Методическая разработка. Организация проектной работы по генеалогии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Методическая разработка. Организация проектной работы по геологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Организация проектной работы по генеалогии

Программа общей биологии включает в себя тему «Генетика человека». В рамках этой темы я предлагаю учащимся  проекты по генеалогии. Темы проектов эмоционально близки каждому учащемуся, они с удовольствием выполняют эту  исследовательскую работу.

Задачи, которые я ставлю  перед собой, организуя работу по этому проекту:

  1. Расширить представления учащихся о методах изучения генетики человека
  2. Углубить знания о генеалогическом методе изучения наследственности человека
  3. Способствовать развитию у учащихся исследовательских навыков
  4.  Организовать работу учащихся по созданию родословных, систематизации семейного архива

Этапы реализации:

 - сбор информации;

 - классификация источников;

 -составление биографических справок на представителей своей семьи.

Средства проекта: уроки (накопление знаний по теме «Генетика»), НОУ (обработка информации, консультации),

Семья (поиск источников, формирование,  систематизация семейного архива).

Предполагаемые результаты проекта:

1. Уроки - интерес к предмету, формирование гражданственности, воспитание патриотизма.

2. НОУ - исследовательские навыки, оформление научных работ: статей, докладов, проектов, формирование надпредметных знаний, опыт публичного выступления.

3. Семья - формирование,  систематизация семейного архива, генеалогическое древо.

 Проект включает биологические разделы (они обязательны) и  несколько разделов по выбору учащихся. Работа над проектом длится с апреля по октябрь 10-11 класс. Небиологические разделы могут быть начаты в 8 классе и даже ранее, если в данном классе вы являетесь классным руководителем.

Биологические разделы проектов по генеалогии.

1. Медицинская генеалогия (изучение символики).

Изучение условных знаков принятых в медицинской генеалогии.

  1. Лицо женского пола                                                    

  1. Лицо мужского пола                                                

  1. Умершая женского пола

  1. Умерший мужского пола                                        

  1. Брачный союз                                                

        

  1. Брачный союз между

родственниками                        

  1. Развод или раздельное

проживание

  1. Развод и повторный брак

  1. Внебрачная связь

  1. Супружеская пара с тремя

детьми

  1. Семья с детьми от двух

разных браков

12. Супружеская пара, не имевшая детей

  1. Супружеская пара,

не имевшая детей

по причинам бесплодия

  1. Однояйцовые близнецы

женского пола

  1. Однояйцовые близнецы

мужского пола

  1. Разнояйцовые близнецы

разного пола

  1. Разнояйцовые близнецы

мужского пола

  1. Разнояйцовые близнецы

женского пола

  1. Приемная дочь

  1. Супружеская пара с

приемным ребенком

  1. Семья, в которой дочь

 была рождена с помощью

донорской спермы

  1. Семья, в которой дочь

была выношена

суррогатной матерью

  1. Семья, в которой дочь была

рождена с помощью донорской

яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа

  1. Выкидыш женского пола

  1. Выкидыш мужского пола

  1. Прерванная беременность

  1. Мертворожденный ребенок

мужского пола

  1. Мертворожденный ребенок

женского пола

  1. Мертворожденный ребенок

неизвестного пола

  1. Носительница патологичного гена

  1. Носитель патологичного гена

  1. Пробанд-мужчина

(для которого составляется

 родословная)

  1. Пробанд-женщина

(для которой составляется

родословная)

2. Изучение признаков, контролируемых доминантными и рецессивными генами

АУТОСОМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.

Признак

Органы и системы

Характер наследования

Доминантный

Рецессивный

Глаза

Цвет

Карие (зеленые)

Голубые (серые)

Голубые

Серые

Размер

Большие

Маленькие

Разрез

Прямой

Косой

Тип глаз

Монголоидный

Европеоидный

Верхнее веко

Нависающее

Нормальное

Нос

Размер

Крупный

Средний (маленький)

Форма

Прямой

Вогнутый

Выпуклый с горбинкой

Прямой

Острый, выступающий вперед

Нормальный

Узкий

Широкий

Переносица

Высокая и узкая

Низкая и широкая

Ноздри

Широкие

Узкие

Хрящевые крылья

Покрывают перегородку полностью или почти полностью

Оставляют перегородку открытой

Уши

Ширина

Широкие

Узкие

Длина

Длинные

Короткие

Острая верхушка уха

Имеется

Отсутствует

Мочка уха

Свободно висящая

Приросшая

Ямка на мочке

Имеется

Отсутствует

Губы

Форма

Негроидные

Европеоидные

Толщина

Толстые

Тонкие

Нижняя губа

Полная, „отвисающая”

Обычная

Способность „свертывать язык трубочкой”

Имеется

Отсутствует

„Волчья пасть”

Имеется

Отсутствует

„Заячья губа”

Имеется

Отсутствует

Зубы

Выступающие зубы

Имеются

Отсутствуют

Выступающие челюсти

Имеются

Отсутствуют

Щель между резцами

Имеется

Отсутствует

Малые коренные зубы

Отсутствуют

Имеются

Зубы у новорожденных

Имеются

Отсутствуют

Подбородок

Длина

Длинный

Короткий

Ширина

Широкий

Узкий

Форма

Прямой

Отступающий назад, „безвольный”

Выступающий вперед, „волевой”

Обычный

Круглый

Квадратный

Треугольная ямочка

Имеется

Отсутствует

Овал лица

Круглый

Продолговатый

Волосы

Пигментация

Имеется

Отсутствует (альбинизм)

Цвет

Нерыжие

Рыжие

Черные

Светло-русые

Каштановые

Светло-русые

Темные (несколько генов)

Светлые

Белый локон надо лбом

Имеется

Отсутствует

Структура

Жесткие

Мягкие

Тип волос

Негроидный, мелковьющиеся

Европеоидный, отсутствие мелких завитков

„Шерстистость”

„Секутся” на концах (ломкие)

Ровные концы, не иссеченные

Поседение

Раннее (до 25 лет)

Позднее (после 40 лет)

Облысение у жен.

Позднее

Раннее

Облысение у муж.

Раннее (до 25 лет)

Позднее (после 40 лет)

Оволосение тела

Сильное

Слабое

Ресницы

Длинные

Короткие

Брови

Цвет

Темные

Светлые

Густота

Густые

Редкие

Расположение

Несросшиеся

Сросшиеся

Кожа

Пигментация

Имеется

Отсутствует

Цвет

Желтый

Молочно-белый

Шоколадный

Молочно-белый

Смуглый

Белый

Наличие пятен

Имеются

Отсутствуют

Пигментные пятна в области крестца

Имеются

Отсутствуют

Веснушки на носу

Имеются

Отсутствуют

Веснушки на лбу

Имеются

Отсутствуют

Веснушки на щеках

Имеются

Отсутствуют

Толщина кожи

Толстая

Тонкая

Чешуйчатость

Имеется

Отсутствует

Узоры на коже пальцев рук

Эллиптические

Циркулярные

Череп

Размер

Крупный

Нормальный

Форма

Короткий (брахицефал)

Длинный (долихоцефал)

Прослеживающаяся связь размера че-репа со слабоумием

Микроцефал

Здоровый человек

Щеки

Ямочки на щеках

Имеются

Отсутствуют

Кости скелета

Рост

Низкий

Нормальный

Нормальный

Пропорциональная карликовость

Диспропорциональная карликовость (ахондроплазия)

Нормальный

Толщина костей

Тонкие

Нормальные

Твердость костей

Повышенная

Обычная

Хрупкость костей

Повышенная

Обычная

Врожденный вывих

Имеется

Отсутствует

Преимущественное владение рукой

Правой (правша)

Левой (левша)

Пальцы рук

  • Количество
  • Длина  

  • Сросшиеся

Многопалость (6,7…) (полидактилия)

Норма (5)

Укороченные (брахидактилия)

Нормальная длина

Имеются (синдактилия)

Отсутствуют

Абсолютный музыкальный слух

Имеется

Отсутствует

Тип голоса

У женщин

Сопрано

Альт

У мужчин

Бас

Тенор

АУТОСОМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.

Фенотипы гомозиготных особей

Фенотипы гетерозиготных особей

Гомодоминантный

генотип ĀĀ

Гоморецессивный

генотип āā

Курчавые волосы

Прямые гладкие волосы

Волнистые волосы

Нормальный размер глазных яблок (анофтальмия – )

Отсутствие глазных яблок (анофтальмия +)

Уменьшенный размер глазных яблок

Черный цвет бровей

Светлый цвет бровей

Темный цвет бровей

Широко посаженные глаза

Близко посаженные глаза

Среднее расстояние между глазами

Большой рот

Маленький рот

Средний размер рта

3. Составление генеалогического древа.

4. Прослеживание наследования признаков в ряду поколений (цвета глаз, волос, характер волос, рост, праворукость, леворукость и т.д.).

5. Определение  генотипов всех родственников, если это возможно.  

Указывают, есть ли в роду близкородственные браки, наследственные заболевания, рождение близнецов, двойняшек.

6. Характеристика своего фенотипа и предположительное определение  своего генотипа.

Системы и органы

Мои родители

Мой фенотип и генотип

Мама

Папа

фенотип

генотип

фенотип

генотип

фенотип

генотип

Глаза

Цвет

Размер

Разрез

Тип

Верхнее веко

(нависание – / +)

Нос

Размер

Форма

Перено-сица

Высота

Ширина

Ноздри (ширина)

Перегородка носа (открытая – / +)

Уши

Ширина

Длина

Наличие острой верхушки

Характер мочки

Ямочка на мочке

(– / +)

Губы

Форма

Толщина

Нижняя полная, „отвисающая”(– / +)

Умение „свертывать язык трубочкой”

„Волчья пасть”

„Заячья губа”

Зубы

Зубы

выступающие(– / +)

Челюсти

выступающие (– / +)

Щель между резцами

Малые коренные

зубы (– / +)

Зубы у

новорожденных

(– / +)

Подбо-родок

Длина

Ширина

Форма

Треугольная

ямочка (– / +)

Овал лица

Волосы

Пригментация

Цвет

Белый локон надо лбом

Структура

Тип волос

„Шерстистость”

Поседение

Облысение у женщин

Облысение у мужчин

Оволосение тела

Ресницы

Брови

Цвет

Густота

Расположение

Кожа

Пигментация

Цвет

Наличие пятен

Пигментные пятна в области крестца

Веснушки на носу

Веснушки на лбу

Веснушки на щеках

Толщина кожи

Чешуйчатость

Узоры на коже пальцев рук

Череп

Размер

Форма

Прослеживающаяся связь размера черепа со слабоумием

Щеки

Ямочки на щеках

Кости скелета

Рост

Толщина костей

Твердость костей

Хрупкость костей

Врожденный вывих

Преимущественное владение рукой

Количество пальцев рук

Длина пальцев рук

Сросшиеся пальцы рук

Абсолютный музыкальный слух

Тип голоса

У мужчин

У женщин

7. Реализация генетической информации в генотипе (цвет волос, характер волос, цвет глаз, леворукость, способности...).

8. Изучение родословных известных людей.

Разделы проектов по генеалогии по выбору.

1. История моей семьи.

У меня есть своя история. Понятия: «родословная», «родословное древо». События прошлого и их отражение в истории моей семьи. Зачем нужно знать свою родословную 

2. Я и мое имя.

Что такое отчество и фамилия. Имена и фамилии моего рода. Что означают наши имена. Откуда они к нам пришли. Мое имя.

3. География моей семьи.

География расселения моих родственников по территории страны. Города в жизни моей семьи, их влияние на судьбу моих родственников. 

4. Профессии в моей семье.

Образовательный и профессиональный уровень моих родственников. Трудовые династии в моей семье. Моя будущая профессия. Возможные модели достижения высокой квалификации в моей будущей профессии.

5. Наши семейные традиции, обычаи, любимые занятия.

Традиции и обычаи моей семьи: когда появились, кто был основоположником, как передаются последующим поколениям. Любимые занятия членов моей семьи. Как я провожу свободное время. Чем я люблю заниматься. Семейные реликвии

6. Семья в моем восприятии.

«Моя семья», «Какой я представляю себе идеальную семью», «Роль семьи сегодня ».

7. Войны в судьбе моей семьи.

8. Семейные традиции и фольклор.

Для более полного раскрытия темы проекта предлагаются в помощь вопросы по темам.

(Вопросник)

  Генеалогия.

1. Много ли вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

2. Сколько поколений знаете? Можете ли начертить генеалогическое древо?

3. Знаете ли вы о происхождении своей фамилии?

4.  Как вы связаны с дальними родственниками? Много ли их у вас?

5. Есть ли (была ли) традиция переписки?

Семейные рассказы.

1. Какие яркие факты из истории рода, семьи (страшные, смешные, любопытные) вам известны?

2.  Считаете ли вы кого-либо в роду интересной личностью, почему? Что о нем рассказывают?

3.  Были ли в роду одаренные люди?

4.  Кто и что рассказывает о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

5. Интересные случаи, биографические факты, которые дома неоднократно вспоминают, повторяют (может быть, коллективно)?

6.  Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями?

7.  Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?

8.  Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?

9.  При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

Наследственность и связи родственников.

1. Передаются ли в вашем роду по наследству способности, интересы, личные качества, иные свойства?

2. Не было ли в истории семьи таинственных закономерностей, повторяющихся событий?

3.  С кем из родственников вы ощущаете наибольшую связь или сходство?

4. Обращаетесь ли и в каких формах за помощью (или за чем-либо иным) родственникам?

5. Не было ли чувств, ощущений, мыслей о родственниках на расстоянии, которые впоследствии оправдывались?

История взаимоотношений.

1.Были ли в роду (семье) конфликты? (Если можно, охарактеризуйте их.)

2. Были ли ситуации непонимания (ссор, размолвок) между детьми и родителями?

3. Если есть мачехи, отчимы, сводные братья и сестры, как складываются с ними отношения?

4. Каковы ваши отношения с сестрами и братьями? (А каковы они в других поколениях семьи?)

5. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?

6. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?

7. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?

8. Не было ли ситуаций, когда родственники не узнали друг друга?

9.Приходилось ли принимать в семью нового человека?

 События семейной жизни.

1.  Знаете ли вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

2. Назовите знаменательные случаи, связанные со свадьбой.

3. Есть ли интересные обстоятельства, связанные с рождением детей?

4.Почему вас так назвали (имя)? Что вы знаете об именах других членов семьи?

 Память о предках.

1. Есть ли у вас в семье дни поминовения? Какие это дни?

2. Как обычно поминаете умерших родственников?

3. Есть ли семейные реликвии? С чем они связаны?

4. Храните ли фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фото?

5. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

6. Какие документы представляют наибольшую, на ваш взгляд, ценность?

7. Храните ли письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

8. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?

9. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

10. Не сохраняются ли мемуары, дневники членов семьи?

  Дом.

1.   Какое место вы считаете «родиной»?

2. Что для вас «родной дом»?

3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?

4. Какое помещение (место) в доме (квартире) у вас самое любимое и почему?

5. Где и когда семья (родственники) собирается вместе?

6.  Не было ли необычных происшествий, связанных с домом, квартирой?

Праздники.

1. Какие праздники вы считаете семейными?

2.Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?

3.Какие формы поздравлений приняты в вашей семье?

4.Расскажите о праздновании юбилеев.

5. Есть ли (сохраняются) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и пр.)?

6. Отмечаются ли даты свадеб?

7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?

8. Являются ли таковыми профессиональные праздники?

9. Как отмечаете Новый год? Какие ритуальные моменты обязательны? О чем говорите за новогодним столом?

10.  Есть ли любимые тосты?

11. Кто в доме обычно руководит застольем и праздником?

12. Отмечаете ли религиозные праздники, например Рождество,  Пасху? Всегда ли так было в семье?

13. Отмечаете ли государственные праздники и какие (8 Марта, 1 Мая, другие).

 Повседневное общение.

1.Есть ли у вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?

2. Какие формы приветствий и прощаний у вас приняты?

3.Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?

4. Есть ли семейные приметы (как традиционные, которым вы следуете, так и «домашнего» происхождения)?

5.Назовите домашние формы имен членов семьи.

6. Не называете ли вы бабушек, дедушек, родителей по имени или как-либо иначе? Почему? Какими формами наименований, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», пользуетесь?

7. Как принято обращаться к тетям и дядям в вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?

8. Назовите клички ваших домашних животных.

9.  Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов (например, автомобиля, дачи и др.)?

10.  Есть ли прозвища? У кого? Какие?

11. Есть ли шутки, дразнилки, в том числе понятные только членам вашей семьи? Как они произошли?

12. Есть ли устойчивые выражения, названия, характеристики предметов, явлений, людей, понятные только вам? Назовите некоторые.

13. Перечислите типовые упреки, высказывания и т. п. в случае размолвки; слова для примирения.

 Ребенок в семье.

1.  Что в вашей семье поют и рассказывают детям, в том числе на ночь? Что вам пели и рассказывали в детстве? Если ничего, чем заменяли пение и рассказывание?

2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в вашей семье? Если можно — расскажите.

3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т. п.?

4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны или плохо учатся?

5. Формы (в том числе словесные) поощрений. Кого приводят в пример?

6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?

7.  Что вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?

8.  Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны вам с детства?

9. Какие события в жизни ребенка отмечаются, празднуются в вашей семье?

10.Что считается в вашей семье признаком взрослости?

11.Может ли ваша успеваемость по какому-нибудь предмету в школе служить приметой того, что вы изберете специальность, связанную с этой отраслью знаний? Нет ли других примет, которые можно истолковать как предсказание вашей судьбы?

12. Ваш «образ» семьи (в любом исполнении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"

Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"

Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"

Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"...

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....