Методическая разработка. Организация проектной работы по генеалогии
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Методическая разработка. Организация проектной работы по геологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._organizatsiya_proektnoy_raboty_po_genealogii.docx | 73.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Организация проектной работы по генеалогии
Программа общей биологии включает в себя тему «Генетика человека». В рамках этой темы я предлагаю учащимся проекты по генеалогии. Темы проектов эмоционально близки каждому учащемуся, они с удовольствием выполняют эту исследовательскую работу.
Задачи, которые я ставлю перед собой, организуя работу по этому проекту:
- Расширить представления учащихся о методах изучения генетики человека
- Углубить знания о генеалогическом методе изучения наследственности человека
- Способствовать развитию у учащихся исследовательских навыков
- Организовать работу учащихся по созданию родословных, систематизации семейного архива
Этапы реализации:
- сбор информации;
- классификация источников;
-составление биографических справок на представителей своей семьи.
Средства проекта: уроки (накопление знаний по теме «Генетика»), НОУ (обработка информации, консультации),
Семья (поиск источников, формирование, систематизация семейного архива).
Предполагаемые результаты проекта:
1. Уроки - интерес к предмету, формирование гражданственности, воспитание патриотизма.
2. НОУ - исследовательские навыки, оформление научных работ: статей, докладов, проектов, формирование надпредметных знаний, опыт публичного выступления.
3. Семья - формирование, систематизация семейного архива, генеалогическое древо.
Проект включает биологические разделы (они обязательны) и несколько разделов по выбору учащихся. Работа над проектом длится с апреля по октябрь 10-11 класс. Небиологические разделы могут быть начаты в 8 классе и даже ранее, если в данном классе вы являетесь классным руководителем.
Биологические разделы проектов по генеалогии.
1. Медицинская генеалогия (изучение символики).
Изучение условных знаков принятых в медицинской генеалогии.
- Лицо женского пола
- Лицо мужского пола
- Умершая женского пола
- Умерший мужского пола
- Брачный союз
- Брачный союз между
родственниками
- Развод или раздельное
проживание
- Развод и повторный брак
- Внебрачная связь
- Супружеская пара с тремя
детьми
- Семья с детьми от двух
разных браков
12. Супружеская пара, не имевшая детей
- Супружеская пара,
не имевшая детей
по причинам бесплодия
- Однояйцовые близнецы
женского пола
- Однояйцовые близнецы
мужского пола
- Разнояйцовые близнецы
разного пола
- Разнояйцовые близнецы
мужского пола
- Разнояйцовые близнецы
женского пола
- Приемная дочь
- Супружеская пара с
приемным ребенком
- Семья, в которой дочь
была рождена с помощью
донорской спермы
- Семья, в которой дочь
была выношена
суррогатной матерью
- Семья, в которой дочь была
рождена с помощью донорской
яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа
- Выкидыш женского пола
- Выкидыш мужского пола
- Прерванная беременность
- Мертворожденный ребенок
мужского пола
- Мертворожденный ребенок
женского пола
- Мертворожденный ребенок
неизвестного пола
- Носительница патологичного гена
- Носитель патологичного гена
- Пробанд-мужчина
(для которого составляется
родословная)
- Пробанд-женщина
(для которой составляется
родословная)
2. Изучение признаков, контролируемых доминантными и рецессивными генами
АУТОСОМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.
Признак Органы и системы | Характер наследования | ||
Доминантный | Рецессивный | ||
Глаза | Цвет | Карие (зеленые) | Голубые (серые) |
Голубые | Серые | ||
Размер | Большие | Маленькие | |
Разрез | Прямой | Косой | |
Тип глаз | Монголоидный | Европеоидный | |
Верхнее веко | Нависающее | Нормальное | |
Нос | Размер | Крупный | Средний (маленький) |
Форма | Прямой | Вогнутый | |
Выпуклый с горбинкой | Прямой | ||
Острый, выступающий вперед | Нормальный | ||
Узкий | Широкий | ||
Переносица | Высокая и узкая | Низкая и широкая | |
Ноздри | Широкие | Узкие | |
Хрящевые крылья | Покрывают перегородку полностью или почти полностью | Оставляют перегородку открытой | |
Уши | Ширина | Широкие | Узкие |
Длина | Длинные | Короткие | |
Острая верхушка уха | Имеется | Отсутствует | |
Мочка уха | Свободно висящая | Приросшая | |
Ямка на мочке | Имеется | Отсутствует | |
Губы | Форма | Негроидные | Европеоидные |
Толщина | Толстые | Тонкие | |
Нижняя губа | Полная, „отвисающая” | Обычная | |
Способность „свертывать язык трубочкой” | Имеется | Отсутствует | |
„Волчья пасть” | Имеется | Отсутствует | |
„Заячья губа” | Имеется | Отсутствует | |
Зубы | Выступающие зубы | Имеются | Отсутствуют |
Выступающие челюсти | Имеются | Отсутствуют | |
Щель между резцами | Имеется | Отсутствует | |
Малые коренные зубы | Отсутствуют | Имеются | |
Зубы у новорожденных | Имеются | Отсутствуют | |
Подбородок | Длина | Длинный | Короткий |
Ширина | Широкий | Узкий | |
Форма | Прямой | Отступающий назад, „безвольный” | |
Выступающий вперед, „волевой” | Обычный | ||
Круглый | Квадратный | ||
Треугольная ямочка | Имеется | Отсутствует | |
Овал лица | Круглый | Продолговатый | |
Волосы | Пигментация | Имеется | Отсутствует (альбинизм) |
Цвет | Нерыжие | Рыжие | |
Черные | Светло-русые | ||
Каштановые | Светло-русые | ||
Темные (несколько генов) | Светлые | ||
Белый локон надо лбом | Имеется | Отсутствует | |
Структура | Жесткие | Мягкие | |
Тип волос | Негроидный, мелковьющиеся | Европеоидный, отсутствие мелких завитков | |
„Шерстистость” | „Секутся” на концах (ломкие) | Ровные концы, не иссеченные | |
Поседение | Раннее (до 25 лет) | Позднее (после 40 лет) | |
Облысение у жен. | Позднее | Раннее | |
Облысение у муж. | Раннее (до 25 лет) | Позднее (после 40 лет) | |
Оволосение тела | Сильное | Слабое | |
Ресницы | Длинные | Короткие | |
Брови | Цвет | Темные | Светлые |
Густота | Густые | Редкие | |
Расположение | Несросшиеся | Сросшиеся | |
Кожа | Пигментация | Имеется | Отсутствует |
Цвет | Желтый | Молочно-белый | |
Шоколадный | Молочно-белый | ||
Смуглый | Белый | ||
Наличие пятен | Имеются | Отсутствуют | |
Пигментные пятна в области крестца | Имеются | Отсутствуют | |
Веснушки на носу | Имеются | Отсутствуют | |
Веснушки на лбу | Имеются | Отсутствуют | |
Веснушки на щеках | Имеются | Отсутствуют | |
Толщина кожи | Толстая | Тонкая | |
Чешуйчатость | Имеется | Отсутствует | |
Узоры на коже пальцев рук | Эллиптические | Циркулярные | |
Череп | Размер | Крупный | Нормальный |
Форма | Короткий (брахицефал) | Длинный (долихоцефал) | |
Прослеживающаяся связь размера че-репа со слабоумием | Микроцефал | Здоровый человек | |
Щеки | Ямочки на щеках | Имеются | Отсутствуют |
Кости скелета | Рост | Низкий | Нормальный |
Нормальный | Пропорциональная карликовость | ||
Диспропорциональная карликовость (ахондроплазия) | Нормальный | ||
Толщина костей | Тонкие | Нормальные | |
Твердость костей | Повышенная | Обычная | |
Хрупкость костей | Повышенная | Обычная | |
Врожденный вывих | Имеется | Отсутствует | |
Преимущественное владение рукой | Правой (правша) | Левой (левша) | |
Пальцы рук
| Многопалость (6,7…) (полидактилия) | Норма (5) | |
Укороченные (брахидактилия) | Нормальная длина | ||
Имеются (синдактилия) | Отсутствуют | ||
Абсолютный музыкальный слух | Имеется | Отсутствует | |
Тип голоса | У женщин | Сопрано | Альт |
У мужчин | Бас | Тенор |
АУТОСОМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ. НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.
Фенотипы гомозиготных особей | Фенотипы гетерозиготных особей | |
Гомодоминантный генотип ĀĀ | Гоморецессивный генотип āā | |
Курчавые волосы | Прямые гладкие волосы | Волнистые волосы |
Нормальный размер глазных яблок (анофтальмия – ) | Отсутствие глазных яблок (анофтальмия +) | Уменьшенный размер глазных яблок |
Черный цвет бровей | Светлый цвет бровей | Темный цвет бровей |
Широко посаженные глаза | Близко посаженные глаза | Среднее расстояние между глазами |
Большой рот | Маленький рот | Средний размер рта |
3. Составление генеалогического древа.
4. Прослеживание наследования признаков в ряду поколений (цвета глаз, волос, характер волос, рост, праворукость, леворукость и т.д.).
5. Определение генотипов всех родственников, если это возможно.
Указывают, есть ли в роду близкородственные браки, наследственные заболевания, рождение близнецов, двойняшек.
6. Характеристика своего фенотипа и предположительное определение своего генотипа.
Системы и органы | Мои родители | Мой фенотип и генотип | ||||||
Мама | Папа | |||||||
фенотип | генотип | фенотип | генотип | фенотип | генотип | |||
Глаза | Цвет | |||||||
Размер | ||||||||
Разрез | ||||||||
Тип | ||||||||
Верхнее веко (нависание – / +) | ||||||||
Нос | Размер | |||||||
Форма | ||||||||
Перено-сица | Высота | |||||||
Ширина | ||||||||
Ноздри (ширина) | ||||||||
Перегородка носа (открытая – / +) | ||||||||
Уши | Ширина | |||||||
Длина | ||||||||
Наличие острой верхушки | ||||||||
Характер мочки | ||||||||
Ямочка на мочке (– / +) | ||||||||
Губы | Форма | |||||||
Толщина | ||||||||
Нижняя полная, „отвисающая”(– / +) | ||||||||
Умение „свертывать язык трубочкой” | ||||||||
„Волчья пасть” | ||||||||
„Заячья губа” | ||||||||
Зубы | Зубы выступающие(– / +) | |||||||
Челюсти выступающие (– / +) | ||||||||
Щель между резцами | ||||||||
Малые коренные зубы (– / +) | ||||||||
Зубы у новорожденных (– / +) | ||||||||
Подбо-родок | Длина | |||||||
Ширина | ||||||||
Форма | ||||||||
Треугольная ямочка (– / +) | ||||||||
Овал лица | ||||||||
Волосы | Пригментация | |||||||
Цвет | ||||||||
Белый локон надо лбом | ||||||||
Структура | ||||||||
Тип волос | ||||||||
„Шерстистость” | ||||||||
Поседение | ||||||||
Облысение у женщин | ||||||||
Облысение у мужчин | ||||||||
Оволосение тела | ||||||||
Ресницы | ||||||||
Брови | Цвет | |||||||
Густота | ||||||||
Расположение | ||||||||
Кожа | Пигментация | |||||||
Цвет Наличие пятен | ||||||||
Пигментные пятна в области крестца | ||||||||
Веснушки на носу | ||||||||
Веснушки на лбу | ||||||||
Веснушки на щеках | ||||||||
Толщина кожи | ||||||||
Чешуйчатость | ||||||||
Узоры на коже пальцев рук | ||||||||
Череп | Размер | |||||||
Форма | ||||||||
Прослеживающаяся связь размера черепа со слабоумием | ||||||||
Щеки | Ямочки на щеках | |||||||
Кости скелета | Рост | |||||||
Толщина костей | ||||||||
Твердость костей | ||||||||
Хрупкость костей | ||||||||
Врожденный вывих | ||||||||
Преимущественное владение рукой | ||||||||
Количество пальцев рук | ||||||||
Длина пальцев рук | ||||||||
Сросшиеся пальцы рук | ||||||||
Абсолютный музыкальный слух | ||||||||
Тип голоса | У мужчин | |||||||
У женщин |
7. Реализация генетической информации в генотипе (цвет волос, характер волос, цвет глаз, леворукость, способности...).
8. Изучение родословных известных людей.
Разделы проектов по генеалогии по выбору.
1. История моей семьи.
У меня есть своя история. Понятия: «родословная», «родословное древо». События прошлого и их отражение в истории моей семьи. Зачем нужно знать свою родословную
2. Я и мое имя.
Что такое отчество и фамилия. Имена и фамилии моего рода. Что означают наши имена. Откуда они к нам пришли. Мое имя.
3. География моей семьи.
География расселения моих родственников по территории страны. Города в жизни моей семьи, их влияние на судьбу моих родственников.
4. Профессии в моей семье.
Образовательный и профессиональный уровень моих родственников. Трудовые династии в моей семье. Моя будущая профессия. Возможные модели достижения высокой квалификации в моей будущей профессии.
5. Наши семейные традиции, обычаи, любимые занятия.
Традиции и обычаи моей семьи: когда появились, кто был основоположником, как передаются последующим поколениям. Любимые занятия членов моей семьи. Как я провожу свободное время. Чем я люблю заниматься. Семейные реликвии
6. Семья в моем восприятии.
«Моя семья», «Какой я представляю себе идеальную семью», «Роль семьи сегодня ».
7. Войны в судьбе моей семьи.
8. Семейные традиции и фольклор.
Для более полного раскрытия темы проекта предлагаются в помощь вопросы по темам.
(Вопросник)
Генеалогия.
1. Много ли вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?
2. Сколько поколений знаете? Можете ли начертить генеалогическое древо?
3. Знаете ли вы о происхождении своей фамилии?
4. Как вы связаны с дальними родственниками? Много ли их у вас?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки?
Семейные рассказы.
1. Какие яркие факты из истории рода, семьи (страшные, смешные, любопытные) вам известны?
2. Считаете ли вы кого-либо в роду интересной личностью, почему? Что о нем рассказывают?
3. Были ли в роду одаренные люди?
4. Кто и что рассказывает о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?
5. Интересные случаи, биографические факты, которые дома неоднократно вспоминают, повторяют (может быть, коллективно)?
6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями?
7. Есть ли семейные рассказы о детях, о вашем детстве (со слов старших)?
8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?
9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?
Наследственность и связи родственников.
1. Передаются ли в вашем роду по наследству способности, интересы, личные качества, иные свойства?
2. Не было ли в истории семьи таинственных закономерностей, повторяющихся событий?
3. С кем из родственников вы ощущаете наибольшую связь или сходство?
4. Обращаетесь ли и в каких формах за помощью (или за чем-либо иным) родственникам?
5. Не было ли чувств, ощущений, мыслей о родственниках на расстоянии, которые впоследствии оправдывались?
История взаимоотношений.
1.Были ли в роду (семье) конфликты? (Если можно, охарактеризуйте их.)
2. Были ли ситуации непонимания (ссор, размолвок) между детьми и родителями?
3. Если есть мачехи, отчимы, сводные братья и сестры, как складываются с ними отношения?
4. Каковы ваши отношения с сестрами и братьями? (А каковы они в других поколениях семьи?)
5. Есть ли родственники, с которыми нельзя (или невозможно) ссориться?
6. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
7. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников?
8. Не было ли ситуаций, когда родственники не узнали друг друга?
9.Приходилось ли принимать в семью нового человека?
События семейной жизни.
1. Знаете ли вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Назовите знаменательные случаи, связанные со свадьбой.
3. Есть ли интересные обстоятельства, связанные с рождением детей?
4.Почему вас так назвали (имя)? Что вы знаете об именах других членов семьи?
Память о предках.
1. Есть ли у вас в семье дни поминовения? Какие это дни?
2. Как обычно поминаете умерших родственников?
3. Есть ли семейные реликвии? С чем они связаны?
4. Храните ли фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фото?
5. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
6. Какие документы представляют наибольшую, на ваш взгляд, ценность?
7. Храните ли письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
8. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
9. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?
10. Не сохраняются ли мемуары, дневники членов семьи?
Дом.
1. Какое место вы считаете «родиной»?
2. Что для вас «родной дом»?
3. Были ли в истории семьи переезды, что с ними связано?
4. Какое помещение (место) в доме (квартире) у вас самое любимое и почему?
5. Где и когда семья (родственники) собирается вместе?
6. Не было ли необычных происшествий, связанных с домом, квартирой?
Праздники.
1. Какие праздники вы считаете семейными?
2.Как отмечаете дни рождения? Есть ли отличия дней рождения ребенка и взрослого члена семьи?
3.Какие формы поздравлений приняты в вашей семье?
4.Расскажите о праздновании юбилеев.
5. Есть ли (сохраняются) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и пр.)?
6. Отмечаются ли даты свадеб?
7. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
8. Являются ли таковыми профессиональные праздники?
9. Как отмечаете Новый год? Какие ритуальные моменты обязательны? О чем говорите за новогодним столом?
10. Есть ли любимые тосты?
11. Кто в доме обычно руководит застольем и праздником?
12. Отмечаете ли религиозные праздники, например Рождество, Пасху? Всегда ли так было в семье?
13. Отмечаете ли государственные праздники и какие (8 Марта, 1 Мая, другие).
Повседневное общение.
1.Есть ли у вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие формы приветствий и прощаний у вас приняты?
3.Какие формы напутствий в дорогу, при любом расставании приняты в вашей семье?
4. Есть ли семейные приметы (как традиционные, которым вы следуете, так и «домашнего» происхождения)?
5.Назовите домашние формы имен членов семьи.
6. Не называете ли вы бабушек, дедушек, родителей по имени или как-либо иначе? Почему? Какими формами наименований, образованных от слов «бабушка», «дедушка», «мама», «папа», пользуетесь?
7. Как принято обращаться к тетям и дядям в вашей семье? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
8. Назовите клички ваших домашних животных.
9. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов (например, автомобиля, дачи и др.)?
10. Есть ли прозвища? У кого? Какие?
11. Есть ли шутки, дразнилки, в том числе понятные только членам вашей семьи? Как они произошли?
12. Есть ли устойчивые выражения, названия, характеристики предметов, явлений, людей, понятные только вам? Назовите некоторые.
13. Перечислите типовые упреки, высказывания и т. п. в случае размолвки; слова для примирения.
Ребенок в семье.
1. Что в вашей семье поют и рассказывают детям, в том числе на ночь? Что вам пели и рассказывали в детстве? Если ничего, чем заменяли пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в вашей семье? Если можно — расскажите.
3. Есть ли сказки и сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т. п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны или плохо учатся?
5. Формы (в том числе словесные) поощрений. Кого приводят в пример?
6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?
7. Что вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны вам с детства?
9. Какие события в жизни ребенка отмечаются, празднуются в вашей семье?
10.Что считается в вашей семье признаком взрослости?
11.Может ли ваша успеваемость по какому-нибудь предмету в школе служить приметой того, что вы изберете специальность, связанную с этой отраслью знаний? Нет ли других примет, которые можно истолковать как предсказание вашей судьбы?
12. Ваш «образ» семьи (в любом исполнении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к проектной работе: "Война и мир"
Методическая разработка урока-презентации по теме: ” Война и мир “. Немецкий язык. 9 класс....
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"
Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...
Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"
В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"
Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"...
Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"
Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....