Рабочая программа и КТП по биологии 8-9 кл
рабочая программа по биологии (8, 9 класс) по теме
УМК: - Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учеб. для уч-ся общеобразоват. организаций/ А.Г..Драгомилов,
Р.Д. Маш.- 4-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- Каменский А. А., Криксунов Е.А.,.Пасечник В.В «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»:
Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.51 КБ |
![]() | 25.36 КБ |
![]() | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/Э.Т. Хакимуллина/ «__» ___________ 2017 г. Зам. директора по НМР _______/З.Т.Файрушина/ «__» ___________ 2017 г. | РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО Протокол заседания кафедры естественно-математического цикла от «__» __________ 2017 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от «31» августа 2017 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Биология
Основное общее образование: 8-9
Срок реализации: 2 года
Разработана на основе примерной программы основного общего образования Т.С. Кучменко, В.М. Констанинов, И.Н. Пономарева. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: Программы. М.: Вентана-Граф,2008. – 176//
УМК:
8 класс: Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учеб. для уч-ся общеобразоват. организаций/ А.Г..Драгомилов, Р.Д. Маш.- 4-е изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 288 с.:ил.
9 класс: .Каменский А. А., Криксунов Е.А.,.Пасечник В.В «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
Составитель: Габдрахманова Гузель Фаригатовна - учитель биологии и географии
2017 г
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать / понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск учебной информации в биологических словарях, справочниках и других информационных источниках;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); нарушения осанки, зрения, слуха;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
объяснять:
- роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
- взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
- бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
- животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
- среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
- ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
8 класс
Введение.
Биологическая и социальная природа человека. (1ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Организм человека. Общий обзор- 5 часов.
Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Опорно-двигательная система - 8 часов
Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Кровь и кровообращение - 9 часов
Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Дыхательная система - 5 часов
Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
Пищеварительная система - 7 часов
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии. Витвмины- 3 часа
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Мочевыделительная система – 2 часа
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Кожа- 3 часа
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражения. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Эндокринная система - 2 часа
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная система- 5 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Отделы головного мозга. Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий.
Органы чувств. Анализаторы - 5 часов
Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Поведение и психика - 7 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
Индивидуальное развитие человека - 5 часов
Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
Повторение -2 часа
Содержание учебного предмета
9 класс
Введение (1 час)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел 1. Уровни организации живой природы (44)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
Демонстрации: модель ДНК, тематические плакаты, образцы углеводов, липидов, витаминов. Схемы строения вирусов.
Практическая работа № 1 «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал»
Зачет по теме «Молекулярный уровень»
Тема 1.2. Клеточный уровень (13 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка». Видеоматериал «Синтез НК», «Синтез белков в клетке», «Фотосинтез». Портреты ученых.
Практическая работа № 2 «Сравнение строения клеток растений и животных»
Практическая работа № 3 «Решение упражнений по цитогенетике»
Зачет по теме «Клеточный уровень»
Тема 1.3. Организменный уровень (13 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Деление клетки — основа размножения, рос та и развития организмов/ Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гены и хромосомы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная (наследственная и ненаследственная), изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления; живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. Портреты ученых. Видеоматериал «Г. Мендель и его работы», «История селекции растений и животных».
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.
Практическая работа № 4 «Составление простейших схем скрещивания»
Практическая работа № 5 «Решение генетических задач»
Зачет по теме «Организменный уровень»
Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень (2 часа)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Демонстрации: схемы взаимодействий в природе, тематические плакаты. Видеоматериал о формах взаимодействия организмов в популяциях.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)
Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана. Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Состав и структура сообщества. Экосистемная организация живой природы. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Сукцессия и ее виды.
Демонстрации: тематические плакаты, иллюстрирующие структуру экосистем и роль живых организмов в них. Портреты ученых. Видеоматериал об особенностях жизни живых организмов в различных жизненных средах и климатических условиях. Схема сукцессионных рядов.
Практическая работа № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Тема 1.6. Биосферный уровень (2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России и РБ. Портреты ученых.
Раздел 2. Эволюция органического мира (13 часов)
Тема 2.1. Основы учения об эволюции (7 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Видеоматериал «Жизнь и деятельность Ч. Дарвина», «Борьба за существование».
Практическая работа № 7 «Решение задач по генетике популяций»
Зачет по теме «Основы учения об эволюции»
Тема 2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна; Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.
Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира по эрам и периодам.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Видеоматериал о жизни в разные геологические эпохи.
Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Раздел 3.Основы экологии (7 часов)
Тема 3.1. Организм и среда (5 часов)
Экология как наука Среда — источник веществ, энергии и информации Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.
Типы экологических взаимодействий. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме.
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция
Демонстрации: схемы цепей питания, схемы структуры сообществ. Видеоматериал «Адаптации живых организмов, их относительность».
Практическая работа № 8 «Решение экологических задач»
Тема 3.2. Биосфера и человек (2 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Демонстрации: тематические плакаты, модель биосферы. Видеоматериал о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу планеты.
Практическая работа № 8 «Решение экологических задач»
Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология»
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
1 | Введение: биологическая и социальная природа человека | 1 |
2 | Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. | 1 |
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность | 1 |
4 | Ткани Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека» | 1 |
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции | 1 |
6 | Зачет по теме: «Организм человека. Общий обзор» | 1 |
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей | 1 |
8 | Скелет головы и туловища | 1 |
9 | Скелет конечностей | 1 |
10 | Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 |
11 | Мышцы. Лабораторная работа №2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно - полосатой мышечной ткани» | 1 |
12 | Работа мышц | 1 |
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы | 1 |
14 | Зачет по теме: «Опорно-двигательная система» | 1 |
15 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав | 1 |
16 | Значение крови, ее состав Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 |
17 | Иммунитет | 1 |
18 | Тканевая совместимость и переливание крови | 1 |
19 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 |
20 | Движение лимфы | 1 |
21 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов | 1 |
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | 1 |
23 | Зачет по теме: «Кровь и кровообращение» | 1 |
24 | Значение дыхания. Органы дыхания | 1 |
25 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа № 4« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 |
26 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | 1 |
27 | Болезни органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания | 1 |
28 | Зачет по теме: «Дыхательная система» | 1 |
29 | Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества | 1 |
30 | Органы пищеварения | 1 |
31 | Зубы | 1 |
32 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа№5» Ознакомление с действием слюны на крахмал» | 1 |
33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 |
34 | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения | 1 |
35 | Зачет по теме: «Пищеварительная система» | 1 |
36 | Обменные процессы в организме | 1 |
37 | Нормы питания | 1 |
38 | Витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение | 1 |
39 | Строение и функции почек | 1 |
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 |
41 | Зачет по теме: «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система» | 1 |
42 | Значение кожи и её строение | 1 |
43 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи | 1 |
44 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | 1 |
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | 1 |
46 | Роль гормонов в обмене веществ. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции | 1 |
47 | Зачет по теме: «Кожа. Эндокринная система» | 1 |
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы | 1 |
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. | 1 |
50 | Нейрогормональная регуляция. | 1 |
51 | Спинной мозг | 1 |
52 | Головной мозг | 1 |
53 | Зачет по теме: «Нервная система» | 1 |
54 | Как действуют органы чувств и анализаторы | 1 |
55 | Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз | 1 |
56 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | 1 |
57 | Орган осязания, обоняния, вкуса | 1 |
58 | Обобщение по теме: «Органы чувств» | 1 |
59 | Зачет по теме: «Органы чувств. Анализаторы» | 1 |
60 | Врожденные и приобретенные формы поведения | 1 |
61 | Биологические ритмы. Сон, его значение | 1 |
62 | Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы | 1 |
63 | Воля и эмоции. Внимание. | 1 |
64 | Стадии работоспособности. Режим дня | 1 |
65 | Половая система человека | 1 |
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | 1 |
67 | Внутриутробное развитие организма.. Развитие после рождения | 1 |
68 | О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности | 1 |
69 | Итоговая поверочная работа | 1 |
70 | Повторение пройденного материала | 1 |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
9 класс
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
1. | Биология как наука и ее методы исследования | 1 |
2. | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 |
3. | Углеводы | 1 |
4. | Липиды | 1 |
5. | Состав и строение белков. | 1 |
6 | Функции белков | 1 |
7 | Нуклеиновые кислоты. | 1 |
8 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 |
9 | Биологические катализаторы | 1 |
10 | Вирусы. Семинар «Биологические вирусы. Эпидемии нашего времени» | 1 |
11 | Практическая работа № 1. «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал» | 1 |
12 | Зачет по теме «Молекулярный уровень» | 1 |
13 | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 |
14 | Ядро | 1 |
15 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 1 |
16 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 |
17 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 |
18 | Практическая работа № 2. «Сравнение строения клеток растений и животных» | 1 |
19 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 |
20 | Энергетический обмен в клетке | 1 |
21 | Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез | 1 |
22 | Синтез белков в клетке | 1 |
23 | Практическая работа № 3. «Решение упражнений по цитогенетике» | 1 |
24 | Деление клетки. Митоз | 1 |
25 | Зачет по теме «Клеточный уровень» | 1 |
26 | Бесполое и половое размножение организмов | 1 |
27 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 |
28 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 |
29 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 1 |
30 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | 1 |
31 | Практическая работа № 4. «Составление простейших схем скрещивания» | 1 |
32 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест | 1 |
33 | Взаимодействие генов | 1 |
34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 1 |
35 | Практическая работа № 5. «Решение генетических задач» | 1 |
36 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость | 1 |
37 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов - Семинар | 1 |
38 | Зачет по теме «Организменный уровень» | 1 |
39 | Критерии вида. Популяции | 1 |
40 | Биологическая классификация | 1 |
41 | Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана - Семинар | 1 |
42 | Состав и структура сообщества | 1 |
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества | 1 |
44 | Саморазвитие экосистемы | 1 |
45 | Практическая работа № 6. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 |
46 | Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов | 1 |
47 | Круговорот веществ в биосфере | 1 |
48 | Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. Семинар «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина» | 1 |
49 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | 1 |
50 | Практическая работа № 7. «Решение задач по генетике популяций» | 1 |
51 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | 1 |
52 | Изолирующие механизмы. Видообразование | 1 |
53 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции | 1 |
54 | Зачет по теме «Основы учения об эволюции» | 1 |
55 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна | 1 |
56 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле | 1 |
57 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни | 1 |
58 | Развитие жизни в протерозое и палеозое | 1 |
59 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 |
60 | Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 |
61 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | 1 |
62 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования | 1 |
63 | Межвидовые отношения организмов | 1 |
64 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | 1 |
65 | Практическая работа № 8. «Решение экологических задач» | 1 |
66 | Эволюция биосферы | 1 |
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования - Семинар | 1 |
68 | Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология». | 1 |
Тематическое планирование уроков биологии на учебный год является приложением к программе (Приложение 1 — 8 класс, Приложение 2 — 9 класс)
Предварительный просмотр:
|
Тематическое планирование по биологии
на 2017/2018 учебный год
8 класс
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в год - 70
Учитель: Г.Ф. Габдрахманова
№ | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Тема урока | Примечание |
Введение(1 час) | ||||
1 | Введение: биологическая и социальная природа человека | |||
Раздел 1. Организм человека. Общий обзор (5 часов) | ||||
2 | Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе. | |||
3 | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность | |||
4 | Ткани Лабораторная работа№1 « Просмотр под микроскопом тканей человека» | |||
5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции | |||
6 | Зачет по теме: «Организм человека. Общий обзор» | |||
Раздел 2. Опорно-двигательная система (8 часов) | ||||
7 | Скелет. Строение, состав и соединение костей | |||
8 | Скелет головы и туловища | |||
9 | Скелет конечностей | |||
10 | Первая помощь при травмах: растяжение связок, вывихах суставов, переломах костей | |||
11 | Мышцы. Лабораторная работа №2 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно - полосатой мышечной ткани» | |||
12 | Работа мышц | |||
13 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы | |||
14 | Зачет по теме: «Опорно-двигательная система» | |||
Раздел 3. Кровь и кровообращение(9 часов) | ||||
15 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав | |||
16 | Значение крови, ее состав Лабораторная работа №3 « Сравнение крови человека с кровью лягушки» | |||
17 | Иммунитет | |||
18 | Тканевая совместимость и переливание крови | |||
19 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения | |||
20 | Движение лимфы | |||
21 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов | |||
22 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях | |||
23 | Зачет по теме: «Кровь и кровообращение» | |||
Раздел 4. Дыхательная система (5 час) | ||||
24 | Значение дыхания. Органы дыхания | |||
25 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа № 4« Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | |||
26 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | |||
27 | Болезни органов дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания | |||
28 | Зачет по теме: «Дыхательная система» | |||
Раздел 5. Пищеварительная система (7часов) | ||||
29 | Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества | |||
30 | Органы пищеварения | |||
31 | Зубы | |||
32 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Лабораторная работа№5» Ознакомление с действием слюны на крахмал» | |||
33 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | |||
34 | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения | |||
35 | Зачет по теме: «Пищеварительная система» | |||
Раздел 6. Обмен веществ и энергии ( 3 часа) | ||||
36 | Обменные процессы в организме | |||
37 | Нормы питания | |||
38 | Витамины. Авитаминозы, их предупреждение и лечение | |||
Раздел 7. Мочевыделительная система (3 часа) | ||||
39 | Строение и функции почек | |||
40 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | |||
41 | Зачет по теме: «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система» | |||
Раздел 8. Кожа (3 часа) | ||||
42 | Значение кожи и её строение | |||
43 | Нарушения кожных покровов и повреждения кожи | |||
44 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | |||
Раздел 9. Эндокринная система (3 часа) | ||||
45 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | |||
46 | Роль гормонов в обмене веществ. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции | |||
47 | Зачет по теме: «Кожа. Эндокринная система» | |||
Раздел 10. Нервная система (6часов) | ||||
48 | Значение, строение и функционирование нервной системы | |||
49 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. | |||
50 | Нейрогормональная регуляция. | |||
51 | Спинной мозг | |||
52 | Головной мозг | |||
53 | Зачет по теме: «Нервная система» | |||
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов) | ||||
54 | Как действуют органы чувств и анализаторы | |||
55 | Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз | |||
56 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы | |||
57 | Орган осязания, обоняния, вкуса | |||
58 | Обобщение по теме: «Органы чувств» | |||
59 | Зачет по теме: «Органы чувств. Анализаторы» | |||
Раздел 12. Поведение и психика (6часов) | ||||
60 | Врожденные и приобретенные формы поведения | |||
61 | Биологические ритмы. Сон, его значение | |||
62 | Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы | |||
63 | Воля и эмоции. Внимание. | |||
64 | Стадии работоспособности. Режим дня | |||
Раздел 13. Индивидуальное развитие организма(4 часа) | ||||
65 | Половая система человека | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | |||
67 | Внутриутробное развитие организма.. Развитие после рождения | |||
68 | О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности | |||
69 | Итоговая поверочная работа | |||
70 | Повторение пройденного материала | |||
ИТОГО за год: 70 час., в т. ч. зачеты - 9 час.; лабораторные работы - 5 час. и т.д. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2 к рабочей программе по биологии, утвержденной приказом МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от __ августа 2017 г. № _____ |
Тематическое планирование по биологии
на 2017/2018 учебный год
9 класс
Количество часов в неделю - 2
Количество часов в год - 68
Учитель: Г.Ф. Габдрахманова
№ | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Тема урока | Примечание | |
1. | Биология как наука и ее методы исследования | ||||
Раздел № 1. Уровни организации живой природы (44ч) | |||||
Глава №1. Молекулярный уровень (ч) | |||||
2. | Молекулярный уровень: общая характеристика | ||||
3. | Углеводы | ||||
4. | Липиды | ||||
5. | Состав и строение белков. | ||||
6 | Функции белков | ||||
7 | Нуклеиновые кислоты. | ||||
8 | АТФ и другие органические соединения клетки | ||||
9 | Биологические катализаторы | ||||
10 | Вирусы. Семинар «Биологические вирусы. Эпидемии нашего времени» | ||||
11 | Практическая работа № 1. «Определение каталитической активности пероксидазы. Влияние амилазы слюны на крахмал» | ||||
12 | Зачет по теме «Молекулярный уровень» | ||||
Глава № 2. Клеточный уровень (13ч) | |||||
13 | Основные положения клеточной теории. Общие сведения о клетках. | ||||
14 | Клеточная мембрана Ядро | ||||
15 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | ||||
16 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | ||||
17 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | ||||
18 | Практическая работа № 2. «Сравнение строения клеток растений и животных» | ||||
19 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм |
20 | Энергетический обмен в клетке | |||
21 | Питание клетки. Гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез | |||
22 | Синтез белков в клетке | |||
23 | Практическая работа № 3. «Решение упражнений по цитогенетике» |
| ||
24 | Деление клетки. Митоз | |||
25 | Зачет по теме «Клеточный уровень» | |||
Глава № 3. Организменный уровень (12ч) | ||||
26 | Бесполое и половое размножение организмов | |||
27 | Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | |||
28 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание | |||
29 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | |||
30 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | |||
31 | Практическая работа № 4. «Составление простейших схем скрещивания» | |||
32 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест | |||
33 | Взаимодействие генов | |||
34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | |||
35 | Практическая работа № 5. «Решение генетических задач» |
| ||
36 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость |
| ||
37 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов - Семинар | |||
38 | Зачет по теме «Организменный уровень» | |||
Глава № 4. Популяционно-видовой уровень (2ч) | ||||
39 | Критерии вида. Популяции | |||
40 | Биологическая классификация | |||
Глава № 5. Экосистемный уровень (5ч) | ||||
41 | Сообщество. Экосистема, биогеоценоз. Природные экосистемы Башкортостана - Семинар | |||
42 | Состав и структура сообщества | |||
43 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества | |||
44 | Саморазвитие экосистемы | |||
45 | Практическая работа № 6. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | |||
Глава № 6. Биосферный уровень (2ч) | ||||
46 | Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов | |||
47 | Круговорот веществ в биосфере | |||
Раздел № 2. Эволюция органического мира (13ч) | ||||
Глава № 7. Основы учения об эволюции (7ч) | ||||
48 | Развитие эволюционного учения. Ч.Дарвин. Семинар «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина» | |||
49 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение | |||
50 | Практическая работа № 7. «Решение задач по генетике популяций» | |||
51 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора | |||
52 | Изолирующие механизмы. Видообразование | |||
53 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции | |||
54 | Зачет по теме «Основы учения об эволюции» | |||
Глава № 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч) | ||||
55 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна |
| ||
56 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле | |||
57 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни | |||
58 | Развитие жизни в протерозое и палеозое | |||
59 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | |||
60 | Зачет по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | |||
Раздел № 3. Основы экологии (7ч) | ||||
Глава № 9. Организм и среда (5ч) | ||||
61 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | |||
62 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования | |||
63 | Межвидовые отношения организмов | |||
64 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция | |||
65 | Практическая работа № 8. «Решение экологических задач» | |||
Глава № 10. Биосфера и человек (2ч) | ||||
66 | Эволюция биосферы | |||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования - Семинар | |||
68 | Повторение и обобщение знаний по курсу «Общая биология». | |||
ИТОГО за год: 68 час., в т. ч. зачеты - 5 час.; практические работы - 8 час. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-602680-1425300722.jpg)
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-710714-1472846248.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-440771-1411296571.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/10/picture-1114925-1549781182.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...