкурс – «Угадай мелодию».
Его провести мне поможет Ира.
УГАДАЙ МЕЛОДИЮ. (сейчас вы будете торговаться за право назвать мелодию).
6 мелодий с подсказками.
Правильно угаданная мелодия – 1 балл.
Если команда не угадает мелодию, то баллы уходят соперникам и право выбора.
По итогам четырёх туров большее количество баллов у команды …………. Вам и начинать торги, после моей подсказки.
Самая высокая цена – 3 ноты. Мы попробуем угадать с 5 нот.
Угадывайте
Подсказка № 1: Песня о насекомом, который слышит ногами (Кузнечик).
№ 2: Песня о большом, красивом и холодном (Айсберг, а ты такой холодный, как айсберг в океане).
№ 3: Песня о движении воздуха («Весёлый ветер» - а ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер).
№ 4: А в этой песне речь пойдёт об одном из видов теплопередачи, который вдохновляет одного из героев мультфильма («Я на солнышке лежу»).
№ 5. Явление природы, которое объясняется конденсацией пара («Облака в небо спрятались»).
№ 6: О том, что зимой и летом одним цветом («Маленькой ёлочке холодно зимой»).
№ 7: Песня о вращении Земли («Где-то на белом свете»).
1). Команда назначила самую высокую цену – 3 ноты.
2). Нет вариантов, вы её, к сожалению, не угадали. Победное очко уходит.
Закончился последний конкурс. Подводим итоги. Слово жюри.
Итак, победителем на игре стала команда ………….
Игрой не заканчивается познание природы и взаимодействие с ней. В течение развивающего периода вы посетите музеи, побываете в природе. Человек должен всегда помнить, что он – не только потребитель её даров и красоты, но и активный помощник в сохранении и умножении красоты.
И в заключение нашей встречи мы хотели бы подарить стихи Вадима Шеорнера:
«Ты, человек, любя Природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она – одна!»
Ребята, вы замечательно играли, иногда ошибались, но не расстраивайтесь, что не выиграли. Спасибо за прекрасную игру! Но игра – есть игра. Победителем стала команда……
Спасибо, ребятам за игру, болельщикам за поддержку, а всем – за внимание!
Все аплодируют команде ……………
Победителем стала команда …………
Я вас поздравляю!
Все аплодируют.
Слово победителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса на экскурсиях в природу.
В статье рассматривается вопрос развития познавательного интереса на экскурсиях в природу в детском творческом объединении станции юных натуралистов....
"Лес-бесценный дар природы" Познавательная игра для 1-4 классов
Расширять знания детей о растительном мире леса, воспитывать заботливое отношение к природе....
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»...
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»
Сценарий познавательной игры «Букварь природы»...
Научно-познавательный проект "Загадки природы".
1. Цель: Формирование активной деятельной позиции школьников по отношению к биоло-химическим проблемам.2. Задачи:- выявление и поддержка учащихся, проявляющий устой...
Конкурсно-познавательная игра "Живая природа, животные"
Данный материал содержит увлекательные конкурсы и игры, интересные задания, связанные с живой природой и животными. Позволит ребятам расширить кругозор об окружающем мире и проявить свою эрудицию....
Памятка "Воспитание познавательного интереса к природе"
Рекомендации для родителей к собранию "Руку дружбы природе"...