Интегрированное занятие по теме "Загрязнение окружающей среды нефтью"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Новикова Галина Ананьевна

Занятие проводится в рамках реализации авторской программы элективного курса "Человек и природа: друзья или враги", с использованием метода проекта. Данную разработку можно применить на уроках экологии или на уроках химии при изучении темы "нефть"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_teme_-_kopiya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Усть-Илимск  Иркутская область

Конспект интегрированного занятия  по элективному курсу «Человек и природа: друзья или враги»

Тема «Экологический кризис»: «Загрязнение окружающей среды нефтью», для учащихся 7-8 классов

Подготовила

                                                                                                   учитель биологии

                                                                                  Новикова Галина Ананьевна

Г.Усть-Илимск, 2012

Тема занятия: «Загрязнение окружающей среды нефтью»

Цель: Расширять и обобщать знания учащихся  о значении нефти и продуктов её переработки в жизни человека.

Учить видеть и формулировать проблемы, связанные с использованием нефти, показать влияние загрязнения окружающей среды нефтью на живые организмы.

Развивать умения использовать различные источники информации для решения поставленных задач.

Создавать условия для формирования исследовательских навыков, ключевых компетенций (решение проблемы, коммуникативная, информационная).

Оборудование: компьютерная презентация,  коллекция нефтепродуктов, карта «Полезных ископаемых», перья птиц, машинное масло, вода.

Ответы детей отмечены курсивом.

                                          Ход урока

Орг. момент

Добрый день!. Ребята, мы продолжаем с вами  изучать элективный курс «Человек и природа: друзья или враги», продолжаем путешествие по цивилизациям.

Какую цивилизацию мы изучаем? (индустриальную).

Благодаря интегрированному изучению данного курса, мы более полно можем изучить особенности той или иной цивилизаций.

 Сегодняшнее занятие мы проведем с использованием метода проектов. Урок начинается с эксперимента.

Учитель : Ребята, добавьте в стакан с водой немного машинного масла. Из чего получают машинное масло? ( из нефти)

о Что вы видите? Почему? (масло образовало пленку и плавает на поверхности воды. Масло легче воды)

В жизни мы встречаемся с подобными явлениями, где? (Такие явления часто встречаются в море, когда происходят разливы нефти при ее транспортировке)  Можно ли эти явления считать катастрофой, почему?(Да, эти явления самые настоящие катастрофы, они приводят к гибели водных организмов)

 Т.о. мы с вами сейчас смоделировали экологическую катастрофу.

СЛАЙД  «Крупнейшие катастрофы мира»

Учитель зачитывает отрывок  из книги «Чёрный прибой» на Аляске.

Так как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь, сформулируйте тему урока.

(Мы будем говорить о нефти и как она загрязняет окружающую среду)

СЛАЙД  «Тема занятия : «Загрязнение окружающей среды нефтью»

Буквально 2 недели назад у берегов Норвегии, опять произошло крушение танкера, разлилось большое количество сырой нефти.

Мы видим, как часто возникают катастрофы , связанные с нефтью. А можем вообще отказаться от использования нефти? ( Нет. От нефти сейчас пока нельзя отказаться, так как из нее получают много продуктов переработки. Автомобили работают на бензине)  К чему привело использование человеком нефти? (В результате добычи и переработки нефти стала загрязняться окружающая среда) Сформулируйте проблему

СЛАЙД  «Проблема : Увеличение загрязнения окружающей среды нефтью»

Для решения любой проблемы, необходимо вначале поставить цель, т. е Что мы хотим.

Как вы думаете, все ли люди задумываются об этой проблеме. Что нужно сделать, какую нам  надо поставить цель, чтобы решить проблему. Заслушать мнение учащихся.

СЛАЙД Цель: «Обратить внимание людей на проблему загрязнения окружающей среды нефтью»

Для достижения цели, необходимо решить ряд задач. Подумайте, как можно обратить внимание  людей на данную проблему. Заслушать учащихся.(Нужно вначале все узнать про нефть)

СЛАЙД .Задачи : 1.  Что такое нефть, её физические свойства?

                                      Как она образуется?

                                2.Месторождения и способы добычи нефти.

                               3.Узнать, какие нефтепродукты получают из нефти и где они        

                                  используются?  

                               4.Выяснить, в результате чего происходит загрязнение окружающей  

                                  среды нефтью, и как влияют эти загрязнения на живые организмы.

Ребята, как вы думаете, а зачем нам это всё нужно, для чего это надо решать? (Если на это не обращать внимание, то через какое то время начнут исчезать животные, у людей появятся различные заболевания)

      СЛАЙД . Гипотеза: Если мы будем знать причины загрязнения нефтью, как воздействует нефть на организмы, то мы сможем предотвращать катастрофы и разрабатывать способы защиты  организмов от нефти и нефтепродуктов.»

 Ребята, вам сейчас каждой группе будет предложено решить одну из поставленных задач.

Выберите для себя одну из задач, и из имеющейся литературы найдите нужный материал.

Учащиеся в группах работают 5 минут

Заслушать выступления учащихся

1гр. Рассказывает, что такое нефть, как она образуется, её физические свойства.( Нефть –природный углеводород, образование нефти связано с  отмиранием организмов)

СЛАЙД  «Физ. Свойства  нефти» (Нефть маслянистая жидкость, темно коричневого цвета, с запахом, горючая, легче воды)

2гр.  Мировые запасы нефти, кто первым и когда начали добывать и использовать нефть. (1594г. в пос. Балаханы (Баку) в нефтяном колодце глубиной 35м найден камень, на котором указана дата сооружения колодца-1594г. и имя мастера Аллах Яра Мамеда Нур оглы. 1864г. Промышленная скважинная добыча нефти была внедрена в 1864 году на Кубани полковником А.Н. Новосильцевым на р. Кудако. 1896г. Проект морского бурения инженера В.К. Згленицкогодля добычи нефти со дна Каспийского моря. В июле 1900 г. он опубликовал методику и технику разведки берением морского дна. Разведанные запасы нефти составляют (на 2004 ) 210 млрд т (1200 млрд баррелей ), неразведанные — оцениваются в 52—260 млрд т (300—1500 млрд баррелей). Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 100 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли (также растёт и потребление нефти — за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд баррелей в годМировая добыча нефти в 2006 г. составляла около 3,8 млрд т в год, или 30 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной — ещё на 10—50 лет.  ).

СЛАЙД . «Способы добычи нефти».( Непереработанная нефть называется сырой нефтью. Месторождения нефти находятся глубоко под землей. Нефть добывается путем бурения земной поверхности.

В некоторых местах нефть прорывается сквозь поверхность Земли, сквозь трещины в ее коре. Такие источники нефти человек мог легко увидеть. Таким образом, сырая нефть из поверхностных залежей была известна еще древнему человеку.

Вот эта нефть и горела в лампах и факелах. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000 - 4000 лет до нашей эры нефть уже применяли как топливо. Есть сведения, что на Кавказе нефть использовали более 3000 лет назад.)

3гр. Какие нефтепродукты получают из нефти и где используются. Показывают коллекцию «продукты нефтепереработки»

4гр. В результате чего нефть  и нефтепродукты попадают в окружающую среду? (при добычи, при транспортировке,  нефтеперерабатывающая промышленность, работа транспорта).

Какие  организмы в первую очередь страдают от загрязнения нефтепродуктами и нефтью?

Учащиеся рассказывают о влиянии на рыб, птиц, людей.

СЛАЙД . «На рыб»

Рассказывают о проделанном эксперименте.

 Эксперимент .1 перо птицы обмакнуть в масло. Как оно изменилось? Попытайтесь очистить перо при помощи губки и воды, получилось?

К чему это может привести ?

Влияние нефтепродуктов (на примере бензина) на человека.

СЛАЙД . «Действие бензина на человека».

Как вы думаете, в результате чего происходят наиболее крупные по    масштабам  загрязнения?(Наибольшее загрязнение связано с транспортировкой нефти)

Какие виды транспорта используют для перевозок нефти и продуктов её переработки?

СЛАЙД  «Виды транспорта : трубопроводный;

                                                       Водный;

                                                       ж/д;

                                                      авиационный.

Задание в группы. Каждая группа за 2 мин. должна определить плюсы и минусы транспортировки нефти на определённом виде транспорта.

 Заслушиваем учащихся.

(Методы очистки сточных вод можно разделить на механические, химические,

   физико-химические и биологические.?

обирают нефть, есть бактерии, которые поедают нефть, откачивают нефть)

 Ребята вас хоть немного задела проблема, о которой мы сегодня вели речь?

Какие ощущения вы испытали?

 Задание на дом,  к следующему занятию  пожалуйста разработайте: листовки, плакаты, стихи, буклеты, ( кто художники пусть рисуют, поэты пусть пишут и т.д.), которые напоминали бы  о катастрофах, о том вреде, которые наносят любители своих автомобилей когда моют машины около рек)

А кто занимается ТРИЗом вы придумайте новые технологии переработки нефти, способы транспортировки, которые бы не загрязняли нашу природу.

Спасибо за урок.    

Используемая литература:

       

             1.Жигарев И.А, Пономарева О.Н.Основы экологии 10 (11) кл, 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2002

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"

познакомить учащихся с современным состоянием окружающей среды и влиянием его на здоровье человека....

Интегрированный урок "Потребитель и окружающая среда"

Цели:  познакомить учащихся с основными экономическими и экологическими понятиями.  ЗадачиОбучающая: познакомить учащихся с понятием « потребитель»,  кодами пищевых доб...

Интегрированный урок по охране окружающей среды

интегрированный урок по охране окружающей среды...

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...