Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
учебно-методический материал
Цель:
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kondina_a.a._doklad_razvitie_issledovaetelskoy_kompetentsii.docx | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 городского округа г. Выксы Нижегородской области
Конкурс «Учитель года»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
Кондина Анастасия Александровна учитель биологии МБОУ СШ №8
г. Выкса
2019 г.
Пояснительная записка
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Л.Н. Толстой
В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.
Ребенок рождается исследователем! Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для обучения.
В ФГОС для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к результатам освоения выпускниками программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.
Поэтому в настоящее время важно усиление практической направленности в преподавании биологии, на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательской деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:
- легко вписывается в учебный процесс;
- обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- развивает коммуникабельность, умение ориентироваться в информации, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Специфика исследовательского метода заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие учащихся с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на самостоятельный поиск.
Цель:
Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Задачи:
- Формирование умений самостоятельной исследовательской работы.
- Выработка умений применять теоретические знания и современные методы научных исследований в практической деятельности.
- Развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора.
- Повышение качества усвоения изучаемых учебных дисциплин естественнонаучного цикла.
- Формирование учебной и познавательной деятельности на
- протяжении «всей жизни».
Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: цель, задачи, гипотеза, методы, план действия, результаты и рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Главный критерий – личный интерес и увлечённость учащихся. Учитель выступает как организатор исследовательской деятельности школьника. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности.
В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Содержание заданий исследовательского характера ставит целью развитие познавательной самостоятельности учащихся, воспитания бережного отношения к природе, развитие специальных учебных умений, изучение видового разнообразия флоры и фауны, особенно своей местности. Осознания ценности своего здоровья и благополучия планеты.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, дает огромные возможности для исследования, в процессе которого дети учатся излагать свои мысли, работать индивидуально и в группе. Необходимо через особые формы организации урока (урок – семинар, урок – ролевая игра, урок – конференция и др.) а также различные формы деятельности учащихся (групповую, индивидуальную, парную) формировать исследовательские умения.
В курсе «Биология 6 класс» - создание модели цветка; вегетативное размножение: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения; наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений; летние задания: сбор растений, исследование их морфологических особенностей и местообитания, оформление гербария. Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Составляя рабочую программу, я включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету.
Формировать навыки исследовательской деятельности важно и во внеурочной работе, которая позволяет учащимся интересующимся предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, развивают у школьников исследовательские умения. Выполнение научно-исследовательских работ и участие в конкурсах дает возможность развивать коммуникативные навыки. Получить новые знания и возможность их применения на практике. Именно внеурочная деятельность дает право на самые смелые вопросы и открытия.
Приметы работ:
«Определение качества воздуха г.Выксы методом лихеноиндикации»
«Влияние комнатных растений на организм человека»
«Исследование моющих средств для мытья посуды»
«Определение группы крови с помощью цоликлонов (моноклональных антител)»
«Исследование влияния бактерий фирмы Biolatic на жизнедеятельность сельскохозяйственных животных»
Вывод
Использование метода исследовательской деятельности позволило повысить уровень познавательных способностей, обучающихся и качество знаний (диаграмма1). Также наблюдается повышение интереса школьников к предмету «Биология», о чем свидетельствуют победы в конкурсах и олимпиадах (таблица1).
Диаграмма 1. Качество знаний
Учебный год | Участник | Уровень | Результат |
2015-2016 | Латухова Ксения 6 класс | Муниципальный | Призер |
2015-2016 | Макарова Елизавета 6 класс | Муниципальный | Призер |
2016-2017 | Латухова Ксения 7 класс | Муниципальный | Призер |
2017-2018 | Кульбака Никита 7 класс | Муниципальный | Победитель |
2017-2018 | Аулова Елена 8 класс | Региональный | 3 место |
2018-2019 | Бубенчиков Матвей 9 класс | Муниципальный | Победитель |
2018-2019 | Ладугин Иван 8 класс | Муниципальный | Победитель |
2018-2019 | Калинина Алиса 10 класс | Муниципальный | Призер |
Таблица1. Победители и призеры олимпиад
В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся:
• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
• грамотно работают с информацией;
• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них.
Высокий уровень мотивации к учебной деятельности, создаёт благоприятные условия для сотрудничества ученика и учителя. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
В итоге можно сделать вывод, применение исследовательского метода нацелено на развитие личности ребёнка. Однажды совершив открытие, пусть даже маленькое, новое только для него, ребёнок начинает понимать ценность знания, что делает это знание гораздо более прочным и осознанным. К педагогу же приходит удовлетворение, когда он понимает, что помог ребёнку постичь не только азы своего предмета, но и способствовал развитию личных качеств гражданина, специалиста, человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время.
Из опыта работы по организации и сопровождению ученических исследовательских работ и проектов на уроках биологии и во внеурочное время....
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...
Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирован...
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Задачи:Формирование умений самостоятельной исследовател...
Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС
ВЦель Цель: Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (из опыта работы)
laquo;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....