Рабочая программа Биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Рабочая программа  Биология 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._biologiya_9_kl.docx45.73 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация средняя общеобразовательная школа

«Димитриевская»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_____________/

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР АНО СОШ «Димитриевская»

_____________ /______________/

«____»____________2017 г.

«Утверждено»

Директор АНО СОШ «Димитриевская»

________________ иер. А. Лаврухин

Приказ № ___ от «___»____2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу  «Биология»

9 класс

Базовый уровень

Программа А.И. Никишова

Учитель:

Скопцова Татьяна Николаевна

высшая квалификационная категория

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Программа:   для общеобразовательных учреждений естествознанию и биологии для 5-9 классов авторского коллектива под руководством А.И. Никишова

Учебник:  «Биология. Общие закономерности жизни .9 класс»    Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г.

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на

базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам

курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем лабораторных работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников. Большинство представленных в программе лабораторных работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. В рабочей программе приведен перечень средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; система, многообразие и эволюция живой природы; человек и его здоровье; взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей

строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

 овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

 иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с

которым на изучение курса биологии в 9 классе выделено 66 часов( 2 часа в неделю). Система, многообразие и эволюция живой природы изучается на основе типичных представителей растений, животных, грибов Москвы и Московской области.

Сборник нормативных документов.

  1. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007/Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  3. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70 часов 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 66 часов, так как в базисном учебном плане АНО  СОШ Димитриевская г. Москва 33 учебных недели. При составлении рабочей программы в содержание программы изменения не вносились.  

Тематическое планирование.

 №п/п

Тема

Количество

 часов

Лабораторные работы

Экскурсии

Введение

1

1

Основные признаки живого. Уровни организации жизни на Земле

2

2

Молекулярно-генетичееский уровень жизни .

5

3

Органоидно-клеточный уровень жизни

13

4

4

Организменный уровень жизни

10

2

5

 Популяционно-видовой уровень жизни

14

2

6

Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни

9

1

1

7

 Биосферный уровень жизни

12

2

66

9

3

Лабораторные работы

1.  Изучение строения различных типов клеток под микроскопом;

2. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи и клубня картофеля;

3. Проведение наблюдений плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи кожицы лука;

4. Изучение фаз митоза в клетках кончика корешка лука.

  5.  Изучение закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости у растений и животных (построение вариационного ряда и вариационной кривой);

 6.  Изучение строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих.
7.  Изучение морфологического и экологического критериев видов растений;

 8.  Изучение приспособленности организмов и выявлению ее относительного характера.
9. Составление трофических цепей и сетей водных и наземных экосистем.

Содержание программы.

Общая биология. Основные закономерности жизни. IX класс (68 ч.)


Введение (1час).

Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерности организации, функционирования и развития жизни на нашей планете. Основные разделы общей биологии: молекулярная биология, цитология, генетика, селекция, биология развития, эмбриология, экология.

Значение общебиологических знаний для познания окружающего мира и его рационального использования.

1. Основные признаки живого. Уровни организации жизни на Земле (2 часа)

Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.

Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава. Обмен веществ и превращение энергии. Самовоспроизведение (репродукция). Специфичность структуры. Разнокачественность. Развитие и рост. Раздражимость. Дискретность (прерывистость). Саморегуляция (авторегуляция). Ритмичность.

Уровни организации жизни на Земле: молекулярный (молекулярно-генетический), субклеточный (органоидный, или надмолекулярный), клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Структурно-функциональные единицы уровней организации жизни на Земле (ген, клетка, отдельная особь, популяция вида, биогеоценоз, биосфера). Основные явления уровней организации жизни на Земле как закономерные изменения структурно-функциональных единиц (передача и реализация генетической информации, клеточный метаболизм, размножение и развитие отдельного организма, изменение генофонда популяции, круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе и биосфере).

2. Молекулярно-генетичееский уровень жизни (5 часов).

Химический состав живого (2 часа.)

Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органических веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого.

Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционирования живого.

Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологическая роль органических веществ в поддержании структуры и функционирования живого. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Структура молекулы ДНК как вещества наследственности Дж. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс).

Ген как структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня жизни (1 час)
Генетический код как основа специфичности живого. Ген как единица наследственности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня организации жизни на Земле. Гены как компоненты хромосом живых систем.

Передача и реализация генетической информации как основные явления молекулярно-генетического уровня жизни (2 часа).

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах. Репликация ДНК как воспроизведение живого на молекулярно-генетическом уровне и передача наследственной информации. Транскрипция и трансляция как реализация генетической программы живого в структуре его белков. Структурные и функциональные различия белков как основа специфичности живого. Изменчивость наследственного материала (генов и хромосом) как причина изменчивости живых систем и как основное явление молекулярно-генетического уровня жизни. Мутации как наследственное изменение генетического материала живых систем. Биологическое значение передачи, реализации генетической информации и ее изменчивости для развития живого на нашей планете.

Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенными в них генами.

3. Органоидно-клеточный уровень жизни (13 часов).

Клетка как структурно-функциональная единица органоидно-клеточного уровня жизни (4 часа)..

Клетка как структурно-функциональная единица, основа жизнедеятельности и развития всех живых систем. Открытие клеток и методы изучения их строения (Р. Гук, А. Левенгук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Я. Пуркинье и др.). Клеточная теория строения организмов. Клетка и ее протоплазма. Цитоплазма и ядро как главные части клетки. Цитоплазма клетки и ее органоиды (органеллы). Строение и функции плазмалеммы, клеточной стенки, ЭПС, рибосом, аппарата Гольджи, лизосом, пероксисом, митохондрий, шгастид, клеточного центра, жгутиков, ресничек, ядра, вакуолей. Отличия в строении клеток растений, животных и грибов. Клетки прокариот и эукариот. "Отличия в строении клеток прокариот и эукариот. Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. Открытие вирусов и фагов. Строение вирусов и фагов как паразитов клеток прокариот и эукариот.

Клеточный метаболизм как основное явление органоидно-клеточного уровня жизни (3 часа).

Роль органоидов клетки в ее жизнедеятельности. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности. Потоки информации, веществ и энергии - необходимые условия существования клетки как живой системы.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Катаболизм и анаболизм (диссимиляция и ассимиляция) как две стороны одного процесса метаболизма. Роль клеточных органелл в обеспечении катаболизма и анаболизма. Траспорт веществ через плазмалемму. Пиноцитоз и фагоцитоз, распад и синтез в клетке органических веществ. Выделение и аккумулирование энергии в клетке. Метаболические каскады и циклы в клетке. Согласованность в протекании реакций клеточного метаболизма как основа структурированности живого. Автотрофное и гетеротрофное питание. Хлоропласты как органоиды, осуществляющие фотосинтез. Митохондрии как органоиды, осуществляющие окисление органических веществ и синтез АТФ. Белок-синтезирующий аппарат клетки и его работа. Роль ядра клетки в регуляции ее метаболизма. Поддержание клеткой постоянства своего химического и структурного состава. Саморегуляция в клетке.

Клеточный цикл как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни (6 часов).

Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Интерфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного метаболизма для осуществления клеточного цикла.

Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосом. Интерфаза и митотическая организация хромосом клетки.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Непрямое деление клетки (митоз) и его фазы. Основные процессы, происходящие в фазы митоза, Кариокинез и цитокинез. Прямое деление клетки (амитоз). Биологическое значение митоза.

Демонстрация моделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

Лабораторные работы по изучению строения различных типов клеток под микро скопом; изучению ферментативного расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи и клубня картофеля; проведению наблюдений плазмолиза и деплазмолиза в клет ках чешуи кожицы лука; изучению фаз митоза в клетках кончика корешка лука.


4. Организменный уровень жизни (10 часов).

Организм как стукрурно-функциональная единица организменного уровня жизни (3 часа).

Организм как целостная живая система, состоящая из структурно и функционально взаимосвязанных частей. Понятие "минимальный организм". Признаки организма как самостоятельной живой системы. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные и кормусные организмы. Взаимосвязь между частями многоклеточного организма. Рефлекторные и гуморальные регуляции функций организма.

Совокупность генов отдельной особи (генотип) как генетическая система организма. Развертывание генетической программы организма как реализация его генотипа. Влияние на генотип организма условий внешней среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и условий среды. Фенотипическая (модификационная) изменчивость организмов.

Размножение организма и его жизненный цикл как основные явления организменного уровня жизни (7 часов).

Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое (деление, споруляция, вегетативное, фрагментация) и половое. Образование половых клеток у животных (гаметогенез). Мейоз как деление созревания половых клеток. Основные фазы митоза. Строение половых клеток (на примере млекопитающих).

Оплодотворение как процесс слияния половых клеток родительских особей. Открытие факторов наследственности и закономерностей их передачи в поколениях (Г Мендель).

Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Эмбриогенез и его основные стадии (на примерегхтэрдовых). Влияние внешних условий на развитие организма.

Постэмбриональное развитие у животных (постэмбриогенез) развитие прямое и непрямое. Рост организма.

Демонстрация гербариев растения и коллекций насекомых, микропрепарата дробления яйца беззубки, образования зародышевых листков; влажных препаратов непрямого развития насекомых; моделей, иллюстрирующих геметогенез и эмбриогенез у животных; видеофильма эмбрионального развития лягушки.

Лабораторные работы по изучению закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости у растений и животных (построение вариационного ряда и вариационной кривой); изучению строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих.


5. Популяционно-видовой уровень жизни (15 часов).

Вид как основная систематическая категория живого (1 час).

Критерии (признаки) вида: морфологический, физиолого-биохимический, географический, экологический, генетический. Необходимость учета совокупности критериев в определения вида.

Популяция как структурно-функциональная единица популяционно-видового уровня жизни (2 часа).

Популяция организмов как совокупность особей одного вида, объединенных родством, и структура вида.

Изменение генофонда популяции как основное явление популяционно-видового уровня жизни (1час).

Генофонд популяции как совокупность генов образующих ее особей. Общность генофонда как основа для объединения особей в одну популяцию. Свободное скрещивание между особями популяции как основа поддержания генетической целостности популяции. Генофонд популяции как открытая биологическая система. Изменения генофонда популяции как предпосылка к изменению вида организма.

Видообразование в природе как изменение и развитие живого на популяционно-видовом уровне жизни (8 часов).

История представлений о видообразовании в природе. Взгляды на проблему вида и видообразования К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Креационизм и эволюция. Эволюционные учения: ламаркизм и дарвинизм.

Видообразование путем естественного отбора (Ч. Дарвин, А. Уоллес). Доказательства реальности естественного отбора в природе. Элементарный материал для эволюции видов - генотипическая изменчивость (мутации и комбинации) отдельных особей популяций. Элементарное эволюционное явление - изменение генофонда популяции одного вида. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в природе. Формы борьбы за существование. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организмов к условиям существования как результат действия естественного отбора. Примеры приспособленности (адаптации) организмов. Относительный характер адаптации у организмов. Совершенствование и многообразие приспособлений, развившихся у организмов разных видов в ходе эволюции.

Культурные формы организмов как результат изменения и развития живого, осуществляемого человеком (3 часа).

Направленное изменение организмов человеком. Селекция как отбор и создание нужных человеку культурных форм: сортов, пород. Сорт и порода как популяции организмов, искусственно созданных человеком. Отличие сорта и породы от вида. Происхождение культурных форм организмов. Доместикация как начальный этап селекции организмов. Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции культурных форм организмов. Генотипическая изменчивость организмов как материал для селекции. Искусственный отбор как фактор эволюции культурных форм. Творческая роль искусственного отбора. Достижения селекции растений и животных.

Демонстрация гербариев растений и коллекций насекомых, муляжей плодов и корнеплодов культурных растений, диафильмов и видеофильмов о методах селекции организмов.

Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического критериев видов растений; изучению приспособленности организмов и выявлению ее относительного характера.

Экскурсии по изучению естественного отбора и его результатов (в природу, биологический или палеонтологический музей); многообразия сортов культурных растений и пород домашних животных (на селекционную станцию или на сельскохозяйственную выставку).


6. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (9 часов).

Биогеоценоз (экосистема) как структурно-функциональная единица биогеоценотического уровня жизни (3 часа).

Биоценоз (сообщество) как совокупность совместно существующих популяции разных групп организмов (К. Мебиус). Функциональные группы организмов в биоценоза? (продуценты, консументы, редуценты). Основные связи между организмами биоценоз (трофические, топические, форические, фабрические). Структура биоценоза (видовая пространственная, трофическая, экологическая) как основа поддержания его целостности Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза: хищничество, паразитизм, нахлебничество, квартиранство, сотрудничество, конкуренция, нейтрализм.

Биогеоценоз (экосистема) как биоценоз, объединенный круговоротом веществ и потоком энергии с неживой природой. (А. Тесли, В. Н. Сукачев). Основные структурные компоненты биогеоценозов (экотоп, климатоп и эдафотоп; биоценоз: фитоценоз, зооценоз, микробоценоз).

Круговорот веществ и поток энергии как основные явления биогеоценотического (экосистемного) уровня жизни (2 часа).

Трофические цепи и сети как основные пути круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Трофические уровни экосистемы как совокупности организмов, объединенных типом питания. Трофические цепи и трофические сети как ряды организмов экосистем; связанных друг с другом пищевыми взаимоотношениями? Экологические пирамиды как отображения соотношений между организмами, составляющими трофические уровни в экосистеме. Биомасса и продукция экосистем как основные ее показатели.

Биогеоценоз как открытая, саморегулирующаяся и развивающаяся система живого (2 часа).

Основные свойства биогеоценоза. Самовоспроизводство как способность биогеоценозов воссоздавать поток энергии и круговорот веществ. Устойчивость как способность биогеоценозов выдерживать изменения. Саморегуляция как способность биогеоценозов к восстановлению равновесия и связей между его компонентами. Саморазвитие как способность биогеоценозов к циклическим и поступательным, вызванным внутренними и внешними причинами. Смена биогеоценозов во времени и в пространстве.

Агробиоценозы как искусственные экосистемы, создаваемые и поддерживаемые человеком (2 часа).

Цели создания агробиоценозов человеком. Примеры агробкоценозов. Основные отличия агробиоценозов от биогеоценозов.

Демонстрация диапозитивов, видеофильмов, фотоснимков биогеоценозов и агроценозов.

Лабораторная работа по составлению трофических цепей и сетей водных и наземных экосистем.

7. Биосферный уровень жизни (13 часа).

Биосфера как самая крупная экосистема нашей планеты (3 часа).

Биосфера как совокупность всех биогеоценозов нашей планеты и как оболочка Земли, населенная и активно преобразуемая организмами (Э. Зюсс, В. И. Вернадский). Структура биосферы и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические круговороты биогенных элементов в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте. Поток энергии в биосфере.

Эволюция органического мира как изменения и развитие живого на биосферном уровне жизни (7часов).

Геохронологическая летопись земной коры и биосферы. Принципы актуализма (Ч. Лайель) и катастрофизма (Ж. Кювье) и их значение для изучения развития жизни, на планете. Протопланетный этап эволюции Земли. Геологическая и химическая эволюция как этапы, предшествующие появлению на Земле первых организмов. Теория биопоэза (Дж. Бернал). Появление пробионтов как начальный этап биологической эволюции. Растекание жизни в биосфере.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего. Появление человека как важнейший этап в эволюции жизни на Земле.
Ноосфера (Э. Леруа) как оболочка Земли, включающая человеческое общество с атрибутами его разумной деятельности. Смена в эволюции биосферы биогенеза ноогенезом (П. Тейяр, де Шарден).

Воздействие человека на биосферу как современный этап развития жизни на Земле – ноогенез (3 часа).

Влияние человека на биосферу. Рост народонаселения как причина демографического взрыва. Расходование человеком невозобновимых и возобновимых природных ресурсов. Изменение человеком среды обитания диких видов (изменение экрсистем). Загрязнение человеком окружающей среды (воздуха, воды и почвы) как причина нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере.
Необходимость охрана биосферы. Основные принципы охраны биосферы. Мероприятия по охране биосфере: международные организации и программы (МСОП, ЮНЕЕ и др.), экологический мониторинг, Красные книги.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
  • Результаты обучения
  • Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов:
  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,
  • позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  • Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
  • В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
  • В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования,
  • выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. II. Нормы оценок знаний обучающихся по предметам.
  • Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
  • Отметка «5»:
  • * полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
  • * чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
  • *для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  • * ответ самостоятельный.
  • Отметка «4»:
  • *раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
  • терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
  • Отметка «3»:
  • * усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
  • * не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
  • *не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.
  • Отметка «2»: - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.
  • Оценка практических умений учащихся
  • Отметка «5»:
  • * правильно определена цель опыта;
  • *самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  • *научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
  • Отметка «4»:
  • *правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
  • *1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
  • * в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
  • Отметка «3»:
  • * правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  • *допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
  • Отметка «2»:
  • *не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
  • * допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
  • Контрольных уроков за год – 3, лабораторных – 9. Промежуточная аттестация проводится в форме тесто, самостоятельных, проверочных. Изменение
  • часов по некоторым темам основано на практическом опыте преподавания биологии в 9 классе.
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
  • В результате изучения биологии ученик должен
  • знать/понимать
  •  признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; попу-
  • ляций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  •  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
  • размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения
  • энергии в экосистемах;
  •  особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
  • уметь
  •  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого
  • ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных
  • организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в со-
  • хранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в
  • природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  •  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за
  • ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  •  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
  • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
  • опасные для человека растения и животные;
  •  выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  •  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп)
  • и делать выводы на основе сравнения;
  •  определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  •  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
  • экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  •  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
  • ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  •  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  •  рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  •  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  •  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...