Модульная технология. Уроки модули.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Тема урока: «Онтогенез»
Пояснительная записка
Учащиеся изучают данный материал под руководством учеников-экспертов и учителя. Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Учащиеся экспертной группы помогают учащимся в изучение нового материала и оценивают работу своих одноклассников. Работа экспертов оценивается по трём направлениям: самооценка, оценка учащихся, оценка учителя.
Изучение нового материала осуществляется в парах. Каждая пара получает карточку учёта знаний, в которой указаны номера заданий. Ученик-эксперт объясняет и проверяет только своё задание. Образец карточек учёта знаний смотрите в приложении. Формы и виды заданий экспертов указаны в карточках учёта знаний. Оценка ученикам экспертам выставляется в оценочную карточку. Образец карточки смотрите в приложении.
Визитная карточка урока
Предмет: биология Класс: 10 класс
Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин
Учебник: «Общая биология» Авторы учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
Технология развивающего обучения
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная: учащиеся знакомятся с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого этапа.
Развивающая: учащиеся выявляют особенности каждого этапа т.е.:
1- выявляют особенности развития зародыша, 2- выделяют основные этапы эмбриогенеза, 3· определяют факторы, влияющие на развитие зародыша, 4·устанавливают взаимосвязи в развитии органов, 5·доказывают, что эмбриогенез - начальная стадия онтогенеза, 6· формулируют выводы об особенностях эмбрионального развития.
Воспитательная:
· учащиеся осознают, что любая половая близость может привести к зачатию, что беременность – это очень ответственный период в жизни женщины
· понимают о последствиях совершённого аборта и осознают, что аборт – это убийство, которое совершают с разрешения самой женщины
· делают вывод, что за будущее ребёнка должны нести ответственность мужчина и женщина
Оформление:
· Стенд с фотографиями новорождённых и грудных детей, учащихся данного класса, совместные фотографии детей и родителей.
· На доске записаны слова из клятвы Гиппократа:
«Я не дам просимого у меня смертельного средства и не покажу пути
для подобного замысла; точно так же я не вручаю никакой женщине абортивного пессария ».
Оборудование необходимое для урока: карточки учёта знаний, оценочная карточка эксперта, микроскопы, микропрепарат бластулы зародыша, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета фильма: «Безмолвный крик», экран для проектирования, компьютер, мультимедийная приставка.
Ход урока
I. Мотивационно – ориентировочный этап:
1. Вхождение в контакт. (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)
2. Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде , обращает внимание на счастливые лица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)
3. Учитель объясняет план проведения урока
Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма? Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.
Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.
На доске записывается начало формулы
Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».
Тема проектируется на экран. Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?
Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.
Задачи: 1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?
2. Выделить основные этапы развития.
3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?
4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?
5. Условия, влияющие на развитие зародыша
Учитель: Я предлагаю включить ещё несколько пунктов: (если эти задачи не будут поставлены учениками)
6. Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности.
7. Осознать ответственность за будущего ребёнка.
II. Операционально – исполнительский этап
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.
Образец таблицы смотрите в приложении.
Ученик: При изучении таблицы можно выделить следующие этапы- образование зиготы, процесс дробления с образованием бластулы, стадия нейрулы, процесс органогенеза.
Учитель: Представляю состав экспертной группы. Данные учащиеся выполняли дома предложенные мной опережающие задание. Каждый член экспертной группы получил своё задание, которое он вам предложит, объяснит и поставит оценку в карточку учёта. Вы должны с помощью учеников- экспертов изучить новый материал. В конце урока мы все вместе оценим работу экспертной группы, поставив баллы в оценочный лист, который имеется у каждого члена экспертной группы. Ученик – эксперт 1: Мы работаем с текстом п. 36 изучаем статью «Эмбриональный период онтогенеза». В ходе изучения текста заполните таблицу, которая у вас есть в карточке учёта знаний. Предлагаю вам работать в парах.
Образец таблицы
Основные этапы | Особенности этапа | Схематичный рисунок |
|
|
|
|
|
|
Ученики заполняют таблицу в тетради. После выполнения работы, ученик экспертной группы проектирует выполненную им таблицу на экран. Предварительно выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения, а эксперт контролирует и оценивает выполненное задание, проходя между рядами и выставляет оценку в карточку учёта знаний. Ученик: Проверяем таблицу. Внимание на экран. Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.
Учащиеся проверяют таблицы, вносят изменения.
1. Образование зиготы. Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.
2. Образование бластулы Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость- бластоцель
3. Образование гаструлы Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели - гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы. 4. Стадия нейрулы Формирование важных частей зародыша - нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. 5. Закладка и формирование органов – гистогенез Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.
Образец заполненной таблицы
Ученик эксперт 2: Я предлагаю вам рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом и определить стадию развития зародыша. Работаете с задание № 2 в карточке учёта.
Если микроскопов не хватает на каждый стол, то можно рассматривать предложенный микропрепарат по очереди. После просмотра учащиеся записывают ответ в карточке учёта, а ученик экспертной группы оценивает результаты второго задания. Можно предложить прокомментировать ответ любой паре учащихся. Ученик: Я считаю, что под микроскопом мы рассматривали стадию бластулы, так – как она состоит из одинаковых клеток бластомеров и она в виде многоклеточного шара. Данные особенности характерны для стадии – бластулы.
Ученик-эксперт 2: Вы правильно определили данную стадию. Это действительно бластула, представляет собой многоклеточный шар, состоящий из бластомеров.
Ученик эксперт 3: Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Выполняем задание № 3 в карточке учёта.
Ответ записывается в карточку учёта. Можно предложить кому- то прокомментировать ответ. Эксперт проверяет правильность выполненного задания. Ученик: Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист. Ученик эксперт 3: Выполните задание. На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается.
Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.
Ученик- эксперт 3: Кто выполнит задание на доске?
Ученик выполняет предложенное задание, а остальные выполняют в карточках учёта знаний.
Образец выполненного задания
1.легкие – энтодерма позвоночник – энтодерма 2. спинной мозг – эктодерма
3.орган зрения – эктодерма
4.яичники – мезодерма
5. кишечник – энтодерма
6. скелет – мезодерма Ученик эксперт оценивает третье задание. Оценка выставляется в карточку учёта знаний.
Учитель: Посмотрите на изменения зародыша с помощью компьютерной графики, которую подготовили учащиеся класса. Внимательно прочитайте предложенный текст. Проследите за изменением развития зародыша, выделите основные изменения и на каком сроке беременности эти изменения происходят.
Обсуждения текста с учащимися класса
Образец текста
Развитие зародыша
Развивающийся ребенок называется зародышем примерно до 10-й недели беременности. В течение первого месяца из оплодотворенной яйцеклетки путем быстрого деления образуется группа клеток, а в последующие несколько недель из них формируется структура будущего младенца.
5-6 недельный эмбрион имеет размеры не больше рисового зернышка, но у него уже есть различимые голова и шея, зачатки мозга и сердце, которое уже бьется
. К концу 8-й недели формируются внутренние органы и зачатки рук и ног. К 8-9-й неделе почти полностью сформирован кишечник и большинство внутренних органов,
к концу 9-й недели уже можно распознать мужские и женские половые признаки, появляются также нос, рот и глаза. Именно в первые недели эмбрион наиболее подвержен вредному воздействию алкоголя, никотина, лекарств и инфекций.
Через 9-10 недель зародыш обретает человеческие черты и становится полностью сформированным плодом, у которого функционируют все внутренние органы, а сердце перекачивает кровь. Теперь будущий ребенок полностью сформирован и просто растет и созревает, пока длится период беременности. Воздействие же неблагоприятных факторов может приводить к задержке роста и недоразвитию органов или нарушению расположения тканей.
Термины :
Онтогенез - индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти
Эмбриогенез – зародышевое развитие организма
Зигота - оплодотворенная яйцеклетка
Оплодотворение – процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида
Бластула - однослойный зародыш
Бластомеры – это мелки клетки, которые образовались во время дробления;
Бластоцель - это полость внутри бластулы
Гаструла - это двухслойный зародыш,
Гаструляция – процесс образования 2х слойного зародыша
Нейрула - это процесс формирования нервной трубки;
Морула - это многоклеточная стадия бластулы
Органогенез , - это процесс формирования органов из зародышевых листов гистогенез -
Эктодерма – наружный зародышевый листок
Эндодерма – внутренний зародышевый листок
Мезодерма – средний зародышевый листок
Эмбриональная индукция - это влияние зародышевых частей друг на друга
Ученик: бластомеры -это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления; бластоцель-это полость внутри бластулы;
гаструла-это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания;
гистогенез-это процесс формирования органов из зародышевых листов;
нейрула-это процесс формирования нервной трубки;
морула-это многоклеточная стадия бластулы.
Учитель: Происходит ли взаимовлияние частей зародыша? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье: «Взаимовлияние частей развивающегося зародыша» на стр. 134 и объясните, что такое эмбриональная индукция?
Ученик: Эмбриональная индукция – это влияние зародышевых частей друг на друга
Ученик эксперт 5: Назовите факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша и составьте это в виде схемы, читая текст на стр. 135
Схемы выполняются учащимися в карточке учёта знаний После выполнения оцениваются экспертом. Выбирается наиболее удачная и правильная. На экран проектируется схема, созданная учеником экспертом.
Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения?
Обсуждение стихотворения.
Учитель: Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?
Ученик: Этот процесс называется беременностью.
Учитель: Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину. Посмотрите на экран. На экране вы видите текст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен православной церковью. Я призываю вас только к одному: задумайтесь!
Текст дневника смотреть в приложении.
Учитель: Посмотрите на свои фотографии. Какие вы счастливые, красивые и как счастливы ваши родители. А ведь вас могло и не быть.
Послушайте небольшое стихотворение.
: Оставляйте потомство, люди!
Нет прекрасней его на свете!
И не бойтесь хлопот и усталости,
Жизни трудной и распалённой!
Бойтесь только холодной старости,
Одиночеством оскорблённой.
Чтобы петь, чтоб землёй гордиться,
Чтоб познать всю радость на свете,-
Очень, очень хотят родиться
Не рождённые вами дети
III. Рефлексивно – оценочный этап
Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?
Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.
Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.
Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза. Учитель: Ученики эксперты соберите карточки учёта знаний, проставьте итоговые оценки. Мы с вами должны оценить работу экспертов. В оценочной карте экспертов учитель, сами эксперты и вы должны поставить оценку за их работу. Итоговая оценка за работу экспертам выставляется учителем.
Подводятся итоги урока, комментируются оценки экспертами, комментируется оценка учителем за работу экспертов. Оценки выставляются в журнал.
Учитель: Дома изучаем § 36. Я приглашаю всех, посмотреть фильмы «Безмолвный крик» после окончания уроков.
ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я — девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что буду любить цветы.
19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.
23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".
25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.
2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.
12 ноября. У меня формируются пальчики — смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!
23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.
10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие,
13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.
24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама! 28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.
Роль мужчины в период беременности и родов его женщины. Что он может и должен делать? Чем он может помочь? Чего сознательно и бессознательно ожидает от него женщина? Как он сам рассматривает себя в этом процессе? Научные исследования подтверждили, что беременность и роды невозможно свести только к физиологическим процессам, происходящим в организме женщины, а возникающие проблемы невозможно считать только медицинскими. И связано это прежде всего с тем, что мы обладаем сознанием, психикой, системой высшей нервной деятельности. Доктора Компернолль (1987) и Т.Верни (1982) настаивают на следующем положении: когда беременная женщина подвергается постоянному психологическому или психосоциальному стрессу, спровоцированному нарушением отношений с "главными действующими лицами", например, с мужем, биохимические сигналы, возникшие из-за стресса, проникают через плацентарный барьер и могут повлиять на развитие плода, модифицировав его биологические ритмы.Кроме того, существует корреляция между стрессовым состоянием во время беременности и весом ребенка при рождении. Многие негативные влияния могут быть ослаблены или устранены после рождения той средой (семейной, социальной), которая окружает новорожденного. Напротив, если причина стресса не устранена и после рождения, имеется риск различных психосоматических расстройств в период детства, во время полового созревания и даже для взрослых. К таким нарушениям относятся: расстройства сна, пищеварения; эмоциональная предрасположенность к беспокойствам, трудности школьного обучения, сексуальные проблемы и т.д.Как видим, значимое близкое окружение, и прежде всего муж, оказывают сильное влияние на протекание беременности и родов и на самочувствие ребенка после рождения.Напомним, что в период беременности у женщины происходят сильные гормональные изменения, а эмоциональная система женщины тесно связана с нейро-гуморальной. Другими словами, женщина становится более восприимчивой, ее эмоции и чувства более пластичны, изменчивы, гибки. Женщине легче обидеться, расстроиться, легче обрадоваться, развеселиться. Состояние женщины, ее настроение может измениться из-за пустяков. Мужчина здесь с одной стороны выступает фактором изменения состояния женщины, т.к. женщина чутко реагирует на него. С другой стороны, при осознании этого своего мощного влияния мужчина может занять позицию стабилизирующего фактора, стать якорем на волне эмоций женщины. Для этого ему просто надо самому оставаться спокойным (ему это сделать легче, т.к. гормональные изменения в его организме не происходят) и передавать, буквально транслировать это состояние женщине. Если мужчина спокоен, участлив к нуждам жены, спокойно ее выслушивает, проявляет внимание, то женщине передается спокойствие мужчины. А это, как известно, влияет на самочувствие, как самой женщины, так и на состояние еще не родившегося ребенка. При исследовании запросов и потребностей женщин, которые уже прошли подготовку к родам и все знают о родах, на первое место выходит потребность самостоятельного осознания своей необходимости и с проблемой поиска своей роли в родах. Как видим, роль мужа, его моральную поддержку не заменишь никакими занятиями. Но дело в том, что в нашей культуре мужчина помощь жене во время беременности и родов воспринимает стереотипно: быть добытчиком, приносить продукты и побольше фруктов. Работать за двоих в этот период и купить все необходимое, что понадобится при появлении малыша. О важности моральной поддержки, включенности в переживания женщины, которые связаны с изменениями в ее жизни и в ее организме, мужчины просто не подозревают!
Кроме того, видя изменения в жене, в ее внешнем виде и типах реакций, мужчины теряются, оказываются дезориентированными, не знают, как им на это реагировать, и как утопающий хватается за соломинку, так и они хватаются за роль "добытчика и кормильца".
Мужчины, прошедшие подготовку к родам совместно со своими женами, понимают возможность иной роли, чувствуют причастность к предстоящим родам и начинают видеть реальную возможность помочь своей жене родить через моральную поддержку.
У мужчин есть своя, равноправная с женщинами, но уникальная роль в период беременности и в родах. Те мужчины, которые посетили больше половины занятий, отметили, что занятия были необходимы не только для их жен, но и для них самих, т.к. они теперь стали лучше понимать, что ожидает их жен, стали более заботливо к ним относиться.
Роды - это прежде всего семейное событие, неразрывная часть общих семейных взаимоотношений и прямое продолжение супружеской сексуальной жизни. Роды по природе своей эротичны. Рождение ребенка происходит на сексуальной энергии. Если женщина раскрепощена в сексе, то она раскрепощена и естественна во время родов. Если женщина в сексе зажата, то она будет зажата и в родах. Второй аспект уникальной роли мужчины - подготовить женщину к естественным родам без хирургического вмешательства. Обучить этому женщину он и только он сможет на супружеском ложе. Здесь важны ласки, внимание и любовь. Сексуальная жизнь возможна и даже позитивна на всем этапе беременности, если происходит она сердечно. Тогда женщина входит в роды как в продолжение сексуальной жизни и рожает ребенка в сладостной истоме.
У большинства беременных женщин выявлена потребность в участии мужа в родах. При сравнении потребности в помощи мужа в родах, у женщин с мужчинами по данному вопросу видно явное расхождение ориентаций (обычно мужчины считают, что не должны участвовать в родах). При таком соотношении высока вероятность неудовлетворения данного запроса. Очевидно, что факт расхождения в описываемой ориентации между мужчинами и женщинами оказывает негативное влияние на общее психоэмоциональное состояние женщин в период беременности и может служить одной из причин невротизации в этот период.
Из исследований обнаружено, что только мужчины, обладающие высоким самопринятием, отличаются от остальных наличием желания участвовать в родах и помогать жене. Факт нежелания участвовать в родах во многом связан с непониманием, зачем и что там делать. Совместная подготовка позволяет мужчинам найти свою роль во время родов. Что касается описания характера помощи, которую муж может оказать в родах, то женщины всех групп видят помощь мужа уже даже в самом его присутствии, считают, что муж может морально поддержать, вселить уверенность в благополучном исходе родов. Перечисляя помощь мужа в родах, женщины затрагивают, прежде всего психологический аспект родов, связанный с состоянием роженицы и значимостью межличностных отношений супругов.
Очень важен и тот факт, выявленный в исследованиях, что готовность к родам мужа помогает женщине разрешить самой себе войти в роды, разрешить себе испытать новый неведомый опыт. Это связано с выявленной высокой потребностью женщин в поддержке со стороны мужа, в его помощи и в участии в родах.
Из исследований следует, что если супружеская пара вместе готовится к родам, то зрелость пары по отношению к родам растет, супруги начинают чувствовать себя способными влиять на свое будущее в родах. Через простые действия супруги принимали на себя роль активных участников родов, осознавали, что могут реально влиять на роды, творить роды. Практический опыт ситуации "я могу натренировать свои мышцы", "я могу менять свое эмоциональное состояние", "я могу уже сейчас общаться со своим ребенком" обобщался на беременность и роды в целом, позволял выработаться установке "от меня зависит, как пройдут мои роды", "я могу сделать свои роды гармоничными".
Принятие родов происходит как следствие: супруги понимают, что ответственность за роды и их исход лежат и всегда лежали на них самих. Постепенно происходит пересмотр принятого до занятий решения о способе родов. На занятиях были случаи, когда пара решала изменить решение и быть в родах вместе, а не традиционно - "женщина в роддоме, мужчина - за окошком". Иногда пара решала родить ребенка дома и в воду. При этом роды представлялись и переживались ими как интимный процесс, и образ хирургических инструментов, белых халатов и капельниц становился лишним, чуждым их представлению о ситуации появления их ребенка.
В занятиях был случай, когда женщина приняла решение родить дома, а муж был не готов к этому. Тогда ситуация изменилась: женщина была уверена в родах, ее муж - нет, он чувствовал волнение и страх за будущее. После обмена опытом с уже родившими семейными парами дома и в воду. Наша пара пришла к совместному решению. Пройти дополнительную подготовку к домашним родам с врачом акушером.
Подготовку они прошли, но их роды прошли в роддоме. Муж был рядом с женой, и очень ей морально помог. Оба супруга родами удовлетворены. Роды прошли гармонично, без осложнений .
"техническую и моральную поддержку жены" "помощь от своего присутствия" "поддержку словом" "ласки" "массаж" "моральная поддержка" "выполнение желаний жены" "собственное спокойствие и уверенность в благополучном исходе" "сам факт присутствия уже помощь, если оно осознанно" "можно помочь добрым словом"
Как можно увидеть, понимание мужьями собственной роли в родах после прохождения занятий во многом согласуется с мнением самих женщин на этот счет. Сравним с высказываниями женщин по этому вопросу:
"помочь может ласковым словом, своей уверенностью в нормальных родах" "муж сильно может поддержать жену в этот момент" "массаж, сделанный мужем, способен облегчить роды" "если рядом любимый человек - будешь чувствовать себя спокойной" "сможет успокоить жену" "именно муж знает все сильные и слабые стороны жены, он должен разделить всю ответственность и боль, связанную с появлением своего ребенка"Следует отметить, что понимание своей роли и своего места в родах к мужчинам приходит именно через участие в занятиях по подготовке к родам. До прохождения занятий лишь немногие мужья считали возможным участие в родах (10%).
Приложение 1
Особенности развивающего обучения.
В термин «развивающее обучение» его создатель вкладывает три смысла:
Принципа: развивающее обучение – это такое построение обучения, при котором можно управлять темпами и содержанием психического развития школьников.
Понятия: развивающее обучение – это направление теории и практики образования, ориентирующееся на развитие физических возможностей. Познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.
Системы: развивающее обучение – это обучение, методы и формы организации, которого прямо ориентированы на закономерности развития.
Учебная деятельность – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими теоретических знаний на основе диалогов и дискуссий и связанных с ними умений и навыков в различных сферах общественного сознания. Обучение должно создавать условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью раскрыть свою индивидуальность, социальные установки и направленность своей личности.
Переход от традиционного обучения, к развивающему, предполагает, изменить качество знания, т.е. постепенной трансформации опыта эмпирического в теоретический. В развивающем обучении ученик должен сам дойти до главной сути делая всё новые и новые открытия на основе поставленных целей и задач.
В процессе становления школьника как субъекта учения выделяют три этапа.
Основная задача первого этапа развивающего обучения(1-5 классы)формирование психологических механизмов регуляции учебной деятельности.
Основной задачей второго этапа(6-9 классы)является создание условий учебной деятельности каждым учеником. Важнейшим условием для решения этой задачи является:
1. Сохранение поисковой и исследовательской деятельности.
2. Создание системы теоретических понятий, которая становится предметом учебной деятельности. Построить такую систему можно путём апробации готовых программ и разработки своих экспериментальных материалов.
Задачей третьего этапа(10 – 11 классы)является создание условий, обеспечивающих самоопределение ученика как субъекта учебной деятельности.
Одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии является целеполагание. Постановка целей учителем ориентирована на следующие критерии:
1. Комплексность целей: - -- Знания – обучающая цель - Способа деятельности – развивающая - Смысла или опыта (зачем изучать) – воспитательная.
2. Диагностичность целей, т.е. конкретность формулировок с чётко прописанным результатом.
3. Постановка цели осуществляется в такой форме, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности.
Этапы урока в развивающем обучении
Первый этап. Мотивационно – ориентированный. - Создание ситуации успеха, постановка учебной задачи.
Второй этап. Операционально-исполнительский. – Создание учебной ситуации, постановки учебной задачи, выявления путей достижения.
Третий этап. Рефлексивно – оценочный, – ситуация оценки результатов деятельности.
На уроке не следует принуждать, ругать, наказывать за невыполнение, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. Действие, усвоенное по принуждению. Разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему убеждению, остаётся и при изменившихся условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnyy_urok.docx | 15.85 КБ |
urok1.doc | 143 КБ |
urok2.doc | 64.5 КБ |
urok3.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульная программа № 7
«Эмбриональное развитие организма – эмбриогенез»
Проблема: «Что необходимо для рождения здорового ребенка»
1.Узнать, как происходит эмбриональное развитие зародыша и его этапы
2.Устанавливить взаимосвязи в развитии органов зародыша
3.Определить какие есть критические, опасные периоды в развитии зародыша.
4. Определить факторы, влияющие на развитие зародыша
№ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению. |
УЭ-0 | Тема урока «Эмбриональное развитие организма – эмбриогенез» Цель . познакомятся с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого этапа. | Внимательно прочитайте цель и запишите в тетрадь тему урока. |
УЭ-1 | Цель: Установить взаимосвязи в развитии органов зародыша Посмотрите ролик «Эмбриональное развитие организма» Определите основные этапы и особенности каждого этапа. Учебник стр.216-222 | Запишите в тетрадь в виде схемы или таблицы. Работайте индивидуально. 10б |
УЭ-2 | Цель : Определить какие есть критические, опасные периоды в развитии зародыша. Определить факторы, влияющие на развитие зародыша и роль мужчин в период беременности женщины. Учебник стр.238 | Работайте в группах. Приготовьте сообщение 10б Обсудите
|
УЭ-3 | Цель: выписать основные понятия темы и их определения. Выучить. | Работайте в парах. Каждый правильный ответ 1б
|
УЭ-4 | Цель: закрепите полученные знания. Выполните творческие задания. Сделайте самопроверку. |
Каждый правильный ответ 1б
|
УЭ-5 | Рефлексия. Проведите самооценку своей работы. | Подсчитайте сумму баллов. |
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Тема урока: Индивидуальное развитие организма.
Предмет: биология, урок изучения нового материала и повторения пройденного.
Продолжительность : 45 минут
Класс: 8
Место проведения: МБОУ СОШ№4
Аннотация: Тема актуальная, имеет практическую значимость. По счету 3 урок в разделе « Индивидуальное развитие организма»
Форма организации учебной деятельности: урок изучения нового материала и повторения пройденного
Методы изучения: Проблемный, частично- поисковый, репродуктивный
Цель урока
- сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов
- изучить стадии онтогенеза.
- Раскрыть сущность биогенетического закона
- Познакомиться с понятиями: «беременность», «аборт»
Оборудование:
- Таблицы:
Индивидуальное развитие хордовых
Сперматогенез и овогенез
Зародыши различных позвоночных
- Модель-аппликация:
Размножение и развитие хордовых
- Учебный фильм:
Размножение и развитие.
- Мультимедио-проектр
- Магнитофон
Эпиграф
Дитя! Прекрасно! Ясно это?
Оно совсем не то, что мы
Все мы из света и из тьмы,
Дитя - из одного лишь света…
Когда мы называем свой календарный возраст мы немножко отклоняемся от истины, мы считаем возраст с момента рождения, а жизнь каждого из нас начинается с оплодотворения.
Оплодотворение – процесс слияния мужских и женских половых клеток, в результате которого образуется зигота. Из зиготы развивается зародыш.
Обычно, яйцеклетка оплодотворяется одним сперматозоидом. Но не так уж редко рождается не один ребенок, а два и больше. Различают разнояйцевых (РБ) – неидентичные, и однояйцевых (ОБ) – идентичные. РБ – это братья, сестры, развившиеся одновременно, они развиваются из разных яйцеклеток и могут быть разного пола. ОБ рождаются, если зигота делится один, два или более раз и разделившиеся клетки продолжают развиваться самостоятельно. Они всегда одного пола, у них одинаковая группа крови, одинаковые отпечатки пальцев и почерки.
Но у человека рождение близнецов все-таки исключение.
Мужские и женские половые клетки
Биологическое значение оплодотворения состоит в том, что при слиянии гамет восстанавливается диплоидный набор хромосом, а новый организм несет наследственную информацию и признаки двух родителей. Это увеличивает разнообразие признаков организмов, повышает их жизненную стойкость и адаптационные свойства
Эмбриология – наука о развитии организмов.
Индивидуальное развитие – онтогенез – у человека делится на два периода – эмбриональный и постэмбриональный.
Эмбриональный период состоит из нескольких этапов.
Дробление. Оплодотворение является стимулом для дробления. Оплодотворенная яйцеклетка(зигота) делится на 2,4,8 и т. д. клеток, которые называются бластомерами. Завершается дробление образованием бластулы. В ней по периферии в один слой располагаются клетки, а внутри находится полость ( бластоцель), заполненная жидкостью.
Следующий этап – гаструляция. Этот процесс начинается с образования в бластуле круглого отверстия – бластопора.
Гаструла- двухслойный зародышевый мешок. Наружный слой называется эктодерма, внутренний – энтодерма. Между ними образуется мезодерма.
Эктодерма, энтодерма, мезодерма – это зародышевые листки из них в процессе органогенеза образуется все ткани и органы зародыша.
Органогенез
Зародышевые листки | Органы, система органов |
Эктодерма | Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств. |
Мезодерма | Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы. |
Энтодерма | Пищеварительный канал, печень, легкие. |
Беременность – это физиологическое состояние организма женщины, связанное с оплодотворением яйцеклетки и развитием плода. У женщины беременность продолжается в среднем 280 суток и заканчивается рождением ребенка.
В начале беременности психика беременной женщины очень ранима: повышается раздражительность, появляется плаксивость, нарушается сон. Во второй половине беременности женщина более уравновешена, у нее развивается чувство материнства.
Дома, в семье, на работе, на улице, в общественных местах и в транспорте окружающие должны быть внимательны и заботливы к беременной женщине.
Зародышевый период развития
Развитие зародыша человека.
Сроки развития зародыша с момента оплодотворения | Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития |
Первые часы Первые дни Первая неделя Вторая неделя Третья и четвертые недели Пятая неделя | Оплодотворенная яйцеклетка(одна клетка) Стадия бластулы Стадия гаструлы Появление хорды, нервной системы, кровеносной системы и других организмов Появление жаберных щелей, хвоста и зачатков конечностей. Сердце двухкамерное. Появление позвонков вокруг хорды. Головной мозг из 5-ти линейно расположенных отделов. |
Шестая и седьмая недели Конец второго месяца Третий месяц Пятый месяц Шестой месяц Седьмой месяц | Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой. Формирование четырехкамерного сердца. Исчезновение хвоста и жаберных щелей. Образование ногтей. Образование век на глазах. Головной мозг без извилин. Появление мягкой шерсти на всем теле. Зародыш принимает вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником. Исчезновение волосяного покрова. |
Биогенетический закон Мюллера и Геккеля
Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенеза), т.е. онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
В онтогенезе повторяются стадии не взрослых особей, а их зародышей
Вопросы к кинофильму
- Где происходит оплодотворение?
- Сколько сперматозоидов сливается с яйцеклеткой и почему?
- Сколько хромосом в зиготе?
- Какой набор хромосом характерен для соматических клеток и для гамет?
- Как определяется пол ребенка?
- Где восстанавливается набор хромосом?
Рождение ребенка – это чудо! Своим появлением на свет мы обязаны нашим ласковым мамам, терпеливым и строгим, нежным и чутким. Мы благодарим, что они дали нам жизнь. Всё, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля – кормилица – мать, Родина – мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем.
Материнство – священный долг женщины. Отрицать Материнство – отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме. Но к этим словам благодарности мамам, не могут присоединиться дети, которые не родились.
Неоконченный дневник
- 5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают. Я меньше чем яблочное зернышко. И хотя я еще не сформировалась, я знаю, что буду девочкой.
- 19 октября. Я немного подросла, но я все еще совсем крошечная, чтобы делать что-либо сама. Мама делает для меня буквально все. И самое смешное заключается в том, что мама все еще не знает, что она носит меня здесь, прямо под сердцем.
- 23 октября. Мой рот скоро начнет формироваться. Подумать только, примерно через год я буду смеяться. Позже я смогу говорить. Я знаю, какое я произнесу первое слово: “Мама”.
- 27 октября. Мое сердце начало стучать совершенно самостоятельно. С этого момента оно будет нежно стучать на протяжении всей моей жизни…
- 12 ноября. Сегодня доктор впервые сказал маме, что я живу здесь, у нее под сердцем. Ты счастлива, мама?
- 25 ноября. Мама и папа даже не знают, что я просто маленькая девочка. Быть может, они ожидают мальчика. Но я их удивлю.
- 13 декабря. Теперь я почти могу видеть, но все еще совсем темно вокруг.
- А скоро мои глаза увидят залитый солнцем мир. А как ты выглядишь, мама?
- 24 декабря. Мама, я слышу, как стучит твое сердце. Интересно, слышишь ли ты, как мое сердечко стучит? Я еле могу дождаться, когда буду лежать на твоих руках и смогу трогать твое лицо, заглядывать в твои глаза. Ты ждешь меня так же, как я жду тебя, мама, не правда ли?
- 28 декабря. Мама! Что случилось? Я уже не слышу твоего сердечка…
- Аборт – самопроизвольное или искусственное прекращение беременности(в первые 28 недель).
- Аборт очень вреден для здоровья. Представим себе железнодорожный состав, который мчится, набрав скорость. И в этот момент включает экстренное торможение. Скрежет колес, вагоны налетают один на другой, с полок падают вещи и пассажиры. Примерно то же самое только на уровне физиологических и биологических процессов происходит при аборте в женском организме, и не у всех женщин прочность его оказывается достаточной для полного восстановления. Одни могут еще забеременеть, другим многие годы приходиться лечиться от бесплодия.
Я ребенок, не родившийся на свет.
Я – безродная душа по кличке НЕТ.
Я – колючий холодок в душе врача,
Узелок, людьми разрубленный сплеча.
Пусть же будет вам легко, отец и мать!
Жить как все и ничего не понимать,
Всё равно я вас люблю сильнее всех,
Даже если вы забыли этот грех…
Врач Пиуль Роквелл из Нью-Йорка так описывает аборт 8-недельного зародыша:
«Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола, зародыш был полностью сформирован. Кожа его была почти прозрачной, на кончиках пальцев легко различались артерии и вены. Младенец плавал со скоростью 1 круг/сек, как настоящий пловец. Когда плацента разорвалась, микроскопический человек лишился жизни».
В конце 80-ых годов 20-го века с помощью ультразвуковой аппаратуры акушер-гинеколог Бернард Натансон снял фильм. На пленке запечатлено поведение эмбриона во время операции. Видно, как, предчувствуя угрозу, в предсмертном вопле открывает рот 12-недельный зародыш, как тревожно мечется, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента, как учащаются удары его сердца от 140 до 200 ударов в минуту.
Многие врачи, просмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты.
ЖЕНЩИНЕ
Остановись! Пусть он увидит солнце
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать,
А он не сможет даже защититься
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
А ведь могла бы с ним ты поделиться
Всем миром, домом, лаской и теплом
И если нужно даже потесниться
И дать ему местечко за столом.
И может быть никто иной, а этот
Чья жизнь сейчас на ниточке висит
Окажется ученым иль поэтом
И целый мир о нем заговорит.
Тест «Органы оплодотворения»
Из перечня (1-9) выберите ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их.
1. Сперматозоид
2. Яйцеклетка
3. Яйцо
4. Оплодотворение
5. Гормоны семенников
6. Гормоны яичников
7. Хромосомы
8. Семенники
9. Яичники
I. Женская половая железа.
II. Мужская половая железа.
III. Женская половая клетка.
IV. Мужская половая клетка.
V. Органоиды в ядре клетки.
VI. Материальные носители наследственных признаков, задатков.
VII. Продукты внешнесекреторной деятельности половых желез.
VIII. Продукты внутрисекреторной деятельности половых желез.
IX. Вызывают развитие вторичных мужских половых признаков.
X. Вызывают развитие вторичных женских половых признаков.
XI. Оплодотворенная женская половая клетка.
XII. Процесс слияния женской и мужской половых клеток.
Тест на закрепление
- 1. Печень и желудок развиваются из:
А) экзодермы
Б) мезодермы
В) энтодермы
- 2. Период дробление завершается образованием:
А) гаструлы
Б) нейрулы
В) бластулы
- 3. Процесс индивидуального развития организмов:
А) филогенез
Б) овогенез
В) онтогенез
- 4. Стадия однослойного зародыша называется:
А) гаструлой
Б) бластулой
В) морулой
- 5. Внутренний зародышевый листок называется:
А) мезодермой
Б) энтодермой
В) эктодермой
- 6. Органы чувств и нервная система развиваются из:
А) мезодермы
Б) энтодермы
В) эктодермы
- 7. Двухслойная стадия зародыша называется:
А) бластулой
Б) гаструлой
В) нейрулой
Задание по учебнику
Как можно доказать влияние одних частей зародыша на другие?
Какой вред развивающемуся зародышу может нанести употребление наркотиков, алкоголя и табака
Задание на дом
Перечислите ткани и органы, которые образуются из каждого зародышевого листка.
Заполните таблицу:
Зародышевые листки | Органы, система органов |
Эктодерма | |
Мезодерма |
|
Энтодерма |
|
Рефлексия.
Как вы относитесь к абортам?
Что надо делать, чтобы не было преждевременной беременности?
С какого возраста можно начинать половую жизнь?
Предварительный просмотр:
Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"
Задачи урока:
- углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;
- охарактеризовать содержание этапов онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов;
- расширить представления о постэмбриональном периоде индивидуального развития, о путях его прохождения (прямом и непрямом);
- показать роль внутренних факторов в изменении нормального хода онтогенеза;
- раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.
Средства обучения:
- таблица «Критические периоды зародышевого развития»;
- динамическая модель «Зародыши позвоночных»;
- модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых»;
- презентация. (См. приложение)
План урока
1. Актуализация известных знании проводится в форме фронтального опроса с использованием следующих вопросов:
- Какой предмет мы проходим в этом году?
- Что изучает общая биология?
- Какая система называется живой?
- Какие критерии живых систем вы знаете?
- На каком из них мы остановились?
- Что такое размножение?
- Какие виды размножений вы знаете?
- С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов?
- Какими способами могут делиться клетки?
- Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?
Далее демонстрируются слайды из презентации, на которых изображены процессы митоза, мейоза, кроссинговера, овогенеза и сперматогенеза, с последующими ответами учащихся на поставленные к ним вопросы. (См. приложение)
2.Изучение нового материала
- Понятие об онтогенезе.
- Исторические сведения.
- Индивидуальное развитие одноклеточных организмов.
- Индивидуальное развитие многоклеточных организмов.
- Эмбриональный период.
- Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша.
- Постэмбриональный период.
Понятие об онтогенезе.
Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.
От греческого «ontos» - сущее и genesis – возникновение. Онтогенез это цепь строго определенных сложнейших процессов на всех уровнях организма, в результате которого формируются присущие только особям данного вида особенности строения, жизненных процессов, способность к размножению. Заканчивается онтогенез процессами, закономерно ведущими к старению и смерти.
С генами родителей новая особь получает своего рода инструкции о том, когда и какие изменения должны происходить в организме, чтобы он мог успешно пройти весь жизненный путь. Таким образом, онтогенез представляет собой реализацию наследственной информации.
Исторические сведения.
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания.
Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Существенный вклад в эмбриологию внесли следующие ученые.
Антонии ван Левенгук (1632-1723) обнаружил в 1677 г. сперматозоиды, им впервые был изучен партеногенез у тлей.
Ян Сваммердам (1637-1680) впервые провел изучение метаморфоза насекомых.
Марчелло Мальпиги (1628-1694) принадлежат первые исследования по микроскопической анатомии развития органов зародыша курицы.
Каспар Вольф (1734-1794) считается основателем современной эмбриологии; точнее и подробнее всех своих предшественников исследовал развитие цыпленка в яйце.
Подлинным создателем эмбриологии как науки является русский ученый Карл Бэр (1792-1876), уроженец Эстляндской губернии. Он первым доказал, что при развитии всех позвоночных животных зародыш закладывается сначала из двух первичных клеточных слоев, или пластов. Бэр увидел, описал, а затем и продемонстрировал на съезде естествоиспытателей яйцевую клетку млекопитающих у вскрытой им собаки. Он открыл способ развития осевого скелета у позвоночных (из, так называемой, спинной струны-хорды). Бэр первым установил, что развитие всякого животного представляет собой процесс развертывания чего-нибудь предшествующего, или, как теперь бы сказали, постепенной дифференцировки все более сложных образований из более простых зачатков (закон дифференцировки). Наконец, Бэр первым оценил важность значения эмбриологии как науки и положил ее в основу классификации животного царства.
А.О. Ковалевский (1840-1901) известен своей знаменитой работой «История развития ланцетника». Особый интерес представляют его работы по развитию асцидий, гребневиков и голотурий, по постэмбриональному развитию насекомых и др. Изучая развитие ланцетника и распространяя полученные данные на позвоночных, Ковалевский еще раз подтвердил правильность идеи об единстве развития во всем животном царстве.
И.И.Мечников(1845-1916) особую известность приобрел исследованиями губок и медуз, т. е. низших многоклеточных. Видной идеей Мечникова явилась его теория происхождения многоклеточных организмов
А. Н. Северцов (1866-1936) является крупнейшим, из современных эмбриологов и сравнительных анатомов, создателем теории филэмбриогенеза. (См. приложение)
Индивидуальное развитие одноклеточных организмов
У простейших организмов, тело которых состоит из одной клетки, онтогенез совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки, до следующего деления или смерти.
Онтогенез одноклеточных организмов складывается из двух периодов:
- созревания (синтез клеточных структур, рост)
- зрелости (подготовка к делению), и самого процесса деления. (См. приложение)
Индивидуальное развитие многоклеточных организмов
Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.
Например у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. (См. приложение)
У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений.
У животных выделяют три типа онтогенеза: личиночный, яйцекладный и внутриутробный. Личиночный тип развития встречается, например, у насекомых, рыб, земноводных. Желтка в их яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая самостоятельно питается и растет. Затем, по прошествии какого-то времени, происходит метаморфоз - превращение личинки во взрослую особь. У некоторых видов наблюдается даже целая цепочка превращений на одной личинки в другую и только потом - во взрослую особь. Смысл существования личинок может заключаться в том, что они питаются другой пищей, нежели взрослые особи, и, таким образом, расширяется пищевая база вида. Сравнить, для примера питание гусениц (листьями) и бабочек (нектаром), или головастиков (зоопланктоном) и лягушек (насекомыми). Кроме того, в личиночной стадии многие виды активно заселяют новые территории. Например, личинки двустворчатых моллюсков способны к плаванию, а взрослые особи практически неподвижны. Яйцекладный тип онтогенеза наблюдается у рептилий, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйцеклетки которых богаты желтком. Зародыш таких видов развивается внутри яйца; личиночная стадия отсутствует. Внутриутробный тип онтогенеза наблюдается у большинства млекопитающих, в том числе и у человека. При этом развивающийся зародыш задерживается в материнском организме, образуется временный орган - плацента, через который организм матери обеспечивает все потребности растущего эмбриона: дыхание, питание, выделение и др. Внутриутробное развитие оканчивается процессом деторождения. ( приложение)
Эмбриональный период
Индивидуальное развитие многоклеточных организмов можно поделить на два этапа:
- эмбриональный период.
- постэмбриональный период.
Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы, происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.
Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион - зародыш).
Эмбриональное развитие может протекать двояко: внутриутробно и заканчиваться рождением (у большинства млекопитающих), а так же вне тела матери и заканчиваться выходом из яйцевых оболочек (у птиц, рыб, пресмыкающихся, земноводных, иглокожие, моллюски и некоторых млекопитающих)
Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза. ( приложение)
Воздействие факторов окружающей среды на развивающийся зародыш.
Влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона. В эмбриональном периоде развитие любого организма зависит от условий окружающей среды. Причем в большей степени эта зависимость проявляется у беспозвоночных животных. Яйца птиц практически изолированы от окружающей среды, а оптимальную температуру для зародыша обеспечивают родители при высиживании. У плацентарных млекопитающих «посредником» между зародышем и окружающей средой является организм матери, от которого эмбрион получает питание, кислород, тепло. Интенсивно делящиеся клетки зародыша весьма чувствительны к неблагоприятным воздействиям, которые могут привести к различным нарушениям в формирующемся организме. Опаснее всего воздействие химических веществ, способных проникать через плаценту в эмбрион. В частности, к таким веществам относятся алкоголь и никотин. Родившийся у курящей или пьющей матери ребенок может быть абсолютно нормальным внешне, но все равно будут повреждены его нервная и эндокринная системы. Более того, ребенок рождается с алкогольной или никотиновой зависимостью использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50-е годы привело к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали патентованное снотворное; недостаток витаминов группы В может стать причиной ряда морфологических уродств, в том числе и внутренних органов (сердца, печени). Антибиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга. Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалий развития. После введения кортизона (гормон надпочечников) самкам крыс на 12-й день беременности у всех зародышей сформировалась волчья пасть; шумовой стресс у беременных крыс приводит к нарушению формирования скелета и ряду других дефектов у плодов; причиной уродств являются токсины паразитов.
У развивающегося зародыша (особенно у человеческого) есть периоды, называемые критическими, когда он наиболее чувствителен к повреждающему воздействию факторов среды. Это период имплантации на 6-7 сутки после оплодотворения, период плацентации – конец второй недели и период родов. В эти периоды происходит перестройка во всех системах организма.
Постэмбриональный период.
Развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти называют постэмбриональным периодом. У разных организмов он имеет различную продолжительность: от нескольких часов (у бактерий) до 5000 лет (у секвойи).
Различают два основных типа постэмбрионального развития: прямое и непрямое.
Прямое развитие, при котором из тела матери или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма только меньшим размером (птицы, млекопитающие). Различают: неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы), и внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери - и связан с ним через плаценту (плацентарные млекопитающие).
С превращением (метаморфозом), при котором из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного (иногда сильно отличающаяся от него); как правило, она имеет специальные личиночные органы, отсутствующие у взрослого животного, и не способна к размножению; часто личинка ведет иной образ жизни, чем взрослое животное (насекомые, амфибии). Вызывают интерес факты превращения неотенической личинки аксолотля в амбистому, превращение головастиков в лягушат под влиянием гормона щитовидной железы.
Продолжительность постэмбрионального периода у разных многоклеточных организмов различна. Например: черепахи - 100-150 лет, грифа - 117 лет, белуги - 80-100 лет, попугая - 70-95 лет, слона - 77 лет, гуся - 50-100 лет, человека - 70 лет, крокодила - 60 лет, карпа - 50-100 лет, актинии - 50-70 лет, филина - 68 лет, носорог - 45 лет, омар - 50 лет, лошадь - 40 лет, чайка - 30-45 лет, обезьяна - 35-40 лет, лев - 35 лет, уж - 30 лет, корова - 20-30 лет, кот - 27 лет, лягушка - 12-20 лет, ласточка - 9 лет, мышь - 3-4 года. (См. приложение)
3. Актуализация изученных знании об онтогенезе и его периодах, об особенностях протекания каждого периода и его результатах, о факторах, влияющих на ход онтогенеза. (Беседа по вопросам)
- Что такое онтогенез?
- Какие этапы выделяют в онтогенезе всех организмов?
- Какой период онтогенеза называют эмбриональным?
- Чем характеризуется постэмбриональный период онтогенеза?
- В чем преимущество непрямого развития?
- Какие факторы оказывают влияние на онтогенез? (См. приложение)
4. Задание на дом.
- Изучить § 16 учебника.
- Выполнить задания в конце параграфа.
- Записать продолжительность эмбрионального периода своих домашних животных.
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по биологии в 9 классе по теме:
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
(Из опыта работы учителя биологии
Туровой ЛА)
2012год.
Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Задачи: закрепить знания о роли размножения в органическом мире и особенностях индивидуального развития организмов.
Урок: закрепление знаний.
Ход урока.
1. Учитель говорит притчу.
Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил….
Что ответил философ?
(Ученики делают предположения, что мог ответить философ).
«Площадь большого круга – это познанное мною, а площадь малого круга – познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все вне этих кругов – это не познанное ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений. Так что, чем глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов, тем больше мы хотим узнать нового.
Учитель говорит о задачах урока.
2. Аукцион биологических терминов по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Каждый из учащихся должен называть по одному биологическому термину по теме.
Тот учащийся, кто последним называет термин, имеет право первым участвовать в следующем задании.
(Все правильные ответы первого задания и всех последующих заданий учащихся заносятся в оценочный лист).
Учитель вывешивает на доске биологические термины по теме.
3. Задание : устно дать определение биологическим терминам (словарная работа).
4.Учитель вывешивает на доску схему « Схема основных стадий мейоза».
Задание 1. Прикрепить к схеме карточки с названиями делений и стадий мейоза, наименований клеток. Карточки:
Первое деление мейоза, второе деление мейоза, диплоидная клетка, гаплоидная клетка, метафаза 1, метафаза 2, телофаза 1, телофаза 2, интерфаза, профаза1, профаза 2, анафаза 1, анафаза 2.
Задание 2:
Ученикам раздаются карточки с текстом какой-либо стадии мейоза.
Учащиеся по очереди должны прочитать текст и с помощью магнита прикрепить к схеме.
Карточки.
Хромосомы в виде длинных тонких хроматиновых нитей, которые затем удваиваются. Центриоли тоже удваиваются.
Удвоившиеся хромосомы ( униваленты) постепенно спирализуются. Происходит конъюгация гомологичных хромосом. В результате перекручивания хромосом образуются Х – образные фигуры или хиазмы. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
Объединенные пары удвоенных хромосом, или биваленты, выстраиваются в экваториальной плоскости. Центромеры гомологичных хромосом, соединяющие сестринские хроматиды в униваленты, обращены к противоположным полюсам клетки.
Удвоенные хромосомы ( по одной из каждой гомологичной пары) расходятся к противоположным полюсам.
Происходит спирализация хромосом, формируется ядерная оболочка. Клетка делится на две дочерние. Образовавшиеся ядра различаются составом материнских и отцовских хромосом, так как содержат одинарный набор хромосом. Но, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид и содержит удвоенное количество ДНК. Во время очень короткой интерфазы между первым и вторым делением редупликация ДНК не происходит.
В обеих клетках удвоенные хромосомы спирализуются. Постепенно распадаются ядерная оболочка и ядрышко, центриоли расходятся к полюсам и формируется ахроматиновое веретено.
В обеих клетках хромосомы, состоящие из двух сестринских хроматид каждая, выстраиваются в экваториальной плоскости.
В обеих клетках сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.
Формируется оболочка новых ядер, деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко. Происходит разделение обеих клеток на две дочерние. В результате образуется четыре гаплоидные клетки, не идентичные ни материнской клетке, ни друг другу.
5. Опрос учащихся по вопросам:
- Что такое онтогенез? На какие стадии делится?
- Перечислите этапы эмбриогенеза, дайте характеристику одному этапу.
- Из каких зародышевых листков образуются:
а) нервная система;
б) дыхательная система;
в) кровеносная система;
г) пищеварительная система;
д) опорно-двигательная система.
- Тестирование по теме: «Размножение и развитие организмов». (10 мин.)
1 вариант
1. Фаза митоза, в которой хромосомы расположены по экватору клетки, называется:
1 – метафазой; 2 – анафазой; 3 – профазой; 4 – телофазой.
2. Неподвижные половые клетки, богатые запасными питательными веществами:
1 – споры; 2 – яйцеклетки; 3 – сперматозоиды; 4 – спермии.
3. Процесс образования женских половых клеток называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
4. Вегетативное размножение – способ размножения:
1 – полового; 2 – бесполого; 3 – спорового; 4 – партеногенезом.
5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
1 – мейоз; 2 – митоз; 3 – амитоз; 4 – партеногенез.
6. Запасающая ткань эндосперм семени цветковых имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
7. Почкование – пример размножения:
1 – бесполого; 2 – полового; 3 – спорового; 4 – вегетативного.
8. В процессе дробления зиготы формируется сферическое образование с полостью внутри, называемое:
1 – бластопором; 2 – бластулой; 3 – нейрулой; 4 – гаструлой.
2 вариант.
1. В результате митоза из одной диплоидной клетки получается:
- – 2 с диплоидным набором хромосом; 2) – 4 с диплоидным набором хромосом; 3)-4 с гаплоидным набором хромосом; 4) – 2 с гаплоидным набором хромосом.
2. Дочерние хромосомы при митозе расходятся к разным полюсам клетки в стадию:
1 профазы; 2 – анафазы; 3 – метафазы; 4 – телофазы;
3. Жизненный цикл вегетативной клетки состоит из:
1 – мейоза и интерфазы; 2 – митоза и мейоза; 3 – митоза и интерфазы; 4 – редукционного деления и интерфазы.
4. Фаза жизни клетки, в течение которой происходит подготовка к делению, именуется:
1 – профазой; 2 – телофазой; 3 – анафазой; 4 – интерфазой.
5. Процесс образования мужских половых клеток у животных, в том числе человека, называется:
1 – митозом; 2 – амитозом; 3 – сперматогенезом; 4 – овогенезом.
6. Запасающая ткань эндосперм семени голосеменных имеет набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Внутренний слой гаструлы, выстилающий ее полость, называется:
1 – хордой; 2 – мезодермой; 3 – эктодермой; 4 – энтодермой.
8. Споры имеют набор хромосом:
1 – тетраплоидный; 2 – гаплоидный; 3 – диплоидный; 4 – триплоидный.
- Анализ тестирования (Ответы 1 варианта: 1-1, 2-2, 3-4, 4-2, 5-2, 6-4, 7-1, 8-2. Ответы 2 варианта: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, 5-3, 6-4, 7-4, 8-3).
- Подведение итогов урока по оценочному листу.
Домашнее задание.
Повторить значение понятий: генетика, наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, диплоидный и гаплоидный наборы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"
материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...
Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)
Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...
Разработка урока по теме «Географическая оболочка планеты» в 7 классе по технологии В.Ф. Шаталова и модульной технологии
Использовали опорные конспекты по теме "Географическая оболочка планеты" и применили модуль к этой теме....
Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)
Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...
Публикация в сборнике 2 Международной ярмарки образовательных технологий по теме "Использование возможностей модульной технологии на уроках физики"
Данный материал раскрывает опыт работы учителя с использованием модульной технологии....
Методическая разработка.Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК.
Методическая разработка. Модульная технология. Название МП:Основы цитологии. Химическая организация клетки.Тема модуля:Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты.ДНК,Тип модуля: Открытие нового ...
Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»
В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на основополагающих разделах ли...