Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Нормативно-правовая база.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8-го класса авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
2.Цели и задачи изучения предмета.
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
3.Место предмета в учебном плане.
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 68 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
4.Учебная литература.
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8 класс».
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.
5.Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Учебно-методический комплекс
(разработанный под руководством И.Н. Пономарёвой):
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2013.
VULTIMEDIA -поддержка курса «Биология. Животные
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы 6 кл.
(www.rm.ru/education)
- Домашний репетитор «1С» Биология (Ботаника, зоология, анатомия, физиология человека, общая биология).
Интернет-ресурсы: http: // www. biodan. narod. ru; http: // zoo-eco. zooclub. ru ; www.bio.nature.ru (научные новости биологии)
http://bio.1september.ru (Газета «Биология» -приложение к 1 сентября),
www.edios.ru (центр дистанционного образования)
6.Содержание курса.
Введение (1 ч.)
Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Демонстрации:
Сходство человека и животных.
I. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека (5 ч.)
Уровни организации организма. Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.
Демонстрации:
Строение и разнообразие клеток организма человека.
Ткани организма человека.
Органы и системы органов организма человека.
Лабораторные работы:
- Изучение микроскопического строения тканей.
- Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.
I I. Опорно-двигательная система (8 ч.)
Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.
Демонстрации:
Строение опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы:
№3.Изучение внешнего вида отдельных костей.
№4.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
П./р.№1.Измерение массы и роста своего тела.
Самонаблюдения:
1. Определение правильности осанки.
2. Определение плоскостопия.
III. Внутренняя среда организма (9 ч.)
Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма. Селезенка и ее роль в организме.
Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови.
Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека.
Кровообращение
Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.
Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Демонстрации:
Состав крови
Кровеносная система.
Лимфатическая система.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа:
№5.Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Практические работы:
П./р.№2 Измерение кровяного давления.
П./р.№2*. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
П./р.№3Приемы остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
IV. Дыхание (5 ч.)
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.
Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Демонстрации:
Система органов дыхания
Лабораторная работа №6.
Определение частоты дыхания.
Практическая работа:*
Приемы искусственного дыхания.
Самонаблюдения:
1. Дыхательные движения.
2. Измерение обхвата грудной клетки.
V. Пищеварение (7 ч.)
Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.
Регуляция пищеварения.
Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации:
Пищеварительная система.
Лабораторная работа №7.
Действие ферментов слюны на крахмал.
Лабораторная работа №7*.
Изучение действия желудочного сока на белки.
Практическая работа №4.
Гигиена питания.
VI. Обмен веществ и энергии (3 ч.)
Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания.
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.
Практические работы:
№5.Определение норм рационального питания.
VII. Мочевыделение (3 ч.)
Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек.
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.
Демонстрации:
Мочевыделительная система.
VIII. Кожа (4 ч.)
Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Демонстрации:
Строение кожи.
Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
IX. Эндокринная система (2).
Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.
Демонстрации:
Нервная система.
Железы внешней и внутренней секреции.
X. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (5ч.)
Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Лабораторная работа№8.
- Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).
Практическая работа:*
1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
XI. Органы чувств (5 ч.)
Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.
Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.
Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия.
Строение и функции органов обоняния и вкуса.
Осязание.
Демонстрации:
Анализаторы.
Лабораторная работа №9.
Изучение изменения размера зрачка.
Самонаблюдения:
Обнаружение слепого пятна.
Раздражение тактильных рецепторов.
XII. Психология и поведение человека (5).
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна.
Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.
Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека.
Психологические особенности личности.
Практическая работа:
Перестройка динамического стереотипа: овладение навыков зеркального письма.
Самонаблюдение:
1. Изучение внимания при разных условиях.
XIII. Индивидуальное развитие организма (6 ч.)
Половая система человека. Развитие человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
7.Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять:
- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно-тематическое планирование
№ разд. | № Ур. | Дата | Тема | Д/з. § | Лаб. /раб. Пр./раб. | Прав. работы | ЦОР |
1. | Биологическая и социальная природа человека. | 1 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 01. | ||||
1. | 2. | Общий обзор организма человека. | 2 | http: // www. biodan. narod. ru; | |||
3. | Клетка, ее химический состав, строение, жизнедеятельность. | 3 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 02. | ||||
4. | Ткани животных и человека. | 4 | Л./р.№1.Изучение микроскопического строения тканей. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03. | |||
5. | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. | 5 | Л./р.№2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03, 04, 08, 09. | |||
6. | Зачет «Общий обзор организма человека». | №1. | |||||
2. | 7. | Скелет, Строение, состав, и соединение костей. | 6 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 16, 17. | |||
8. | Скелет головы и скелет туловища. | 7 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17. | ||||
9. | Скелет конечностей. | 8 | Л./р.№3. Изучение внешнего вида отдельных костей. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17. | |||
10. | Первая помощь при растяжении связок, вывыхах суставов и переломах костей. | 9 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 17. | ||||
11. | Мышцы человека. Работа мышц. | 10,11 | Л./р.№4.Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 18. | |||
12. | Нарушение осанки и плоскостопие. | 12 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 19. | ||||
13. | Развитие опорно-двигательной системы. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 19. | |||||
14. | Зачет «опорно-двигательная система». | №2. | |||||
3. | 15. | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. | 14 | Л./р.№5.Изучение микроскопического строения крови. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 03, 20. | ||
16. | Иммунитет. | 15 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 21. | ||||
17. | Тканевая совместимость и переливание крови. | 16 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 21. | ||||
18. | Строение и работа сердца. | 17 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 22. | ||||
19. | Круги кровообращения. | 19 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 23. | ||||
20. | Движение лимфы. | 18 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24. | ||||
21. | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 19, 20 | П./р. №1. Измерение массы и роста своего организма, №2. Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.* | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24. | |||
22. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | 21 | П./р.№3. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 24. | |||
23. | Зачет «Кровь и кровообращение». | №3. | |||||
4. | 24. | Значение дыхания, Органы дыхания. Строение легких. | 23 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 25. | |||
25. | Газообмен в легких и тканях. | 24,25,26 | Л./р.№6. Определение частоты дыхания. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 26, 27. | |||
26. | Гигиена дыхания. | 27 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 27. | ||||
27. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | 28 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 27. | ||||
28. | Контроль знаний по теме «Дыхание». | №4. | |||||
5. | 29. | Значение и состав пищи. | 29 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28. | |||
30. | Органы пищеварения. | 30 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28. | ||||
31. | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. | 31, 32 | Л./р.№7. Действие ферментов слюны на крахмал. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 28. | |||
32. | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | 32, 34 | Л./р.№7*. Изучение действия желудочного сока на белки. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 29. | |||
33. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 33, 34 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 30. | ||||
34. | Гигиена питания, Профилактика заболеваний органов пищеварения. | 35 | П./р.№4. Гигиена питания. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 30. | |||
35. | Контроль знаний по теме «Пищеварение». | №5. | |||||
6. | 36. | Обменные процессы в организме. | 36 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 31. | |||
37. | Нормы питания. Обмен белков жиров, углеводов. | 37 | П./р.№5. Определение норм рационального питания. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 31. | |||
38. | Витамины. | 38 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 32. | ||||
7. | 39. | Строение и работа почек. | 39 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 33. | |||
40. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 40 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 33. | ||||
8. | 41. | Кожа. Значение и строение кожи. | 41 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15. | |||
42. | Роль кожи в теплорегуляции. | 42 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15. | ||||
43. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | 43 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 15. | ||||
44. | Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | №6. | |||||
9. | 45. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | 44 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 09. | |||
46. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | 45 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 09. | ||||
10. | 47. | Значение и строение нервной системы. | 46 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 05, 06. | |||
48. | Вегетативная нервная система, строение и функции, Нейрогормональная регуляция. | 47, 48 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 08. | ||||
49. | Строение и функции спинного мозга. | 49 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 05. | ||||
50. | Отделы головного мозга, их значение. | 50 | Л./р.№8. Изучение строения головного мозга человека. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 06, 07. | |||
51. | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы». | №7. | |||||
11. | 52. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 51, 52 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 10, 14. | |||
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. | 52 | Л./р.№9. Изучение изменения размера зрачка. | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 11. | |||
54. | Заболевания и повреждения глаз. | 53 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 12. | ||||
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 54 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 13. | ||||
56. | Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы». | №8. | |||||
12. | 57. | Закономерности работы головного мозга. | 56, 57 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 06, 07. | |||
58. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 58 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 36. | ||||
59. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | 59 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 39. | ||||
60. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 60 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 38. | ||||
61. | Воля и эмоции. Внимание. | 61 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 37. | ||||
62. | Динамика работоспособности. Режим дня. | 62 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 39. | ||||
13. | 63. | Половая система человека. | 63 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34. | |||
64. | Наследственные и врожденные заболевания. | 64 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34. | ||||
65. | Внутриутробное развитие организма. | 65 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 34. | ||||
66. | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | 66 | http: // www. biodan. narod. ru; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 35. | ||||
67. | Личность и ее особенности. | 67 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия –урок 35. | ||||
68. | Контроль знаний по курсу «Человек». | №9. |
Примечание
Учебно-тематический план.
№ разд. | Тема | Кол-во час. |
Введение. | 1 | |
1. | Общий обзор организма человека. | 5 |
2. | Опорно-двигательная система. | 8 |
3. | Кровь и кровообращение. | 9 |
4. | Дыхание. | 5 |
5. | Пищеварение. | 7 |
6. | Обмен веществ и энергии. | 3 |
7. | Выделение. | 2 |
8. | Кожа. | 4 |
9. | Эндокринная система. | 2 |
10. | Нервная система. | 5 |
11. | Органы чувств и анализаторы. | 5 |
12. | Поведение и психика. | 6 |
13. | Индивидуальное развитие организма. | 6 |
Список лабораторных работ.
№ Л./р. | Название | § | Дата | № ИТБ |
1. | Изучение микроскопического строения тканей | 4 | ||
2. | Распознавание на таблицах органов и систем органов человека. | 5 | ||
3. | Изучение внешнего вида отдельных костей. | 8 | ||
4. | Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. | 10, 11 | ||
5. | Изучение микроскопического строения крови. | 14 | ||
6. | Определение частоты дыхания. | 26 | ||
7. 7* | Действие ферментов слюны на крахмал. Изучение действия желудочного сока на белки. | 31 32* | ||
8. | Изучение строения головного мозга человека. | 50 | ||
9. | Изучение изменения размера зрачка. | 52 |
Список практических работ.
№ Л./р. | Название | § | Дата | № ИТБ |
1. | Измерение массы и роста своего организма. | 12 | ||
2. | Измерение кровяного давления. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.* | 20 | ||
3. | Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений. | 21 | ||
4. | Гигиена питания | 35 | ||
5. | Определение норм рационального питания. | 37 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш....
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской.
Рабочая программа по биологии Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 8 класс, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....
Рабочая программа по биологии 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
Рабочая программа по биологии для 8 класс на 68 часов...
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК Пономарева И.Н., Драгомилов А.Г., Маш. Р.Д., 68 часов
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательно...