технологическая карта урока 7класс "Тип хордовые. Подтип пезпозвоночные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Чередниченко Ирина Николаевна

Урок в 7 классе. Конспект определяет виды деятельности учащихся через применимые технологии. Урок соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_7_klas_zoologiya_tip_bescherepnye.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии

по теме « Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные»

Предмет

биология

Класс

7а, б, в, д

Тип урока

Комбинированный урок

Методы обучения

Проблемно - поисковый, дискуссия. Печатно - словесный через учебник и дополнительную литературу.

Тема

Тип: Хордовые. Подтип бесчерепные и Черепные

Цели

► сформировать у учащихся знания о строении ланцетника как представителя типа Хордовые и его приспособленности к среде обитания

► показать роль русских ученых в исследовании вопроса о происхождении хордовых

► развивать коммуникативные навыки при работе в парах

Основные термины, понятия

Хорда, внутренний скелет, эволюционные изменения, названия классов

Формы работы

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

Ресурсы

Учебник В.В. Латюшин, Е. А Ламехова «Биология Животные», таблица эволюции животных

Технические средства обучения: Компьютер, медиапроектор

Презентация: «Подтип Бесчерепные»,

Планируемые результаты

Предметные

 Метапредметные

  Личностные

Характеризовать особенности строения организма ланцетника

Выявить приспособления организма к обитанию в водной среде.

Выявить их практическую и

 научно-эволюционное значение.

Познавательные УУД:

  • умение выделять главное в тексте;
  • структурировать учебный материал;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
  • грамотно формулировать вопросы;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
  • формулировать вывод.

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в группах;
  • справедливо оценивать работы одноклассников.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по плану, инструкции;
  • представлять результаты работы классу;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • умение работать в составе групп; обсуждать вопросы со сверстниками.
  • Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды;
  • Осознание важности для организма сохранения условий, в которых он обитает;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки

Этапы урока

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный (этап мотивации)

Дидактические задачи: Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

Озвучивание основных этапов урока.

Раздает тетради с выполненными на прошлом уроке самостоятельными работами, проверенными учителем.

Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые.

Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа

 

Учащиеся  высказывают свои предположения о теме урока

2 этап. Актуализация знаний

Дидактические задачи:  Активизация соответствующих  мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных  процессов (внимание, память).

Актуализация на основе материала прошлого урока

  1. Какие животные будут быстрее двигаться, те у кого наружный скелет, как у беспозвоночных, или те

кто имеет внутренний скелет?

  1. От каких животных произошли первые хордовые?
  2. Как назывался медицинский нож для операции и какое животное на инструмент похоже?
  3. Может ли ланцетник быть объектом промысла?
  4. Какие подтипы  в типе Хордовые, и какие классы подтипа Черепные?

Объясняют что панцирь состоит из жесткого хитинового вещества, поэтому не могут быстро передвигаться.

Высказывают предположения.

3 этап. Постановка учебной проблемы

Дидактические задачи: Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности 

Урок начинается с проблемной беседы, цель которой определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке

  1. Какой организм быстрее добудет себе пищу и скроется от врагов, то у кого внутренний или внешний скелет?
  2. Чем отличаются друг от друга насекомые и рыбы?

Учащиеся отвечают, высказывают предположения

4 этап. Планирование деятельности. Целеполагание.

Дидактические задачи: Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач

Создание готовности предстоящей деятельности

Определение   последовательность действия  для решения поставленной задачи.

– Какие цели  мы поставим  сегодня на уроке?

- Что предстоит изучить? С чем познакомиться?

 - Для чего все это вам нужно знать?

4.По какому плану будем работать?

(определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке)

Учащиеся высказывают свои предположения.

 Сталкиваются с незнанием организма «ланцетник»

Познакомиться с особенностями хордовых организмов;

Кто такой ланцетник, какой у него скелет, образ жизни, поведение?

Какие животные относятся к подтипу черепные и почему?-

Учащиеся выбирают формы работы:

  1. Фронтальная  работа
  2. Индивидуальная форма
  3. Исследовательская работа в группах

Учащиеся ставят перед собой учебные задачи.

5 этап: Открытие нового знания

 Дидактические задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель представляет материалы, побуждающие к высказыванию, обобщению и систематизации знаний

  1. Общая характеристика типа хордовых.

Показывает презентацию «Подтип Бесчерепные».

Используя иллюстрации и фотографии на слайдах, знакомит учащихся с историей открытия ланцетника и систематизацией его как вида объясняет особенности строения и жизнедеятельности ланцетника как примитивного хордового

Рассказ о ланцетнике, используя опорный плакат

  1. Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.

Каждой группе предлагается на выбор текста с описанием хордового животного (рыбы, птицы, млекопитающегося) и другой дополнительный материал. Расскажите:

1.Как вы думаете, отличаются ли они от организмов других сред? Если да, то чем?

2.Что  у них общее во внутреннем строении? Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные?

Участие в диалоге

Умение работать индивидуально и в группах  

Умение  работать с учебной литературой и дополнительными источниками (ИКТ, интернет и т.д.)

Умение преобразовывать текст  в  схему, рисунок

Слушают объяснение, запоминают

Самостоятельная работа с учебником по заданию.

Учатся выделять в тексте главное.

Устно по очереди в парах воспроизводят по опорному конспекту рассказ учителя, слушают ответы друг друга.

 Читают статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделяют основные признаки подтипа черепных

6 этап: Первичная проверка понимания

Дидактические задачи: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Развивает способность к общению, способности  высказывать свою точку зрения  о способах решения  поставленной задачи. Поощряет учащихся. Развивает  навыки смыслового чтения.

Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение (№ 25-28)

Вопросы для беседы:

1.​ Какие классы объединены в тип хордовых?

2.​ Каковы отличительные признаки типа хордовых?

3.​ На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых?

4.​ В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?

  1. Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока.

  1. Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются

7 этап: Применение новых  знаний

 Дидактические задачи: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Побуждает  к теоретическому  объяснению фактов

Итог урока.

Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежа​щей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые

К уроку «Подтип Бесчерепные»

История открытия ланцетника и систематизации его как вида.

1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным.
2) Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных.

А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира.

3) Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского.

Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира.

Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Этому коренному пересмотру зоологической системы наука обязана в сущности А.О. Ковалевскому

Тип

Хордовые

класс

класс

класс

класс

класс

характеристика

представитель

скелет

Интенсивность движения

Отвечают на вопросы учащихся и учителя.

Ведут запись в тетради.

Заполняют таблицу

8 этап: Рефлексия учебной деятельности

Дидактические задачи: Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Оцените свою работу.

Обучающиеся рассказывают о приобретенных знаниях

Контролируют правильность ответов. Делают выводы.

Обучающиеся отмечают работу группы, оценивают свою работу, заполняют карту самооценки.

Домашнее задание:

 Повторить параграфы 20, выполнить задание в рабочей тетради стр.45-48

Творческие задания:

  1. Подготовить сообщение о животных  хордовых, обитающих  на территории Иркутской области.
  2. Сообщение на т. «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины»

Использованы материалы обучающих курсов г. Москва, 2012 «Реализация требований ФГОС основного общего образования в УМК «Сферы-биология» и «Сферы-география» издательства «Просвещение»: Александра Кондакова, член-корр. РАО, д.п.н.,  О. Б. Логиновой, к.п.н,  интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....