Мышцы. Открытый урок по биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Туаева Бэла Суреновна

Урок подготовлен с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_myshcy_1417839968_66263_1.doc696 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА САЛАМГЕРИ КОКАЕВА С.ХУМАЛАГ ПРАВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ   

Открытый урок биологии

в 8м классе на  тему:

 «Мышцы, их строение и функции".

Учитель биологии Туаева Б.С.

16.10.2017 год.

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям,  дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп,  препараты мышечной ткани

Ход урока. 

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста,  что мы изучаем на уроках биологии в этом году?             Ответ :  Организм человека.

На доске появляется карточка:        

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого,  поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма –

Ответ  сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?  Мышцы. 1 слайд 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:        

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей.?

- Как изменился скелет головы человека от скелета человекообразных обезьян?

- Скелет туловища?

-Скелет конечностей?

-Какую первую помощь оказывают при вывихе, а какую при растяжении связок?

-Что надо делать при открытых и закрытых переломах?

-Что надо предпринять при травме грудной клетки; головы; позвоночника?

Учитель:  Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка красиво танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая,  как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек  опускается  когда поднимается  7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле?  Какую  ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую  работу: поднимите руку вверх, зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку вверх? Опустите вашу руку. Под чьим руководством работают мышцы?

 

2 слайд Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорно –двигательную систему). Какую часть опорно -  двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную) 

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.

 Мышц в организме человека 656 и почти все они парные. Мышцы разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

            Название «мышца» произошло от лат. слова «мускулюс» , что в переводе значит «мышь» связано это с тем, что анатомы наблюдая сокращения скелетных мышц заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

            Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти   правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение мышцам и запишем это в тетради.

 3 слайд.  Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

4 слайд И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться 

 

5 слайд А знаете ли вы,  что 30-35% массы тела это  мускулатуры или мышечная ткань.  Что у плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося  17 => смеяться энергетически выгодней. 

      Мышцы  выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

6 слайд  Существует несколько видов мышечной ткани 

 

7 слайд Макроскопическое строение мышц то можно увидеть  Сухожилие. Брюшко, головка, хвост,  сухожилия.

Мышцы прикрепятся к костям либо непосредственно, либо один конец мышцы головка прикрепляется к одной кости, второй, хвост, через сустав или суставы – к другой кости так, что при ее сокращении кости приходят в движение. Схема начала и прикрепления мышцы

8 слайд Микроскопическое строение скелетной  мышцы.  Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон..Снаружи каждая из мышечных волокон и вся мышца покрыты соединительнотканной оболочкой (фасцией), защищающей нежную мышечную ткань.

 9 слайд Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка  имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы  

10 слайд Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая.

11 слайд Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

-- кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

К каждой мышце подходят нервы, мышца может сокращаться только тогда, когда к ней придет сигнал от н.с.. Если нерв поврежден. То мышца сокращаться не будет.

12 слайд В зависимости от расположения мышцы можно разделить  мышцы головы ,

мышцы туловища и  мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем  теле.

Физминутка.

Слайд 13, 14 

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой  вперед и назад  напрягается  трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую --- напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки ---напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо   тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

У вас на столе лежат учебники. Откройте стр.54. найдите и выпишите в тетрадь  мышцы головы. Проверим  себя 15 слайд  

                                

Продолжим работу выпишите в тетрадь  мышцы туловища и конечностей.  Проверим  себя. 16,17,18 слайд

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,  

19слайд  А теперь давайте вспомним.  Закрепление :

1.Какую часть  опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

20 слайд  Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника.  стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок  по нему  я вам советую  выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Определение пропорций фигуры

  • Пропорциональность фигуры (П) можно определить так:

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г - Т):(2Н - Б),
    Г – обхват груди,
    Т - обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.
  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя - рост сидя) : (рост сидя)) х 100%
  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, - не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры - какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) - 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) - 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) - 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) - (4000 : Р) - для женщин,
В = 4/5хР - 70 - для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

Мышцы, их строение и функции"

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям,  дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп,  препараты мышечной ткани

Ход урока. 

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста,  что мы изучаем на уроках биологии в этом году?             Ответ :  Организм человека.

На доске появляется карточка:        

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого,  поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма –

Ответ  сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке?  Мышцы. 1 слайд 

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:        

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель:  Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая,  как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек  опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле?  Какую  ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую  работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти  вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх?  Какой  вывод  можно сделать: мышцы работают  под командой головного мозга. 3 щечка

Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). щечок

Какую часть опорно -  двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную) щечок

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. щечк

 Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Щечок Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти   правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Щечок  Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

Щечок И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться  

Щечок А знаете ли вы,  что 30-35% массы тела это  мускулатуры или мышечная ткань.  Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося  17 => смеяться энергетически выгодней.

Щечок Мышцы  выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани  8 слайд  6 щечков

 

Рассмотрим  Как устроены мышцы:  Лабораторная работа

Щечок Макроскопическое строение мышц то можно увидеть  Сухожилие. Брюшко, головка, хвост,  сухожилия.

Щечок Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах. Схема начала и прикрепления мышцы

Щечок

 Лабораторная работа

Щечок  Микроскопическое строение скелетной  мышцы.  Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

 Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка  имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

Щечок Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» Щечок За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза!  Щечок У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Щечок Вот оно какое — твое работящее сердце!  

Щечок Но , кроме скелетных  мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних  органов – это гладкие мышцы

 Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых  местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью - в желудке, мочевом пузыре.  микроскоп

Щечок Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

-- кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

  • нервные окончания:

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

Щечок В зависимости от расположения мышцы можно разделить  мышцы головы ,

мышцы туловища и  мышцы конечностей.

Щечок Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

  мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем  теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой  вперед и назад  напрягается  трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую --- напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки ---напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо   тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

Щечок У вас на столе лежит раздаточный материал  Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь  под номерами мышцы головы. Проверим  себя Щечок

                                  Щечок

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь  под номерами мышцы туловища и конечностей.  Проверим  себя.

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,  

21 слайд  А теперь давайте вспомним.  Закрепление :

1.Какую часть  опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

22 слайд  Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника.  стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок  по нему  я вам советую  выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Щечок

Определение пропорций фигуры

  • Пропорциональность фигуры (П) можно определить так:

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г - Т):(2Н - Б),
    Г – обхват груди,
    Т - обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.
  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя - рост сидя) : (рост сидя)) х 100%
  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, - не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры - какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) - 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) - 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) - 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) - (4000 : Р) - для женщин,
В = 4/5хР - 70 - для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"

Конспект открытого урока по биологии 9 класс на тему: "Дигибридное скрещивание"...

Открытый урок по биологии 7 класс: "Береги свою планету- ведь другой на свете нету!"

Урок КВН по зоологи, приурочен году окружающей среды и к неделе экологии в городе....

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....