Рекомендации по работе с учебником
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) по теме
Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_rabote_s_uchebnikom.docx | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с учебником
Одна из задач школы в современных условиях развития общества - формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках – эффективный способ формирования у обучающихся самостоятельного добывания знаний.
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя - не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.
При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов :
1-я группа - организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;
2-я группа - различные приемы работы с текстом;
3-я группа - приемы работы с вопросами, заданиями , иллюстрациями.
Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно- аналитический и творческий . Это позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении , значительно облегчает выполнение домашнего задания .
Характер работы со школьным учебником.
Репродуктивно-поисковый | Сравнительно-аналитический | Творческий |
Комментированное чтение | Таблицы и схемы | Вопросы к прочитанному |
Ответы на вопросы | Анализ рисунков | Составление текстов |
Работа с терминами | Подготовка выступления | |
Составление схем | Написание синквейна | |
Опорные конспекты | ||
Сопоставление планов | ||
Сопоставление конспектов | ||
Заполнение таблиц |
Репродуктивно – поисковая работа с учебником.
- Чтение с комментарием.
Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинства заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечить лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем, например «Гипотеза происхождения многоклеточных организмов» (9 кл.), «Взаимодействие неаллельных ген».
- Составление таблиц.
Эту форму работы я очень часто использую при изучении биологи в 7 классе. При изучении внутреннего строения класса животных , ребята читают текст и заполняют таблицу :
Система органов | Особенности строения | Функции |
Опорно-двигательная | ||
Пищеварительная | ||
Дыхательная | ||
Выделительная | ||
Кровеносная |
В итоге конспектируется самое главное , что нужно запомнить. Эти таблицы можно использовать при сравнении внутреннего строения животных разных отрядов, классов.
Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации.
- Составление проблемных вопросов по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Пример
9 класс. В теме «Биологические полимеры – белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим вопросом хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов?
8 класс. В теме «Человеческие расы». Вопрос : можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду ?»
Эпиграф к уроку может служить проблемным вопросом к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение нового материала с эпиграфа и возвращаться к нему в конце темы.
Пример.
Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:
«Безмолвные цветы -
Властители пространства,
И жаждой красоты
Живет цветов убранство».
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?
Итак, сегодня мы должны узнать:
• 1. Какие растения называются покрытосеменными
• 2. Разнообразие покрытосеменных
• 3. Места обитания покрытосеменных
• 4. Значение цветковых.
А еще мы окунемся немного в мир поэзии.
- Составление опорных логических схем , планов.
План , схема , опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации , выделить смысловой остов текста , установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты можно превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.
8 класс. Тема «Обмен веществ и энергии»
Энерг. обмен
СО2 + Н2О + Q
Аминокислоты
Белки
Пластический
обмен
Белки организма
- Написание краткого конспекта.
По сложным темам можно предложить учащимся составить краткий конспект параграфа. Это дает возможность ученику выбрать из текста самое главное и лучше запомнить . Этот прием может быть применен как на уроке , так и при подготовке домашнего задания. Например при изучении тем в 9 классе : «Пластический и энергетический обмен», «Строение клетки», «Митоз», «Мейоз».
- Изучение терминов.
Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащиеся должны понимать смысл , уметь пользоваться определениями . Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке , то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. Работа с терминами - важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не понимают что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия , то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадет интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов
Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
- Сравнение и анализ информации.
Это иной уровень работы с учебником. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков , а также обобщения и нахождения взаимосвязи. Сравнение можно проводить , опираясь на текст , рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Пример .
В теме «Нуклеиновые кислоты» учащиеся составляют сравнительную таблицу : «Строение ДНК и РНК»
Признаки | ДНК | РНК |
Строение молекулы | ||
Местонахождение | ||
Функции |
Для выполнения заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки учебника. Например , можно дать задание сравнить рисунки 65 , 73, 78 ( 7 класс учебник В.М. Константинов, В.Г.Бабенко ) и найти общие черты типа Моллюски.
Творческие задания
Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы , расширять и углублять его , применять знания на практике .
- Составление тестов учениками.
Тест - это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащихся. После изучения темы , учащимся предлагается составить 6-8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Составлением тестов я применяю при подготовке к обобщающим урокам при изучении тем : «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие» - 7 класс, « Пищеварительная система», «Опорно-двигательная система» - 8 класс , «Происхождение человека» - 9 класс.
- Создание синквейна.
Это творческая работа рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии , основанной на богатом понятийном запасе. Данная работа удается не всем ученикам . Поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или это может быть домашнем заданием.
Пример:
Чарлз Дарвин
смелый , гениальный
открыл , создал, убедил
эволюция – необратимый процесс
Вирус
опасный , коварный
пугает , заражает, уничтожает
необъяснимая загадка природы
враг
- Составление вопросов.
Это работа требует от учеников определенных усилий, хотя кажется чего проще составить вопросы. Но вопросы не должны дублировать те вопросы которые приведены в параграфе . Они должны начинаться определенным образом . Например : « Какое строение имеют ……. ? Какой вывод можно сделать из …… ? В чем заключается взаимосвязь строения и функции …. ?»
Оценивается не столько количество , сколько качество вопросов , а также умение отвечать на них . Проверку работы можно проводить несколькими способами : выборочно или у всего класса в тетрадях , заслушивая вопросы нескольких учеников ; объявляя конкурс на лучший вопрос ; в ходе работы в группах и соревновании между ними.
- Моделирование.
Создание всевозможных моделей изучаемых систем , графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации , выходящей за рамки , предусмотренные учебной программой. Например :
- Сделать рисунок , модель из цветного пластилина растительной и животной клетки ( тема «Биология – наука о живом мире» - 5 класс.)
- Создать схему опорного конспекта по теме «Бесполое размножение»-9 класс
- Придумать биологические задачи по теме «Генетика» - 9 класс
- Найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон ; достижения клеточной и генной инженерии.
- Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.
- Подготовить проект.
Роль учебника на уроке очень велика :
-- подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;
-- обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью.
В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием . К признакам самообразовательной деятельности относят :
- высокий уровень активности и самостоятельности учащихся ;
- добровольность в приобретении новых знаний;
- совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
- целенаправленность , системность и планомерный характер этой деятельности.
Реализацию этих признаков следует осуществлять через :
- систематическое формирование и развитие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алгоритмами действий , составляющих каждое умение;
- включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
- включение элементов занимательности в учебный процесс , что вызывает эмоциональную увлеченность в развитии познавательного процесса.
Литература .
1.Загашев И.О. , Заир-Бек С.И. «Учим детей мыслить критически » - СПб : Альянс «Дельта» 2013.
2.Мухина И.Д. Статья « Различные приемы работы с учебником «Общая биология» В.Б. Захарова. «Биология в школе» 2013.
3. Петрищева Г.С. «Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самостоятельности» «Педагог» 1997 №3.
4. Цекало Е.С. Статья « Творческий потенциал учебника биологии» - Москва, 2005г. Издательский центр "Вентана-Граф". Методическое пособие 8-11 классы.
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
- http://abv.21309s02.edusite.ru
- http://www.pedagogik-systems.ru
- http://shcool-2.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа с учебником географии (из опыта работы).
Предлагаются различные формы работы с учебником географии....
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Использование у работе учителя учебников и электронных версий учебников
В статье идет речь о роди учебника в изучении предмета и использовании современных способов подачи информации, в том числе, в электронных формах учебников....
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Методические рекомендации "Индивидуальная работа с обучающимися. Подготовка сольного номера. Этапы работы над вокальным произведением."
Работа с временным детским коллективом в условиях загородного детского центра имеет свою специфику: это краткосрочность и интенсивность образовательного процесса. Усложняют его организацию разновозрас...