Этапы урока Организационная структура урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный (этап мотивации) Дидактические задачи: Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Озвучивание основных этапов урока. Раздает тетради с выполненными на прошлом уроке самостоятельными работами, проверенными учителем. |
Мы начинаем изучать ещё один самый высокоорганизованный тип животных, тип Хордовые. Сегодня мы узнаем об особенностях строения хордовых и познакомимся с простейшими представителями этого типа
| Учащиеся высказывают свои предположения о теме урока |
2 этап. Актуализация знаний Дидактические задачи: Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Актуализация на основе материала прошлого урока - Какие животные будут быстрее двигаться, те у кого наружный скелет, как у беспозвоночных, или те
кто имеет внутренний скелет? - От каких животных произошли первые хордовые?
- Как назывался медицинский нож для операции и какое животное на инструмент похоже?
- Может ли ланцетник быть объектом промысла?
- Какие подтипы в типе Хордовые, и какие классы подтипа Черепные?
|
Объясняют что панцирь состоит из жесткого хитинового вещества, поэтому не могут быстро передвигаться. Высказывают предположения. |
3 этап. Постановка учебной проблемы Дидактические задачи: Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Урок начинается с проблемной беседы, цель которой определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке - Какой организм быстрее добудет себе пищу и скроется от врагов, то у кого внутренний или внешний скелет?
- Чем отличаются друг от друга насекомые и рыбы?
| Учащиеся отвечают, высказывают предположения |
4 этап. Планирование деятельности. Целеполагание. Дидактические задачи: Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач |
Создание готовности предстоящей деятельности Определение последовательность действия для решения поставленной задачи.
– Какие цели мы поставим сегодня на уроке? - Что предстоит изучить? С чем познакомиться? - Для чего все это вам нужно знать? 4.По какому плану будем работать? (определить перечень вопросов, которые предстоит решить на уроке)
| Учащиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием организма «ланцетник» Познакомиться с особенностями хордовых организмов;
Кто такой ланцетник, какой у него скелет, образ жизни, поведение? Какие животные относятся к подтипу черепные и почему?- Учащиеся выбирают формы работы: - Фронтальная работа
- Индивидуальная форма
- Исследовательская работа в группах
Учащиеся ставят перед собой учебные задачи. |
5 этап: Открытие нового знания Дидактические задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
|
Учитель представляет материалы, побуждающие к высказыванию, обобщению и систематизации знаний - Общая характеристика типа хордовых.
Показывает презентацию «Подтип Бесчерепные». Используя иллюстрации и фотографии на слайдах, знакомит учащихся с историей открытия ланцетника и систематизацией его как вида объясняет особенности строения и жизнедеятельности ланцетника как примитивного хордового Рассказ о ланцетнике, используя опорный плакат - Многообразие хордовых, их широкое распространение на Земле, освоение ими различных сред обитания.
Каждой группе предлагается на выбор текста с описанием хордового животного (рыбы, птицы, млекопитающегося) и другой дополнительный материал. Расскажите: 1.Как вы думаете, отличаются ли они от организмов других сред? Если да, то чем? 2.Что у них общее во внутреннем строении? Почему животные этого подтипа получили такое название – черепные, или позвоночные? |
Участие в диалоге Умение работать индивидуально и в группах Умение работать с учебной литературой и дополнительными источниками (ИКТ, интернет и т.д.) Умение преобразовывать текст в схему, рисунок
Слушают объяснение, запоминают Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное.
Устно по очереди в парах воспроизводят по опорному конспекту рассказ учителя, слушают ответы друг друга. Читают статью «Общая характеристика» на с. 94-95 учебника, выделяют основные признаки подтипа черепных |
6 этап: Первичная проверка понимания Дидактические задачи: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Развивает способность к общению, способности высказывать свою точку зрения о способах решения поставленной задачи. Поощряет учащихся. Развивает навыки смыслового чтения. Найдите в учебнике страницы, на которых упоминается слово «хорда», и дайте ему разъяснение (№ 25-28) Вопросы для беседы: 1. Какие классы объединены в тип хордовых? 2. Каковы отличительные признаки типа хордовых? 3. На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых? 4. В чем примитивность организации животных, относящихся к классу круглоротых?
| - Проведение фронтальной беседы с целью повторения и закрепления знания основных вопросов урока.
- Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются
|
7 этап: Применение новых знаний Дидактические задачи: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Побуждает к теоретическому объяснению фактов |
Итог урока. Хордовые — самый высокоорганизованный тип животных. Они освоили все среды обитания. Имеют осевой скелет в виде лежащей над кишкой хорды. Ланцетники, миноги и миксины — низшие хордовые К уроку «Подтип Бесчерепные» История открытия ланцетника и систематизации его как вида. 1)Русский зоолог Симон Паллас впервые описал в 1774 г. европейского ланцетника, встречающегося в Черном море. Паллас принял ланцетника за моллюска и назвал “ланцетовидным слизнем”. Только через 60 лет другой ученый, отнесет ланцетника к хордовым животным. 2) Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных. А. О. Ковалевский пришёл к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными и этим связал два больших раздела животного мира. 3) Учёный мир, однако, не сразу понял и оценил революционизирующее значение работы А.О. Ковалевского. Только в 1874 г. Э. Геккель, используя работу А. О. Ковалевского, реформирует систему животного мира. Он устанавливает новый тип животных - хордовых, разделив его на 2 подтипа: бесчерепных, к которым отнёс около двух десятков видов ланцетников, и черепных, среди которых продолжал числить все шесть классов, позвоночных - круглоротых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Этому коренному пересмотру зоологической системы наука обязана в сущности А.О. Ковалевскому
|
Тип Хордовые | класс | класс | класс | класс | класс | характеристика |
|
|
|
|
| представитель |
|
|
|
|
| скелет |
|
|
|
|
| Интенсивность движения |
|
|
|
|
|
Отвечают на вопросы учащихся и учителя. Ведут запись в тетради. Заполняют таблицу |
8 этап: Рефлексия учебной деятельности Дидактические задачи: Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Смогли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Оцените свою работу. | Обучающиеся рассказывают о приобретенных знаниях Контролируют правильность ответов. Делают выводы. Обучающиеся отмечают работу группы, оценивают свою работу, заполняют карту самооценки. |
Домашнее задание: Повторить параграфы 20, выполнить задание в рабочей тетради стр.45-48 Творческие задания: - Подготовить сообщение о животных хордовых, обитающих на территории Иркутской области.
- Сообщение на т. «Древнейшие из позвоночных – миноги и миксины»
|