Рабочая программа для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Зам. дир. по УВР ВрИО директора школы:
Рук. ШМО _______Мингазиева А.З. ______ Самигуллина З.З. _______Самигуллина З.З.
Протокол № 1 от 25.08. 2017 г. Приказ № __ от 29.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 класса
учителя первой квалификационной категории
Мингазиевой Амины Зуфаровны
(35 ч./1час в неделю)
2017-2018 учебный год
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Староюмралинская СОШ» по ФГОСу
- Программа основного общего образования по биологии
- Учебного плана МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2017– 2018 учебный год, утвержденного решением педагогического совета ( Протокол №___ от __ августа 2017 года)
Планируемый результат обучения
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 5 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение. Среды жизни.
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Многообразие организмов.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Экскурсии
— определять существенные признаки объекта.
Клеточное строение организмов.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Жизнедеятельность цветковых растений. Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Лабораторные и практические работы
- Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;
- Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата);
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
- Изучение строения плесневых грибов;
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Лабораторные и практические работы
- Изучение органов цветкового растения;
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение строения водорослей;
- Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
- Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
- Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений;
- Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
- Определение признаков класса в строении растений;
- Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств;
- Определение признаков класса в строении растений;
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«БИОЛОГИЯ. Бактерии, грибы, растения. 5 КЛАСС»
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.
Общее количество часов — 35, в неделю — 1час.
Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику.
№ урока | Тема урока | Основы учебно-исследовательской деятельности | Основное содержание темы, термины и понятия | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Дата | примеч | |||||
пл | ф | |||||||||||||
1 | 1.Введение Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Биология — наука о живой природе . §1 | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук. эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | 01.09 | |||||||
2 | Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы исследования в биологии §2 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | 08.09 | |||||||
3 | Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого §3 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | 15.09 | |||||||
4 | Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Среды обитания живых организмов §4 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва- как среда обитания. Организм- как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | 22.09 | |||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы §5 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | 29.09 | |||||||
6 | Осенние явления в жизни растений и животных. (экскурсия)Растительный и животный мир родного края. Многообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений родного края (Отчет дневник наблюдений) | Экскурсия Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания. | Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений Ведут дневник фенологических наблюдений | Анализируют какие изменения происходят в природе осенью | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | 06.10 | ||||||
7 | 2.Клеточное строение организмов Устройство увеличительных приборов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. §6 | Лабораторная работа №1. «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними | Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию вэлектронном приложении | 13.10 | ||||||
8 | Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Строение клетки. (§7до приготовления препарата | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними | Самостоятельно определять цель учебной деятельности, | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | 20.10 | |||||||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (§7 до пластид) | Лабораторная работа № 2. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | 27.10 | |||||||
10 | Пластиды §7 | Лабораторная работа№3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | 10.11 | 9+10 упл | |||||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества §8 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | 17.11 | |||||||
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) §9 коспект | Лабораторная работа№4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют движение цитоплазмы. | Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | 24.11 | ||||||
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки §9(конспект) | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | 01.12 | |||||||
14 | Ткани организмов. Понятие «ткань» | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей | Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | 08.12 | |||||||
15 | Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей §10 | Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | . Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями | Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | 15.12 | |||||||
16 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» | Контрольное тестирование Клеточное строение организмов | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Структурируют знания о клетке | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 22.12 | ||||||
17 | 3. Царство Бактерии Бактерии, их строение и жизнедеятельность §11 сообщения | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | 12.01 | |||||||
18 | Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. §12 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 19.01 | |||||||
19 | 4.Царство Грибы Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность Отличительные особенности грибов. Роль грибов в природе и жизни человека §13 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Анализируют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении | Работая по плану, сверять свои действия с целью . | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | 26.01 | |||||||
20 | Шляпочные грибы Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. §14 работа над проектом | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | 02.02 | |||||||
21 | Плесневые грибы и дрожжи §15 работа над проектом | Лабораторная работа №6 Изучение строения плесневых грибов | Плесневые грибы и дрожжи. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение грибной клетки. | Составляют план и последовательность действий | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга | 09.02 | ||||||
22 | Грибы-паразиты. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. §16 проект | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | 16.02 | |||||||
23 | Лишайники, их роль в природе и жизни человека. §19 | Самостоятельная работа с текстом | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | 23.02 | ||||||
24 | Обобщающий урок» Царство грибы» | Презентация проектов | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | 02.03 | ||||||
25 | Царство Растения Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений. Ботаника — наука о растениях §17 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». | Выделяют существенные признаки растений Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | 09.03 | |||||||
26 | Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Водоросли. (§18 до значения водорослей .сообщения) | Лабораторная работа №7 Изучение строений водорослей | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
| Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение зелёных водорослей. | Составляют план и последовательность действий | . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | 16.03 | ||||||
27 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей §18 | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | 23.03 | |||||||
28 | Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. §20,21 | Лабораторные работы№8 Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); Лабораторные работы№9 Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
| Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Устанавливают цели лабораторной работы Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. | Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | 06.04 | ||||||
29 | Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. §22 | Лабораторная работа№10 Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Интересуются чужим мнением и высказывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | 13.04 | ||||||
30 | Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Жизненные формы растений. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. §23 работа над проектом | Лабораторная работа №11 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выполняют лабораторную работу.. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | 20.04 | ||||||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира§ 24 работа над проектом | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, | Работа в группах | 27.04 | |||||||
32 | Промежуточная проверочная работа | Презентация проектов | Высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Татарстан ,меры по их охране и сохранению биоразнообразия. | Находят информацию о растения Красной книги Республики Татарстан в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Готовят проекты | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | 04.05 | ||||||
33 | Обобщающий урок «Царство Растений» | 11.05 | ||||||||||||
2 - часа резерв 18.05.; 25.05., |
Промежуточная проверочная работа проводится в виде тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...