Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "
статья по биологии на тему
Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными коллективами, предлагаем новые активные формы работы с детьми и их родителями в целях эффективной реализации Программы воспитания и социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobytnye_formy_vospitaniya_.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.А.Куликова, г. Волгоград
Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания (обряды, праздники, народные игры, танцы, песни, игрушки, народные промыслы и т.д.).
Одна из главных целей воспитательной работы в нашей гимназии является создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных, духовно-нравственных интересов учащихся.
Нашими задачами являются:
1.Развитие общей культуры гимназистов через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми.
2. Выявление и развитие творческих способностей учащихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей.
Учителя нашей гимназии в своей воспитательной работе придерживаются основным принципам организации воспитания учащихся:
гуманизма,субъектности,патриотизма, демократизма, конкурентоспособности, толерантности, вариативности, а так же принципа природосообразности и природоспособности, который предполагает учет наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых,воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и социумом, в заботе о природной среде, признание ребенка таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития. И принципа культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе.
Развитие принципа природосообразности в педагогике еще можно наблюдать в работах советских педагогов П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Основное внимание при воспитании и обучении ученые уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, отмечают Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова и Ю. Н. Галагузова, следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:
– учет возрастных особенностей ребенка;
– учет половых особенностей; – учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
– опора на положительные и сильные стороны личности;
– развитие инициативы и самостоятельности личности.
По мнению Льва Владимировича Мардахаева доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета г.Москва, сущность принципа природосообразности заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу. Человека следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно деформировать или разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы – естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. К таким требованиям Л. В. Мардахаев относит:
– знание законов и закономерностей развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними социально-педагогическую работу;
– изучение не только возрастных и половых индивидуальных особенностей, но и ближайших, перспективных возможностей человека как объекта социально-педагогической работы;
– соотношение выбираемых целей социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения с его индивидуальными возможностями;
– изучение особенностей индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития ребенка с особыми нуждами, создавая для него наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
– учет в процессе социально-педагогической работы не только природосообразности развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.
Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо, а личностью становится благодаря усвоению социального опыта поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.
Принцип культуросообразности в педагогике был видвинут выдающимся немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Адольфом Дистервегом (1790—1866), считавшим, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить, то есть всю современную культуру в широком смысле слова. Все человечество, каждый народ и отдельное поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – это наследие, оставленное потомкам как результат их истории.
В отечественной педагогике идею культуросообразности развивал в трудах К. Д. Ушинский. По мнению педагога, воспитание образованного человека и гражданина должно начинаться с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, родины, ее природы, географии, истории, культуры. В работах К. Д. Ушинского, а также М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского и другие это отражается в идее народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.
Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности – в конкретной культуре. Принцип культуросообразности полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечеловеческие ценности предполагают признание ценности человека как самоценности, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия существования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.
В нашей гимназии очень часто используются нетрадиционные формы воспитания такие как обряды, праздники, народные игры, конкурсы, фестивали, танцы. Они помогают внести разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными. Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятия и родителей. Именно современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен. Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним, сопереживают и участвуют вместе с ними. Я являюсь активным участником всех общешкольных мероприятий нашей гимназии.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный театр. Основную задачу педагоги дополнительного образования видят в выявлении творчески мыслящих, талантливых учащихся с активной жизненной позицией, воспитание нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Ребята из театральных коллективов (в Гимназии работают три театральных кружка: «Бибигон» — для учащихся 1-4х классов, «Лицедеи» — для учащихся 5-7х классов, «Дебют» — для учащихся 7-11х классов) активные участники школьных и районных мероприятий: воспитанники театрального кружка «Лицедеи» представляли свое творчество на концерте ко Дню учителя, концерте ко Дню матери, стали участниками встречи с известным волгоградским писателем, лауреатом всероссийской премии Владимиром Петровичем Овчинцевым. Театральный коллектив «Дебют» совместно с театральным кружком «Бибигон» приготовил для учащихся начальной школы интересный спектакль по мотивам русской народной сказки «Летучий корабль». Так же театральные коллективы Гимназии активно участвуют в конкурсах театрального мастерства, таких как «Рождественские встречи», «Театр в объективе», «Любовь моя – театр». В городских конкурсах участвовали и неоднократно побеждали учащиеся вокального ансамбля «Мечта». В их репертуаре имеются прекрасные бардовские песни и песни военных лет. Выступление наших ребят покоряет зрителей легкостью исполнения, хорошим настроением и отличным пением. В конкурсах участвуют не только ученики, но и наши педагоги. Так в октябре на базе Гимназии прошел районный конкурс инсценированной песни «Россия – Родина моя», который был организован в рамках городского фестиваля «Сталинградская осень». Музыкальная программа конкурса состояла из песен, в которых во всей красе отражены прекрасные и родные уголки нашей необъятной страны. Творческий коллектив педагогов и учеников гимназии представил песню «Деревенька моя» и занял первое место. Данное музыкальное произведение было выбрано не случайно, вместе с коллегами мы хотели показать зрителю ту красоту, теплоту и доброту русской провинции, о которой мы чаще всего забываем. И делаем это напрасно, ведь у всех поэтов-классиков деревня была символом Родины, родительского дома и места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Благодаря творчеству и активности педагогов на сцене, во время выступления развернулась настоящая картина быта русской деревни. Под покошенными плетнями ходили гуси и утки, небесный свод украшали желтоватые листья осеннего клена, а жители деревеньки занимались обыденными делами: стирали, кормили цыплят, пололи грядки и угощали соседей парным молоком. Помогали учителям воссоздавать картину деревенского быта и ученики гимназии. Этот номер занял на городском финальном этапе конкурса 3 место.
С целью развития творчества гимназистов у нас проходят фестивали. Так, в сентября наша гимназия превратилась в настоящий арбузный город.
Совместными усилиями учащихся и педагогов были созданы шедевры из арбузной, фруктовой и цветочной продукции. Участники фестиваля с 1 по 4 классы демонстрировали креативные костюмы, выполненные собственными руками. В руках учащихся 5-8 классов, участников конкурса “Арбуз-Карвинг”, арбузы превращались в произведения искусства. Учащиеся старшего звена, 9-11 классы, выступили основателями арбузно-дынных городков и провели увлекательные экскурсии по ним для посетителей фестиваля. Также гости могли познакомиться с фотоработами и живописными рисунками на тему “Весёлый Арбуз”.
Фестиваль посетили много гостей, в их числе – проректор по учебной работе Волгоградского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент Жадаев Ю.А. Юрий Анатольевич отметил важность проведения подобного рода мероприятий для всестороннего развития личности учащегося в образовательном процессе. Через культуру и искусство – к миру и взаимопониманию!» — эти слова стали хорошим девизом традиционного для нашей школы фестиваля национальных культур «Дружба на все времена», который проводится у нас в апреле месяце вот уже не первый год. Все дни фестиваля насыщены творчеством и креативом, на школьной сцене раскрывались новые таланты, здесь мы можем услышать Аргентинскую песню, испанскую балладу «К морю», увидеть настоящий Армянский танец, попробовать вкусности, приготовленные по народным рецептам.
Каждый класс участвует во многих номинациях и активно им в этом помогают их родители. По положению проведения фестиваля семь номинаций: «Национальный костюм», «Национальная сказка», «Песня на национальном языке», «Национальное блюдо», «Презентация», «Национальный танец».
По итогам проведения фестиваля классы получают грамоты по каждой из номинации. Важность и актуальность проводимого фестиваля поддерживает и наш директор гимназии Андрей Владимирович Селезнев: «Вы будущее нашей страны, и то, что вы делаете сегодня, изменит наше завтра. Помните, что Россия – уникальная страна, нигде нет столько народов и национальностей, гордитесь, что живете в такой стране».
В нашей школе учатся дети разных национальностей и разных религий.
«Дружба на все времена» — это не просто слова, это подтвердили участники национального фестиваля, достойно представившие разные народы и республики.
Вот уже 3 год в нашей школе проводится конкурс «Две звезды». В этом году он состоится 7 марта, накануне Международного женского дня.
Конкурс «Две звезды» — самое непредсказуемое музыкальное шоу, участники которого стремятся доказать зрителям и членам жюри, что именно их дуэт – лучший! Это увлекательное вокальное состязание. В этом шоу не бывает фонограмм: только импровизация! Участниками могут быть учащиеся, учителя и родители. Дуэты – вновь посвятят свое исполнение песен прекрасной половине человечества. Тема конкурса: «Весны, Вам, ласковой и нежной!». Выступления участников могут быть о любви, женщине и весне.
Общественная и воспитательная работа ведется не только в стенах гимназии, но и близлежащих микрорайонах школы, так силами учащихся и учителей при поддержке администрации гимназии мы организуем военно-патриотические праздники, так на площади перед школой был организован настоящий «Солдатский привал». Для жителей микроучастка школы была создана атмосфера солдатского быта, активисты из поискового отряда «Волга» представили выставку амуниции и вооружения солдат Красной Армии периода 1942-43 годов, учителя физической культуры организовали на спортивном поле «Школу молодого бойца», все желающие могли подкрепиться в полевой кухне.
На мероприятии присутствовала депутат Волгоградской городской Думы Ирина Николаевна Фомина. Организуем так же массовые новогодние мероприятия для жителей микроучастка, в которые входят обряды, народные игры, танцы, песни. Как и принято на Руси – из гостей не уходят с пустыми руками, поэтому в конце мероприятия все ребята одарены сладкими подарками. С давних времен празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляниями, играми, различными забавами. В феврале наша гимназия традиционно приглашает жителей микроучастка встретиться с Масленицей. В программе веселые персонажи, хороводы, масленичные забавы, песни и, конечно, угощение блинами! Ребята сами напекли блинов и вместе с классными руководителями отведали замечательное лакомство на свежем воздухе! В одном из праздничных гуляний принял участие глава Волгограда Андрей Владимирович Косолапов, который поздравил всех жителей микрорайона с праздником.
Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными коллективами, предлагаем новые активные формы работы с детьми и их родителями в целях эффективной реализации Программы воспитания и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование знаний, умений, навыков учащихся, развитие их учебно-познавательной деятельности и воспитание личностных качеств через различные формы уроков ( в системе).
Выступление на педагогическом совете...
«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...
Творческий отчет по теме "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"
В творческом отчете представлен материал (из опыта работы учителя ОБЖ) по теме: "Патриотическое воспитание учащихся, через дифференцированные формы обучения"...
Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной темы....
Пути и средства реализации принципа культуросообразности в системе воспитания школьников
В статье даётся определение принципа культуросообразности, кратко изложено содержание воспитания на каждой ступени обучения в соответствии с данным принципом и перечислены пути и формы реализации прин...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках ОБЖ через дифференцированные формы обучения
Развитие патриотизма на уроках ОБЖ...
Доклад Патриотическое воспитание молодежи через активные формы досуговой деятельности
Текст выступления на научно-практической конференции «Патриотизм российской молодежи: традиции и современность»...