Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Оценка результатов деятельности |
1. Организационный момент (1 минута) | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Подготовка к продуктивной работе на уроке. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Отметка отсутствующих. Проверка психологического настроя. Здравствуйте, улыбнитесь. У нас все получится. Кто сегодня готов получить «5»? | Подготовка школьных принадлежностей к уроку. Приветствие учителя.
Поднимают руки, кто готов отвечать на «5». | Умение подготовить рабочее место для занятий. Формирование положительного эмоционального настроя на урок. | На парте все готово к уроку. |
2. Проверка домашнего задания (10 минут) | Проверка степени усвоения содержания учебного материала. | Заслушать подготовленные сообщения на тему «Плесневые грибы и дрожжи».
Фронтальный опрос. 1. Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов? 2. Какое строение имеет мукор? 3.Есть ли сходство между строением мукора и шляпочными грибами? 4. Что вы знаете об открытии пенициллина? 5. Как человек использует антибиотики? 6. Какое строение имеют клетки дрожжей? 7.Как размножаются дрожжи? 8. Как человек использует дрожжи? | Учащиеся рассказывают о плесневых грибах и дрожжах, используя самостоятельно подобранные материалы. Отвечающий озвучивает свой ответ на вопрос. Остальные учащиеся осуществляют самоконтроль и корректируют ответы по необходимости. Самооценка учащегося.
| Умение воспринимать информацию на слух. Построение речевого высказывания. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Правдивость в оценке собственных знаний.
| Учащийся выслушивает устное комментирование собственных результатов в сравнении с самооценкой. Если оценки учителя и ученика не совпадают, учащийся получает рекомендации: поработать над темой. Оценки выставляются в журнал и в дневник. |
3. Актуализация субъективного опыта учащихся (2 минуты) | Актуализация опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации ученика.
| Учитель показывает обучающимся яблоко с пятнами парши, гербарные листы. Встречались ли вам такие растения? Как вы думаете, что с ними произошло? Так какая тема сегодня будет нами рассмотрена на уроке? Какую цель мы будем преследовать изучая данную тему? Предложение ученикам спланировать свою работу на уроке. Какие вопросы мы могли бы изучить по данной теме? Учитель направляет деятельность учеников, помогает сформулировать тему, цель и план работы. |
Отвечают на вопросы.
Записывают тему в тетради.
Определяют цели урока.
Составление плана работы по изучению новой темы. | Умение оформлять свои знания в устной форме. Умение ставить цель и планировать свою деятельность на уроке. | Устная оценка учителя. Проверка правильности оформления темы, цели и плана работы в тетради. |
4. Изучение новых знаний и способов деятельности (15 минут) | Мотивация к восприятию новых знаний. Расширение знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.
| 1. Расширение знаний. Рассказ учителя, раскрывающий основные понятия новой темы. Демонстрация слайдов презентации: Слайд 1 грибы-паразиты Слайд 2 головня Слайд 3 спорынья Слайд 4 сравнение головни и спорыньи Слайд 5 фитофтора Слайд 6 фитофтора картофеля Слайд 7 парша Слайд 8 мучнистая роса Слайд 9 серая гниль Слайд 10 трутовик Демонстрация наглядных пособий. 2. Показ видеоролика «Гриб трутовик» Давайте отправимся в небольшое путешествие с помощью просмотра видеофильма. После просмотра фильма сделать выводы и провести краткое обсуждение. Где обитает трутовик? Какое строение у трутовика? Назовите внешние признаки трутовика. Как осуществляется размножение трутовика? Каково значение трутовика в природе и жизни человека? 3. Практическая часть. Внимание! Отложим ручки и тетради. Сейчас мы рассмотрим трутовик при помощи лупы. Рассмотрите нижний слой трутовика. Что там находится: трубочки или пластинки? Какова их роль? | Слушают рассказ, смотрят слайды, записывают в тетрадь новую информацию при помощи слов, схем, рисунков.
Просмотр видеофильма и участие в обсуждении.
Выполняют исследовательскую работу в группе. | Формирование познавательного интереса. Умение строить логические рассуждения. Умение эстетически воспринимать объекты природы. Умение работать в группе. Умение работать с натуральными объектами и биологическим оборудованием. | Наблюдение за умением учеников воспринимать устную и видеоинформацию. Учитель слушает ответы учеников и при необходимости корректирует и дополняет их.
Наблюдение за умением учеников работать в группе и осуществлять исследовательскую деятельность. Направление и одобрение учеников. |
5. Первичная проверка понимания изученного (1 минута) | Усвоение учащимися нового способа действий | Есть ли у вас вопросы по полученной информации? Все ли вам понятно? У кого был опыт знакомства с грибами-паразитами? |
Приводят примеры из жизни. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии. Понимание необходимости полученных знаний. | Устный комментарий. Одобрение, поощрение и направление учеников на дальнейшую работу. |
6. Закрепление пройденного материала (5 минут)
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы. | Работа по учебнику и рабочей тетради. Найдите определение терминов в учебнике, запишите термины в словарик.
| Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Установление соответствия между текстом и иллюстрациями. Письменная работа в тетради.
| Умение работать с печатным текстом и иллюстрациями, выделять главное, давать определение понятий. Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму. | Наблюдение за умением самостоятельной работы учащихся с текстом. Устные комментарии и советы. |
7. Обобщение и систематизация (5 минут) | Включить новый способ действий в систему знаний. | Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным материалом. 1. Кем по способу питания являются грибы-паразиты? А) автотрофы Б) гетеротрофы В) симбионты Г) миксотрофы 2. Какие растения чаще всего поражает гриб головня? А) яблоню Б) березу В) картофель Г) пшеницу 3. Какой гриб растет на деревьях? А) фитофтора Б) трутовик В) головня Г) спорынья 4. Какой из этих грибов, скорее всего, появится на кукурузе? А) трутовик Б) парша В) спорынья Г) головня 5. Какой гриб при появлении оставляет на яблоках шелушащиеся темные пятна? А) фитофтора Б) парша В) мучнистая роса Г) трутовик 6. Какой из грибов при появлении образует белесый налет? А) мучнистая роса Б) фитофтора В) трутовик Г) парша 7. Какое значение имеют грибы-паразиты? А) вызывают болезни Б) используются в хлебопечении В) применяются в медицине для получения антибиотика Г) очищают воздух 8. Какой гриб по форме напоминает копыто? А) фитофтора Б) головня В) спорынья Г) трутовик 9. Что случается с деревом после поселения трутовика? А) ствол дерева трескается Б) опадают листья В) древесина становится трухлявой Г) дерево сразу погибает 10. Если на растении появляются маленькие темные рожки, то какой гриб его поразил? А) фитофтора Б) трутовик В) головня Г) спорынья
| Ученики выполняют задания, применяя полученные знания. Проверка и оценка работы в парах. Корректировка. | Умение работать с тестами. Осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих. Умения применять полученные знания. Умение работать в паре и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
| Наблюдение за включением учащихся в решение задач на повторение. Наблюдение за умением учащихся организовывать взаимодействие при работе в паре. Проверка правильности выполнения задания. |
8. Домашнее задание (2 минуты) | Возможность применить и углубить знания. | Базовый уровень. 1. Прочитать параграф 16 в учебнике и ответить на вопросы в начале и в конце параграфа. 2. Выучить термины, выделенные курсивом в тексте и основные понятия параграфа. 3. Синквейн на тему: «Гриб-паразит». Повышенный уровень. 1. Выполнить задание для любознательных в конце параграфа 16. 2. Подготовить краткое сообщение о любом грибе-паразите. 3. По желанию учащиеся берут карточки с вопросами повышенного уровня. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Запись домашнего задания в дневник. | Умение работать с разными источниками информации, производить ее поиск, анализировать и оценивать ее достоверность. Умение работать по плану. | Проверка записи домашнего задания в дневник. |
9. Подведение итогов учебного занятия (2 минуты) | Осознание методов построения и границ применения полученных знаний.
| Какова была цель нашего урока? Достиг ли урок поставленной цели? Что нового вы узнали и чему научились? В чем вы испытывали затруднения? Как можно эти затруднения преодолеть? Где вам могут пригодиться полученные знания? Поделитесь ли вы полученными знаниями дома с родителями? | Ответы на вопросы. Учащийся соотносит цель и результат учебной деятельности. Намечает цель дальнейшей деятельности. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование успешного сотрудничества. Умение сверять свои действия с целью и самостоятельно исправлять свои ошибки. | Проверка правильности фиксации полученных знаний на уроке. |
10. Рефлексия (2 минуты) | Оценка учащимися собственной учебной деятельности. | Учитель предлагает провести ученикам самооценку. Самооценка собственной деятельности Оценочный лист: ученик | Да | Нет | Составлял вопросы | | | Отвечал на вопросы | | | Составлял схему | | | Рассказывал | | | Помогал | | | Выполнял задания | | | Затруднялся | | | Понял тему | | | Достиг цели | | | Работал в группе | | | Делал вывод | | | Мне на уроке было интересно | | | Пригодятся полученные знания и умения | | | Моя оценка | |
| Проведение рефлексии. Самооценка. | Контроль и оценка своей деятельности. Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание успешности или не успешности. | Проверка самооценки деятельности ученика. Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащегося. |