лабораторная работа по теме: "Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю"
опыты и эксперименты по биологии (6 класс) на тему

Шартон Ольга Михайловна

лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx129.56 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа  11.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Цель: познакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма.

Оборудование: ветка липы, простоявшая 2–4 суток в подкрашенной воде; таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани растения», учебник (с. 74–75).

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом

Поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом:
1 – сердцевина; 2 – древесина; 3 – камбий; 4 – луб; 5 – чечевички; 6 – ситовидные трубки;
7 – волокна; 8 – пробка; 9 – сосуды

2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

Продольный срез трехлетней ветки липы

Продольный срез трехлетней ветки липы (А – поперечный; Б – тангентальный; В – радиальный срезы):
1 – сердцевинные лучи; 2 – древесинная паренхима; 3 – сосуды; 4 – волокна; 5 – положение увеличенного участка в побеге

3. Прочитайте по учебнику, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли (с. 74).

4. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, укажите сосуды древесины.

5. Заполните таблицу.

Таблица. Проводящие ткани растения

Вид ткани

Место расположения

Особенности строения

Функция

Сосуды

 

 

 

Ситовидные трубки

 

 

 

6. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой … .

2. С возрастом кожица заменяется … , которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом.

3. … и … относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.

4. Газообмен осуществляется через … в кожице или … в пробковом слое.

5. Внутренний слой коры представлен … , в состав которого входят волокна, ситовидные трубки и клетки основной ткани.

6. … – механическая ткань, которая образована вытянутыми клетки с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и проч-ность стебля.

7. За лубом следует тонкий слой образовательной ткани ... , клетки которой мелкие, узкие, тонкостенные, они обеспечивают рост стебля в толщину.

8. Клетки, которые откладываются камбием в сторону коры, становятся клетками … ; клетки камбия, которые откладываются в сторону древесины, – новыми клетками … .

9. … – основная часть ствола дерева, которая образована клетками разной величины и формы, механическими волокнами, придающими ей прочность, и трубковидными сосудами.

10. По … … от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.

11. Слои клеток древесины, образованные за весну, лето и осень, составляют … … … .

12. … занимает центральную часть ствола дерева, в клетках которой откладываются в запас питательные вещества.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Вещества, поглощаемые растением из почвы, это:

а) минеральные вещества;
б) органические вещества; 
в) вода; 
г) вода и минеральные вещества.

2. Минеральные вещества, растворенные в воде, поглощаются корнем из почвы:

а) корневыми волосками; 
б) корневым чехликом;
в) клетками зоны роста;
г) клетками зоны проведения.

3. Минеральные вещества, растворенные в воде, поднимаются от корня к другим органам по:

а) сосудам древесины;
б) волокнам древесины;
в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.

4. Органические вещества, образованные в процессе фотосинтеза в листьях, передвигаются к другим органам растения по:

а) сосудам древесины;
б) волокнам луба;
в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.

5. Клетки сосудов древесины – это:

а) мертвые клетки и заполнены воздухом;
б) вытянутые клетки с утолщенными одревесневшими оболочками;
в) живые клетки с порами в поперечных перегородках;
г) живые клетки с большим количеством запасных веществ.

6. Сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегу, – это:

а) корневое давление;
б) атмосферное давление;
в) артериальное давление;
г) давление в сосудах растений.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. По сосудам древесины передвигаются органические вещества от листьев ко всем органам растения.

2. По ситовидным трубкам луба от корня к побегу передвигаются минеральные вещества, растворенные в воде.

3. Проводящей тканью растения являются сосуды древесины и ситовидные трубки луба.

4. В сосудисто-волокнистый пучок входят сосуды древесины, ситовидные трубки луба и волокна механической ткани.

5. На скорость передвижения веществ по стеблю влияют корневое давление и испарение воды листьями.

6. В стебле существует только восходящий ток жидкости.

7. Стебель выполняет только функцию проведения веществ по растению.

8. Луб входит в состав коры.

9. При повреждении коры стебля останавливается ток минеральных веществ.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Луб + пробка или кожица ––> ?
? + волокна древесины + ? ––> древесина.
? + лубяные волокна + ? ––> луб.
Корневой волосок > зона всасывания ––> ? ––> побег.

Формирование корки и ядра в стволе дерева

Формирование корки и ядра в стволе дерева (А – поперечный срез, Б – продольный радиальный срез, В – продольный тангентальный срез): 1 – слои пробки; 2 – отмершие ткани коры; 3 – трещины; 4 – кора; 5 – камбий; 6, 7 – древесина (6 – заболонь, 7 – ядро); 8 – сердцевинные лучи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ...

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...

Урок по теме «Заболевания органов пищеварения». Лабораторная работа «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная система экспериментов PROLоg).

Организовать работу учащихся с целью ознакомления с заболеваниями пищеварительной системы.Ознакомить учащихся с результатами лабораторной работы «Изучение кислотности минеральной воды» (модульная сист...

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии 6 класс)

Передвижение воды и минеральных веществ в растении (лабораторная работа по биологии  6 класс, Н.И. Сонин)...

Лабораторная работа физика 8 кл "Измерение температуры кристаллизации вещества".

Лабораторная работа "Измерение температуры кристаллизации вещества" расчитана на учащихся интересующихся физикой.Нашла в интернете, предлагаю ознакомиться....

Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...

Тестовая работа по теме "Передвижение и выделение веществ" 6 класс

Короткий тест на 1 вариант для быстрой проверки знаний по параграфам "выделение веществ у растений и животных", "передвижение веществ у растений", "передвижение веществ у живо...