рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Иванова Ольга Ильинична

рабочая программа по биологии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_klass_novaya.docx79.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1602»

СОГЛАСОВАНО

с МО ______________________

протокол №___ от ___________г.

Председатель МО

_________ /_________________/

РАССМОТРЕНО

 на заседании педагогического совета

протокол № __ от _________г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

                   школы № 1602

_____________А.В. Филатов

________________________г.

Рабочая программа

по    биологии  класса «10 А, Б »

2017/2018 учебный год

Количество часов в неделю:   2 часа

Количество часов за год:  68 часов

учитель: Иванова Ольга  Ильинична

учебник: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц,   / под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение» 2017г

                                                                          Москва

                                           

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

                                   ДЛЯ СРЕДНЕГО ( ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                 

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

             Данная  программа  составлена   в  полном  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  стандарта  среднего (полного)  общего образования  на  базовом  уровне  и  предназначена  для  изучения  биологии  в  общеобразовательных  учреждениях

             Базовый  уровень  стандарта  ориентирован  на  формирование  общей  биологической  грамотности  и  научного  мировоззрения   учащихся. Знания, полученные  на  уроках  биологии, должны  не  только  определить  общий  культурный  уровень  современного  человека, но и  обеспечить  его  адекватное  поведение  в  окружающей  среде, помочь  в реальной  жизни.

            В  10 – 11 классах  изучается « Общая  биология». Этот  раздел  является  последним  в  базовом  звене  биологического  образования, поэтому  очевидна  необходимость  на  данном этапе  обучения  определенной  завершенности  знаний  об  условиях  жизни, закономерностях, имеющих  место  в  живой  природе. Изучение  курса  на  базовом  уровне  основывается   на  знаниях, полученных  учащимися  в  основной  школе, и  направлено  на  формирование  естественнонаучного  мировоззрения, экологического  мышления и  здорового  образа  жизни, на  воспитание  бережного  отношения  к  окружающей  среде. Именно поэтому, наряду  с  освоением  общебиологических  теорий, изучением  строения  биологических  систем  разного  ранга  и  сущности  основных  биологических  процессов, в программе  уделено  серьезное  внимание  возможности  использования  полученных  знаний  в  повседневной  жизни  для  решения  прикладных  задач.

         Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

            Профилактика  СПИДа; последствия  влияния  алкоголя, никотина, наркотических  веществ на  развитие  зародыша  человека; влияние  мутагенов  на  организм  человека; наследственные  болезни  человека, их  причины  и  профилактика; медико – генетическое  консультирование – эти  и  другие  темы  помогут  сегодняшним  школьникам   корректно  адаптироваться  в  современном  обществе  и  использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  собственной  жизни.

          Программой  предусматривается  изучение  учащимися  теоретических  и  прикладных  основ  общей  биологии. В  ней  нашли  отражение  задачи, стоящие  в  настоящее  время  перед  биологической  наукой, решение  которых  направлено  на  сохранение  окружающей  природы  и  здоровья  человека.

           Важнейшими  особенностями  данной  программы  являются : увеличение  объема  экологического  содержания  за  счет  некоторого  сокращения  анатомического  и  морфологического  материала; усиление  внимания  к  биологическому  разнообразию  как  исключительной  ценности  органического  мира; усиление  внимания  к  идеям  эволюции  органического  мира, о взаимосвязях  и  зависимостях  в структуре  и  жизнедеятельности  биологических  систем  разных уровней  организации; к идеям  об  устойчивом  развитии  природы  и  общества.

           В   10 классе  рассматривается  клеточный  уровень  организации  жизни, клетка  представляется  как  структурная, функциональная  и  генетическая  единица  живого. На  базе  знаний  о  клетке  обобщаются  сведения  об организме  как  сложной  системе, его  основных  признаках. Более  глубоко  раскрываются  вопросы  размножения  и  индивидуального  развития  организмов, законы  наследственности  и  изменчивости, их  цитологические  основы.

            В 11  классе, на  базе   знаний  о  клеточной  и  организменной  формах  жизни  изучаются  надорганизменные  системы,  присущие  им  экологические  закономерности;

синтетическая  теория  эволюции, развитие  органического  мира и  происхождение  человека, селекция  как  управляемая  эволюция, глобальные  проблемы  сохранения  биосферы.

              Для  повышения  образовательного  уровня  и  получения  навыков  по  практическому  использованию  полученных   знаний  предусматривается  лекционная  форма  обучения, представленная  наряду  с  освоением   учебного  материала  на  семинарских  занятиях, а  также  выполнение  ряда  лабораторных  работ.

                           Цели  и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);

строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный  закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29.12.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями на 17 июля 2015 года);
  • Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» 31.03. 2014 №253)
  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010    № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями),
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Локальные  нормативные  акты   образовательного учреждения.

                  Сведения о программе на основании которой разработана рабочая программа,

                                с указанием наименования, автора и года издания

     Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2013, требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

 

                            Обоснование    выбора    примерной    программы

                                         для разработки    рабочей программы

      Настоящая программа предназначена для изучения курса «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» в 10,11 классах средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.

         Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                        

            Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств молекулярного  уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств биосферного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.

             Информация о внесенных изменениях в примерную  программу и их обоснование

 

         В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и рассчитана на 70 часов: 35ч. в 10классе и 35ч. в 11 классе за счёт федерального компонента и 2 часа (10кл. 1ч. и 11кл. 1ч.) за счёт вариативной части, таким образом в 2017-2018 уч. году, в соответствии с годовым учебным планом, на изучение биологии в 10-11 кл.  отводится в 10 классе – 68часов, в 11классе – 66 часов.

       Увеличено количество практических работ  «Решение генетических задач» с целью подготовки к ЕГЭ (в 11классе). В программу включён обязательный минимум содержания основных образовательных программ, региональный компонент. В программе для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

 Даётся список возможных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения, не все работы оцениваются. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя табличный  материал или фотографии.

            для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.

                            Определение места и роли учебного курса, предмета 

          Курс биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

           Основу структурирования содержания курса биологии на базовом уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса.

          Изучение  курса « Общая  биология» основывается  на  знаниях, полученных  учащимися  при  изучении  биологических  дисциплин  в  младших  классах, а  также  приобретенных  на  уроках  химии, физики, истории, физической  и  экономической  географии.

              Изучение  биологии  как  процесса  появления, смены  и  развития  теорий  даст   возможность  развивать  интеллектуальный  потенциал  старшеклассников, приобщая  их  к опыту  и  процессу  творческой  деятельности, моделирующей  научный поиск.

              В  программе  определен  общеобразовательный  минимум  знаний.

 Этот  минимальный  объем  объединен  в  6  блоков:

  1. От  естественной  истории  к биологии.
  2. Клеточная  теория – основа  наук  об  организменной  форме  жизни.
  3. Эволюционные  идеи  в  биологии.
  4. Хромосомная  теория: от дарвинизма  и  клеточной  теории  к генетике
  1. Становление  и  развитие  экологических  концепций.
  2. Современная  эволюционная теория.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.

Программа  рассчитана  на  2  часа  классных  занятий  в  неделю  при  изучении  предмета  в  течение  двух  лет (10 – 11 классы).

   в том числе из них на проведение  - лабораторных –   2 часа, зачетов –   4 часа.  

Формы организации образовательного процесса: урочная – 68  часов в год, внеурочная (экскурсии в природу – сентябрь, май), участие в декаде предметов ЕМЦ (декабрь).

Технологии обучения:

  • информационно- коммуникационные
  • проектные
  • работа с одаренными детьми
  • технология критического мышления;
  • структурно-логические технологии;
  • диалоговые технологии

Виды и формы контроля: зачетная система. Для систематического и разноуровнего контроля и самоконтроля  знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ, задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ.

                   Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года  ( в                    соответствии с требованиями, установленным государственными образовательными стандартами, образовательной программой школы)

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования.

                        Информация об используемом учебнике.

Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. / Авторы: Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц,   / под редакцией Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. М.: «Просвещение», 2017

                                           Учебно  - тематическое  планирование курса

Раздел

количество часов

1.

Введение. Характерные свойства живого. Уровни организации жизни. 

4

2.

    Клетка-единица живого

  1. Химическая  организация  клетки
  2. Строении  клеток  прокариот  и эукариот.
  3. Обеспечение клеток энергией.  Наследственная информация и реализация её в клетке.

Повторение и обобщение темы « Клетка-единица живого»

27

3.

Размножение и развитие организмов.

1.Размножение организмов.

 2. Индивидуальное развитие организмов.

Повторение и обобщение темы « Размножение и развитие организмов».

11

4.

Основы генетики и селекции

Тема1. Основные закономерности явлений наследственности

Тема 2. Закономерности изменчивости

Тема 3. Генетика и селекция

Повторение и обобщение темы «Основы генетики и селекции»

23

резерв

3

                 

                            Содержание учебного предмета « Общая биология»

№ пп

              Название   раздела

Количество часов

        

      1.

                                   

  ВВЕДЕНИЕ  В  БИОЛОГИЮ.

 Общая  биология – дисциплина, изучающая  основные  закономерности  возникновения  и развития  жизни  на Земле; как  один  из  источников  формирования  диалектико – материалистического  мировоззрения. Связь биологических  дисциплин  с  другими  науками. Место  биологии  в  формировании  научных  представлений  о  мире.

  Уровни  организации  живой материи; жизнь  и  живое  вещество; молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно- видовой, биоценотический и биосферный  уровни организации  живого. Единство химического  состава  живой  материи;  основные  группы  химических  элементов; обмен  веществ  и  саморегуляция  в  биологических  системах, самовоспроизведение, наследственность  и  изменчивость  как  основа  существования  материи; рост  и  развитие; формы  потребления энергии.

    Царства  живой  природы; краткая  характеристика  системы  классификации  живых  организмов.

4

     2.

     2.1

 

УЧЕНИЕ  О  КЛЕТКЕ.

  1. Химическая  организация  клетки

      Элементарный  состав  живого  вещества; макроэлементы  и микроэлементы. Неорганические  молекулы  живого  вещества. Органические  молекулы. Биологические  полимеры – белки, структура, свойства. Биологические  катализаторы. Углеводы  в жизни  растений, животных, грибов. Жиры. Особенности  строения жиров  и  липидов. ДНК – молекулы  наследственности, биологическая  роль  ДНК; генетический  код, РНК; виды РНК; витамины: строение, функции  в организме.

Лабораторная  работа  №  1. « Расщепление  пероксида  водорода  ферментами»

27

8

     

   

  1. Строении  клеток  прокариот  и эукариот.

        Прокариотические  клетки. Строение  клеток  прокариот, метаболизм  прокариот, размножение.

        Цитоплазма  эукариотической  клетки; строение  биологической  мембраны; органеллы  цитоплазмы, их  структура  и  функции. Включения, их  значение  в  клетке. Клеточное  ядро – центр управления  жизнедеятельностью  клетки. Структура  клеточного  ядра.

Лабораторная работа  № 2  « Строение органоидов  растительной  и  животной  клетки»

9

      2.3

 

Обеспечение клеток энергией.

Наследственная информация и реализация её в клетке.

   Обмен  веществ  и превращение  энергии  в  клетке. Автотрофные  и  гетеротрофные  организмы. Пластический  и  энергетический обмены. Этапы  энергетического  обмена. Фотосинтез. Биосинтез белка.

     Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Клеточная  теория

    Клеточная  теория  строения  организмов. Основные  положения клеточной  теории. Вирусы – внутриклеточные  паразиты  на  генетическом  уровне. Открытие  вирусов, механизм  взаимодействия  вируса  и  клетки. Бактериофаги.

10

   

       

     3.

     

     3.1

   

    РАЗМНОЖЕНИЕ  И   РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Жизненный  цикл  клеток.

     Жизненный  цикл  клеток. Размножение  клеток. Митотический  цикл. Митоз. Фазы  митотического  деления. Биологический  смысл  и  значение  митоза.

Бесполое  и  половое  размножение.

  Формы  бесполого  размножения. Эволюционное  значение  бесполого  размножения. Половое  размножение  растений  и животных. органы  полового  размножения. Гаметогенез. Периоды  образования  половых  клеток. Особенности  сперматогенеза и овогенеза. Наружное  и внутреннее  оплодотворение.

     Развитие  половых  клеток  у  высших  растений. эволюционное  значение  полового  размножения.

11

6

     3.2

     

      Индивидуальное  развитие  организмов.

    Типы яйцеклеток. Основные  закономерности  дробления. Бластула. Гаструляция. Первичный  органогенез  и  дифференцировка  тканей, органов, систем. Регуляция  эмбрионального  развития; эмбриональная  индукция. Роль  нервной  и  эндокринной  системы  в  эмбриональном развитии.

      Формы  постэмбрионального  периода  развития.   Непрямое  развитие; полный и неполный  метаморфоз. Прямое  развитие. Старение  и  смерть.

     Биологическое  значение двойного  оплодотворения. Постэмбриональное  развитие  растений. Прорастание  семян, формирование  побега  и корневой  системы.

      Сходство  зародышей  и  эмбриональная  дивергенция  признаков ( закон  Бэра). Биогенетический  закон. Работы  Северцова А.Н. об эмбриональной  изменчивости. Роль  факторов  окружающей  среды  в  эмбриональном  и постэмбриональном  развитии  организмов. Влияние  токсических  веществ. Понятие  о  регенерации.

5

             

 ОСНОВЫ  ГЕНЕТИКИ  И  СЕЛЕКЦИИ.

     История  развития  генетики.

   Основные  закономерности  наследственности.

    Закономерности  наследования признаков. моногибридное  скрещивание. Закон  доминирования. Закон  расщепления. Полное  и неполное доминирование. Множественные  аллели. Анализирующее  скрещивание. Дигибридное  скрещивание. Закон  независимого  комбинирования.

    Хромосомная  теория  наследственности. Сцепленное  наследование  признаков. закон  Моргана. Полное  и  неполное  сцепление  генов. Генетические  карты  хромосом.

   Генетическое  определение  пола. Генетическая  структура  хромосом. Наследование  признаков, сцепленных  с  полом. Генотип  как  целостная  система. Взаимодействие  аллельных  и  неаллельных  генов.

Лабораторная  работа  № 3 « Решение  генетических  задач  и  составление  родословных»

                   

23

11

     

   

    3.1

     

Основные  закономерности  изменчивости.

      Основные формы  изменчивости. Генотипическая  изменчивость. Мутации. Виды  мутаций. Причина  мутаций. Значение мутаций. Комбинативная  изменчивость. Роль  комбинаций  генов  в  создании  генотипического  разнообразия  вида. Эволюционное  значение  комбинативной изменчивости. Закон  гомологических  рядов  в  наследственной  изменчивости.

        Фенотипическая  или  модификационная  изменчивость. Роль  условий  среды  в  развитии  и проявлении  признаков. Вариационный  ряд  и  вариационная  кривая. Норма реакции. Управление  доминированием.

Лабораторная  работа  №  4 « Изучение  модификационной  изменчивости».

6

         3.2

 

Селекция  животных, растений, микроорганизмов.

    Центры  происхождения культурных  растений  и  их  многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы  селекции  растений и животных. Отдаленная гибридизация. Явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Биотехнология и генетическая  инженерия. Значение селекции  для развития  сельскохозяйственного  производства, медицинской, микробиологической  промышленности.

6

     

      4.2

 Резерв

Защита  проектов

3

Лабораторные и практические работы:

      1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
     2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).
   3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
   4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
   5. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).

   6.Составление простейших схем скрещивания (не оценивается).
  7.Решение элементарных генетических задач.
   8. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
   9. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах)  (не оценивается).

                         Требования к уровню подготовки выпускников

В  результате  изучения  биологии  на  базовом  уровне  ученик  должен:

            Знать\  понимать

  • Основные  положения  биологических  теорий ( клеточная, эволюционная теория  Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского  о биосфере; сущность  законов Г. Менделя, закономерностей  изменчивости;
  • Строение биологических  объектов: клетки; генов  и  хромосом; вида  и  экосистем  (структура)
  • Сущность  биологических  процессов: размножение, оплодотворение, действие  искусственного  и  естественного  отбора, формирование  приспособленности, образование  видов, круговорот  веществ  и  превращения  энергии  в  экосистемах  и  биосфере;
  • Вклад  выдающихся  ученых  в  развитие  биологических  науки;
  • Биологическую  терминологию  и символику;

                  Уметь

  • Объяснять: роль  биологии  в  формировании  научного  мировоззрения; вклад  биологических  теорий  в  формирование  современной  естественнонаучной  картины  мира; единство  живой  и  неживой  природы; родство  живых  организмов; отрицательное  влияние  алкоголя, никотина, наркотических  средств  на развитие  зародыша  человека;  влияние  мутагенов  на организм  человека, экологических  факторов  на  организмы;  взаимосвязи  организмов  и  окружающей  среды; причины  эволюции, изменяемости  видов, нарушений  развития  организмов, наследственных  заболеваний, мутаций, устойчивости  и  смены  экосистем; необходимость  сохранения  многообразия  видов;
  • Решать   элементарные  биологические  задачи; составлять  элементарные  схемы  скрещивания  и  схемы  переноса  веществ  и  энергии  в  экосистемах (цепи  питания);
  • Описывать  особей  видов  по морфологическому  критерию;
  • Выявлять  приспособления  организмов  к  среде  обитания, источники  мутагенов  в  окружающей  среде ( косвенно), антропогенные  изменения  в  экосистемах  своей  местности;
  • Сравнивать: биологические  объекты (тела живой  и  неживой  природы  по  химическому  составу, зародыши  человека  и  других  млекопитающих, природные  экосистемы  и  агроэкосистемы  своей местности ), процессы ( естественный  и  искусственный отбор, половое  и  бесполое  размножение)  и делать  выводы  на  основе  сравнения;
  • Анализировать  и  оценивать  различные  гипотезы  сущности  жизни, происхождения  жизни  и  человека, глобальные  экологические  проблемы  и  пути  их  решения, последствия  собственной  деятельности  в  окружающей  среде;
  • Изучать  изменения  в  экосистемах  на  биологических  моделях;
  • Находить  информацию  о  биологических  объектах  в  различных  источниках (учебных  текстах, справочниках, научно – популярных  изданиях, компьютерных  базах  данных, ресурсах Интернета)  и  критически  её  оценивать;

       

   Использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для: 

  • Соблюдения  мер  профилактики  отравлений, вирусных  и  других  заболеваний, стрессов, вредных  привычек ( курение, алкоголизм, наркомания); правил  поведения   в природной среде;
  • Оказание  первой  помощи  при простудных  и  других  заболеваниях, отравлении  пищевыми продуктами;
  • Оценки  этических  аспектов  некоторых  исследований  в  области  

биотехнологии ( клонирование, искусственное  оплодотворение).

                                    Критерии оценивания достижений обучающихся

                             Оценивание устного ответа обучающихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4»: 

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  

                                   Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

                       

                 Оценка выполнения тестовых  работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

                Оценка самостоятельных письменных  работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

                                            Учебно-методическое и материально-техническое

                                           обеспечение образовательного процесса

  1. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
  4. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
  5. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
  6. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
  7. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
  8. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
  9. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
  10. Природоведение. Биология.  Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
  12. Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
  13. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
  14. Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
  15. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.
  16. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  17. Сборники заданий для подготовки к ЕГЭ выпуски разных  лет

                      Электронные издания:

  1. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 11 класс. 2005

Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 10   классе

Модуль

Раздел

(количество часов)

№ урока

    Название урока

          КЭС

Введение в биологию

Биология как комплекс наук о живой природе.

 ( 4 часа)

1

Общая биология  как  наука.

1 ,1.1, 1.3

2

Основные  свойства живого

2.1,2.2

3

Уровни  организации  живой  природы

2.1,2.2

4

Биология как комплексная наука. Практическое значение биологических знаний

1.5 ,1.6 ,1.2

Клетка – единица живого

Химическая  организация  клетки

( 8  часов)

1

Химическая  организация  клетки. Неорганические  вещества.

 3.1 , 3

2

Органические  вещества  клетки. Белки.

 3.3

3

Свойства и функции  белков.

 3.3

4

Лабораторная  работа  №  1.                    « Расщепление  пероксида  водорода  ферментами»

3.3

5

Органические  молекулы- углеводы.

3.2, 3.4

6

Органические молекулы-жиры .

3.2, 3.5

7

Биологические  полимеры- нуклеиновые  кислоты .

4.2., 4.1 ,

4.3 ,4

8

Обобщение: Хим.организация клетки.

4, 3.1 , 3,

3.2, 3.4,3.5

Строении  клеток  прокариот  и эукариот.

 ( 9 часов )

1

Цитология, методы цитологии. Клеточная  теория  строения  организмов.

5.4 ,5.3 5.2 ,5.1 ,5

2

Строение клетки. Прокариотическая клетка.

6.4 ,6.3 ,6 6.2 ,6.1

3

Эукариотическая клетка.

6.4 ,6.3 ,6 6.2 ,6.1

4

Органеллы цитоплазмы. Одномембранные органоиды.

6.4 ,6.3 ,6 6.2 ,6.1

5

Органеллы цитоплазмы. Двумембранные органоиды.

6.4 ,6.3 ,6 6.2 ,6.1

6

Включения, их  значение  в  клетке.

6.3

7

Строение и функции ядра.

6.5,6.6

8

Лабораторная работа  № 2  « Строение органоидов  растительной  и  животной  клетки»

6.4 ,6.3 ,6 6.2 ,6.1

9

Обобщение: Клетка - структурная и функциональная  единица  жизни.

6.4 ,6.3 ,6 6.2,6.1,6.56.6

Обеспечение клеток энергией.

( 10 часов )

1

Обмен  веществ  и превращение  энергии  в  клетке. Автотрофные  и  гетеротрофные  организмы

8.3 ,8.4 ,8 ,8.1 ,8.8

14 ,13.3 ,13.2 ,13.1 ,13

2

Пластический  и  энергетический обмены. Этапы  энергетического  обмена

8.2,8.8

3

Автотрофный  тип обмена веществ. Фотосинтез.

8.3 , 8.4 ,8

4

Генетическая информация. Ген. Геном.

6.7 ,4.2 ,8.7 ,6.6

5

Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК.

6.7 ,4.2 ,8.7 ,6.6

6

Генетический код. Биосинтез белков.

8.3 ,8.6 ,8 ,8.1

7

Хемосинтез.

8.5

8

Обмен веществ и энергии в клетке. Семинар.

8

9

Вирусы неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний

7.3, 7 ,7.1 ,7.2

10

Обобщение: Метаболизм

8

Размножение и развитие организмов

Бесполое  и  половое  размножение.

  ( 6 часов)

1

Бесполое размножение  и  его  формы.

16.3 ,16.2 , 16.4 ,16.5 ,16

2

Половое  размножение  и его  формы.

16.1, 16.4

3

Митоз. Фазы  митотического  цикла.

9.1 ,9.2 ,9.3,9.6

4

Гаметогенез.

9.6 ,9.5 ,9.4

5

Особенности  сперматогенеза и овогенеза.

9.6 ,9.5 ,9.4

6

     Развитие  половых  клеток  у  высших  растений.

17.3,17.4

         Индивидуальное  развитие  организмов.

                       

  ( 5 часов)

1

Онтогенез .История эмбриологии.

17.3 ,17.1 17.4 ,17 , 17.2

2

Органогенез.

17.2

3

Постэмбриональное  развитие  животных.

17

4

Онтогенез высших  растений.

17.4,

5

Общие закономерности  онтогенеза. Биогенетический  закон.

17.5,

Основы генетики и селекции

       

 Основные  закономерности  наследственности.

     

( 11 часов)

1

Основные понятия  генетики.

18.1 ,18.4 18.3 ,18.2 18

2

Гибридологический  метод. Законы  Менделя.

19.3 ,19 19.1 ,19.2 19.4 ,19.5

3

Полное и  неполное  доминирование. Анализирующее  скрещивание

19.3 ,19 19.1 ,19.2 19.4 ,19.5

4

Дигибридное  скрещивание.

19.3 ,19 19.1 ,19.2 19.4 ,19.5

5

Хромосомная  теория  наследственности. Закон Моргана.

19.6

6

Генетика  пола.

20.2 ,20 19.7 ,20.1

7

Наследование  признаков, сцепленных  с  полом.

 20.2 ,20 19.7 ,20.1

8

Взаимодействие  аллельных  и  неаллельных  генов.

9

Лабораторная  работа  № 3 « Решение  генетических  задач  и  составление  родословных»

19.2 ,19.5 20.2 ,19.4 19.7 ,19.3 20.1 ,19.6 19.1 ,19

10

Генотип  как  целостная  система.

21

11

Обобщение: Закономерности наследственности

19,20,21

Основные  закономерности  изменчивости.

( 6  часов)

1

Основные  формы  изменчивости. Наследственная  изменчивость.

21.7 ,21.6 21.8 ,21.5

2

Закон  гомологических  рядов  Н.И. Вавилова.

21.7 ,21.6 21.8 ,21.5

3

Фенотипическая изменчивость.

21.3 ,21.4 21.2 ,21.1 21

4

Лабораторная  работа  №  4 « Изучение  модификационной  изменчивости».

21.3 ,21.4 21.2 ,21.1 21

5

Закономерности  изменчивости. Семинар.

21.7 ,21.6 21.8 ,21.5

6

Обобщение: Основные  биологические  закономерности

21

Селекция  животных, растений, микроорганизмов

 ( 6 часов)

1

 Селекция как наука. Центры  происхождения культурных  растений  и  их  многообразие.

22.1,22.2

2

Создание пород  животных  и  сортов  растений.

22,22.3,22.4,22.5

3

Методы  селекции  растений  и  животных.

22,22.3,22.4,22.5

4

Селекция  микроорганизмов.

22.7,22.8

5

Достижения современной  селекции

22.7,22.8

6

Обобщение: Селекция организмов

22

Резерв  

( 3 часа )

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...